Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника физического упражнения и педагогические критерии оценки ее эффективности.↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Техника физического упражнения и педагогические критерии оценки ее эффективности. Техника физического упражнения – это способ решения двигатель- ной задачи. Стандартная техника – это научно обоснованный, наиболее рацио- нальный способ решения двигательной задачи. Основа техники – это совокупность относительно неизменных и до- статочных для решения двигательной задачи движений. Основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решаю- щая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. Детали техники – это второстепенные особенности движения, не на- рушающие его основного механизма (основы техники). Под педагогиче- скими критериями эффективности техники понимаются; признаки, на основа- нии которых учитель может определить (оценить) меру соответствия наблю- даемого им способа исполнения двигательного действия с объективно необ- ходимым. 1-й критерий — результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности физического упражнения в целом. Однако в действительности результатив- ность упражнения зависит от многих причин, и установить среди них значи- мость технической подготовленности бывает очень трудно. 2-й критерий — параметры стандартной техники. Сущность его со- стоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с пара- метрами стандартной техники. Но для этого предварительно следует опреде- лить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стан- дартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффектив- ность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими. 3-й критерий — разница между реальным результатом и возможным. Для использования критерия необходимо: 1) определить наилучший результат, который показывает ученик в изу- чаемом двигательном действии; 2) знать, от уровня развития каких двигательных способностей зависит прежде всего результативность в данном действии; 3) путем тестирования выявить у школьника уровень развития именно этих способностей; 4) высчитать возможный результат при данном развитии способностей; 5) определить разницу между реальным результатом ученика и возможным. Физическая нагрузка, характеристика её внутренней и внешней стороны. Способы дозирования величины физической нагрузки. Физическая нагрузка – это величина воздействия физических упраж- нений на человека, которая сопровождается повышенным, относительно по- коя, уровнем функционирования организма. Различают внутреннюю и внешнюю стороны нагрузки. Внутренняя ха- рактеризуется морфо-функциональными изменениями в организме под воз- действием нагрузки. Внешняя – определяется количественной характеристи- кой выполняемой работы (интенсивность и объем). Методические принципы физического воспитания, их суть и назначение. Двигательное умение и двигательный навык как уровни овладения техникой двигательного действия. Двигательное умение – это такая степень владения двигательным дей- ствием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: необходимого объема знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовлен- ности, при творческом мышлении в процессе управления движениями. Характерными признаками двигательного умения являются: – Управление движениями происходит неавтоматизировано. – Сознание ученика загружено контролем каждого движения. – Невысокая быстрота выполнения действия. – Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утом- ления. – Неустойчивостью к действию сбивающих факторов. – Нестабильность результатов действия. Двигательный навык — это такая степень владения двигательным дей- ствием, при которой управление движениями происходит автоматизировано (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания). Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от уме- ния до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (комплекс способностей к нескольким ви- дам деятельности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двига- тельный опыт, тем быстрее образуются новые движения); 2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрос- лые); 3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения); 4) профессионального мастерства преподавателя; 5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др. Педагогические и психофизиологические особенности обучения двигательным действиям. Овладение двигательным действием осу- ществляется в следующей методической последовательности. 1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяю- щих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. 2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушива- ния сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. 3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать: – зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения; – логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.; – двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений. 4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполне- нию двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления. Психофизиологические особенности. При формировании двигатель- ного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения). Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов дви- жения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процес- сов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улуч- шением координации, устранением излишних движений. После неоднократ- ных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно лока- лизуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняе- мое движение, а соседние центры как бы ≪выключаются≫. Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении. Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью коор- динации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере прояв- ляются все признаки двигательного навыка. Гармоническое развитие всех мышечных групп двигательного аппарата человека. 2. Приобретение и совершенствование способности проявлять силу во всех трех режимах работы мышц – в статическом, преодолевающем и Уступающем. 3. Овладение основами техники выполнения разнообразных си- ловых упражнений (подъем тяжестей, их удержание и переноска), позволя- ющей человеку рационально и эффективно проявлять свою силу в тех или иных жизненных условиях. Средства развития силовых способностей. Основным специфическим средством развития силы являются силовые упражнения. Все они в за- висимости от вида отягощения делятся на три группы: – упражнения с внешними отягощениями; – упражнения, отягощенные весом собственного тела; – упражнения в самосопротивлении, представленные акцентированным волевым напряжением мышц-антагонистов, обычно в статическом режиме. По признаку режима работы мышц силовые упражнения можно классифицировать на статические, преодолевающие и уступающие. Неурочные формы занятий Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Так, широко распространенными являются: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы и ми- нутки, развлечения, игры, туристские походы, соревнования и др. Эти заня- тия могут быть эпизодическими (например, походы, спортивные раз- влечения, соревнования) и систематическими (утренняя и вводная гимнас- тика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.). Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач фи- зического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, терренкур, оздоровительный бег для лиц зрелого и пожилого воз- раста) Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Их могут использовать от- дельные лица в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также группы различной численности. Чаще всего неурочные формы характеризуются относительно ограни- ченным содержанием и упрощенной структурой (оздоровительный бег, ги- гиеническая гимнастика, физкультминутки и т. п.), но требуют проявления личной инициативы и самостоятельности. Основная цель таких занятий — активный отдых, восстановление и ук- репление здоровья, сохранение или повышение работоспособности, развитие двигательных способностей, совершенствование в спортивных движениях. Занятия неурочного типа чаще всего относятся к сфере оздоровитель- ной физической культуры. В группе неурочных форм, проводимых как специалистами, так и сами- ми занимающимися можно выделить три блока занятий: 1) Малые формы. К ним относятся: утренняя гимнастика, вводная гим- настика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза. Эти формы использу- ются для оперативного (текущего) управления физическим состоянием и, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера в силу их кратковременности. Типичными признаками малых форм являются: • узкая направленность деятельности; • сравнительно непродолжительное время, затрачиваемое на занятия; • практически невыраженная структура; • невысокий уровень физических нагрузок. 2) Крупные формы включают в себя занятия, связанные с решением задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреаци- онного характера. К ним можно отнести любое самостоятельное тренировоч- ное занятие, занятие атлетизмом, аэробикой, шейпингом, ушу, бег, ходьбу на лыжах, турпоходы, массовые игры и т.п.; 3) Соревновательные формы образуются системой официальных и неофициальных соревнований типа прикидок, отборочных соревнований, первенств (чемпионатов), контрольных соревнований или зачетных занятий, т.е. теми формами физкультурно-спортивной деятельности, где определяется в соревновательной борьбе победитель, место, физическая или техническая подготовленность, сдается требуемый зачет или норматив. Планирование в физическом воспитании. Требования, методическая последовательность. Планирование физического воспитания – это предварительная разра- ботка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и за- дач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспита- тельного процесса с конкретным контингентом занимающихся. По срокам планирования различают следующие его виды: перспектив- ное, текущее (этапное) и оперативное. Перспективное планирование – это планирование на длительный срок, обычно на несколько лет. В образовательных учреждениях на год. Текущее (этапное) планирование охватывает периоды средней продол- жительности (месяц, четверть, семестр, мезоцикл). Оперативное (краткосрочное) планирование осуществляется на бли- жайшее время (микроциклы и отдельные занятия). Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний. Требования к планированию в физическом воспитании. 1. Целевая направленность педагогического процесса. Содержание педагогического про- цесса (средства, методы и формы организации), должно обеспечивать дости- жение поставленной цели. Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тре- неру) необходимо трезво оценить возможности для ее достижения (возмож- ности занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-тех- нической базы и пр.). Основой для разработки целевых установок служат программно-норма- тивные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и тре- бования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С уста- новлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе. Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, проме- жуточных) педагогических задач с определением последовательности и сро- ком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формули- ровать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контро- лю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показате- лях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных ре- зультатов). 