Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическая культура в быту взрослого населения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте 49. Особенности методики физкультурных занятий в пожилом и старшем возрасте. К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается старший, или старческий, возраст (75 – 90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями. В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением. Старение организма характеризуется следующими функциональными изменениями. Постепенно уменьшаются размеры сердца, снижается сила сердечных сокращений, уменьшается количество крови, выбрасываемой сердцем в сосу- дистую систему за одно сокращение. Понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, просвет уменьшается, в результате чего по- вышается артериальное давление (в среднем оно составляет в покое 150/90 мм ртутного столба). Возрастные изменения в дыхательной системе характеризуются ухуд- шением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхательных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, уменьшением легочной вентиля- ции. Максимальное потребление кислорода после 25 – 30 лет постепенно уменьшается и к 70 годам составляет 50% от уровня 20 лет. Возрастные изменения в мышечной системе и связочном аппарате ха- рактеризуются: · ухудшением эластических свойств мышц и связок, что при неправиль- ном дозировании физических нагрузок может привести к разрыву мышечных волокон и связок; · уменьшением величины проявляемой силы; · замедленным переходом мышц из состояния расслабления в напря- женное состояние и наоборот; · уменьшением объема мышц. Инволюционные изменения происходят и в нервной системе, что выра- жается в затрудненном образовании новых двигательных координации, ухуд- шении точности движений и Совокупность отмеченных возрастных изменений морфо-функциональ- ного характера проявляется в ухудшении работоспособности и отдельных двигательных способностей. Падают показатели быстроты и точности двига- тельных действий, менее совершенной становится координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда. Инволюционные изменения, их темп и интенсивность во многом опре- деляются как характером физической активности пожилого человека, так и образом его жизни в юном, молодом и зрелом возрасте. Главенствующей социальной функцией физического воспитания людей в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная. Основные задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте заключаются в том, чтобы: 1) содействовать творческому долголетию, сохранению или восстанов- лению здоровья; задержать и уменьшить возрастные инволюционные измене- ния, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности; 2) не допустить регресса жизненно важных двигательных умений и на- выков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые; 3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного при- менения средств физического воспитания; последовательно воплощать эти знания в практические умения. Частные оздоровительные и дополнительные задачи (например, ук- репление опорно-двигательного аппарата, улучшение осанки, улучшение дея- тельности ЦНС, повышение функциональных возможностей сердечно-сосу- дистой и дыхательной систем, закаливание организма и др.) определяются в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности, функционального состояния и приспособительных возможностей организма, уровня физиче- ской подготовленности, индивидуальных склонностей и условий быта. Содержание и методические основы занятий Физическими упражнениями Средства. В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и старшего возраста служат физические упражнения, которые не только способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на доста- точно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влия- ние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систе- мы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отда- вать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно не- высокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке. К числу основных средств сохранения и восстановления функций опор- но-двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относятся гигиени- ческая, основная и лечебная гимнастика. Специальные комплексы гимнасти- ческих упражнений (без предметов, с предметами, специальными устройства- ми, на снарядах и др.) и разработанные на их основе методики для людей это- го возраста позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышеч- ные группы, обеспечивать прогрессивные морфофункциональные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых способностей и гибкости, поддерживать нормальную осанку. В общеоздоровительных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом и старшем возрасте широко используются дозированная ходьба, бег умеренной интен- сивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэроб- ные упражнения циклического характера. Эффективными являются такие циклические упражнения, которые выполняются не менее 10 мин с интенсив- ностью, приводящей к легкому утомлению. Применяются также такие игры, как городки, бадминтон, теннис и др. В этом возрасте доступным и эффективным средством является дыхательная гимнастика, которая имеет три основных назначения. 1. Улучшить дыхание во время выполнения физических упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолжен- ность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе. 2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность. 