Тема 16. Методы работы с историческими источниками и художественной литературой на уроках истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Методы работы с историческими источниками и художественной литературой на уроках истории



Виды письменных источников и приемы их использования.

Требования к документу. Приемы работы с документом.

Проблема соотношения текста учебника и первоисточника в обучении истории.

Изучение вопросов культуры в курсе истории.

Работа с историческими документами является одним из важнейших методов обучения истории в школе.

Привлечение исторических документов содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, помогает ввести учащихся в обстановку изучаемой эпохи, дать им почувствовать язык, колорит, дух эпохи (например, «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет»); доступный учащимся исторический документ служит для учащихся прекрасным материалом для анализа; работа с документом активизирует мышление (и воображение) школьника, учит его разбираться в исторических явлениях, помогает выработке умений разобраться в содержании важнейших общественно-политических документов современности.

С изданием новых школьных учебников истории роль документального материала в обучении существенно изменилась.

Поскольку исторические документы включены в учебник и стали его необходимой составной частью, работа с ними на уроке истории является обязательной, и приобрела массовый характер.

Характер, объем и содержание документального материала в учебниках истории различны. Они зависят от возраста учащихся и специфических задач курса истории, изучаемого в данном классе.

В учебнике истории Древнего мира для учащихся 5 класса, которые впервые приступают к работе с историческим документом, преобладает наиболее простой и доступный документальный материал повествовательного и описательного характера.

Но с каждым новым этапом обучения изменяется и документальный материал: растет удельный вес документов хозяйственных, юридических, выдержки партийных и политических, дипломатических и иных документов.

Вагин Л.А. характеризует два способа использования исторических документов в школьном обучении истории: 1) включения документального материала в изложение учителя на уроке; 2) организация работы учащихся над текстом документа, его разбор.

Использование исторических документов в изложении учителя. Исторический документ включается в изложение с целью конкретизации рассказа или описания, придания ему большей эмоциональности.

Исторический документ привлекается на уроке с целью усилить доказательность, убедительность изложения учителя, подтвердить даваемые им характеристики, выводы.

Методы работы с документами:

1. разбор документа самим учителем.

2. разбор документа учащимися под непосредственным руководством учителя.

3. самостоятельная работа учащихся по документу на уроке по заданию учителя.

4. самостоятельная домашняя работа учащихся по документу по заданию учителя.

Полезно сочетать документ с иллюстрацией.

Использовать широкое привлечение и на уроке и, особенно во внеклассном чтении в старших классах мемуарной литературы, дневниковых записей, бытовой документации.

Использование на уроках истории документов по современной новейшей истории является одной из наиболее актуальных и вместе с тем сложных задач.

В последнее время стали выходить сборники документов и материалов, посвященных событиям отечественной и всемирной истории.

Документы и материалы расположены в хронологической последовательности в соответствии с программой к курсу новейшей всеобщей истории и истории Отечества. Они содержат достоверную научно-образовательную информацию о наиболее важных, сложных и противоречивых процессах как внутри страны, так и за ее пределами.

Ряд документов содержит дополнительные, не используемые в учебной литературе данные, что помогает более глубоко понять особенности той или иной проблемы, или исторического события.

Работа с документом зависит от его вида:

- документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д. (пример — «Повесть временных лет», «Русская правда»). Применяют анализ документа, аргументацию ответа на основе документа и др.;

- документы международного характера: договоры, соглашения, деловая переписка государственных деятелей (пример — «Пакт о ненападении между Германией и СССР 1939 г.) характеристика исторических условий, характеристика положений документа и др.

- документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации (пример — Программы октябристов, большевиков, эсеров, участников I,II,III,IV. Гос.Думы;

- документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения;

- документы личного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев;

- документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, басни, эпос, мифы и т.д.

Учитель может привлекать через учащихся и их родителей документы семейных архивов – это создает у учащихся живое ощущение связи поколений, творящих историю.

Вопросы для самоконтроля

1.Какова роль исторических документов на уроке истории?

2.Перечислите основные виды письменных источников, используемых на уроках.

3.Охарактеризуйте формы, методы и приемы работы с письменными источниками.

Тема 17. Типология уроков истории. Подготовка учителя к уроку.

Классификация уроков: по ведущему методу, по характеру деятельности.

Вводный урок.

Урок изучения нового материала.

Урок проверки и учета знаний и умений.

Комбинированный урок.

Повторительно-обобщающий урок.

Классно-урочная форма обучения.

Научные требования к современному уроку истории.

Существуют две системы планирования организации учебного процесса: тематическое и блочное планирование.

Тематическое планирование уроков предполагает изучение тем в соответствии с программой утвержденной Министерством образования РФ и составляет в 5-7 классе — 68 часов, в 9 классе — 102 часа с учетом вводных и заключительных уроков.

Любая работа по конструированию уроков начинается с изучения программ и учебно-методической литературы. Программа определяет основное содержание уроков по темам, указанным в программе, объем знаний, навыков и умений, которые должны быть усвоены учащимися в результате изучения курса. Учитель сам выбирает классификацию уроков при изучении курса. Наиболее распространенна классификация трех видов:

1. по основным дидактическим целям. Планирование изучения темы строится в следующей последовательности:

а) уроки знакомства с новым материалом;

б) комбинированный урок, сочетающий в себе опрос и закрепление домашнего материала, и изучение нового материала;

в) контрольный урок (проверки и применения знаний и умений, коррекции знаний, умений, навыков);

г) итоговый урок (повторение, подведение итогов, обобщение);

2. по способу проведения:

а ) изучение нового материала может быть в форме беседы, лекции, экскурсии, киноурока;

б) закрепление материала — в форме самостоятельной работы, лабораторных и практических работ (подготовка доклада к семинару, работа с источниками, картой и т.д.);

в) итоговые занятия могут сочетать различные формы проведения (тест, викторина, игра и т.д.);

3. по основным этапам учебного процесса:

а ) вводные уроки (проводятся в начале изучения курса, раздела, первичного ознакомления с материалом);

б) уроки образования понятий, установления законов и правил; применения полученных знаний на практике;

в) контрольные;

г) смешанные и комбинированные;

д) повторения и обобщения.

