Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 41. Принципы организации внеурочной работы.

Поиск

 

Основные направления и формы внеурочной работы по истории.

Факультативные занятия.

Школьные экскурсии.

Виды внеклассной работы: массовая, групповая, индивидуальная.

Наиболее распространенными направлениями в организации внеурочной работы по истории являются кружки и факультативы.

Кружковое и факультативное занятие, как и урок, реализует три взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Кружок и факультатив имеют групповую форму внеурочных занятий. В отличие от классного коллектива, характеризующейся стабильностью состава на уроке, состав учащихся в кружках и на факультативах различен, но желательно, чтобы он формировался из учащихся одной параллели.

Достижение определенного уровня знаний в ходе работы кружка не ставится, но учителю важно знать и учитывать качество знаний учащихся, уровень их обученности (степень самостоятельности в приобретении знаний и овладении приемами умственной деятельности), склонности и увлечения, особенности характера, дружеские связи и взаимоотношения школьников.

В факультативной и кружковой системе организации учитель делает опору на концепцию дифференцированного обучения. Он определяется самостоятельным выбором учащихся темы кружка или факультатива, стремлении учащихся к саморазвитию в избранном направлении.

Структура организации кружковой и факультативной работы по истории различна. Факультатив служит дополнением к основному объему образовательных знаний, определенных программой. Администрация школы предлагает введение факультатива в качестве учебной нагрузки. Учитель обязан составить программу факультативных занятий в расчете на одно или два занятия в неделю, исходя из того, что в году 34 учебных недели, т.е. объемом 34 или 68 учебных занятий. Программа утверждается администрацией школы. Факультативные занятия проводятся по темам плана, информация о проведении занятий вносится в журнал факультативных занятий у завуча школы. Состав учащихся должен быть постоянным в течение учебного года.

Контроль за посещением занятий ведет администрация школы.

Кружковая организация занятий позволяет говорить о совершенно новом курсе. Программа также разрабатывается учителем и утверждается администрацией школы. Состав кружка может варьироваться, объединять учащихся разного возраста, пополняться от 5-10 человек и более. Посещаемость учащихся администрацией контролируется редко, т.к. работа кружков практически не финансируется и является проявлением личного интереса учителя и учащихся. Но кружковая работа говорит о творческом потенциале учителя и учащихся, о профессионализме, способности заинтересовать своим предметом без проставления оценок и контроля за посещаемостью.

Формы работы в кружках и на факультативах могут быть различными, но имеют логическую оценку:

1. вводное (установочное) занятие, обычно носящее теоретический характер с применением наглядности;

2. самостоятельная работа учащихся;

3. занятия-зачеты-отчеты о проделанной самостоятельной работе;

4. выпуск газеты, журнала, создание макетов как результат работы.

Факультативные и кружковые занятия могут проходить в музее, на археологических раскопках, этнографических экспедициях, на встречах с интересными людьми и т.д. Все это способствует углубленному знанию предмета.

Формы внеурочной работы по истории и обществознанию условно можно разделить на три группы:

1. массовая — исторические вечера, лекции, беседы, экскурсии, викторины, конкурсы, олимпиады, недели истории в школе, участие в политических клубах, экономических обществах, рекламных акциях и т.д.;

2. групповая — исторический кружок, исторические общества и клубы, походы и экспедиции, выпуск газет, лекторий, кружки, факультативы, встречи с политическими деятелями, оформление рекламных проектов и т.д.;

3. индивидуальная — чтение исторической литературы, посещение архива, работа в музее, изучение периодической печати, работа над рефератами, подготовка докладов для конференции и т.д.

Вопросы для самоконтроля

 

1.Перечислите основные направления в организации внеурочной работы по истории и обществознанию.

2.В чем отличие факультативной работы от кружковой?

3.Назовите формы, методы, приемы организации кружковой и факультативной работы и других видов внеурочной деятельности.

 

Тема 42. Кабинет истории и обществознания.

Причины перехода от классной системе к кабинетной.

Требования к кабинету истории по «Положению об аттестации кабинета».

Санитарно-гигиенические требования к кабинету.

В течение 2-3-х десятилетий в школе утвердилась кабинетная система обучения. Учитель преподает отдельный предмет, а так как современный учебный процесс настолько усложняется, идет пополнение учебными пособиями, картографическими и другими формами наглядности, накопление учебной, методической литературы, то все это привело к созданию специализированных кабинетов, оборудованных для изучения отдельных дисциплин, в том числе и по истории.