3. Выработать умение дышать правильно, оказывая тем самым постоян- ное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.). В пожилом возрасте нередко продолжают заниматься избранным видом спорта (например, спортсмены-ветераны) и участвовать в соревнованиях раз- личного уровня (первенство города, страны, мира) среди ветеранов в своей возрастной группе. Формы организации занятий. Физическое воспитание людей пожило- го и старшего возраста проводится на самодеятельных началах и осуще- ствляется при различных формах организации занятий: коллективные (заня- тия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах люби- телей бега и др.); туристские походы; самостоятельные (индивидуальные) за- нятия. Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подготовки проводятся 2 – 3 раза в неделю под руководством инструкторов-методистов преимущественно на открытом воздухе по определенным программам с уче- том возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности за- нимающихся. Продолжительность занятий в начальном периоде не рекомен- дуется превышать 45 мин, с течением времени продолжительность занятий увеличивается до 60 – 75 мин. Такая продолжительность обусловлена замед- ленной врабатываемостью и приспосабливаемостью стареющего организма к физическим нагрузкам. В содержание самостоятельных (индивидуальных) занятий физически- ми упражнениями входят: утренняя гигиеническая гимнастика; аэробные упражнения циклического характера умеренной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, оздоровительное плавание, ходьба на лыжах и т.д.); различные игры по упрощенным правилам; спортивные упражнения, но с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований и др. Человеку, самостоятельно занимающийся физическими упражнениями с целью укрепления и сохранения здоровья, необходимо знать правила орга- низации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей, их функциональное назначение. Он должен уметь подобрать с помощью ме- тодической литературы или опираясь на опыт прошлых занятий в школе, в вузе, в спортивной секции и т.п. нужные средства оздоровительной трениров- ки и их правильную дозировку. Самостоятельно занимающимся нужно знать правила и понимать сущ- ность физической тренировки, основные механизмы получения тренировоч- ного эффекта. Методические основы занятий. Для большинства занятий в группах здоровья и секциях общей физической подготовки характерно комплексное применение различных физических упражнений. Комплексные занятия дают больший эффект в улучшении физической подготовленности и для занимаю- щихся менее утомительны, чем предметные занятия. Занятия проводятся круглогодично. По мере старения организма нагрузки теряют общую тенден- цию к возрастанию. Занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответ- ствии с общепринятой структурой. Подготовительная и заключительная части занятия, как правило, имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся, поскольку с возрастом замедляются процессы врабатывания и восстановления. По этой же причине после основных упражнений предусмат- ривается достаточный отдых (активный и пассивный), проводятся дыхатель- ные упражнения и упражнения в расслаблении. Общая динамика в занятии обычно имеет вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Наиболее значительная нагрузка приходится на середину или на вторую треть основной части занятия Продолжительность одного занятия колеблется от 35 – 40 до 90 – 120 мин. Для плавного повышения физиологической кривой урока необходимо начинать с легких упражнений, в которых участвуют мелкие и средние мы- шечные группы, и постепенно переходить к упражнениям для средних и крупных мышечных групп. Наиболее трудные упражнения (глубокие присе- дания, бег, бег с ускорением, прыжки с места и др.) даются в середине и во второй половине основной части занятия (причем в чередовании с ходьбой, с успокаивающими упражнениями), когда организм оптимально подготовлен. В занятие рекомендуется включать от 30 до 50 общеразвивающих упражнений, чередуемых с ходьбой и бегом. Количество повторений каждого упражнения зависит от подготовленности занимающихся, возраста, трудно- сти упражнений, задач урока. В первые месяцы занятий каждое упражнение повторяется 4 – 6 раз, со временем число повторений увеличивается и к концу года достигает 8 – 20 раз. Определяя дозировку нагрузок, надо ориентироваться, прежде всего, на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. С увеличением возраста занимающихся общий объем работы поддер- живается по возможности на достигнутом уровне, а интенсивность постепен- но снижается. При проведении занятий с лицами пожилого и старшего возраста необ- ходимо придерживаться следующих методических правил. 1. Применяемые физические упражнения строго дозируются по количе- ству повторений, темпу выполнения, амплитуде движений. 2. Упражнения с силовыми напряжениями (например, упражнения с гантелями, эластичным резиновым бинтом и т.д.) следует чередовать с упраж- нениями на расслабление. 3. После каждой группы из 3 – 4 упражнений общеразвивающего харак- тера необходимо выполнять дыхательные упражнения. 4. Во избежание перегрузки необходимо чередовать упражнения для верхних конечностей с упражнениями для нижних конечностей или для туло- вища, упражнения для мышц-сгибателей – с упражнениями для мышц-разги- бателей. 