Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детей в раннем дошкольном возрастеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ранний дошкольный возраст (до 2 лет) – начальный период эволюции двигательной функции человека и закладки основ его здоровья, физического развития и подготовленности. При организации физического воспитания детей раннего возраста необ- ходимо учитывать физиологическую слабость их мышечно-связочного аппа- рата и костной системы. Это обусловливает необходимость строгого дозиро- вания физических нагрузок, предлагаемых ребенку в раннем детстве. В раннем детстве необходимо обеспечить равномерное систематиче- ское использование массажа, рефлекторных, гимнастических упражнений и игр, приучить ребенка к повседневной физической активности, сформировать ≪комплекс удовольствия и мышечной радости≫ в его ощущениях как основу будущей потребности в двигательной активности и закаливании. Основные средства физической тренировки детей грудного возраста – массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражне- ния. Массаж – наиболее эффективное средство предварительной подготовки аппарата движений младенца к будущей физической активности. Он оказыва- ет тонизирующее влияние на центральную нервную систему, способствует ≪проторению≫ путей нервных импульсов от мышц к мозгу, стимулирует про- цесс формирования ≪мышечного чувства≫. Однако по мере созревания двига- тельной функции ребенка эти задачи все в большей мере решаются за счет не- посредственного, самостоятельного осуществления движений. Поэтому мас- саж в целях тренировки следует применять только до 6-месячного возраста. Применение массажа с гигиеническими и лечебными целями оправданно и в последующие месяцы. Массаж следует проводить ежедневно. Начинать массажные процедуры можно в возрасте 3 – 4 недель. При этом необходимо получить консультации у врача-педиатра и инструкции патронажной сестры. Массаж необходимо сочетать с рефлекторными, пассивными и актив- ными упражнениями. Рефлекторные упражнения основаны на движениях, возникающих в ответ на раздражение участка поверхности тела ребенка. Примером такого упражнения может служить следующее. Исходное положение – ребенок лежит на спине, ступни обращены к взрослому. Левой рукой взрослый слегка приподнимает правую ножку ребен- ка. Указательным пальцем правой руки он нажимает на ступню ребенка у основания пальцев, затем проводит им по всей наружной части подошвы сто- пы в направлении от мизинца к пятке. В ответ на эти раздражения будут вы- зываться движения стопы и пальцев. Эффект рефлекторного разгибания позвоночного столба можно полу- чить, если, положив ребенка на бок и придерживая его спереди ладонью и предплечьем правой руки, двумя пальцами левой руки проводить вдоль по- звоночного столба в направлении от крестца к шее. К пассивным относятся: сгибание и разгибание ног вместе и попере- менно, скрещивание рук на груди и разведение их в стороны, поднятие пря- мых ног лежа на спине и др. К активным относятся: активное присаживание при потягивании за руки и сокращении сгибателей, напряженное сгибание туловища, присажива- ние за одну отведенную в сторону руку и без помощи рук, фиксируя колени, и др. Массаж и рефлекторные упражнения проводят до 3 – 4 мес. Они яв- ляются основной формой физической тренировки детей этого возраста. Длительность массажного приема рекомендуется не более 2 мин, а ре- флекторные упражнения повторяются не более 4 раз. Продолжительность за- нятия – 8 – 12 мин. В качестве места для занятий лучше всего использовать стол, на кото- рый постелено сложенное вчетверо тонкое одеяло (байковое), покрытое по- следовательно клеенкой и пеленкой или простыней. Занятия с ребенком про- водятся ежедневно, один раз в день, через 1,5 ч после еды, при температуре 20 – 22° С, в хорошо проветренном помещении без сквозняков. Во время за- нятия в помещении должно быть тихо или звучать тихая спокойная музыка. Свет в помещении должен быть ярким, присутствие других людей, кроме ма- тери, нежелательно. В возрасте 6 мес. занятия включают в себя рефлекторные, пассивные и пассивно-активные упражнения. К этому возрасту ребенок уже частично вла- деет некоторыми видами движений и регуляции позы. Например, он может сидеть, придерживаясь руками за близлежащие предметы (сетка кроватки, ве- ревочка с погремушками и т.п.), может стоять, не сгибая ножек, с помощью взрослого, приподнимать туловище, лежа на животе, удерживать в руках взя- тые предметы. Поэтому помимо ежедневных занятий физическими упражне- ниями нужно стремиться к тому, чтобы создать ребенку возможности для реа- лизации уже приобретенных моторных умений. Для этого нужно ≪оснастить≫ места его пребываний (кроватка, манеж) необходимыми игрушками и при- способлениями для облегчения поиска возможностей движений. Программа занятий физическими упражнениями для детей 7 – 8-ми ме- сячного возраста значительно расширяется прежде всего за счет включения в нее активных упражнений. К их числу относится побуждение ребенка до- стать руками игрушку, ползать, доставая руками игрушку, и пр. В это время для расширения объема двигательной активности ребенка нужно ис- пользовать новые виды движений, освоенные им: переворачивание на спину, ползание на четвереньках, наклоны и выпрямления туловища, изменения по- ложения туловища, держась за пальцы взрослого (садится, ложится), перекла- дывание игрушек из одной руки в другую. С этой целью полезно переклады- вать игрушки на другое место, побуждая малыша находить их. Такие упраж- нения