Методы оценки физического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы оценки физического развития



 

Антропометрия. Определение уровня и особенностей физического развития осуществляется с помощью антропометрии. Антропометрические измерения проводят с использованием специальных стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя; вес тела; окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени; жизненная емкость легких (ЖЕЛ); становая сила; сила мышц кисти; диаметры – плечевой, грудной клетки; жироотложение.

Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (по возрасту, полу, профессии и т. д.). При оценке по стандартам, сначала определяется отличие показателей обследуемого человека от аналогичных стандартных.

Метод корреляции. Метод основан на том факте, что физическое развитие разных частей тела взаимосвязано между собой. Разрабатываются специальные номограммы, позволяющие производить оценку физического развития одной части тела по данным развития другой.

Метод индексов. Метод позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы рассчитаны на основе взаимосвязи антропометрических признаков (роста с весом, с силой, с ЖЕЛ и т. п.). Наиболее распространенные индексы:

· Ростовой индекс Брока–Бругша. Для получения должной величины веса у людей с ростом до 165 см вычитается цифра 100; с ростом 165-175 см – цифра 105; с ростом свыше 175 см – цифра 110. Полученная разность, выраженная в килограммах и считается должным весом.

· Весо-ростовой индекс (по Кетле ) определяется делением веса (в граммах) на данные роста (в сантиметрах). Средние показателями у мужчин 350-400 г., у женщин 325-375 г.

· Жизненный индекс определяется путем деления показателя ЖЕЛ (мл) на вес тела (кг).Средняя величина составляет для мужчин – 60 мл/кг, для женщин – 50 мл/кг. Для спортсменов и спортсменок – на 10 мл/кг больше.

· Силовой индекс получают делением показателя силы на вес тела и выражают в процентах. Средние величины силы кисти у мужчин – 70-75%, у женщин – 50-60%; у спортсменов – 75-80%, у спортсменок – 60-70%.

Коэффициент пропорциональности (КП). Он определяется делением разницы величин роста стоя и роста сидя на величину роста сидя. Выражается в процентах. В норме КП = 87-92%. Спортсмены с низким КП имеют определенное преимущество в видах спорта, требующих хорошую устойчивость тела в пространстве (горнолыжный спорт, борьба и др.). Спортсмены с высоким КП (более 92%) имеют преимущество в прыжках и беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.

 

Функциональное состояние. Функциональные пробы

 

Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, реакцию организма на физическую нагрузку.

Пульс – важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы, отражающий частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Пульс покоя измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-ти или 20-ти секундным отрезкам два раза подряд. Затем число ударов расчитывается в минуту. ЧСС в покое у мужчин 55-70 уд/мин, у женщин 60-75 уд/мин. При большей частоте пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – редким (брадикардия).

Артериальное давление (АД).

Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давление. Измеряется миллиметрах ртутного столба. Нормальные величины АД для студентов: 100-129 – систолическое; 60-79 – диастолическое. Состояние с повышеными величинами АД называется гипертоническим, а с пониженными – гипотоническим.

Функциональные пробы используются для полной характеристики состояния организма занимающегося и его тренированности.

Проба: 20 приседаний за 30 секунд.

Студент сидит 3 минуты; подсчитывается ЧСС; затем выполняется 20 приседаний за 30 секунд; сразу после этого подсчитывается ЧСС. Определяется увеличение ЧСС в процентах. Восстановление пульса после нагрузки определяется измерением ЧСС через три минуты после окончания приседаний.

Гарвардский степ-тест.

Проведение теста заключается в восхождении и спуске со ступеньки стандартной величины (50см-для мужчин, 43см-для женщин) в определенном темпе (30 восхождений в минуту) в течение определенного времени (5 минут). Результаты тестирования выражаются в условных единицах в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

 

ИГСТ = 50 х T/(F1+F2+F3), где:

 

T – время выполнения восхождений;

F1, F2, F3 – ЧСС за 30 секунд соответственно в начале 2, 3, 4 минут

отдыха.

Оценка функциональной подготовленности приведена в таблице:

 

ИГТС Оценка Очки
меньше 50 очень плохая  
50 - 54 плохая  
55 - 64 ниже средней  
65 - 79 средняя  
80 - 89 хорошая  
больше 89 отличная  

 

 

Ортостатическая проба.

Обследуемый лежит на спине и у него измеряют ЧСС. После этого он встает и у него вновь измеряется ЧСС. В норме должно быть учащение пульса на 10-12 уд/мин. Учащение пульса больше чем на 20 уд/мин указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

Экскурсия грудной клетки (ЭГК) оценивается по увеличению окружности грудной клетки (ОГК). Увеличение на 15% оцениватся как отличная; на 14-12% - хорошая; на 11-9% - удовлетворительная; на 8% и менее – плохая.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) является важным показателем функции дыхания. Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности. Определение должной величины ЖЕЛ производится по формуле Людвига:

должная ЖЕЛ мужчин = 40 х рост (см) + 30 х вес (кг) – 4400

должная ЖЕЛ женщин = 40 х рост(см) + 10 х вес (кг) - 3800

Для того, чтобы дать оценку фактической ЖЕЛ, ее сравнивают с величиной должной ЖЕЛ:

ЖЕЛ = фактическая ЖЕЛ/должная ЖЕЛ х 100%

У хорошо подготовленных людей ЖЕЛ составляет 4000 – 6000 мл.

Проба Штанге.

Сделать 2 3 глубоких вдоха, а затем на вдохе задержать дыхание. Хорошим показателем для студентов является задержка не менее 60 секунд.

 

Педагогический контроль

Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физической подготовленности, а также о степени освоения теоретических и методических знаний занимающихся физической культурой.