В соответствии с документами по аттестации кабинета в нем должны быть представлены:

1.Учебно-методическая литература: учебники, книги для чтения, хрестоматии, профессиональные журналы, газеты и т.д. В школьной библиотеке выделен отдел по истории и заведена картотека, которая может быть продублирована для кабинета истории для ориентации внеклассного чтения по истории, подготовки докладов и сообщений, организации работы на уроках.

2.Дидактический раздаточный материал. Это могут быть карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные материалы и т.д.

3.Плоскостные наглядные пособия: репродукции картин, карты, схемы, аппликации.

4.Объемные наглядные пособия: модели, макеты.

5.ТСО, диотека, фонотека.

Школьная мебель должна быть представлена тремя группами В,Г,Д с учетом роста учащихся от 130 см до свыше 175 см, первая с высотой крышки стола от 70 до 80 см в третьей группе, с высотой сидения от пола в первом случае 40 см до 50-60 см в последнем с учетом роста учащихся.

Площадь кабинета не менее 60 м2. Уровень окон — 80 см от пола. Свет должен падать с левой стороны. Влажность воздуха 40-60 %. Температура воздуха 17-20 градусов Цельсия.

Оборудование кабинета может быть представлено тремя частями: специальной мебелью и приспособлениями, технической аппаратурой и наглядностью, учебными пособиями.

Кабинет истории должен содержать и атрибуты государственности России (текст гимна, герб, изображение флага). Оснащение кабинета — это дело не только администрации, но и эстетический вкус, и профессионализм учителя, т.к. от него зависит подготовленность кабинета к учебному процессу. Кабинет может носить в учебном процессе основную вспомогательную роль. И учителю необходимо определить роль кабинета в его работе и постараться, чтобы кабинет состоял не только из стен и мебели, а соответствовал требованиям, предъявляемым аттестации кабинета.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что определило появление кабинетной системы в школе?

2.Какая документация должна быть представлена в кабинете истории по Положению об аттестации кабинета.

3.Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к кабинету?

 

 


Раздел V. Примерный перечень вопросов к экзамену

 

1. Методика обучения истории как педагогическая наука: предмет, задачи, методы.

2. Приемы изучения исторических личностей на уроке истории с использованием наглядного материала.

3. Структура содержания исторического образования: учебные планы, курсы истории, учебники.

4. Классификация уроков истории. Различные точки зрения на эту проблему.

5. Развитие методики обучения истории в России XVIII-нач. ХХ вв.

6. Структурные компоненты комбинированного урока истории.

7. Школьное историческое образование и совершенствование теории и практики обучения в 60-80-е гг. ХХ в. Основные методические труды и их авторы.

8. Содержание, задачи и организация проверки знаний и умений учащихся на уроках истории.

9. Современные проблемы и тенденции развития исторического образования. Временный государственный стандарт.

10. Факультативные занятия. Форма организации, приемы проведения занятий.

11. Методика проведения структурно-функционального анализа учебного материала: его содержание и значение.

12. Формы и виды проверки знаний.

13. Эмпирический и теоретический уровни учебного познания исторического материала.

14. Приемы проверки знаний. Составление планов, таблиц, пересказа, сочинения.

15. Уровни познавательной самостоятельности школьников в учебной деятельности.

16. Проверка знаний с применением наглядных средств и источников. Карточки. Тесты.

17. Основные факторы развития у учащихся познавательного интереса к истории.

18. Конспект как модель урока, отражающая совместную деятельность учителя и учащихся.

19. Основные черты и краткая характеристика учебников нового поколения. Учебник истории: структура, компоненты, требования к нему; виды заданий по учебнику в разных возрастных группах учащихся.

20. Применение исторических документов в обучении истории, их классификация. Роль документов в историческом образовании.

21. Понятие о методах, методических приемах и средствах обучения. Классификация методов по источникам познания и уровням познавательной деятельности.

22. Изучение нового материала на уроке истории: методические требования. Приемы работы с текстом учебника.

23. Становление и развитие советского исторического образования и методики обучения в школе (1917-1950 гг.).

24. Функции преподавания истории в школе. Концепции и модели изучения исторических курсов в школе. Календарно-тематическое планирование.

25. Понятие о познавательных учащихся. Обучаемость. Дифференциация обучения истории.

26. Фактический материал. Критерии отбора. Организация учебной деятельности учащихся в процессе изучения фактического материала по истории: приемы и средства.

27. Понятие об учебных умениях учащихся, их классификация; основные умения школьников, вырабатываемые в процессе изучения истории.

28. Изучение регионального компонента в курсе Отечественной истории. Формы и виды учебной деятельности.

