Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическая культура в быту взрослого населения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
49. Особенности методики физкультурных занятий в пожилом и старшем возрасте. К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается старший, или старческий, возраст (75 – 90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями. В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением. Старение организма характеризуется следующими функциональными изменениями. Постепенно уменьшаются размеры сердца, снижается сила сердечных сокращений, уменьшается количество крови, выбрасываемой сердцем в сосу- дистую систему за одно сокращение. Понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, просвет уменьшается, в результате чего по- вышается артериальное давление (в среднем оно составляет в покое 150/90 мм ртутного столба). Возрастные изменения в дыхательной системе характеризуются ухуд- шением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхательных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, уменьшением легочной вентиля- ции. Максимальное потребление кислорода после 25 – 30 лет постепенно уменьшается и к 70 годам составляет 50% от уровня 20 лет. Возрастные изменения в мышечной системе и связочном аппарате ха- рактеризуются: · ухудшением эластических свойств мышц и связок, что при неправиль- ном дозировании физических нагрузок может привести к разрыву мышечных волокон и связок; · уменьшением величины проявляемой силы; · замедленным переходом мышц из состояния расслабления в напря- женное состояние и наоборот; · уменьшением объема мышц. Инволюционные изменения происходят и в нервной системе, что выра- жается в затрудненном образовании новых двигательных координации, ухуд- шении точности движений и Совокупность отмеченных возрастных изменений морфо-функциональ- ного характера проявляется в ухудшении работоспособности и отдельных двигательных способностей. Падают показатели быстроты и точности двига- тельных действий, менее совершенной становится координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда. Инволюционные изменения, их темп и интенсивность во многом опре- деляются как характером физической активности пожилого человека, так и образом его жизни в юном, молодом и зрелом возрасте. Главенствующей социальной функцией физического воспитания людей в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная. Основные задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте заключаются в том, чтобы: 1) содействовать творческому долголетию, сохранению или восстанов- лению здоровья; задержать и уменьшить возрастные инволюционные измене- ния, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности; 2) не допустить регресса жизненно важных двигательных умений и на- выков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые; 3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного при- менения средств физического воспитания; последовательно воплощать эти знания в практические умения. Частные оздоровительные и дополнительные задачи (например, ук- репление опорно-двигательного аппарата, улучшение осанки, улучшение дея- тельности ЦНС, повышение функциональных возможностей сердечно-сосу- дистой и дыхательной систем, закаливание организма и др.) определяются в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности, функционального состояния и приспособительных возможностей организма, уровня физиче- ской подготовленности, индивидуальных склонностей и условий быта. Содержание и методические основы занятий Физическими упражнениями Средства. В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и старшего возраста служат физические упражнения, которые не только способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на доста- точно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влия- ние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систе- мы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отда- вать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно не- высокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке. К числу основных средств сохранения и восстановления функций опор- но-двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относятся гигиени- ческая, основная и лечебная гимнастика. Специальные комплексы гимнасти- ческих упражнений (без предметов, с предметами, специальными устройства- ми, на снарядах и др.) и разработанные на их основе методики для людей это- го возраста позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышеч- ные группы, обеспечивать прогрессивные морфофункциональные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых способностей и гибкости, поддерживать нормальную осанку. В общеоздоровительных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом и старшем возрасте широко используются дозированная ходьба, бег умеренной интен- сивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэроб- ные упражнения циклического характера. Эффективными являются такие циклические упражнения, которые выполняются не менее 10 мин с интенсив- ностью, приводящей к легкому утомлению. Применяются также такие игры, как городки, бадминтон, теннис и др. В этом возрасте доступным и эффективным средством является дыхательная гимнастика, которая имеет три основных назначения. 1. Улучшить дыхание во время выполнения физических упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолжен- ность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе. 2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность. 