Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфофункциональные признаки организма человека

Поиск

(по данным разных авторов)

№ п/п Морфофункциональные признаки Показатели наследуемости (Н)
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Длина тела (рост) Масса тела (вес) Объем сердца Показатели ЭКГ Минутный и ударный объем крови (мл/мин) Частота сердцебиений при работе АД систолическое в покое и при работе Жизненная емкость легких Минутный объем дыхания при работе Максимальное потребление кислорода Максимальная анаэробная мощность Задержка дыхания на вдохе Процент медленных волокон в мышцах Выработка условных рефлексов Частотно-амплитудные показатели ЭЭГ 0.73-0.80 0.65 0.80-0.92 0.78-0.88 0.83-0.94 0.60-0.91 0.60-0.70 0.48-0.93 0.59-0.98 0.77-0.96 0.84-0.98 0.80 0.88-0.90 0.92-0.99 0.73-0.80 0.90

В результате использования близнецового метода выявлено, что под выраженным генетическим контролем находятся размеры и со­став тела, такие функциональные показатели как время двигатель­ной реакции, чувство ритма, максимальная частота движений, ско­рость спринтерского бега, абсолютная мышечная сила, гибкость, максимальное потребление кислорода, анаэробные возможности че­ловека и др.

Эти показатели меньше всего подвержены изменениям в процессе тренировки и, соответственно, их учет необходим в процес­се спортивного отбораи спортивной ориентации.

Особенно значительны наследственные влияния на умственную работоспособность и на различные показатели электрической акти в-ности коры больших полушарий. Отмечают существенный генети­ческий вклад в показатели размеров сердца, формы ЭКГ, величину диастолического давления крови, некоторых параметров крови и др. физиологические величины.

Из физических качеств наиболее зависимыми от врожденных за­датков являются качества быстроты и гибкости. Среднее положение занимает качество силы.

Наименее зависимыми от наследственности и, соответственно, наиболее тренируемыми физическими качествами являются коорди­национные возможности (ловкость) и общая выносливость.

В большой степени поддается изменениям в результате внешних воздействий масса тела. Снижение веса происходит при его сгонке спортсменами, в случаях болезни, голода, диеты и пр. Направленное увеличение веса достигается при специальном усиленном питании у спортсменов, в случаях ожирения, при переедании и пр.

Для спортсменов и тренеров особенно важно, что генетический контроль больше выражен в молодом возрасте (когда особенно велик контингент занимающихся физическими упражнениями) и нарас­тает по мере увеличения мощности физической нагрузки (что харак­терно для соревновательной деятельности в спорте).

АКСЕЛЕРАЦИЯ ЭПОХАЛЬНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, БИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПАСПОРТНЫЙ ВОЗРАСТ

Важной особенностью возрастного развития в настоящее время является акселерация (лат.: акселератио — ускорение). Раз­личают акселерацию эпохальную и индивидуальную. Под эпо­хальной акселерацией понимают ускорение роста, фи­зического развития, полового созревания и психического развития орга­низма человека, которое наблюдается с конца XIX в. — начала XX в. по сравнению с предыдущими годами. Употребляют также термин секу-лярный тренд (вековая тенденция). Такое явление наблюдается в раз­ных странах, в различных городах и сельской местности (рис. 47).

Рис. 47. Эпохальная акселерация

Рост юношей- 19-и лет — швейцарцев (Шв.) и японцев (Яп.) в 1910 и 1962 гг

(по: Ishiko Т., 1973)

За последние 30-40летуноворожденныхдетей средняя длина тела увеличилась на 0.5-1 см и масса тела — на 100-150г. Ввозрасте 1 года дети стали, в среднем, длиннее на 5 см и тяжелее на 1.5-2 кг, чем 50-75 лет назад.

Весьма объемное исследование, охватившее детей в возрасте 5-7 лет, было выполнено в различных странах — Северной Америке, Ан­глии, Швеции, Польше — за длительный период времени от 1800г до 1950 г.

Оказалось, что дети этого возраста за каждое десятилетие, в среднем, увеличивались на 1.5 см в длину и на 0.5 кг массы тела.

Подростки и юноши 14-17 лет Москвы, Ленинграда и Киева в 60-70-х г.г. по сравнению с 1923-1925 г.г. оказались выше на 10-13 см, тяжелее на 9-11 кг, окружность их груди — больше на 4.7 см.

Ускорилось половое созревание, раньше формируются вторич­ные половые признаки, на 1.5-2 года раньше появляются первые менструации у девочек, отмечаются случаи раннего деторождения (с 8-9 лет).

В настоящее время максимального роста девушки и юношидос-тигаютв

16-19 лет, а 50 лет назад они достигали его к 20-26 годам. У 19 — летних юношей в Швейцарии средние значения роста в 1888-1890 г.г. были 164 см, а в 1962 г. — 173 см; в Японии эти показатели в 1910 г. составили 162 см, а в 1962 г.— 167 см.

Соответственно, раньше формируются физические качества у подростков, особенно у юных спортсменов. Так, мальчики 14-14.5 лет,

специально не занимающиеся спортом, прыгали в длину с места в 1927 г. на 178 см, а в 1967 г. — на 191 см; результаты бега на 60 м в этом возрасте составили в 1938 г. 9.19 с, а в 1962 г. — 8.86 с.

