Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы, направленные на овладение знаниями.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Методы устной передачи и усвоения информации. Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе физкультурной деятель- ности связаны с использованием слова: посредством слова сообщаются зна- ния, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания, руководят их вы- полнением, анализируют и оценивают результаты и.т.п. Вместе с тем, слово играет необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции дей- ствий обучаемых. Слово имеет две функции: смысловую, с помощью которой раскрыва- ется содержание передаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувства ученика. Эмоциональная функция слова способ- ствует решению и учебных и воспитательных задач. Эмоциональность речи усиливает значение слов и помогает понять их смысл. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия. Рассказ – повествовательные формы изложения чаще используется при организации игровой деятельности. Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция. Описание – это способ создания у обучаемого представления о дей- ствии. При описании дается перечень характерных признаков действия, гово- рится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Использу- ется при создании первоначального представления или при изучении относи- тельно простых действий. Объяснение – представляет собой последовательное, строгое в логиче- ском отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например по- нятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется дока- зательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений. В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомле- ния занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учеб- ного задания. При объяснении широко используется спортивная терминоло- гия, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимна- стическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким. Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличать- ся образностью, ярким сравнением и конкретностью. Беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися. Помогает, с одной стороны, повысить активность, развить умение высказывать свои мысли, а с другой – узнать пре- подавателю своих воспитанников, оценить проделанную работу. Беседа мо- жет проводиться в виде вопросов педагога и ответов учеников или в виде сво- бодного выявления взглядов. Разбор – отличается от беседы тем, что проводится после выполнения какого-либо задания. Лекция – представляет собой системное, всестороннее, после- довательное освещение определенной темы (проблемы). Задание – предусматривает постановку задачи перед уроком или част- ных задач по ходу урока. Указание – отличается краткостью и требует безоговорочного исполне- ния. Через указание обучаемые получают точную ориентацию в способах ре- шения задачи, в приемах исправления ошибки, но без обоснования. Оценка – является результатом анализа выполнения действия. Критерии оценки зависят от задач учебного процесса. Оценка педагога может быть средством воспитания в ученике уверенности в своих силах. Поэтому оцени- вать следует успехи или неудачи в освоении учебного материала, отношение к работе, но ни в коем случае не личность человека. Команда – специфический и наиболее распространенный метод исполь- зования слова в физическом воспитании. Она имеет форму приказа к не- медленному исполнению действия, к его окончанию или к изменению темпа движений. Применяются строевые команды, принятые в армии, и специаль- ные - в виде судейских терминов, стартовых команд и.т.п. При работе с детьми дошкольного возраста команды не рекомендуется применять, при работе с младшими школьниками использовать с ограничени- ем. Очень ограниченное использование данного метода и при занятиях в оздоровительных группах со взрослым контингентом. Подсчет – позволяет задавать необходимый темп выполнения движе- ний. Осуществляется несколькими приемами: голосом с применением счета (раз-два-три-четыре), счетом в сочетании с односложными указаниями (раз- два-выдох-вдох), только односложными указаниями (вдох-вдох-выдох-вы- дох), и сочетаниями счета, постукивания, похлопывания, и т.п. В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности. Самопроговаривания – суть данного метода состоит в том, что перед выполнением упражнения ученик преднамеренно мысленно воссоздает тех- нику исполнения этих упражнений, сопровождая мысленное выполнение дей- ствий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем ≪про себя≫ — во внутренней речи с акцентом внимания на важных моментах, характеристиках действия. Идеомоторная тренировка – мысленное выполнение действий. Установлено, что этот метод ускоряет овладение действиями, повышает качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно практически выполнить действия (длительный переезд, болезнь, травма и пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способствует быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков. Словесная саморегуляция – метод основан на применении внутренней речи при выполнении действий. Регуляция двигательной деятельности может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. Методы передачи и усвоения печатной информации включают ме- тоды работы с учебниками, книгами, учебными карточками, программиро- ванными пособиями, применяется для стимулирования познавательного ин- тереса и активности занимающихся, углубления их знаний в сфере физиче- ской культуры и спорта. Методы обеспечения наглядности способствуют усвоению и исполь- зованию знаний на основе передачи и восприятия информации посредством органов чувств (перцептивные методы). К ним относятся: 1) методы непосредственной наглядности (показ упражнений препода- вателем или по его заданию одним из занимающихся); 2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видео- фильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.); 3) методы направленного прочувствования двигательного действия; 4) методы срочной информации. Рассмотрим основные особенности этих методов. Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигатель- ного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движе- ний преподавателем или одним из занимающихся всегда рекомендуется соче- тать с методами устной информации, что позволяет исключить слепое, меха- ническое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимаю- щимися, плоскость основных движений, повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия. Методы опосредованной наглядности создают дополнительные воз- можности для восприятия занимающимися двигательных действий с помо- щью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео– и кинофильмов, рисунки фломастером на специаль- ной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различ- ных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др. Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений. С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно за- медлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократ- но повторить. Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным ме- тодом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта. Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного дей- ствия. Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю проде- монстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в дли- ну с разбега и т.п.). Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, свя- зок или отдельных частей тела. К ним относятся: 1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательно- го действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность); 2) выполнение упражнений в замедленном темпе; 3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двига- тельного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выпол- нением финального усилия в метаниях); 4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения. Методы срочной информации. Предназначены для получения препода- вателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето– и звуколидеры, электромишени и др.) срочной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспита- нии и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (вело- эргометры, беговые дорожки и др.), оборудованные встроенными компью- терами, управляющими системой регулирования нагрузки.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.007 с.) |