3. Выработать умение дышать правильно, оказывая тем самым постоян- ное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.). В пожилом возрасте нередко продолжают заниматься избранным видом спорта (например, спортсмены-ветераны) и участвовать в соревнованиях раз- личного уровня (первенство города, страны, мира) среди ветеранов в своей возрастной группе. Формы организации занятий. Физическое воспитание людей пожило- го и старшего возраста проводится на самодеятельных началах и осуще- ствляется при различных формах организации занятий: коллективные (заня- тия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах люби- телей бега и др.); туристские походы; самостоятельные (индивидуальные) за- нятия. Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подготовки проводятся 2 – 3 раза в неделю под руководством инструкторов-методистов преимущественно на открытом воздухе по определенным программам с уче- том возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности за- нимающихся. Продолжительность занятий в начальном периоде не рекомен- дуется превышать 45 мин, с течением времени продолжительность занятий увеличивается до 60 – 75 мин. Такая продолжительность обусловлена замед- ленной врабатываемостью и приспосабливаемостью стареющего организма к физическим нагрузкам. В содержание самостоятельных (индивидуальных) занятий физически- ми упражнениями входят: утренняя гигиеническая гимнастика; аэробные упражнения циклического характера умеренной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, оздоровительное плавание, ходьба на лыжах и т.д.); различные игры по упрощенным правилам; спортивные упражнения, но с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований и др. Человеку, самостоятельно занимающийся физическими упражнениями с целью укрепления и сохранения здоровья, необходимо знать правила орга- низации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей, их функциональное назначение. Он должен уметь подобрать с помощью ме- тодической литературы или опираясь на опыт прошлых занятий в школе, в вузе, в спортивной секции и т.п. нужные средства оздоровительной трениров- ки и их правильную дозировку. Самостоятельно занимающимся нужно знать правила и понимать сущ- ность физической тренировки, основные механизмы получения тренировоч- ного эффекта. Методические основы занятий. Для большинства занятий в группах здоровья и секциях общей физической подготовки характерно комплексное применение различных физических упражнений. Комплексные занятия дают больший эффект в улучшении физической подготовленности и для занимаю- щихся менее утомительны, чем предметные занятия. Занятия проводятся круглогодично. По мере старения организма нагрузки теряют общую тенден- цию к возрастанию. Занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответ- ствии с общепринятой структурой. Подготовительная и заключительная части занятия, как правило, имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся, поскольку с возрастом замедляются процессы врабатывания и восстановления. По этой же причине после основных упражнений предусмат- ривается достаточный отдых (активный и пассивный), проводятся дыхатель- ные упражнения и упражнения в расслаблении. Общая динамика в занятии обычно имеет вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Наиболее значительная нагрузка приходится на середину или на вторую треть основной части занятия Продолжительность одного занятия колеблется от 35 – 40 до 90 – 120 мин. Для плавного повышения физиологической кривой урока необходимо начинать с легких упражнений, в которых участвуют мелкие и средние мы- шечные группы, и постепенно переходить к упражнениям для средних и крупных мышечных групп. Наиболее трудные упражнения (глубокие присе- дания, бег, бег с ускорением, прыжки с места и др.) даются в середине и во второй половине основной части занятия (причем в чередовании с ходьбой, с успокаивающими упражнениями), когда организм оптимально подготовлен. В занятие рекомендуется включать от 30 до 50 общеразвивающих упражнений, чередуемых с ходьбой и бегом. Количество повторений каждого упражнения зависит от подготовленности занимающихся, возраста, трудно- сти упражнений, задач урока. В первые месяцы занятий каждое упражнение повторяется 4 – 6 раз, со временем число повторений увеличивается и к концу года достигает 8 – 20 раз. Определяя дозировку нагрузок, надо ориентироваться, прежде всего, на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. С увеличением возраста занимающихся общий объем работы поддер- живается по возможности на достигнутом уровне, а интенсивность постепен- но снижается. При проведении занятий с лицами пожилого и старшего возраста необ- ходимо придерживаться следующих методических правил. 1. Применяемые физические упражнения строго дозируются по количе- ству повторений, темпу выполнения, амплитуде движений. 2. Упражнения с силовыми напряжениями (например, упражнения с гантелями, эластичным резиновым бинтом и т.д.) следует чередовать с упраж- нениями на расслабление. 3. После каждой группы из 3 – 4 упражнений общеразвивающего харак- тера необходимо выполнять дыхательные упражнения. 4. Во избежание перегрузки необходимо чередовать упражнения для верхних конечностей с упражнениями для нижних конечностей или для туло- вища, упражнения для мышц-сгибателей – с упражнениями для мышц-разги- бателей. 