Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Методы работы с историческими источниками и художественной литературой на уроках историиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Средства обучения: книга, учебник, хрестоматия, задачники, справочники, библиография, каталог, документы и т.д. 2. Приемы изложения исторического материала: мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации. 3. Приемы организации деятельности учащихся: решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль, поиск необходимой литературы, самостоятельный отбор документов, фактов для аргументации своих выводов, анализ документов, составление таблиц и др. 4. Формы деятельности учащихся: фронтальная — минимальна (семинар, практикум), групповая (работа по интересу под руководством учителя), индивидуальная — (преобладает самостоятельный поиск по определенной теме исследования, результат: доклады, рефераты. 5. Отбор средств обучения: фотографии и репродукции картин, достоверные изображения эпохи, картосхемы, схемы, карты, кинофрагменты, диапозитивы, видео и аудиоматериалы, технические средства обучения. 6. Приемы работы: знакомство, описательная или аналитическая характеристика, выявление типологических характеристик эпохи, своеобразие творчества художника, определение роли НТР в исторической динамике и др. 7.Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. 8.Методы: репродуктивные и продуктивные.
Литература 1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М. — 1968. 2. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России. — М. — 1997. 3. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. — Минск — 1989. 4. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. — М — 1987. 5. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока. — М — 1990. 6. Зуев Д.Д. Школьный учебник. — М — 1983. 7. Короткова М.В. О новых методических подходах в современных школьных учебниках истории / Научные труды МПГУ. — М — 1996. 8. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. — М — 1993. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. — М — 1974. 9.Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. — М. — 1996. 10.Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. — М — 1988. 11.Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М — 1971.
12.Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М — 1988. 13.Грозберг Г.П. Исторические игры на уроках в 5 классе // Преподавание истории в школе. — 1990 — № 4. 14.Короткова М.В. Проблемные игры на уроках истории Средних веков // Преподавание истории в школе. — 1994. — № 4. 15. Короткова М.В. Формирование образных представлений учащихся в курсе истории Древнего мира // Преподавание истории Древнего мира // Преподавание истории в школе. — 1990. — № 5. 16.Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе — 1989 — № 4. 17.Степанищев А.Т. История России в вопросах, задачах, графиках. — М — 1995. 18.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы — М — 1991. 19.Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе — М — 1968. 20.Герасимов Г.А., Герасимова Г.Г. Оборудование уроков истории самостоятельными наглядными пособиями. Пособие для учителей. — М. — 1962. 21.Ковальченко И.Д., Бородкин Л.И. Современные методы изучения исторических источников с использованием ЭВМ. — М — 1987. 22.Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. — М — 1993. 23.Мурзаев В.С. Рисунки на классной доске в преподавании истории. — М — 1960. 24.Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. — М. — 1978. 25.Полторак Д.М., Аппарович Н.И., Думин С.В. Методика использования средств обучения в преподавании истории. — М. — 1987.
Тема 14. Типология уроков истории, подготовка учителя к уроку 1. Научные требования к современному уроку истории. 2. Классификация типов уроков: по ведущему методу, по характеру деятельности учащихся, по соотношению структурных звеньев обучения. 3. Зависимость типа урока от особенностей содержания, объема материала, возраста учащихся. Литература 1. Бухвалов В.А. Технологии работы учителя-мастера. — М — 1995. 2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М — 3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М. 4. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока. — 5. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории? — М — 1969. 6. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. — М — 1993. 7. Лейбенгруб П.С. О повторении на уроках истории СССР в VII-Х классах. — М
8. Методика обучения истории в средней школе: пособие для учителей / Отв. ред. — М — 1978 — Ч.2. 9. Методика преподавания истории в средней школе. — М — 1986. 10. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. — М — 1989. 11. Онищук В.А. Урок в современной школе. — М — 1981. 12. Пасман Т.Б. Контрольные тексты // Преподавание истории в школе. — 1996 — № 7. 13. Ротерштейн В.М. Различные формы урока истории в старших классах // Преподавание истории в школе. — 1988 — № 4. 14. Стрелова О.Ю. Формулировка темы урока: нераскрытые возможности // Преподавание истории в школе — 1997 — № 3. 15. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М — 1985. 16. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. — М — 1991.
Тема 15. Урок изучения нового материала. Развернутый план и конспект урока. Мотивация деятельности учителя и учащихся.
1. Этапы урока. 2. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся. 3. Работа с учебно-методическим комплексом. 4. Закрепление материала. 5. Мотивация деятельности и целеполагание. 6. Взаимосвязь приемов и средств изложения материала от задач и целей урока. 7.Формы работы на уроке.
Литература 1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова — М — 1984. 2. Ворожейкина Н.И., Соловьев В.М., Студеникин М.Т. Рассказы по родной истории: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М — 1998. 3. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории» — М — 1998. 4. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к «Рассказам по родной истории» — М — 1999. 5. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе — 1996 — № 1. 6. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. — М — 1989. 7. Студеникин М.Т. Планирование курса «Рассказы по родной истории» // Преподавание истории в школе — 1998 — № 4. 8.Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М — 1968. 9.Герцов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы — Минск — 1989. 10.Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. — М — 1987. 11.Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока — М — 1990. 12.Зуев Д.Д. Школьный учебник. — М — 1983. 13.Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. — М — 1974.
