Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная динамика величин жизненной емкости легких (мл) за период от 4 до 17 лет

Поиск
Возраст, лет                  
Мальчики Девочки 1200 1000 1200 1000 1200 1100 1400 1200 1440 1360 1630 1460 1975 1905 2600 2530 3520 2760

Для растущего организма огромное значение имеет качественное и разнообразное питание, важен рациональный режим поступления пищи. Для среднего и старшего школьного возраста оптимальное ко­личество приема пищи — 3-4 раза в сутки. Соблюдение четкой пери­одичности режима питания способствует выработке условных пище­вых рефлексов и развитию аппетита, необходимых для улучшения процессов переваривания пищи и ее усвоения организмом. При че-тырехразовом питании усваивается около 80% поступающей в орга­низм пищи, а при трехразовом — около 75%.

Прорезывание постоянных зубов (кроме зубов мудрости) заканчи­вается к 14-летнему возрасту. Полноценный зубной аппарат обес­печивает хорошую механическую обработку пищи у подростка.

К возрасту 13-15 лет устанавливается взрослый уровень объема и концентрации выделяемых пищеварительных соков, достигается максимальная активность пищеварительных ферментов, повыша­ется кислотность желудочного сока, развивается полостное пище­варение.

В этот период еще продолжается морфологическое развитие же­лудочно-кишечного тракта. С возрастом увеличивается длина пищевода (в 5 лет— 16 см,в 15 лет— 19 см, у взрослых —25 см). В 12-15лет заметно нарастает длина кишечника. В 14-15 лет особенно увеличи­вается печень. До 19 лет растет поджелудочная железа.

Мышечный слой желудкаи кишечника становится толще, увели­чивается сила сокращения гладких мышц. Активизация моторики желудка и кишечника облегчает перемешивание пищи, улучшая ее переваривание и продвижение пищевого комка по желудочно-ки­шечному тракту. В 10-летнем возрасте процессы всасывания в же­лудке прекращаются и осуществляются у подростка главным обра­зом в тонком кишечнике.

К старшему школьному возрасту все основные функции пищевари­тельной системы завершают свое развитие, адаптируя организм к приему различной смешанной пищи и хорошее ее усвоение.

В поддержании постоянства внутренней среды (гомеостаза) важ­ная роль принадлежитмочевыделительнойсистеме (почки, мочеточ­ники и мочевой пузырь).Почки достаточно полно сформированы уже к 2-3 годам. Особенно значительный прирост массы почек отме­чается в период полового созревания.

В среднем школьном возрасте к 12-14 годам жизни заканчивается функциональное созревание процессовмочеобразования — фильтрации и реабсорбции (обратного всасывания). Происходит образование первичной и вторичной мочи, близкой по количеству и составу к ко­нечным показателям (увеличивается во вторичной моче количество мочевины, натрия, и уменьшается количество молочной кислоты). Суточное количество выделяемой мочив 10-летнем возрасте состав­ляет 1.5 л, а в период полового созревания достигает взрослого уров­ня—до 2.0л.

Хотя условно-рефлекторный механизм выделения мочи устанав­ливается в первые годы жизни ребенка, но еще и в среднем школьном возрасте встречается ночное непроизвольное недержание мочи (эну­рез). Около 5-10% подростков до 13-14 лет страдают энурезом. В основном, это дети, находящиеся в невротическом состоянии, изле­чение от которого снимает явления недержания.

В последние годы заметно возросло количество заболеваний по­чек, в том числе у детей и подростков. Поданным ВОЗ, заболевания почек вышли на третье место в мире.

В среднем школьном возрасте происходитрезкое изменение дея­тельности желез внутренней секреции, вызванное включением гене­тических влияний на ЦНС и эндокринную систему. Организм под­ростка вступает в переходный период.

В этом возрасте происходит возрастная инволюция эпифиза. Про­исходящее снижение тормозящего действия эпифиза на нижележа­щие структуры гипоталамуса приводят к их активации. Усиливается взаимодействие гипоталамуса и гипофиза — так называемой гипота-ламо-гипофизарной системы. Гипоталамус начинает стимулировать секреторную функцию гипофиза. В результате гипофиз резко уси­ли вает выброс в кровь соматотропного гормона (гормона роста) и го­надотропного гормона, который вызывает усиленную секрецию по­ловых гормонов надпочечниками (андрогенов и эстрогенов) и поло­выми железами (тестостерона и эстрад иола). В организме под влия­нием этих гормонов усиливаются процессы роста и развертываются процессы полового созревания — формирования организма по муж­скому и по женскому типу.

Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза усиливается секреция гормонов щитовидной железы (тироксина и трийодтиронина), стимулирующих обменные и энергетические процессы в организме и способствующие его росту и развитию.

 

Избыточная активность щитовидной железы часто приводит к развитию гипертиреоза у подростков, вызывая повышенную возбудимость и

рас­стройство сна.

Вилочковая железа, тормозящая развитие половых желез, испы­тывает в переходный период обратное развитие, уступая активную роль половым железам.

Большое значение в росте тела имеет гормон поджелудочной желе­зы инсулин, который активирует секрецию соматотропина и способ­ствует анаболическим процессам — синтезу белков, жиров и углево­дов в организме. Среди детей нарушения функций поджелудочной железы и заболевания сахарным диабетом чаще всего встречаются в возрасте 12 лет.

