Тема 5. Принципы и методы обучения в физическом воспитании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Принципы и методы обучения в физическом воспитании.



Содержание темы. Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия. Основные закономерности формирования и развития физических качеств.

Тема 6. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

Содержание темы. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмен. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значения мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная формы обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.

Тема 7. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Содержание темы. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.

Тема 8. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Содержание темы. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

Тема 9. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений (тема излагается с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов).

Содержание темы. Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе. Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Календарь студенческих соревнований. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта.

Тема 10. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Содержание темы. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

Тема 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов.

Часть 1. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки.

Содержание темы. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы. Определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов (2 часа).

Часть 2. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности.

Содержание темы. Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста. Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии. Основное содержание ППФП будущего бакалавра и специалиста. Прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам обучения (семестрам) для студентов факультета (2 часа).

Тема 12. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.

Содержание темы. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.

 

Темы практических занятий

 

Содержание практических занятий направлено на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.

Практический раздел реализуется на методико-практических, учебно-тренировочных и контрольных занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

– в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;

– преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

– студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

– студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов. Под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума, выполнения тестов физической подготовленности, регулярности посещения занятий.

Результаты контроля хранятся на кафедре физического воспитания в течение срока обучения студентов в университете.

В течение семестра каждый студент должен быть проверен и оценен (тестирован) по каждому упражнению программы обучения. Тестирование включает 7 упражнений, характеризующих такие физические качества, как общую и специальную выносливость, силу, ловкость, быстроту, координацию и прикладной навык.

Контроль физической подготовленности студентов проводится после завершения каждой темы практического раздела.

Студенты, освобожденные от практических занятий по физической культуре на длительный период, выполняют письменную тематическую контрольную работу (реферат) и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

Студенты, выполнившие все требования учебного плана и учебной программы, допускаются к итоговой аттестации (экзамену) по физической культуре.

Тема 13. Легкая атлетика. (Практическое занятие).

На занятиях осуществляется развитие выносливости, быстроты и ловкости; воспитание волевых качеств.

Упражнения, подлежащие разучиванию и совершенствованию:

для юношей:

- бег на 60 и 100 м или челночный бег 10х10 м – быстрота;

- бег на 500, 1000 м – выносливость;

- прыжок в дину с места – ловкость;

для девушек:

- бег на 60, 100 м или челночный бег 10х10 м – быстрота;

- бег на 500 м – выносливость;

- прыжок в дину с места – ловкость.

Занятия проводятся в составе учебной группы фронтальным или поточным способом.

Предупреждение травматизма обеспечивается тщательной подготовкой мест занятий, одежды и обуви.

Вопросы к теме:

1. Порядок старта в беге на короткие и длинные дистанции.

2. Основные составляющие техники бега на короткие дистанции.

3. Техника выполнения прыжка в длину с места.

Литература:

Баранов В.А. и др. Теория и практика физической культуры в вузе: учебное пособие. – М.: РГТЭУ, 2004. – С. 66–72.

Баранов В.А. и др. Контрольные тесты физической подготовленности студентов: методические рекомендации. – М.: РГТЭУ, 2005. – С. 3–12.

Тема 14. Гимнастика. (Практическое занятие).

На занятиях осуществляется развитие силы, силовой выносливости, координации, ловкости и гибкости, ритмических и двигательных действий; воспитание настойчивости и упорства, смелости и решительности, совершенствование осанки.

Упражнения, подлежащие разучиванию и совершенствованию

для мужчин:

- подтягивание на перекладине;

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

- поднимание туловища из положения лежа на спине;

- упражнения на тренажерах;

для женщин:

- подтягивание в висе лежа с опорой на пятки (перекладина на

высоте 90 см);

- сгибание и разгибание рук в упоре;

- поднимание туловища из положения лежа на спине;

- упражнения на тренажерах.

Занятия проводятся в составе учебной группы. Предупреждение травматизма обеспечивается помощью и страховкой, проверкой надежности крепления спортивных снарядов.

Вопросы к теме:

1. Техника выполнения основных гимнастических упражнений.

2. Основные гигиенические требования к выполнению физических упражнений.

3. Примерный комплекс физических упражнений для развития силы различных мышечных групп.

Литература:

Баранов В.А. и др. Теория и практика физической культуры в вузе: учебное пособие. – М.: РГТЭУ, 2004. – С. 90–92.

Баранов В.А. и др. Контрольные тесты физической подготовленности студентов: методические рекомендации. – М.: РГТЭУ. – С. 3–12.

Тема 15. Спортивные и подвижные игры. (Практическое занятие).

На занятиях осуществляется развитие быстроты, ловкости; формирование навыков в коллективных действиях и снятие эмоционального напряжения.

Игры, подлежащие разучиванию и совершенствованию:

Баскетбол, волейбол, бадминтон и настольный теннис, мини-футбол (мужчины), подвижные игры и эстафеты.

Занятия проводятся в составе учебной группы.

Обеспечиваются меры безопасности и предупреждение травматизма, помощь и страховка.

Вопросы к теме:

1.Характеристика основных технических приемов в баскетболе.

2.Примерные упражнения для разучивания передачи двумя руками сверху в волейболе.