2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. В плане рекомендуется предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, мето- ды и формы организации занятий. 3. Учет закономерностей физического воспитания. В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать объективные законо- мерности физического воспитания (закономерности формирования двигатель- ных умений и навыков, развития двигательных способностей и усвоения зна- ний). 4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответ- ствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подго- товленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.). Степень конкретизации зависит от временного периода, на который со- ставляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия). Методическая последовательность планирования. При разработке любого плана рекомендуется придерживаться следующей после- довательности основных операций. 1. Собираются исходные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.). Необходимые предварительные сведения преподаватель получает по- средством собеседования, анкетирования, контрольных испытаний (тестиро- вания), использования данных врачебно-физкультурного обследования. 2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспита- тельного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий. 3. Устанавливаются нормативы и требования, которые рекомендуется выполнить занимающимся на соответствующих этапах. 4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного време- ни на прохождение, разработку теоретического и практического содержания программы. 5. Устанавливается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются намечаемые нагрузки по объему и интен- сивности. 6. Определяется общая организация работы по реализации плана. Под- бираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогиче- ских задач. 7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласу- ются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д. Таким образом, планирование носит последовательный характер и осу- ществляется по системе от обобщенного к более детальному. Школьного возраста Содержание и методические основы занятий Физическими упражнениями Средства. В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и старшего возраста служат физические упражнения, которые не только способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на доста- точно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влия- ние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систе- мы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отда- вать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно не- высокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке. К числу основных средств сохранения и восстановления функций опор- но-двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относятся гигиени- ческая, основная и лечебная гимнастика. Специальные комплексы гимнасти- ческих упражнений (без предметов, с предметами, специальными устройства- ми, на снарядах и др.) и разработанные на их основе методики для людей это- го возраста позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышеч- ные группы, обеспечивать прогрессивные морфофункциональные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых способностей и гибкости, поддерживать нормальную осанку. В общеоздоровительных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом и старшем возрасте широко используются дозированная ходьба, бег умеренной интен- сивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэроб- ные упражнения циклического характера. Эффективными являются такие циклические упражнения, которые выполняются не менее 10 мин с интенсив- ностью, приводящей к легкому утомлению. Применяются также такие игры, как городки, бадминтон, теннис и др. В этом возрасте доступным и эффективным средством является дыхательная гимнастика, которая имеет три основных назначения. 1. Улучшить дыхание во время выполнения физических упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолжен- ность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе. 2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность. 3. Выработать умение дышать правильно, оказывая тем самым постоян- ное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.). В пожилом возрасте нередко продолжают заниматься избранным видом спорта (например, спортсмены-ветераны) и участвовать в соревнованиях раз- личного уровня (первенство города, страны, мира) среди ветеранов в своей возрастной группе. Формы организации занятий. Физическое воспитание людей пожило- го и старшего возраста проводится на самодеятельных началах и осуще- ствляется при различных формах организации занятий: коллективные (заня- тия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах люби- телей бега и др.); туристские походы; самостоятельные (индивидуальные) за- нятия. Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подготовки проводятся 2 – 3 раза в неделю под руководством инструкторов-методистов преимущественно на открытом воздухе по определенным программам с уче- том возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности за- нимающихся. Продолжительность занятий в начальном периоде не рекомен- дуется превышать 45 мин, с течением времени продолжительность занятий увеличивается до 60 – 75 мин. Такая продолжительность обусловлена замед- ленной врабатываемостью и приспосабливаемостью стареющего организма к физическим нагрузкам. В содержание самостоятельных (индивидуальных) занятий физически- ми упражнениями входят: утренняя гигиеническая гимнастика; аэробные упражнения циклического характера умеренной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, оздоровительное плавание, ходьба на лыжах и т.