При тематическом планировании учитель выбирает последовательность методов, приемов, средств и форм проведения в зависимости от этапа учебного процесса и дидактической цели урока. Чаще всего уроки при изучении темы в 6-8 параграфов строятся по следующей цепочке:

1. вводный рок;

2. изучение нового материала;

3. комбинированный (опрос и изучение материала);

4. контрольные уроки;

5. уроки повторения, обобщения.

В ходе учебной деятельности учитель готовит тематический план изучения не одной темы или раздела, а всего курса. В сентябре, когда уже относительно стабилизируется расписание или, зная, что в году 34 учебных недели, учитель составляет календарно-тематическое планирование. Оно состоит из следующих разделов: № п/п, тема, количество часов, время изучения.

Такое планирование позволяет учителю выявить резервы времени, избегать перегрузки, продумать формы и способы обучения, рационально подойти к изучению курса.

Занятия с учащимися имеют различные формы и виды. Это могут быть уроки, консультации, семинары и конференции, учебные экскурсии.

Основная форма обучения в массовой государственной школе — классно-урочная, когда класс — это группа учащихся примерно одного возраста и постоянного состава, получающая единые базовые знания.

Урок — это занятия с классом учеников продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы, а их содержание — школьные программы и Госстандарт.

Типологизацию уроков необходимо строить исходя из сущности урока, а сущностью урока является процесс обучения.

Роль учителя в процессе обучения складывается из следующих основных компонентов:

· создание условий для рациональной и продуктивной работы;

· правильной организации классной и домашней работы учащегося;

· постановки задач, стимулирующих активизацию мыслительной деятельности в переработке учебного материала;

· правильного чередования задач и заданий;

· обеспечение связи с другими предметами.

Перед учителем возникает проблема — как построить процесс обучения, чтобы наилучшим образом решить три дидактические задачи: первичную обработку материала, закрепление, проверку успеваемости.

Педагогический процесс так динамичен, изменчив и зависит от столь многих обстоятельств, что с трудом поддается строгому регламентированию. Тем не менее, следует отметить, что каждый тип урока имеет свою структуру проведения.

Для того, чтобы урок стал обучающим, его нужно тщательно подготовить — спроектировать. Учитель тщательно продумывает все приемы изучения темы с учетом ее специфики, подготовки и возраста учеников, поставленных целей.

Выделим в подготовке к урокам этапы:

· предварительная общая подготовка по ведущим темам программы, по вопросам педагогики и психологии;

· составление тематического плана, специальная разработка отдельной темы или подтемы (за 2-3 недели до изучения темы);

· непосредственное составление плана данного урока.

При составлении плана предварительно устанавливается:

1. что должны получить школьники, изучив тему;

2. что обязаны запомнить и знать (законы, правила, исторические даты и события, названия и термины);

3. какими навыками овладеть (трудовыми, учебными, решать задачи);

4. где и при каких обстоятельствах пользоваться полученными знаниями (правильно оценивать исторические события, понимать художественные произведения и т.д.).

Поставив себе цель, учитель распределяет тему по урокам, точно указав конкретную тему урока, объем материала. Затем по каждой теме продумывает вопросы для изучения: они становятся как бы опорными сигналами, определяющими вехи, конкретные этапы работы. После этого учитель указывает, что нужно повторить до изучения новой темы, что увязать с другими предметами, какие полученные ранее сведения можно использовать.

Разрабатывая тему по урокам, учитель намечает, какие на каждом уроке решать задачи, выполнять упражнения, постоянно их усложняет, выделяет дополнительные задания для наиболее сильных учеников.

План конкретного урока — это личное дело учителя, у него есть право самостоятельно отработать свою модель плана, удобную ему.

Но пять моментов в плане-конспекте должны быть отражены обязательно:

1. цели и задачи урока с конкретными указаниями, что ученики должны запомнить, понять, усвоить, какие навыки выработать;

2. тема урока и план ее изложения. Эта часть составляется произвольно, по желанию учителя: в виде пунктов плана, тезисов, текста, заданий, решения задач;

3. вопросы для опроса. Это опорные сигналы темы. Вопросы (задачи, задания, карточки) готовятся заранее и тут же прилагаются решения и варианты;

4. задания для самостоятельной работы и закрепления (вопросы, параграфы учебника для чтения, упражнения, примеры);

5. задания на дом с рекомендациями по их выполнению.

Планирование этапов в подготовке урока позволяет правильно организовать работу на уроке.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие документы должен изучить учитель, приступая к тематическому планированию?

2.Что определяет классификацию уроков при изучении темы?

3.Перечислите основные виды классификации уроков.

4.Какие разделы включает в себя календарно-тематическое планирование?

5.Перечислите, из каких основных компонентов состоит процесс обучения.

6.Какие дидактические задачи должен учитывать при планировании урока учитель?

7.Какие этапы подготовки урока являются основополагающими?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.023 с.)