Классификация урочных занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация урочных занятий



Конкретные уроки физического воспитания проводятся с различными

контингентами населения по разным программам. При этом приходится

иметь дело с большими различиями в уровне подготовленности и психофизи-

ческом состоянии занимающихся, с неоднородностью их интересов и возмож-

ностей, с разнообразными внешними условиями. Поэтому в практике физиче-

ского воспитания закономерно складываются многообразные по содержанию,

структуре и типичным методическим особенностям типы, виды и разновид-

ности урочных занятий.

Уроки физического воспитания можно классифицировать по целевой

направленности и по характеру решаемых задач.

По направленности уроки подразделяют на уроки общей физической

подготовки (ОФП), тренировочные занятия по видам спорта, уроки про-

фессионально-прикладной подготовки (ППФП), уроки с лечебной целью, ме-

тодические уроки.

– Уроки общей физической подготовки направлены на обеспечение

всестороннего физического развития. Они проводятся со всеми возрастными

группами (детский сад, школа, вуз, группы здоровья и т.д.). Для этих уроков

характерны разнообразие учебного материала и умеренные физические на-

грузки. Они также имеют место в учебно-тренировочном процессе спортсме-

нов, но носят специфичный характер с преобладанием упражнения, направ-

ленных на развитие двигательных способностей.

– Тренировочные занятия используются в работе с занимающимися

избранным видом спорта. В каждом отдельном случае они требуют специфи-

ческой методики, повышенного внимания к дозировке нагрузки.

– Уроки профессионально-прикладной направленности проводятся

с подростками, юношами, взрослыми. Характерной особенностью является

обучение двигательным действиям, имеющим сходство с профессиональной

деятельностью, и обеспечение необходимой физической и волевой подготов-

ки.

– Уроки с лечебной целью проводятся для восстановления здоровья и

функциональной полноценности организма. Они, в свою очередь, делятся на

уроки лечебной физической культуры (ЛФК), профилактические, реаби-

литационные, компенсаторные (или рекреационные) и проводятся по спе-

циально разработанным методикам.

– Методические уроки имеют место в системе подготовки и перепод-

готовки физкультурных кадров. Они проводятся для обучения методике, раз-

работки и проведения уроков физического воспитания, формирования мето-

дических умений будущих педагогов, а также повышения квалификации спе-

циалистов. Эти уроки направлены не на физическое воспитание самих обуча-

емых, а на их профессиональное образование. Их проводят в физкультурных

учебных заведениях на факультетах повышения квалификации, курсах, семи-

нарах учителей, преподавателей, тренеров, инструкторов по спорту. Ме-

тодические уроки проводятся как с самими обучаемыми методике, так и в ви-

де демонстрации занятий с учащимися школ, вузов (показательные или от-

крытые уроки, мастер-классы).

Уроки по характеру решаемых задач подразделяются на:

Вводные – проводятся перед началом прохождения нового раздела

программы, этапа в обучении или тренировочного цикла.

Базовые уроки – направлены на решение основных задач физическо-

го воспитания. В зависимости от преимущественно направленности в них од-

ной из сторон учебного процесса разделяют:

- уроки изучения (повторения) учебного материала;

- развивающие (поддерживающие) уроки.

Контрольные – проводятся для периодического подведения итогов.

Они могут носить характер индивидуальной проверки, прикидок, соревнова-

ний.

Комплексные (смешанные) сочетают _____+Yヲユв себе задачи вышеперечис-

ленных уроков.

Неурочные формы занятий

Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме

неурочных занятий. Так, широко распространенными являются: утренняя

гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы и ми-

нутки, развлечения, игры, туристские походы, соревнования и др. Эти заня-

тия могут быть эпизодическими (например, походы, спортивные раз-

влечения, соревнования) и систематическими (утренняя и вводная гимнас-

тика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.).

Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач фи-

зического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают

вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные

потребности определенных контингентов населения (например, утренняя

гимнастика, терренкур, оздоровительный бег для лиц зрелого и пожилого воз-

раста)

Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и

более доступными для широких масс населения. Их могут использовать от-

дельные лица в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими

упражнениями, а также группы различной численности.