д.); различные игры по упрощенным правилам; спортивные упражнения, но с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований и др. Человеку, самостоятельно занимающийся физическими упражнениями с целью укрепления и сохранения здоровья, необходимо знать правила орга- низации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей, их функциональное назначение. Он должен уметь подобрать с помощью ме- тодической литературы или опираясь на опыт прошлых занятий в школе, в вузе, в спортивной секции и т.п. нужные средства оздоровительной трениров- ки и их правильную дозировку. Самостоятельно занимающимся нужно знать правила и понимать сущ- ность физической тренировки, основные механизмы получения тренировоч- ного эффекта. Методические основы занятий. Для большинства занятий в группах здоровья и секциях общей физической подготовки характерно комплексное применение различных физических упражнений. Комплексные занятия дают больший эффект в улучшении физической подготовленности и для занимаю- щихся менее утомительны, чем предметные занятия. Занятия проводятся круглогодично. По мере старения организма нагрузки теряют общую тенден- цию к возрастанию. Занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответ- ствии с общепринятой структурой. Подготовительная и заключительная части занятия, как правило, имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся, поскольку с возрастом замедляются процессы врабатывания и восстановления. По этой же причине после основных упражнений предусмат- ривается достаточный отдых (активный и пассивный), проводятся дыхатель- ные упражнения и упражнения в расслаблении. Общая динамика в занятии обычно имеет вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Наиболее значительная нагрузка приходится на середину или на вторую треть основной части занятия Продолжительность одного занятия колеблется от 35 – 40 до 90 – 120 мин. Для плавного повышения физиологической кривой урока необходимо начинать с легких упражнений, в которых участвуют мелкие и средние мы- шечные группы, и постепенно переходить к упражнениям для средних и крупных мышечных групп. Наиболее трудные упражнения (глубокие присе- дания, бег, бег с ускорением, прыжки с места и др.) даются в середине и во второй половине основной части занятия (причем в чередовании с ходьбой, с успокаивающими упражнениями), когда организм оптимально подготовлен. В занятие рекомендуется включать от 30 до 50 общеразвивающих упражнений, чередуемых с ходьбой и бегом. Количество повторений каждого упражнения зависит от подготовленности занимающихся, возраста, трудно- сти упражнений, задач урока. В первые месяцы занятий каждое упражнение повторяется 4 – 6 раз, со временем число повторений увеличивается и к концу года достигает 8 – 20 раз. Определяя дозировку нагрузок, надо ориентироваться, прежде всего, на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. С увеличением возраста занимающихся общий объем работы поддер- живается по возможности на достигнутом уровне, а интенсивность постепен- но снижается. При проведении занятий с лицами пожилого и старшего возраста необ- ходимо придерживаться следующих методических правил. 1. Применяемые физические упражнения строго дозируются по количе- ству повторений, темпу выполнения, амплитуде движений. 2. Упражнения с силовыми напряжениями (например, упражнения с гантелями, эластичным резиновым бинтом и т.д.) следует чередовать с упраж- нениями на расслабление. 3. После каждой группы из 3 – 4 упражнений общеразвивающего харак- тера необходимо выполнять дыхательные упражнения. 4. Во избежание перегрузки необходимо чередовать упражнения для верхних конечностей с упражнениями для нижних конечностей или для туло- вища, упражнения для мышц-сгибателей – с упражнениями для мышц-разги- бателей. 5. У нетренированных людей в начале занятий физическими упражне- ниями пульс не рекомендуется повышать более чем на 30 уд./мин по сравне- нию с частотой пульса в состоянии покоя. 6. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должна превышать 100 – 120 уд./мин. 7. Максимальную частоту сердечных сокращений для людей пожилого и старшего возраста во время занятий следует определять по формуле ЧСС = 190 – возраст (лет). Возрастные изменения в физическом развитии и состоянии здоровья за- нимающихся обусловливают необходимость строгого соблюдения методиче- ских принципов (систематичности, доступности, индивидуализации и др.). Физические нагрузки разнообразного характера оказывают значитель- ное влияние на организм занимающихся, существенно изменяя состояние практически всех его систем. Причем ответные реакции организма на нагруз- ки весьма индивидуальны, несмотря на выполнение одних и тех же физиче- ских упражнений в процессе занятия. В этой связи важное значение имеет самоконтроль за состоянием организма и его реакциями на физические на- грузки. Применяются субъективные и объективные методы самоконтроля. К субъективным методам самоконтроля относят: самонаблюдение и оценку об- щего самочувствия, сна, физической и умственной работоспособности, на- строения, а также общую оценку состояния опорно-двигательного аппарата и мышечной системы. В качестве объективных методов самоконтроля используют наиболее доступные: наблюдение за частотой сердечных сокращений и артериальным давлением (с помощью электронного тонометра), измерение массы тела, по- казателей уровня развития двигательных способностей. Проверка сдвигов в физической подготовленности осуществляется с по- мощью контрольных упражнений, разрабатываемых с учетом закономерно- стей возрастной инволюции двигательных способностей и двигательных на- выков. Контрольные упражнения выбираются относительно простые и по преимуществу не связанные с большими функциональными нагрузками об- щего воздействия. В состав тестов целесообразно включать ряд постоянных упражнений (не меняющихся из года в год), чтобы иметь возможность судить о многолетней динамике показателей. Для оценки эффективности физической подготовки можно рекомендо- вать контрольные показатели в следующих упражнениях (В. К. Бальсевич, В.