Особенности методики занятий различных учебных отделениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности методики занятий различных учебных отделениях



Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в

каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное

и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом

пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития,

физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студен-

тов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех

отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания.

Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направлен-

ность занятий.

В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по

результатам медицинского обследования к основной и подготовительной ме-

дицинским группам, т.е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но

физически слабо подготовленные.

В основном отделении учебный процесс направлен на:

— всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их

общей физической, профессионально-прикладной и методико-практической

подготовленности;

— формирование активного отношения и интереса к занятиям физиче-

ской культурой и спортом.

Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по

типу ОФП, с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно

она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и дея-

тельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Должное внимание

уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению

технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной

направленности. Методика занятий носит преимущественно учебно-трениро-

вочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсив-

ность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130—160 уд./мин.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные

по данным медицинского обследования в специальную группу, т.е. имеющие

определенные отклонения в состоянии здоровья. Практический материал для

специального учебного отделения разрабатывается преподавателями с учетом

показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет коррегирующую

и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств

физического воспитания.

Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет опре-

деленную специфику и преимущественно направлен на:

— укрепление здоровья студентов, устранение функциональных откло-

нений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности

на протяжении всего периода обучения;

— использование студентами знаний о характере и течении своего за-

болевания, самостоятельное составление и выполнение комплексов общераз-

вивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику бо-

лезни;

— приобретение студентами необходимых знаний по основам теории,

методики и организации физического воспитания.

Направленность учебных занятий носит ярко выраженный оздорови-

тельно-восстановительный характер.

Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального

отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы:

А, Б, В и лечебную.

Группа А комплектуется из студентов с заболеванием сердечно-

сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Поэтому основным

содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения, стро-

го индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на

лыжах и др.), позволяющие совершенствовать аэробные возможности занима-

ющихся.

Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищева-

рения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабо-

видящие. В этой группе преимущественно используются упражнения основ-

ной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двигательного

аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совершенствующие

осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направ-

ленно коррегирующие физические упражнения.

Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, су-

щественными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия в этой группе

проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и ме-

тодикам.

Физическая нагрузка во всех четырех группах строго и индивидуально

регламентируется, исключаются упражнения с натуживанием и жесткими ин-

тервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока,

отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстанов-

ления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.

В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спорта)

зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую

общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно

заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта.

Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной трени-

ровки (цикличность, волнообразность, единство общей и специальной подго-

товки и др.).

Студенты спортивного отделения выполняют обязательные зачетные

требования и нормативы, установленные для основного отделения и в те же

сроки.

Таким образом, учебный процесс по физическому воспитанию студен-

тов включает в себя два взаимосвязанных содержательных компонента:

1) базовые занятия физической культурой, обеспечивающие формиро-

вание основ физической культуры личности;

2) спортивный компонент, дополняющий базовый и включающий заня-

тия в избранном виде спорта, учитывая индивидуальность каждого студента,

его мотивы, интересы, потребности.

3.3.6. Формы занятий физическими упражнениями студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода

обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осу-

ществляется в следующих формах.

1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием

вуза (по 4 ч в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспита-

нию в вузах.

2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлени-

ем к учебным занятиям. Они включаются в учебное расписание учебным

управлением (частью) вуза по согласованию с кафедрой физического воспи-

тания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения. На факульта-

тивных занятиях (по 2—4 ч в неделю) совершенствуется физическая подго-

товка студентов в объеме требований программных норм, углубляется про-

фессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и ме-

тодике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к об-

щественной физкультурно-спортивной деятельности.

Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне обяза-

тельных занятий) проводится в следующих формах.

1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гим-

настика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия

и др.

Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч аудиторных или практиче-

ских занятий. Их продолжительность 8—10 мин.

Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся

преподавателем с целью подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче

зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспита-

нию.

Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию

активного отдыха.

2. Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортив-

ных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством пе-

дагога по физической культуре и спорту.

3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями

в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициати-

вы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания).

4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в

выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содер-

жание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд

факультетов, массовые кроссы и эстафеты, праздники физической культуры,

соревнования различного уровня, туристские походы и др.

5. Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зимних и

летних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-оздорови-

тельный, закаливающий и развивающий эффекты. В условиях лагеря реализу-

ются многие формы физической активности студентов: утренняя гимнастика,

обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта (по

выбору студентов), занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по ле-

чебным программам), туристские походы, физкультурно-спортивные развле-

чения и игры, внутри- и межлагерные спортивные соревнования и др.

Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных

задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов; улучшить профессионально-прикладную го-

товность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нерв-

но-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений

и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спор-

тивных занятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.204.140 (0.026 с.)