3. Техника подач мяча в волейболе.

Литература:

Баранов В.А. и др. Теория и практика физической культуры в вузе: учебное пособие. – М.: РГТЭУ, 2004. – С. 75–89.

Баранов В.А. и др. Контрольные тесты физической подготовленности студентов: методические рекомендации. – М.: РГТЭУ, 2005. – С. 3–12.

Тема 16. Комплексные занятия. (Практическое занятие).

На занятиях осуществляется повышение общей и специальной физической подготовленности обучаемых. В содержание занятий входят упражнения из легкой атлетики и гимнастики; гимнастики и спортивных игр; упражнений на тренажерах и легкой атлетики; подвижных игр и плавания, и др.

Занятия проводятся в составе учебной группы.

Вопросы к теме определяются на каждом учебном занятии, и указывается необходимая литература.

Тема 17. Методико-практические занятия. (Практическое занятие).

Для студентов первого курса:

1. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание).

2. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции.

3. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятия с оздоровительной. Рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах, велосипед и т.д.).

4. Основы методики самомассажа.

5. Методика корригирующей гимнастики для глаз.

6. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.

Для студентов второго курса:

1. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.

2. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.).

3. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы).

4. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.

5. Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).

6. Методика индивидуального подхода и применение средств для направленного развития отдельных физических качеств.

7. Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.

Для студентов третьего – четвертого курсов:

1. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.

2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.

3. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.

4. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

Вопросы к теме:

1. Составьте краткий план самостоятельного занятия физическими упражнениями (на примере конкретного вида спорта или оздоровительных технологий).

2. Назовите и дайте краткую характеристику основным методикам определения функционального состояния и физической работоспособности человека.

3. Определите основные показатели самоконтроля за физическими состоянием в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Тема 18. Контрольные занятия. (Практическое занятие).

На занятиях осуществляется проверка уровня физической подготовленности студентов по упражнениям легкой атлетики, гимнастики, подвижных и спортивных игр.

Литература:

Физическая культура студента: учебник для вузов / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2005. – С. 74–86.

Баранов В.А. и др. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов: курс лекций. – М.: РГТЭУ, 2005. – С. 18–22, 50–55, 75–102.

 

6. Задания для самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа студентов направлена на более глубокое усвоение изучаемого теоретического и практического курса, формирование навыков применения простейших методик самооценки работоспособности, функционального состояния, физического здоровья, физического развития и умение использовать в повседневной жизни эффективные физкультурно-оздоровительные методики.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется посредством тестирования на практических и контрольных занятиях.

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел 1. Теоретическая подготовка
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Работа с нормативными документами и законодательной базой. Проработать основные термины, изложенные в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры Законспектировать и изучить основные показатели физического развития и функциональных способностей человека и методики их определения. Уметь применять на практике простейшие методики оценки.
Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья Провести анализ научных публикаций и электронных источников информации по выявлению различных подходов к определению понятия «здоровый образ жизни» и сделать краткий заключительный обзор.
Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности Изучить показатели работоспособности человека в процессе учебного труда и интеллектуальной деятельности. Проработать материал лекции. Сделать и представить преподавателю отчет о динамике своей работоспособности в недельном цикле.
Тема 5. Принципы и методы обучения в физическом воспитании Проработать лекцию и подготовить материал для краткого сообщения на практическом занятии.
Тема 6.Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания Проанализировать учебную литературу. Сделать тематическую подборку основных упражнений, способствующих мышечной релаксации после физических нагрузок.
Тема 7.Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Подготовить реферат по основам методике самостоятельных занятий в избранном виде спорта или системе физических упражнений.
Тема 8. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Работа с нормативными документами. Ознакомиться с Единой всероссийской спортивной классификацией.
Тема 9. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений Провести анализ научных публикаций и электронных источников информации по новым видам спорта, культивируемым в нашей стране и сделать краткую информацию на практическом занятии.
Тема 10. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Изучить основные показатели самоконтроля на занятиях физическими упражнениями. Уметь контролировать свой пульс. Изучить воздействие различных видов физических нагрузок на организм занимающихся, возможные ощущения и изменения самочувствия.
Тема 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов Проработать лекцию. Уметь осуществлять подбор физических упражнений для эффективного использования в ППФП, соответствующей избранной профессии.
Тема 12. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста Подготовить реферат по использованию физических упражнений для повышения общей и профессиональной работоспособности и учитывающих индивидуальные особенности конкретного человека
Раздел 2. Практическая подготовка
13. Легкая атлетика Законспектировать технические требования к выполнению упражнений, включенных в программу обучения. Изучить нормативы.
14. Гимнастика Законспектировать технические требования к выполнению упражнений, включенных в программу обучения. Изучить нормативы.
15. Спортивные и подвижные игры Законспектировать основные правила спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол).
16. Комплексные занятия Знать содержание и методику комплексной тренировки.
17. Методико-практические занятия Знать простейшие методики оценки физической работоспособности, методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Выписать стандарты, индексы, формулы Уметь проводить тематическую беседу по физической культуре и спорту по заданной тематике.
18. Контрольные занятия Изучить практические нормативы выносимых для текущего контроля физических упражнений. Знать технику выполнения упражнений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.052 с.)