Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей в раннем дошкольном возрасте

Поиск

Ранний дошкольный возраст (до 2 лет) – начальный период эволюции

двигательной функции человека и закладки основ его здоровья, физического

развития и подготовленности.

При организации физического воспитания детей раннего возраста необ-

ходимо учитывать физиологическую слабость их мышечно-связочного аппа-

рата и костной системы. Это обусловливает необходимость строгого дозиро-

вания физических нагрузок, предлагаемых ребенку в раннем детстве.

В раннем детстве необходимо обеспечить равномерное систематиче-

ское использование массажа, рефлекторных, гимнастических упражнений и

игр, приучить ребенка к повседневной физической активности, сформировать

≪комплекс удовольствия и мышечной радости≫ в его ощущениях как основу

будущей потребности в двигательной активности и закаливании.

Основные средства физической тренировки детей грудного возраста

массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражне-

ния.

Массаж – наиболее эффективное средство предварительной подготовки

аппарата движений младенца к будущей физической активности. Он оказыва-

ет тонизирующее влияние на центральную нервную систему, способствует

≪проторению≫ путей нервных импульсов от мышц к мозгу, стимулирует про-

цесс формирования ≪мышечного чувства≫. Однако по мере созревания двига-

тельной функции ребенка эти задачи все в большей мере решаются за счет не-

посредственного, самостоятельного осуществления движений. Поэтому мас-

саж в целях тренировки следует применять только до 6-месячного возраста.

Применение массажа с гигиеническими и лечебными целями оправданно и в

последующие месяцы.

Массаж следует проводить ежедневно. Начинать массажные процедуры

можно в возрасте 3 – 4 недель. При этом необходимо получить консультации

у врача-педиатра и инструкции патронажной сестры.

Массаж необходимо сочетать с рефлекторными, пассивными и актив-

ными упражнениями.

Рефлекторные упражнения основаны на движениях, возникающих в

ответ на раздражение участка поверхности тела ребенка. Примером такого

упражнения может служить следующее.

Исходное положение – ребенок лежит на спине, ступни обращены к

взрослому. Левой рукой взрослый слегка приподнимает правую ножку ребен-

ка. Указательным пальцем правой руки он нажимает на ступню ребенка у

основания пальцев, затем проводит им по всей наружной части подошвы сто-

пы в направлении от мизинца к пятке. В ответ на эти раздражения будут вы-

зываться движения стопы и пальцев.

Эффект рефлекторного разгибания позвоночного столба можно полу-

чить, если, положив ребенка на бок и придерживая его спереди ладонью и

предплечьем правой руки, двумя пальцами левой руки проводить вдоль по-

звоночного столба в направлении от крестца к шее.

К пассивным относятся: сгибание и разгибание ног вместе и попере-

менно, скрещивание рук на груди и разведение их в стороны, поднятие пря-

мых ног лежа на спине и др.

К активным относятся: активное присаживание при потягивании за

руки и сокращении сгибателей, напряженное сгибание туловища, присажива-

ние за одну отведенную в сторону руку и без помощи рук, фиксируя колени,

и др.

Массаж и рефлекторные упражнения проводят до 3 – 4 мес. Они яв-

ляются основной формой физической тренировки детей этого возраста.

Длительность массажного приема рекомендуется не более 2 мин, а ре-

флекторные упражнения повторяются не более 4 раз. Продолжительность за-

нятия – 8 – 12 мин.

В качестве места для занятий лучше всего использовать стол, на кото-

рый постелено сложенное вчетверо тонкое одеяло (байковое), покрытое по-

следовательно клеенкой и пеленкой или простыней. Занятия с ребенком про-

водятся ежедневно, один раз в день, через 1,5 ч после еды, при температуре

20 – 22° С, в хорошо проветренном помещении без сквозняков. Во время за-

нятия в помещении должно быть тихо или звучать тихая спокойная музыка.

Свет в помещении должен быть ярким, присутствие других людей, кроме ма-

тери, нежелательно.

В возрасте 6 мес. занятия включают в себя рефлекторные, пассивные и

пассивно-активные упражнения. К этому возрасту ребенок уже частично вла-

деет некоторыми видами движений и регуляции позы. Например, он может

сидеть, придерживаясь руками за близлежащие предметы (сетка кроватки, ве-

ревочка с погремушками и т.п.), может стоять, не сгибая ножек, с помощью

взрослого, приподнимать туловище, лежа на животе, удерживать в руках взя-

тые предметы. Поэтому помимо ежедневных занятий физическими упражне-

ниями нужно стремиться к тому, чтобы создать ребенку возможности для реа-

лизации уже приобретенных моторных умений. Для этого нужно ≪оснастить≫

места его пребываний (кроватка, манеж) необходимыми игрушками и при-

способлениями для облегчения поиска возможностей движений.

Программа занятий физическими упражнениями для детей 7 – 8-ми ме-

сячного возраста значительно расширяется прежде всего за счет включения

в нее активных упражнений. К их числу относится побуждение ребенка до-

стать руками игрушку, ползать, доставая руками игрушку, и пр. В это время

для расширения объема двигательной активности ребенка нужно ис-

пользовать новые виды движений, освоенные им: переворачивание на спину,

ползание на четвереньках, наклоны и выпрямления туловища, изменения по-

ложения туловища, держась за пальцы взрослого (садится, ложится), перекла-

дывание игрушек из одной руки в другую. С этой целью полезно переклады-

вать игрушки на другое место, побуждая малыша находить их. Такие упраж-

нения нужно выполнять короткими сериями по 5 – 7 мин в форме игры с ре-

бенком.