29. Прием учебной деятельности как историко-методическая категория. Формы выбора приемов учителем. Приемы и средства наглядного преподавания истории.

30. Деловые игры и моделирование ситуаций.

31. Приемы и средства изучения теоретического материала.

32. Уроки проблемно-дискуссионного типа. Проблема целей, содержания, организации обучения истории.

33. Типы исторических карт. Методические приемы и средства изучения картографического материала, виды заданий для разных возрастных групп.

34. Опорные компоненты на уроках «Граждановедение», «Политика и право».

35. Методические приемы и средства изучения хронологии: виды познавательных заданий учащимся.

36. Мотивация деятельности учащихся на уроке истории. Проблема целей, содержания, организации обучения истории на современном этапе.

37. Применение исторических документов в обучении истории, их классификация. Требования к документам. Приемы использования.

38. Диаграммы, графики, таблицы, опорные конспекты на уроках по курсу «Человек и общество» по изучению экономических вопросов.

39. Изучение вопросов культуры в курсе истории. Средства, методы, приемы организации учебной деятельности.

40. Формы итоговой аттестации. Экзамен, реферирование, собеседование, тестирование.

41. Приемы изучения научной, популярной и художественной литературы на уроках истории.

42. Формы уроков в старших классах, их возможности в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

43. Структура содержания учебно-методического комплекса по истории.

44. Функции, формы, виды и приемы проверки знаний и умений.

45. Структура содержания учебно-методического комплекса по курсу «Человек и общество».

46. Формы, виды и приемы самостоятельной работы учащихся на различных уровнях познавательной самостоятельности.

47. Современные технические средства обучения и правила их использования на уроке.

48. Современный анализ и самоанализ урока.

49. Тематическое и поурочное планирование в обучении истории.

50. Функции проверки знаний и умений учащихся и методика ее организации на уроках общественно-исторического цикла в старших классах.

51. Интегративные и модульные курсы «История мировых цивилизаций», «Введение в обществознание», «Человек и общество», «История мировых религий». Учебно-методический комплекс.

52. Уроки повторения и обобщения изученного материала. Тестовый контроль.

53. Приемы и средства творческо-поисковой деятельности учащихся на уроках истории, образовательно-воспитательная роль проблемности в обучении истории. Технология проблемного обучения.

54. Формы и виды организации работы с иллюстративным материалом в учебниках истории на уроке.

55. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

56. Письменно-графические приемы и средства изучения теоретического и фактического материала.

57. Система развивающего обучения.

58. Закрепление знаний и умений на уроках истории; задачи и организация закрепления. Виды вопросов и заданий по тексту учебника.

59. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения.

60. Формы и виды, этапы и функции подготовки и проведения урока. Фронтальный опрос.

61. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.

62. Методика изучения исторических терминов и понятий. Средства, методы, приёмы их изучения.

63. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений.

64. Классификация наглядных средств обучения по характеру изображаемого и способу изображения. Приёмы и формы работы с ними.

65. Блочное планирование. Система уроков в блоке. Изменение структуры планирования.

66. Содержание, формы и средства внеурочной работы по истории, её роль в историческом образовании, воспитании и развитии учащихся.

67. Нетрадиционные формы проведения уроков: методы и приёмы работы. Результативность обучения.

68. Кабинет истории в школе, научные основы его организации; роль кабинета в урочной и внеурочной работе.

69. Современные требования к уроку истории. Содержание подготовки учителя к уроку.

70. Мотивация обучения истории. Выбор целей, методов, средств, приёмов урока.

 


Раздел VI. Примерный перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы задачи и функции методики обучения истории?

2. Выделите основные факторы процесса школьного обучения истории.

3. Какова взаимосвязь методики обучения истории с другими науками?

4. Какие направления в методике обучения в ХIХ- нач. ХХ вв. Вам известны?

5. Кто были ведущие методисты того времени?

6. Выделите те методы обучения, которые применяются в современной школе в преподавании истории.

7. Выделите характерные черты методики «Иллюстративной школы действий» и «Трудовой школы работы».

8. Определите принципы и структуру исторического образования в этот период.

9. Что из приемов и методов данных методик применяется в современной школе?

10. Выделите основные направления развития методики в 40-90-е гг.

11. Дайте характеристику этапам становления методики: 30-50-е, 60-80-е гг.

12. Определите отличие современной системы преподавания от системы обучения истории в изученный период.

13. Определите основные направления реформы образования в 90-х гг. ХХ в.

14. В чем отличие линейной и концентрической системы обучения.

15. Перечислите аспекты развития исторического образования на современном этапе.

16. Как определялась роль школьного учебника истории в различные периоды?