Задачи педагогического контроля:

· Оценка средств и методов тренировки.

· Выполнение тренировочного плана.

· Разработка контрольных нормативов подготовленности.

· Выявление динамики спортивных результатов.

Содержание педагогического контроля:

· Контроль за посещаемостью занятий.

· Контроль физических нагрузок.

· Контроль за состоянием занимающихся.

· Контроль за техникой упражнений.

· Контроль динамики спортивных результатов.

· Контроль за поведением занимающихся.

Виды контроля:

· Этапный, оценивающий подготовленность на конкретном этапе.

· Текущий, выявляющий повседневные изменения подготовленности.

· Оперативный, оценивающий состояние занимающегося в текущий момент.

Методы педагогического контроля:

· Анкетирование.

· Анализ документации.

· Педагогические наблюдения.

· Прогнозирование физической и спортивной работоспособности.

· Тестирование физической подготовленности.

Тесты физической подготовленности.

При проведении педагогического контроля важно знать, как занятия физическими упражнениями влияют на уровень физической подготовленности, для чего проводят тестирование. В качестве критериев результативности учебных занятий могут выступать показатели обязательных тестов физической подготовленности.

 

Самоконтроль

 

Самоконтроль – самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль является дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный и педагогический характер, а может включать в себя то и другое. Данные самоконтроля оказывают помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу показывают изменения в состоянии здоровья.

Субъективные показатели самоконтроля:

· Самочувствие.

· Настроение.

· Болевые ощущения.

· Сон.

· Аппетит.

· Отношение к занятиям и др.

Объективные показатели самоконтроля:

· Частота пульса.

· Артериальное давление.

· Вес тела.

· Жизненная емкость легких.

· Функциональная и физиологические пробы.

· Спортивные результаты.

Дневник самоконтроля.

Ведение дневника – наиболее удобная форма самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими показателями, как самочувствии, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, спортивные результаты, нарушения спортивного режима.

 

9.5. Контрольные вопросы

1. Кто чаще проходит повторное врачебное обследование: студенты, отнесенные к основной или специальной медицинской группе?

2. Какие факторы обуславливают проведение дополнительного врачебного контроля студентов?

3. Какая форма грудной клетки характерна для спортсменов?

4. Каковы основные причины появления сколиоза?

5. Чем вызвана отвислая форма живота?

6. Как можно точно определить тип телосложения?

7. Как определить должный вес тела, используя индекс Брока–Бругша?

8. Кто имеет более высокий коэффициент пропорциональности: борец или прыгун в высоту?

9. Назовите нормальные величины ЧСС и артериального давления для студентов.

10. Какие виды педагогического контроля составляют его содержание?

11. Назовите три обязательных теста физической подготовленности студента.

12. Назовите субъективные и объективные показатели самоконтроля.

 

Литература

 

1. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. - М.:ФиС, 1984. - 32 с.

2. Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: Учебное пособие / Волков В.Ю., Волкова Л.М., Давиденко Д.Н., Половников П.В., Сизова М.В. – СПб.: СПбГТУ, 1996. – С.47-75.

3. Физическая культура студента: Учебник под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарика, 2003. – С.352-379.

 

 

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

 

Основные понятия

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Формы труда – условно подразделяются на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе трудовой деятельности.

Условия труда – воздействие на работника внешней среды производственного и климатического характера, продолжительность и особенность режима рабочего времени.

Характер труда – определяется степенью и особенностями нагрузки в течение трудового процесса; разнообразием трудовых действий, умений и навыков, применяемых работником в процессе труда.

Прикладные знания – это знания, которые приобретаются в процессе занятий физической культурой и могут быть использованы в трудовой и профессиональной деятельности.

Прикладные умения и навыки – это те умения и навыки, которые формируются в процессе ППФП.

Прикладные физические качества – это качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость), имеющие наибольшее значение для эффективной деятельности в конкретной профессии.

Прикладные психические качества – качества личности, способствующие эффективной профессиональной деятельности, в разнообразных трудовых условиях.

Прикладные специальные качества – способности человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды (колебание внешней температуры, укачивание, перепады атмосферного давления, разреженный воздух).

Прикладные виды спорта – те виды, которые формируют и развивают профессионально-прикладные знания, умения, навыки, психические и физические качества.

 

 

10.2. Историческая справка об использовании физических

упражнений для подготовки к труду

 

Ранняя стадия развития человеческого общества.

На ранней стадии развития общества использовалось копирование трудовых действий, приемов в ритуальных играх и состязаниях. Осознав позитивное влияние таких действий на результаты трудовой деятельности, люди начинают использовать их в качестве упражнений. Происходит совершенствование таких упражнений и способов их применения.

Рабовладельческий и феодальный строй.

Широкое развитие получает военно-прикладная физическая подготовка, основными средствами которой являются упражнения, имитирующие различные приемы и движения из арсенала боевой практики.

Позднее средневековье.

Разрабатываются системы воспитания молодежи с элементами ППФП. Это системы Ф. Рабле, Д. Локка, И. Песталоцци.

19век – начало 20века.

В США получила развитие система организации труда - «Тейлоризм», в основе которой были внедрены достижения науки и техники с целью извлечь максимум прибыли за счет использования функциональных возможностей работников.

20век.

В нашей стране разработаны основы ППФП, проведено большое количество научных исследований и опубликована учебно-методическая литература.

 

10.3. Необходимость специальной психофизической подготовки

К труду

 

Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду в современных условиях обуславливают следующие причины:

· Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.

· Изменение места и функциональной роли человека в производственном процессе.

· Обеспечение высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда.

· Обеспечение психофизической надежности специалистов в избранном виде профессионального труда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.064 с.)