В возрасте 9 – 10 мес. объем физической тренировки может быть уве-

личен. Главная задача в это время – подготовить опорно-двигательный аппа-

рат ребенка к освоению ходьбы. В этом могут помочь упражнения, связанные

со вставанием с помощью взрослого, и различные виды ходьбы с поддерж-

кой.

В последние 3 мес. первого года жизни можно увеличить объем нагруз-

ки занятий и сделать их более разнообразными по содержанию.

На 10-м мес. целесообразно повысить объем нагрузки за счет увеличе-

ния продолжительности занятий и постепенного увеличения количества по-

вторений упражнений в 1,5 –2 раза.

Дети 11–12 мес. уже могут долго стоять без опоры и ходить, держась за

руку взрослого, а к концу этого периода уже могут ходить самостоятельно,

поднимать предметы, наклоняясь, выполнять некоторые задания взрослых,

например достать и принести игрушку. Содержание физической тренировки

малыша в этот период усложняется главным образом включением в нее раз-

личных перемещений в виде ходьбы с поддержкой, самостоятельной ходьбы

со страховкой, передвижения на четвереньках, приседаний, стояния на месте,

полуприседов (приплясывания).

Продолжительность занятия может быть увеличена до 15 мин.

Основное содержание физической активности детей 2-го года жизни

составляют ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мя-

чом, игрушками, обручем, палкой, веревочкой (скакалкой). В конце этого пе-

риода могут применяться упражнения в воде: плавание в круге, дыхательные

упражнения, различные игры в воде и т.п.

Главная задача в этот период – помочь ребенку освоить правильную

ходьбу с ритмичными и согласованными движениями рук и ног, укрепить

мышцы ног, спины и живота, так как от их силовой подготовленности во

многом будет зависеть формирование правильной осанки.

Общее направление организации физической активности ребенка – по-

буждение его к освоению новых движений. Дети этого возраста очень впечат-

лительны, восприимчивы и склонны к подражанию. Поэтому показ новых

движений следует сопровождать сравнениями с близкими и понятными ре-

бенку образами животных, персонажами из детских книжек с картинками,

различными куклами и игрушками.

Для физической тренировки детей этого возраста можно с успехом ис-

пользовать оборудование детских площадок, рельеф местности, скамейки, де-

ревья, камешки, шишки, веточки и т.п.

Занятия, посвященные обучению новым движениям, не рекомендуются

быть слишком продолжительными. Дети быстро устают при выполнении

упражнений на ловкость и координацию. Время таких занятий нужно ограни-

чивать 15 – 20 мин.

Самая эффективная форма занятий с детьми – игра. Взрослые могут иг-

рать с ребенком вдвоем или втроем, незаметно помогая малышу справиться с

трудными на первых порах заданиями.

Нужно всячески поощрять даже незначительные успехи в освоении но-

вых движений, хвалить ребенка в разговоре между собой в его присутствии и

побуждать его к новым успехам.

Если ребенку трудно справиться с каким-либо упражнением, не нужно

настаивать на его обязательном выполнении, следует заменить его более лег-

ким или повторить то, что уже хорошо освоено. Следует учесть и то обстоя-

тельство, что теперь, когда малыш владеет многими видами движений, его

физическая активность станет значительно выше, чем в 1-й год жизни. Очень

многие движения он будет выполнять самостоятельно, без всякого принужде-

ния со стороны взрослых. Поэтому количество ≪тренировок≫ нужно сокра-

тить до 4 в неделю. В каждом занятии нужно выполнять от 6 до 10 упражне-

ний. Распределять упражнения в отдельном занятии лучше всего в следую-

щем порядке: вначале выполняются упражнения, связанные с движениями

рук, затем –туловища, ног. Упражнения, связанные с бегом или играми, сле-

дует выполнять в конце занятия, перед заключительной частью. Этот прин-

цип подбора упражнений для ребенка нужно использовать и в дальнейшем.

В России имеется уникальный опыт раннего воспитания. Лена Алексе-

евна и Борис Павлович Никитины имели семерых детей ≪экспериментальных

детей≫, можно сказать без преувеличения и в самом хорошем смысле. Родите-

ли проявили ум и смелость, которые сочетались с огромной любовью и осто-

рожностью, поэтому эксперимент был абсолютно безопасным. ≪Метод Ники-

тиных≫ и их имя в 60–70-х годах не сходили со страниц газет.

Используя врожденные рефлексы ребят, Никитины старались их натре-

нировать, не упуская времени, чтобы не угасли. Со второго – третьего месяца

они поднимают ребенка в кроватке, давая ему палец, чтобы ухватиться. Рано

держат вертикально, позволяя опираться на ножки. В дальнейшем широко ис-

пользовались различные самодельные спортивные снаряды – кольца, перекла-

дину, лесенку. Основа их системы – смелость, доверие к силам и к врожден-

ной осторожности ребенка, взаимодействие детей разных возрастов, игры, со-

ревнования, ну и, конечно, мудрое руководство отца. Закаленности детей к

холоду способствовала легкая одежда. И вот что они достигли: с трех месяцев

ребёнок стоит в кроватке, держась за перекладину, а потом и висит, ухватив-

шись за пальцы взрослого. Ползают или, точнее, ходят на четвереньках с ше-

сти-семи месяцев. Ходить без посторонней помощи научились в 9 месяцев,

быстро бегать – с двух лет. В четыре года они лазили по шесту на 3 м, а в три

– крутились на кольцах. Они начинают упражняться мешочками с галькой с

полутора лет, а к трем годам показывают становую силу на динамометре, рав-

ную их весу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.132 (0.008 с.)