5. У нетренированных людей в начале занятий физическими упражне- ниями пульс не рекомендуется повышать более чем на 30 уд./мин по сравне- нию с частотой пульса в состоянии покоя. 6. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должна превышать 100 – 120 уд./мин. 7. Максимальную частоту сердечных сокращений для людей пожилого и старшего возраста во время занятий следует определять по формуле ЧСС = 190 – возраст (лет). Возрастные изменения в физическом развитии и состоянии здоровья за- нимающихся обусловливают необходимость строгого соблюдения методиче- ских принципов (систематичности, доступности, индивидуализации и др.). Физические нагрузки разнообразного характера оказывают значитель- ное влияние на организм занимающихся, существенно изменяя состояние практически всех его систем. Причем ответные реакции организма на нагруз- ки весьма индивидуальны, несмотря на выполнение одних и тех же физиче- ских упражнений в процессе занятия. В этой связи важное значение имеет самоконтроль за состоянием организма и его реакциями на физические на- грузки. Применяются субъективные и объективные методы самоконтроля. К субъективным методам самоконтроля относят: самонаблюдение и оценку об- щего самочувствия, сна, физической и умственной работоспособности, на- строения, а также общую оценку состояния опорно-двигательного аппарата и мышечной системы. В качестве объективных методов самоконтроля используют наиболее доступные: наблюдение за частотой сердечных сокращений и артериальным давлением (с помощью электронного тонометра), измерение массы тела, по- казателей уровня развития двигательных способностей. Проверка сдвигов в физической подготовленности осуществляется с по- мощью контрольных упражнений, разрабатываемых с учетом закономерно- стей возрастной инволюции двигательных способностей и двигательных на- выков. Контрольные упражнения выбираются относительно простые и по преимуществу не связанные с большими функциональными нагрузками об- щего воздействия. В состав тестов целесообразно включать ряд постоянных упражнений (не меняющихся из года в год), чтобы иметь возможность судить о многолетней динамике показателей. Для оценки эффективности физической подготовки можно рекомендо- вать контрольные показатели в следующих упражнениях (В. К. Бальсевич, В.А.Запорожанов, 1987): · бег 2000 м без учета времени или та же дистанция с учетом времени: мужчины – 17 мин, женщины – 20 мин; · бег на лыжах: мужчины – 5 км за 42 мин, женщины – 2 км за 23 мин; · плавание без учета времени: 50 м (мужчины и женщины); · пеший поход по пересеченной местности – 12 км. Оценить физическую подготовленность лиц старше 60 лет можно с по- мощью 12-минутных тестов в плавании и в беге. Самоконтроль за состоянием организма надо вести систематически. По времени он осуществляется перед занятием, непосредственно после него и в последующий период восстановле- ния. Данные рекомендуется фиксировать в специальном дневнике. Контрольные качественные показатели уровня физической культуры человека пожилого возраста (В.К. Бальсевич, 2000): 1. Знание особенностей организации физической активности в пожилом возрасте. 2. Уверенное владение методиками диагностики своего физического со- стояния. 3. Знание методов профилактики заболеваний и старения организма средствами физической активности и закаливания и умение применять их в повседневной жизни. 4. Сохранение уровня дееспособности и самообслуживания, доста- точного для нормальной жизнедеятельности. 5. Систематические занятия физическими упражнениями. 6. Оказание помощи в физическом воспитании детей в семье и по месту жительства. 7. Знание основных событий спортивной жизни района, города, страны и за рубежом. | 2. Структура физической культуры и краткая характеристика ее компонентов Физическая культура – это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей. В ее структуре можно выделить три компонента: Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате двигательной активности человека. Причем, которая способствует развитию силы, выносливости. Ценностный аспект физической культуры, совокупность материальных (стадионы, залы) и духовных (физичсекие упражнения) ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека. Результативный аспект физической культуры включает в себя совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования физической культуры в своей жизни. Структурные компоненты физической культуры: Образовательная (Базовая) физическая культура обеспечивает базовое физкультурное образование, которое формирует и развивает новых двигательные навыки и способности для оптимальной жизнедеятельности человека. Спортивная физическая культура (Спорт) удовлетворяет потребности личности в спортивной деятельности, которая раскрывает способности человека на предельных уровнях. Рекреационная физическая культура (физическая рекреация) удовлетворяет потребности людей в активном отдыхе. Реабилитационная физическая культура (двигательная реабилитация) обеспечивает ускоренное лечении травм, восстановление с помощью физических упражнений. Адаптивная физическая культура удовлетворяет потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья с помощью физической активности. Профессионально-прикладная физическая культура обеспечивает формирование двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии. 3. Специфические функции физической культуры. Специфическими функциями физической культуры, являются только те, которые свойственны лишь ей.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.011 с.) |