17. Какие структурные компоненты должен содержать учебник?

18. Перечислите основные требования к учебнику истории.

19. Назовите авторов и названия современных учебников по истории.

20. Какова стратегия развития исторического обществоведческого образования на современном этапе?

21. Перечислите изменения в историческом образовании конца 90-х гг.ХХ в.

22. Какие направления определяют федеральный и региональный компоненты?

23. Что служит критерием для выбора программ и учебников учителем?

24. Когда утверждены программы по курсам отечественной и всеобщей истории? Кто их авторы?

25. Каким требованиям должны отвечать программы?

26. Какова структура школьного курса исторического образования и какими учебниками она оснащена?

27. Перечислите наглядные и технические средства обучения истории.

28. Дайте характеристику предметным, условно-графическим и изобразительным видам наглядности.

29. Перечислите технические средства обучения.

30. Какова роль наглядных и технических средств обучения на уроке?

31. Перечислите методы устного изложения исторического материала.

32. Дайте характеристику монологическим и диалогическим формам обучения.

33. Какова роль устных методов изложения в преподавании истории.

34. Назовите виды картографической наглядности.

35. Дайте характеристику видам исторических карт, применяемых в школьном процессе обучения истории.

36. Какие требования в работе с исторической картой должен знать учитель?

37. Какую роль в изучении истории играет хронология?

38. Назовите приемы и средства изучения хронологии.

39. Дайте характеристику одной из форм работы по изучению хронологии на уроках истории.

40. Какова роль исторических документов на уроке истории?

41. Перечислите основные виды письменных источников, используемых на уроках.

42. Охарактеризуйте формы, методы и приемы работы с письменными источниками.

43. Какие документы должен изучить учитель, приступая к тематическому планированию?

44. Что определяет классификацию уроков при изучении темы?

45. Перечислите основные виды классификации уроков.

46. Какие разделы включает в себя календарно-тематическое планирование?

47. Перечислите, из каких основных компонентов состоит процесс обучения.

48. Какие дидактические задачи должен учитывать при планировании урока учитель?

49. Какие этапы подготовки урока являются основополагающими?

50. Перечислите основные типы уроков по истории и обществознанию.

51. Дайте характеристику основным типам уроков.

52. От чего зависит последовательность в типологии уроков?

53. Какова цель проверки знаний?

54. Перечислите способы организации контроля.

55. Какие формы, методы, приемы может использовать учитель при организации обратной связи на уроке?

56. Каковы правила организации итогового контроля по истории и обществознанию в выпускных классах средней школы?

57. Назовите варианты типологии уроков в старших классах.

58. Перечислите формы, методы, приемы организации учебного процесса.

59. Какие формы тестирования применяются в учебном процессе на современном этапе?

60. Что характеризует традиционные и инновационные подходы в преподавании истории?

61. Дайте определение термину «педагогическая технология».

62. Назовите основные группы педагогических технологий, выделенные Г.К. Селевко.

63. Изучите самостоятельно одну из педагогических технологий.

64. В чем отличие модульно-блочного и тематического планирования?

65. Перечислите основные типы школьных лекций. Охарактеризуйте их.

66. Какие формы, методы, приемы может использовать учитель при организации семинарского занятия?

67. Перечислите основные направления в организации внеурочной работы по истории и обществознанию.

68. В чем отличие факультативной работы от кружковой?

69. Назовите формы, методы, приемы организации кружковой и факультативной работы и других видов внеурочной деятельности.

70. Какие документы регламентируют итоговую аттестацию выпускников?

71. Перечислите основные требования к уровню подготовки выпускников.

72. Охарактеризуйте формы контроля итоговой аттестации.

73. Что определило изменения содержания обществоведческой подготовки в современной школе?

74. Перечислите и охарактеризуйте предметы обществоведческой подготовки.

75. Какова роль обществоведческой подготовки в формировании гражданской позиции учащихся?

76. Какие документы определяют содержание обществоведческого образования?

77. Какие изменения наметились в содержании учебников по обществознанию?

78. Какие проблемы не решены авторами современных учебников обществоведческого цикла?

79. Какова роль межпредметных связей в обучении истории?

80. Приведите примеры межпредметных связей на уроках общественно-исторических дисциплин.

81. Какие требования предъявляются к организации межпредметных связей на уроке?

82. Какими курсами представлена обществоведческая подготовка в школе?

83. Какие модули содержит курс «Человек и общество?»

84. Назовите авторов технологии с использованием опорных конспектов, охарактеризуйте данные технологии.

85. Сравните структуру традиционного и нетрадиционного урока.