Тема 16. Урок контроля и проверки знаний, диагностика результатов обучения и качества подготовки 1. Содержание и методика проверки знаний и умений. 2. Формы, виды и приемы проверки 3. Приемы активизации класса во время проверки, повторения, обобщения. Литература 1. Временные требования к обязательному минимуму основного и полного общего образования // Преподавание истории в школе. — 1998 — № 7; История: еженедельное приложение к газете «Первое сентября» — 1998 — № 36. 2. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов пед.институтов / Под ред. С.А.Ежова и др. — М — 1986. 3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М — 1988. 4. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. — М — 1982. 5. Лернер И.Я. Задания для самостоятельной работы по истории СССР. 8 класс. Пособие для учителя. — М — 1988. 6. Шехтер Стивен Л. Работа с печатными материалами // Основы государства и права — 1998 — № 6.
Методические рекомендации и задания к лабораторным работам на III курсе (16 часов) Тема 1. Государственный стандарт исторического образования. Базовое содержание исторического материала (2 часа) Понятие Государственный образовательный стандарт является новым для Российской системы образования и поэтому первый опыт создания такого документа, особенно в сфере школьного исторического образования, вызвал острую полемику на страницах журналов «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», на страницах периодической печати (Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», «История» и др). Используя нижеперечисленные источники и профжурналы, выясните, что в отечественной педагогике понимается под ГОС, и на какие проблемы в обучении истории в связи с его внедрением указывают учителя и методисты. Литература
1. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе — 1997 — № 8. 2. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе — 1998 — № 7. 3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России — М — 1997. 4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе — М — 2000. 5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России — М — 1997. 6. Колосков А.Г. Развитие школьного исторического образования в СССР // Преподавание истории в школе — 1998 — № 2. 7. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней — М — 1998. 8. Комплект программ по истории — М — 1998. — 2000. 9. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории в школе — 1989 — № 6. 10. Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей — М — 1997. 11. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе — 1996 — № 1. 12. Примерное планирование курсов истории и предметов образовательной области «Общественные дисциплины» — М — 1996. 13. Программно-методические материалы: История. V-IХ кл. /Сост. Т.И.Тюляева — М — 1998. 14. Программы для общеобразовательных учреждений. История. — М — 1997. 15. Программы по истории для средней школы (5-11 классы) — М — 1991. 16. Студеникин М.Т. Планирование курса «Рассказы по родной истории» // Преподавание истории в школе — 1998 — № 4.
17. Фадеева Д.А. Варианты планирования курса истории средних веков // Преподавание истории в школе — 1993 — № 5. 18. Грибов В.С. Научно-методическое обеспечение курса новой истории // Преподавание истории в школе — 1997 — № 4. 19. Данилов А.А., Косулина Л.Т. История России. ХХ в. Примерное тематическое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе — 1995 — № 6. Тема 2. Федеральный и региональный компонент. Проблемы внедрения регионального компонента в школьный курс истории (2 часа)
Современное историческое образование строится на системе документов: Федеральном законе Российской Федерации об образовании, программах для общеобразовательных учебных заведений, Конституции Российской Федерации, Государственном образовательном стандарте и его региональном компоненте. Ознакомьтесь с перечисленными документами, публикациями в периодической печати по проблемам внедрения регионального компонента в школьный курс истории. Прокомментируйте, чем вызваны проблемы внедрения регионального компонента в школах Краснодарского края, г. Армавира, региона. Выясните, в каких школах ведется курс «История Кубани», какие программы используют учителя истории, какими учебными пособиями руководствуются в работе.
Литература 1. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе — 1997 — № 8. 2. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе — 1998 — № 7. 3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России — М — 1997. 4. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей — М — 1997. 5. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе — 1996 — № 1. 6. Колосков А.Г. Развитие школьного исторического образования в СССР // Преподавание истории в школе — 1998 — № 2. 7. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней — М — 1998. 8. Комплект программ по истории — М — 1998 — 2000. Тема 3. Структура школьного исторического образования. Программы по основным курсам Переход к многообразию образовательных систем, к вариативности организации учебного процесса по каждому предмету требует от учителя умения анализировать учебные программы, выявлять их достоинства и недостатки. Ознакомьтесь со сборниками программ, указанных в списке, проанализируйте их по следующим параметрам. 1. Ступень образования, на которой реализуется программа. 2. Виды занятий, на которых реализуется программа (урок, факультатив, кружок и т.д.). 3. Уровень освоения программы учащимися (обязательный базовый для классов с углубленным изучением предмета, т.е. повышенной сложности). 4. Вид общеобразовательного учреждения (класса). Какие проблемы в разнообразии современных программ вы обнаружили в процессе анализа и рецензирования?
Литература 1. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе — 1997 — № 8.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. — М — 2000. 3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России — М — 1997. 4. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе — 1998 — № 7. 5. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей — М — 1997. 6. История России с древнейших времен до наших дней. Программы учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе — 1996 — № 1. 7. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение — М — 1981. 8. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней — М — 1998. 9. Комплект программ по истории — М — 1998 — 2000. 10. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории в школе — 1989 — № 6.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.013 с.) |