Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, направленные на овладение знаниями.

Поиск

Методы устной передачи и усвоения информации. Практически все

основные стороны деятельности педагога в процессе физкультурной деятель-

ности связаны с использованием слова: посредством слова сообщаются зна-

ния, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания, руководят их вы-

полнением, анализируют и оценивают результаты и.т.п. Вместе с тем, слово

играет необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции дей-

ствий обучаемых.

Слово имеет две функции: смысловую, с помощью которой раскрыва-

ется содержание передаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую

воздействовать на чувства ученика. Эмоциональная функция слова способ-

ствует решению и учебных и воспитательных задач. Эмоциональность речи

усиливает значение слов и помогает понять их смысл.

Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения,

описания и других форм речевого воздействия.

Рассказ – повествовательные формы изложения чаще используется при

организации игровой деятельности. Чем старше занимающиеся, тем шире

вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и

лекция. Описание – это способ создания у обучаемого представления о дей-

ствии. При описании дается перечень характерных признаков действия, гово-

рится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Использу-

ется при создании первоначального представления или при изучении относи-

тельно простых действий.

Объяснение – представляет собой последовательное, строгое в логиче-

ском отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например по-

нятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется дока-

зательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений,

строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений.

В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомле-

ния занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учеб-

ного задания. При объяснении широко используется спортивная терминоло-

гия, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимна-

стическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличать-

ся образностью, ярким сравнением и конкретностью.

Беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией

между преподавателем и учащимися. Помогает, с одной стороны, повысить

активность, развить умение высказывать свои мысли, а с другой – узнать пре-

подавателю своих воспитанников, оценить проделанную работу. Беседа мо-

жет проводиться в виде вопросов педагога и ответов учеников или в виде сво-

бодного выявления взглядов.

Разбор – отличается от беседы тем, что проводится после выполнения

какого-либо задания.

Лекция – представляет собой системное, всестороннее, после-

довательное освещение определенной темы (проблемы).

Задание – предусматривает постановку задачи перед уроком или част-

ных задач по ходу урока.

Указание – отличается краткостью и требует безоговорочного исполне-

ния. Через указание обучаемые получают точную ориентацию в способах ре-

шения задачи, в приемах исправления ошибки, но без обоснования.

Оценка – является результатом анализа выполнения действия. Критерии

оценки зависят от задач учебного процесса. Оценка педагога может быть

средством воспитания в ученике уверенности в своих силах. Поэтому оцени-

вать следует успехи или неудачи в освоении учебного материала, отношение

к работе, но ни в коем случае не личность человека.

Команда – специфический и наиболее распространенный метод исполь-

зования слова в физическом воспитании. Она имеет форму приказа к не-

медленному исполнению действия, к его окончанию или к изменению темпа

движений. Применяются строевые команды, принятые в армии, и специаль-

ные - в виде судейских терминов, стартовых команд и.т.п.

При работе с детьми дошкольного возраста команды не рекомендуется

применять, при работе с младшими школьниками использовать с ограничени-

ем. Очень ограниченное использование данного метода и при занятиях в

оздоровительных группах со взрослым контингентом.

Подсчет – позволяет задавать необходимый темп выполнения движе-

ний. Осуществляется несколькими приемами: голосом с применением счета

(раз-два-три-четыре), счетом в сочетании с односложными указаниями (раз-

два-выдох-вдох), только односложными указаниями (вдох-вдох-выдох-вы-

дох), и сочетаниями счета, постукивания, похлопывания, и т.п.

В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает

указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о

его профессиональной подготовленности.

Самопроговаривания – суть данного метода состоит в том, что перед

выполнением упражнения ученик преднамеренно мысленно воссоздает тех-

нику исполнения этих упражнений, сопровождая мысленное выполнение дей-

ствий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем

≪про себя≫ — во внутренней речи с акцентом внимания на важных моментах,

характеристиках действия.

Идеомоторная тренировка – мысленное выполнение действий.

Установлено, что этот метод ускоряет овладение действиями, повышает

качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно

практически выполнить действия (длительный переезд, болезнь, травма и

пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способствует быстрому

восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков.

Словесная саморегуляция – метод основан на применении внутренней

речи при выполнении действий. Регуляция двигательной деятельности может

осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и

др.

Методы передачи и усвоения печатной информации включают ме-

тоды работы с учебниками, книгами, учебными карточками, программиро-

ванными пособиями, применяется для стимулирования познавательного ин-

тереса и активности занимающихся, углубления их знаний в сфере физиче-

ской культуры и спорта.

Методы обеспечения наглядности способствуют усвоению и исполь-

зованию знаний на основе передачи и восприятия информации посредством

органов чувств (перцептивные методы). К ним относятся:

1) методы непосредственной наглядности (показ упражнений препода-

вателем или по его заданию одним из занимающихся);

2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видео-

фильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);

3) методы направленного прочувствования двигательного действия;

4) методы срочной информации.

Рассмотрим основные особенности этих методов.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у

занимающихся правильного представления о технике выполнения двигатель-

ного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движе-

ний преподавателем или одним из занимающихся всегда рекомендуется соче-

тать с методами устной информации, что позволяет исключить слепое, меха-

ническое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия

для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимаю-

щимися, плоскость основных движений, повтор демонстрации в разном темпе

и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные воз-

можности для восприятия занимающимися двигательных действий с помо-

щью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных

пособий, учебных видео– и кинофильмов, рисунки фломастером на специаль-

ной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различ-

ных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся

на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно за-

медлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократ-

но повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным ме-

тодом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений

и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют

графически выразить собственное понимание структуры двигательного дей-

ствия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю проде-

монстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия

(например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через

планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в дли-

ну с разбега и т.п.).

Методы направленного прочувствования двигательного действия

направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, свя-

зок или отдельных частей тела. К ним относятся:

1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательно-

го действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при

обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);

2) выполнение упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двига-

тельного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выпол-

нением финального усилия в метаниях);

4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих

прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации. Предназначены для получения препода-

вателем и занимающимися с помощью различных технических устройств

(тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето– и

звуколидеры, электромишени и др.) срочной информации после или по ходу

выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой

коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия,

амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспита-

нии и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (вело-

эргометры, беговые дорожки и др.), оборудованные встроенными компью-

терами, управляющими системой регулирования нагрузки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.007 с.)