Американские школьники 14-17-летнего возраста в 1963-1964 годах превосходили по силе сверстников, учившихся в той же школе в 1899 году, на 4-5 кг.

По вопросу о причинах эпохальной акселерации нет единого мнения. Считают, что это явление может быть обусловлено усиленным ульт­рафиолетовым облучением (гелиогенная теория), влиянием на эн­докринные железы магнитных волн, возросшей космической радиа­цией, увеличением потребления белков (алиментарная теория), повы­шенным поступлением в организм витаминов и минеральных солей (нутригенная теория), ростом количества получаемой информации, особенно в условиях городской жизни. Предполагают, что природ­ные факторы могут вызывать периодические изменения в генетике человека, обусловливая эпохальные вспышки акселерации.

Врезультате акселерации изменяются стандарты мебели, одеж­ды, обуви, пересматриваются сроки начала обучения в школе и нача­ла спортивной специализации, режимы труда и отдыха детей. Обуче­ние в школе начинается в настоящее время с 6-7 лет, а не с 8 лет, как в начальные десятилетия XX века. Значительно раньше во многих слу­чаях начинаются занятия физической культурой и спортом: плава­нием с первых дней жизни, фигурным катанием, гимнастикой — с 3-4 лет, теннисом — с 5-6 лет, баскетболом — с 6-7 лет.

Однако увлекаться этим нельзя, так как на общем фоне эпохаль­ной акселерации существуют огромные индивидуальные различия в темпах созревания организма. В связи с этим, наряду с понятием эпо­хальной акселерации, как общебиологического явления, существует и понятие об индивидуальной или внутригруп-повой акселерации, т. е. явлении ускорения развития от­дельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

Реальный уровень развития организма человека не всегда соот­ветствует его хронологическому или паспортному возрасту, т. е. количеству прожитых лет. В связи с этим возникло понятие — биологический возраст, отражающее реальное состоя­ние развития органов и систем организма в онтогенезе.

Биологический возраст определяют по общим размерам тела, тем -пам прорезывания молочных зубов и их замены на постоянные (зуб­ной возраст), по степени зрелости костной системы (костный воз­раст) и по показателям развития вторичных половых признаков, вы­раженность которых оцени вается в баллах..

При определении баллов полового развития для мальчиков отмечают степень оволосения лобка (Pubis), оволосения подмышечных впадин (Axillaris), оволосения лица (Fades), увеличение щитовидного хряща

гортани — кадыка (Larinx) и изменение тембра голоса (Vox). Для де­вочек отмечают степень оволосения лобка, развитие волос в подмы­шечной впадине (Axillaris), развитие молочной железы (Mamma) и становление менструальной функции (Menses). Косвенным показа­телем биологического возраста является так называемый филиппинс­кий тест. Он становится положительным в среднем около 5-6 лет, когда пальцами правой руки, положенной на голову при вертикаль­ном ее поддержании, дети перекрывают левую ушную раковину.

По степени соотношения биологического и паспортного возраста различают акселератов (или акселерантов) — детей и подрос­тков с ускоренным развитием, когда биологический возраст опере­жает паспортный; медиантнов — соответствующих паспорт­ному возрасту, и ретардантов — отстающих в развитии от паспортного возраста. В среднем, около 13-20% от общего количе­ства детей, относящихся к данному возрасту, представляют собой ак­селератов. Столько же примерно детей относится к ретардантам. Ос­новную же массу составляют медианты.

Для акселератов характерны более высокий рост, большая мы­шечная сила и объем сердца, более высокие значения жизненной ем­кости легких, более длительная задержка дыхания, более раннее по­ловое созревание и ускоренное психическое развитие. У детей и под­ростков, опережающих по росту и развитию своих сверстников, от­мечаются ускоренные темпы формирования физических качеств. Они имеют преимущество при занятиях баскетболом, волейболом, теннисом, греблей, плаванием.

Различия биологического и паспортного возраста могут достигать у акселератов 3-5 лет. Например, юные баскетболисты и пловцы 13-й летло показателям роста и развития могут соответствовать 18-лет­ним спортсменам. Однако чрезмерное ускорение созревания не все­гда положительно отражается на состоянии ряда функций организ­ма. Уакселерированныхдетей рости развитие сердца отстает от роста тела, что может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям. Из­быточное выделение гормона роста (соматотропина передней доли гипофиза), обеспечивающее сверхвысокий рост, сопровождается не­достаточностью половых гормонов, что требует особого внимания к предъявлению нагрузок гигантам.

Для ретардантов характерно отставание в половом созревании и уменьшение доли жирового компонента тела. Замедленный рост длины и массы тела у детей ретардантов создают им преимущество в развитии относительной силы и прыгучести. Благодаря меньшему весу и большей гибкости девочки-ретардантки предпочтительны в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании.

В настоящее время считают, что очень часто рост и развитие у ак- ч селератов заканчиваются раньше, а у ретардантов продолжаются зна-374

чительно дольше. В результате конечная длина тела во взрослом со­стоянии у ретардантов может оказаться больше, чему акселератов.

Более медленное созревание мозга также приводит к лучшему его развитию и более высоким умственным способностям. Показано, что у спортсменов сердце растет медленнее и достигает большего объема и большей мощности сердечной мышцы, чем у нетренирован­ных сверстников.

Имеются отдельные сообщения, что в последние десятилетия (с 80-х годов) явления эпохальной акселерации несколько менее вы­ражены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.244 (0.013 с.)