86. Перечислите типы нетрадиционных уроков

87. Что определяет переход учителя от традиционных форм ведения урока к нетрадиционным?

88. Что определило появление кабинетной системы в школе?

89. Какая документация должна быть представлена в кабинете истории по Положению об аттестации кабинета.

90. Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к кабинету истории?

91. Какова роль игры в учебном процессе?

92. Перечислите требования к уроку-игре.

93. Назовите основные формы, методы, приемы организации игры на уроке истории.

94. Назовите направления в преподавании регионального компонента.

95. Какова структура регионального компонента?

96. Охарактеризуйте основные учебные пособия по регионоведению.

97. Назовите основные этапы становления интеграции как технологии учебного процесса.

98. Дайте определение интеграции как форме организации учебного процесса.

99. Каково значение интеграции в преподавании общественно-исторических дисциплин.

 

 


Раздел VII. Примерный перечень вопросов к государственной аттестации

1.Учебные программы по истории и структура школьного исторического образования.

2.Научно-педагогические основы методики обучения истории.

3.Методики и цели обучения в русской школе ХIХ-нач. ХХвв.

4.Обучение истории и его методика в 20-30-е гг.

5.Развитие методики преподавания истории в 40-90-е гг.

6.Характеристика типологии уроков истории.

7.Кабинет истории в школе. Оборудование, санитарно-гигиенические требования, характеристика учебно-методической литературы.

8.Приемы и средства изучения хронологии.

9.Картографическая наглядность на уроках истории. Организация познавательной деятельности учащихся при работе с картой.

10.Методика устного изложения исторического, теоретического и фактического материала.

11.Школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения.

12.Наглядные средства обучения истории.

13.Изучение письменных источников и методика их использования.

14.Многообразие форм урока истории (традиционные, нетрадиционные формы).

15.Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории. Способы контроля.

16.Подготовка учителя к уроку истории.

17.Современные проблемы и тенденции развития исторического образования.

18.Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в образовательных учреждениях.

19.Тематическое планирование.

20.Организационные формы обучения истории.

21.Модульно-блочное планирование.

22.Методика проведения уроков истории в старших классах.

23.Обществоведческая подготовка в современной школе, состояние и перспективы.

24.Анализ современной учебно-методической литературы по курсу «Человек и общество».

25.Система опорных конспектов в курсах «Человек и общество», «Граждановедение», «Политика и право».

26.Результаты школьного обучения истории. Требования к знаниям и умениям учащихся, способы их контроля.

27.Инновации в обучении истории. Применение новых технологий образования.

28.Основные направления и формы внеурочной работы по истории.

29.Методика использования таблиц для ранжирования в курсе «Человек и общество».

30.Типы уроков по курсу «Человек и общество». Характеристика обучающих приемов.

31. Методика организации самостоятельной работы уч-ся на уроках истории.

 

 


Раздел VIII. Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ.

1. Региональный компонент в преподавании истории Отечества.

2. Методика работы с документальной и художественной литературой на уроках истории.

3. Методика применения дифференцированного подхода в обучении на уроках истории.

4. Идейно-патриотическое воспитание школьников на уроках истории.

5. Печатные наглядные пособия и опорные конспекты и опорные конспекты на уроках истории.

6. Наглядность на уроках истории.

7. Методика изучения военных действий в курсе истории.

8. Организация обратной связи на уроках истории.

9. Нетрадиционные формы преподавания истории в школе.

10. Наглядные средства обучения истории и методика их применения.

11. Словесные средства обучения истории и методика их применения на уроке.

12. Методика применения наглядных и технических средств обучения на уроках истории в 5-9 классах.

13. Формы, методы, приемы работы с картографической наглядностью на уроках истории.

14. Методы организации работы по изучению хронологии на уроках истории в 5-9 классах.

15. Приемы работы по изучению письменных источников в старших классах.

16. Система развивающего обучения в старших классах.

17. Организация межпредметных связей в преподавании истории в 5-9 классах.

18. Нетрадиционные формы организации уроков в старших классах.

19. Современные проблемы и тенденции развития исторического образования.

20. Школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения.

21. Стратегия развития исторического и обществоведческого образования на современном этапе.

22. Методы организации устного изложения исторического, теоретического и практического материала.

23. Внеурочная работа по истории в школе.

24. Методика применения опорных конспектов в курсе «Человек и общество».

25. Развитие методики преподавания истории как науки.

 

 

 

 

 

 


Раздел IХ. Планы семинарских и лабораторных занятий и методические рекомендации студентам

Планы семинарских занятий для студентов III курса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.011 с.)