А.Запорожанов, 1987): · бег 2000 м без учета времени или та же дистанция с учетом времени: мужчины – 17 мин, женщины – 20 мин; · бег на лыжах: мужчины – 5 км за 42 мин, женщины – 2 км за 23 мин; · плавание без учета времени: 50 м (мужчины и женщины); · пеший поход по пересеченной местности – 12 км. Оценить физическую подготовленность лиц старше 60 лет можно с по- мощью 12-минутных тестов в плавании и в беге. Самоконтроль за состоянием организма надо вести систематически. По времени он осуществляется перед занятием, непосредственно после него и в последующий период восстановле- ния. Данные рекомендуется фиксировать в специальном дневнике. Контрольные качественные показатели уровня физической культуры человека пожилого возраста (В.К. Бальсевич, 2000): 1. Знание особенностей организации физической активности в пожилом возрасте. 2. Уверенное владение методиками диагностики своего физического со- стояния. 3. Знание методов профилактики заболеваний и старения организма средствами физической активности и закаливания и умение применять их в повседневной жизни. 4. Сохранение уровня дееспособности и самообслуживания, доста- точного для нормальной жизнедеятельности. 5. Систематические занятия физическими упражнениями. 6. Оказание помощи в физическом воспитании детей в семье и по месту жительства. 7. Знание основных событий спортивной жизни района, города, страны и за рубежом. |
2. Структура физической культуры и краткая характеристика ее компонентов Физическая культура – это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей. В ее структуре можно выделить три компонента: Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате двигательной активности человека. Причем, которая способствует развитию силы, выносливости. Ценностный аспект физической культуры, совокупность материальных (стадионы, залы) и духовных (физичсекие упражнения) ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека. Результативный аспект физической культуры включает в себя совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования физической культуры в своей жизни. Структурные компоненты физической культуры: Образовательная (Базовая) физическая культура обеспечивает базовое физкультурное образование, которое формирует и развивает новых двигательные навыки и способности для оптимальной жизнедеятельности человека. Спортивная физическая культура (Спорт) удовлетворяет потребности личности в спортивной деятельности, которая раскрывает способности человека на предельных уровнях. Рекреационная физическая культура (физическая рекреация) удовлетворяет потребности людей в активном отдыхе. Реабилитационная физическая культура (двигательная реабилитация) обеспечивает ускоренное лечении травм, восстановление с помощью физических упражнений. Адаптивная физическая культура удовлетворяет потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья с помощью физической активности. Профессионально-прикладная физическая культура обеспечивает формирование двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии. 3. Специфические функции физической культуры. Специфическими функциями физической культуры, являются только те, которые свойственны лишь ей. Требования к личности учителя (преподавателя) физической культуры. От преподавателя во многом зависит формирование личности его уче- ников. Критерии педагогического мастерства складываются из совокупности деловых и личных качеств преподавателя. К важным деловым качествам преподавателя физической культуры (тренера по спорту) относят: понимание гуманных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и развивать двигатель- ные способности, умение организовывать коллектив занимающихся и нахо- дить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным. К основным личным качествам преподавателя (тренера), относятся: творческая активность, гибкость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиальность, выдержка, требовательность, скромность, культура. Тренеры, учителя физической культуры, как правило, привлекают вни- мание учащихся своим внешним видом: стройностью, подтянутостью, изящ- ными и ритмичными движениями, физической силой и выносливостью, большим мастерством в выполнении упражнений, смелостью, мужеством, высокими волевыми качествами. Учебные занятия, спортивные тренировки и соревнования предполага- ют непосредственные и постоянные контакты учителя и учеников. Это способствует возникновению взаимопонимания между ними, уважительного отношения учащихся к учителю. Учащиеся, постоянно чувствуя помощь, под- держку и руководящую, направляющую роль учителя, проникаются к нему доверием и уважением. Труд специалиста по физической культуре имеет творческий характер. Это означает, что в его профессиональной деятельности мало стандартных, консервативных положений. Он зачастую действует в нестандартных ситуа- циях, которые требуют умелого маневрирования средствами и методами в со- ответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он дол- жен уметь соотносить все это с неодинаковой степенью подготовленности своих воспитуемых, с их возрастом, способностями, возможностями. Как ди- рижеру огромного оркестра, специалисту по физической культуре одновре- менно руководя всеми необходимо в то же время видеть и ежеминутно, сооб- разно с обстановкой, руководить обучением, воспитанием, образованием, на- строением, вниманием, мотивами, поступками, поведением каждого занима- ющегося. Творческий характер его труда заключается в том, что он может быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь прини- мать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргумен- ты, уметь организовать людей и руководить ими в сложных условиях
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.183 (0.014 с.) |