Чаще всего неурочные формы характеризуются относительно ограни-

ченным содержанием и упрощенной структурой (оздоровительный бег, ги-

гиеническая гимнастика, физкультминутки и т. п.), но требуют проявления

личной инициативы и самостоятельности.

Основная цель таких занятий — активный отдых, восстановление и ук-

репление здоровья, сохранение или повышение работоспособности, развитие

двигательных способностей, совершенствование в спортивных движениях.

Занятия неурочного типа чаще всего относятся к сфере оздоровитель-

ной физической культуры.

В группе неурочных форм, проводимых как специалистами, так и сами-

ми занимающимися можно выделить три блока занятий:

1) Малые формы. К ним относятся: утренняя гимнастика, вводная гим-

настика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза. Эти формы использу-

ются для оперативного (текущего) управления физическим состоянием и, как

правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера в силу их

кратковременности.

Типичными признаками малых форм являются:

• узкая направленность деятельности;

• сравнительно непродолжительное время, затрачиваемое на занятия;

• практически невыраженная структура;

• невысокий уровень физических нагрузок.

2) Крупные формы включают в себя занятия, связанные с решением

задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреаци-

онного характера. К ним можно отнести любое самостоятельное тренировоч-

ное занятие, занятие атлетизмом, аэробикой, шейпингом, ушу, бег, ходьбу на

лыжах, турпоходы, массовые игры и т.п.;

3) Соревновательные формы образуются системой официальных и

неофициальных соревнований типа прикидок, отборочных соревнований,

первенств (чемпионатов), контрольных соревнований или зачетных занятий,

т.е. теми формами физкультурно-спортивной деятельности, где определяется

в соревновательной борьбе победитель, место, физическая или техническая

подготовленность, сдается требуемый зачет или норматив.

Планирование в физическом воспитании. Требования, методическая последовательность.

Планирование физического воспитания – это предварительная разра-

ботка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и за-

дач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспита-

тельного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспектив-

ное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование – это планирование на длительный срок,

обычно на несколько лет. В образовательных учреждениях на год.

Текущее (этапное) планирование охватывает периоды средней продол-

жительности (месяц, четверть, семестр, мезоцикл).

Оперативное (краткосрочное) планирование осуществляется на бли-

жайшее время (микроциклы и отдельные занятия).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных

знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так

как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании. 1. Целевая

направленность педагогического процесса. Содержание педагогического про-

цесса (средства, методы и формы организации), должно обеспечивать дости-

жение поставленной цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тре-

неру) необходимо трезво оценить возможности для ее достижения (возмож-

ности занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-тех-

нической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программно-норма-

тивные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и тре-

бования спортивной классификации, требования государственных программ

по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С уста-

новлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, проме-

жуточных) педагогических задач с определением последовательности и сро-

ком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формули-

ровать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контро-

лю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показате-

лях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять

математико-статистические методы оценки достижений (полученных ре-

зультатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. В

плане рекомендуется предусматривать образовательные, оздоровительные и

общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, мето-

ды и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. В планировании

процесса физического воспитания надо также учитывать объективные законо-

мерности физического воспитания (закономерности формирования двигатель-

ных умений и навыков, развития двигательных способностей и усвоения зна-

ний).

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответ-

ствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подго-

товленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база,

климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который со-

ставляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в

большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным)

планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования. При разработке

любого плана рекомендуется придерживаться следующей после-

довательности основных операций.

1. Собираются исходные сведения о контингенте занимающихся, для

которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической

и спортивно-технической подготовленности и др.).

Необходимые предварительные сведения преподаватель получает по-

средством собеседования, анкетирования, контрольных испытаний (тестиро-

вания), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспита-

тельного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся

и конкретным условиям ведения занятий.

3. Устанавливаются нормативы и требования, которые рекомендуется

выполнить занимающимся на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного време-

ни на прохождение, разработку теоретического и практического содержания

программы.

5. Устанавливается рациональная последовательность прохождения

учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам,

отдельным занятиям и уточняются намечаемые нагрузки по объему и интен-

сивности.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана. Под-

бираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогиче-

ских задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному

либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласу-

ются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осу-

ществляется по системе от обобщенного к более детальному.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.046 с.)