нужно выполнять короткими сериями по 5 – 7 мин в форме игры с ре- бенком. В возрасте 9 – 10 мес. объем физической тренировки может быть уве- личен. Главная задача в это время – подготовить опорно-двигательный аппа- рат ребенка к освоению ходьбы. В этом могут помочь упражнения, связанные со вставанием с помощью взрослого, и различные виды ходьбы с поддерж- кой. В последние 3 мес. первого года жизни можно увеличить объем нагруз- ки занятий и сделать их более разнообразными по содержанию. На 10-м мес. целесообразно повысить объем нагрузки за счет увеличе- ния продолжительности занятий и постепенного увеличения количества по- вторений упражнений в 1,5 –2 раза. Дети 11–12 мес. уже могут долго стоять без опоры и ходить, держась за руку взрослого, а к концу этого периода уже могут ходить самостоятельно, поднимать предметы, наклоняясь, выполнять некоторые задания взрослых, например достать и принести игрушку. Содержание физической тренировки малыша в этот период усложняется главным образом включением в нее раз- личных перемещений в виде ходьбы с поддержкой, самостоятельной ходьбы со страховкой, передвижения на четвереньках, приседаний, стояния на месте, полуприседов (приплясывания). Продолжительность занятия может быть увеличена до 15 мин. Основное содержание физической активности детей 2-го года жизни составляют ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мя- чом, игрушками, обручем, палкой, веревочкой (скакалкой). В конце этого пе- риода могут применяться упражнения в воде: плавание в круге, дыхательные упражнения, различные игры в воде и т.п. Главная задача в этот период – помочь ребенку освоить правильную ходьбу с ритмичными и согласованными движениями рук и ног, укрепить мышцы ног, спины и живота, так как от их силовой подготовленности во многом будет зависеть формирование правильной осанки. Общее направление организации физической активности ребенка – по- буждение его к освоению новых движений. Дети этого возраста очень впечат- лительны, восприимчивы и склонны к подражанию. Поэтому показ новых движений следует сопровождать сравнениями с близкими и понятными ре- бенку образами животных, персонажами из детских книжек с картинками, различными куклами и игрушками. Для физической тренировки детей этого возраста можно с успехом ис- пользовать оборудование детских площадок, рельеф местности, скамейки, де- ревья, камешки, шишки, веточки и т.п. Занятия, посвященные обучению новым движениям, не рекомендуются быть слишком продолжительными. Дети быстро устают при выполнении упражнений на ловкость и координацию. Время таких занятий нужно ограни- чивать 15 – 20 мин. Самая эффективная форма занятий с детьми – игра. Взрослые могут иг- рать с ребенком вдвоем или втроем, незаметно помогая малышу справиться с трудными на первых порах заданиями. Нужно всячески поощрять даже незначительные успехи в освоении но- вых движений, хвалить ребенка в разговоре между собой в его присутствии и побуждать его к новым успехам. Если ребенку трудно справиться с каким-либо упражнением, не нужно настаивать на его обязательном выполнении, следует заменить его более лег- ким или повторить то, что уже хорошо освоено. Следует учесть и то обстоя- тельство, что теперь, когда малыш владеет многими видами движений, его физическая активность станет значительно выше, чем в 1-й год жизни. Очень многие движения он будет выполнять самостоятельно, без всякого принужде- ния со стороны взрослых. Поэтому количество ≪тренировок≫ нужно сокра- тить до 4 в неделю. В каждом занятии нужно выполнять от 6 до 10 упражне- ний. Распределять упражнения в отдельном занятии лучше всего в следую- щем порядке: вначале выполняются упражнения, связанные с движениями рук, затем –туловища, ног. Упражнения, связанные с бегом или играми, сле- дует выполнять в конце занятия, перед заключительной частью. Этот прин- цип подбора упражнений для ребенка нужно использовать и в дальнейшем. В России имеется уникальный опыт раннего воспитания. Лена Алексе- евна и Борис Павлович Никитины имели семерых детей ≪экспериментальных детей≫, можно сказать без преувеличения и в самом хорошем смысле. Родите- ли проявили ум и смелость, которые сочетались с огромной любовью и осто- рожностью, поэтому эксперимент был абсолютно безопасным. ≪Метод Ники- тиных≫ и их имя в 60–70-х годах не сходили со страниц газет. Используя врожденные рефлексы ребят, Никитины старались их натре- нировать, не упуская времени, чтобы не угасли. Со второго – третьего месяца они поднимают ребенка в кроватке, давая ему палец, чтобы ухватиться. Рано держат вертикально, позволяя опираться на ножки. В дальнейшем широко ис- пользовались различные самодельные спортивные снаряды – кольца, перекла- дину, лесенку. Основа их системы – смелость, доверие к силам и к врожден- ной осторожности ребенка, взаимодействие детей разных возрастов, игры, со- ревнования, ну и, конечно, мудрое руководство отца. Закаленности детей к холоду способствовала легкая одежда. И вот что они достигли: с трех месяцев ребёнок стоит в кроватке, держась за перекладину, а потом и висит, ухватив- шись за пальцы взрослого. Ползают или, точнее, ходят на четвереньках с ше- сти-семи месяцев. Ходить без посторонней помощи научились в 9 месяцев, быстро бегать – с двух лет. В четыре года они лазили по шесту на 3 м, а в три – крутились на кольцах. Они начинают упражняться мешочками с галькой с полутора лет, а к трем годам показывают становую силу на динамометре, рав- ную их весу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.132 (0.008 с.) |