Процесс полового созревания затрагивает все органы и системы организма. В этот период происходит формирование индивиду­ального морфотипа человека со специфическими особенностями формы и размеров тела, соотношения мышечной и жировой ткани. Завершаются процессы становления типологических особеннос­тей поведенческих реакций, характеристик личности подростка. К специфическим особенностям переходного периода относится формирование первичных половых признаков (развитие половых желез и половых органов) и вторичных половых признаков (ха­рактерное оволосение, изменение тембра голоса, рост молочных желез).

В процессе полового созревания девочки опережают мальчиков на 1-2 года. Длительность этого периода имеет большие межиндивидуаль­ные различия, зависящие от генетических особенностей индивидуума и ряда условий внешней среды.

Выделяют 5 стадий полового созревания, определяемых по комп­лексу первичных и вторичных половых признаков (рис. 52).

I стадия, которая, начинаясь еще в младшем школьном воз­расте в 7-8 лет, охватывает в основном препубертатный период — возраст 10-12 лет. Она характеризуется отсутствием вторичных половых признаков, но уже обнаруживает некоторые половые разли­чия в деятельности ряда функциональных систем.

II стадия характеризуется активацией гипофиза. Она от­носится к 1-й фазе пубертата (у девочек это возраст 11-13 лет, у мальчиков — 13-15 лет). Эту стадию у мальчиков отличает не­большое увеличение яичек и слабое оволосение лобка, у девочек набухание молочных желез. Активация функций гипофиза со­провождается усиленной секрецией гонадотропного и соматот­ропного гормонов, а также повышенной секрецией половых гор­монов. У девочек в большей степени растет концентрация сома­тотропина и раньше начинается пубертатный скачок роста (около 13 лет).

Рис. 52. Распределение стадий половой зрелости у мальчиков 7-17лет

III стадия также соответствует 1-й фазе пубертата (у девочек до 13 лет, у мальчиков до 15лет). Она характеризуется активаци­ей половых желез. В крови растет концентрация половых гормонов. У мальчиков увеличиваются размеры яичек и длина полового члена, усиливается оволосение лобка. У девочек усиливается развитие мо­лочных желез и оволосение лобка, начинается оволосение подмы­шечных впадин. На этой стадии особенно повышается у мальчиков содержание в крови соматотропина и наблюдается пубертатный скачок роста (около 14 лет). Усиленное выделение соматотропина происходит ночью («человек растет во сне») и замедляется в дневное время.

IV стадия отмечается во 2-й фазе пубертата (у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 15-16лет). Она характеризуется максимальным уровнем активности половых желез. Их секреция достигает макси­мальных значений в 14-15 лет. У мальчиков происходит утолщение полового члена, усиленное оволосение лобка, появление волос на лице и в подмышечной впадине. К характерным признакам этой стадии относят также появление у них на л и це юношеских угрей и связанную с удлинением голосовых связок ломку голоса — смену высоких обертонов на более низкие. У девочек заметного развития достигают молочные железы, оволосение лобка приближается к взрослому типу. Увеличиваются запасы подкожного жира. В 12-13 лет появляются первые менструации (так называемые менархе), которые свидетельствуют о начале созревания в яичниках

яйцеклеток и становлении периодических процессов женского организ­ма — овариально-менструального цикла (ОМЦ). У мальчиков в 15 лет появляются первые поллюции — выход созревших сперматозо­идов из семенных пузырьков вместе с выделениями предстатель­ной железы. Они происходят 1-3 раза в месяц или реже, с перерыва­ми в 10-60 дней.

Гормон роста — соматотропин сохраняется на повышенном уровне у мальчиков, которые продолжают вытягиваться в длину, но у девочек его содержание снижается и их рост замедляется. В мышцах подростка усиленно формируются быстрые и мощные гликолитические волокна, достигая 50% объема мышцы. Это обуслов­ливает высокий прирост силы. Однако повышенные физические нагрузки в этот период угнетают выделение соматотропного гормо­на и замедляют процессы полового созревания. Они должны тща­тельно дозироваться, особенно у девочек.

V стадия завершает 2-ю фазу пубертата (у девочек к 15-летнему возрасту, у мальчиков — к 17-летнему возрасту). Эта стадия опреде­ляется достижением зрелого уровня первичных и вторичных половых признаков. Она характеризуется созреванием в мужском организме функционально зрелых сперматозоидов и готовностью женского организма к детородной функции. У девушек происходит созрева­ние в яичниках яйцеклеток и стабилизируется ОМЦ.

Выраженность стадий созревания подростков описывается в баллах полового развития (БПР). Для этого оценивается выражен­ность вторичных половых признаков, определяется сумма их пока­зателей и сравнивается с табличными нормативами, (табл.29). Зна­чительная перестройка деятельности всей эндокринной системы в переходный период отражается на изменениях во всех органах и си­стемах организма, особенно выраженных в 1 -ю фазу пубертата (на II и III стадиях полового созревания). В этот период повышенная активность подкорковых структур и снижение регулирующих (тормозящих) влияний коры на подкорку, а также дисгармония в эндокринной системе вызывают нестабильность реакций в эмоцио­нальной и психической сфере подростков. Отмечается несогласо­ванность морфологического и функционального развития отдель­ных органов и систем. Происходит отставание скорости роста серд­ца от темпов удли нения тела, отставание роста просвета сосудов от повышения мощности сокращений миокарда, отставание на 1-2 года роста туловища в длину от удлинения конечностей. Эти изме­нения вызывают временное нарушение координации движений, снижают умственную и физическую работоспособность. Снижение работоспособности связано также с повышением энерготрат при уве­личении размеров тела, что снижает возможность энергообеспечения мышечной работы в организме подростка.

Таблица 29



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.008 с.)