5. У нетренированных людей в начале занятий физическими упражне- ниями пульс не рекомендуется повышать более чем на 30 уд./мин по сравне- нию с частотой пульса в состоянии покоя. 6. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должна превышать 100 – 120 уд./мин. 7. Максимальную частоту сердечных сокращений для людей пожилого и старшего возраста во время занятий следует определять по формуле ЧСС = 190 – возраст (лет). Возрастные изменения в физическом развитии и состоянии здоровья за- нимающихся обусловливают необходимость строгого соблюдения методиче- ских принципов (систематичности, доступности, индивидуализации и др.). Физические нагрузки разнообразного характера оказывают значитель- ное влияние на организм занимающихся, существенно изменяя состояние практически всех его систем. Причем ответные реакции организма на нагруз- ки весьма индивидуальны, несмотря на выполнение одних и тех же физиче- ских упражнений в процессе занятия. В этой связи важное значение имеет самоконтроль за состоянием организма и его реакциями на физические на- грузки. Применяются субъективные и объективные методы самоконтроля. К субъективным методам самоконтроля относят: самонаблюдение и оценку об- щего самочувствия, сна, физической и умственной работоспособности, на- строения, а также общую оценку состояния опорно-двигательного аппарата и мышечной системы. В качестве объективных методов самоконтроля используют наиболее доступные: наблюдение за частотой сердечных сокращений и артериальным давлением (с помощью электронного тонометра), измерение массы тела, по- казателей уровня развития двигательных способностей. Проверка сдвигов в физической подготовленности осуществляется с по- мощью контрольных упражнений, разрабатываемых с учетом закономерно- стей возрастной инволюции двигательных способностей и двигательных на- выков. Контрольные упражнения выбираются относительно простые и по преимуществу не связанные с большими функциональными нагрузками об- щего воздействия. В состав тестов целесообразно включать ряд постоянных упражнений (не меняющихся из года в год), чтобы иметь возможность судить о многолетней динамике показателей. Для оценки эффективности физической подготовки можно рекомендо- вать контрольные показатели в следующих упражнениях (В. К. Бальсевич, В.А.Запорожанов, 1987): · бег 2000 м без учета времени или та же дистанция с учетом времени: мужчины – 17 мин, женщины – 20 мин; · бег на лыжах: мужчины – 5 км за 42 мин, женщины – 2 км за 23 мин; · плавание без учета времени: 50 м (мужчины и женщины); · пеший поход по пересеченной местности – 12 км. Оценить физическую подготовленность лиц старше 60 лет можно с по- мощью 12-минутных тестов в плавании и в беге. Самоконтроль за состоянием организма надо вести систематически. По времени он осуществляется перед занятием, непосредственно после него и в последующий период восстановле- ния. Данные рекомендуется фиксировать в специальном дневнике. Контрольные качественные показатели уровня физической культуры человека пожилого возраста (В.К. Бальсевич, 2000): 1. Знание особенностей организации физической активности в пожилом возрасте. 2. Уверенное владение методиками диагностики своего физического со- стояния. 3. Знание методов профилактики заболеваний и старения организма средствами физической активности и закаливания и умение применять их в повседневной жизни. 4. Сохранение уровня дееспособности и самообслуживания, доста- точного для нормальной жизнедеятельности. 5. Систематические занятия физическими упражнениями. 6. Оказание помощи в физическом воспитании детей в семье и по месту жительства. 7. Знание основных событий спортивной жизни района, города, страны и за рубежом. |
2. Структура физической культуры и краткая характеристика ее компонентов Физическая культура – это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей. В ее структуре можно выделить три компонента: Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате двигательной активности человека. Причем, которая способствует развитию силы, выносливости. Ценностный аспект физической культуры, совокупность материальных (стадионы, залы) и духовных (физичсекие упражнения) ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека. Результативный аспект физической культуры включает в себя совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования физической культуры в своей жизни. Структурные компоненты физической культуры: Образовательная (Базовая) физическая культура обеспечивает базовое физкультурное образование, которое формирует и развивает новых двигательные навыки и способности для оптимальной жизнедеятельности человека. Спортивная физическая культура (Спорт) удовлетворяет потребности личности в спортивной деятельности, которая раскрывает способности человека на предельных уровнях. Рекреационная физическая культура (физическая рекреация) удовлетворяет потребности людей в активном отдыхе. Реабилитационная физическая культура (двигательная реабилитация) обеспечивает ускоренное лечении травм, восстановление с помощью физических упражнений. Адаптивная физическая культура удовлетворяет потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья с помощью физической активности. Профессионально-прикладная физическая культура обеспечивает формирование двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии. 3. Специфические функции физической культуры. Специфическими функциями физической культуры, являются только те, которые свойственны лишь ей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.91.173 (0.009 с.) |