Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выработка единых подходов к методологии отбора содержания и преподавания истории в школе.

Поиск

Необходимо оптимальное сочетание формационного и цивилизационного подходов. Первый их них отражает линейное течение времени, преемственность и внутреннюю обусловленность этапов развития, позволяет проникнуть в логику социально-экономических процессов. Второй — как бы дает горизонтальный срез развития человечества в определенную эпоху, показывает взаимодействие и взаимовлияние культур разных стран и народов, позволяет широко применять сравнительно-типологическую методику.

Сочетание формационного и цивилизационного подходов позволяет показать глубину и многомерность исторического процесса. Целостность и логичность изложения исторического материала должны обеспечиваться целевой установкой на воспитание патриота и гражданина России.

Научная объективность. Она предполагает максимально полный и всесторонний анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений без подгонки их под заранее созданные и заданные схемы. Этот принцип важен для изучения каждого исторического сюжета в совокупности его позитивных и негативных сторон. Применение принципа научной объективности дает реальную возможность отойти от политической конъюктуры, отказаться от неаргументированной критики одних явлений, процессов и безосновательной идеализации других.

Историзм. Он требует рассматривать исторический процесс с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин он возник, как оценивался современниками, как изменялся, развивался, какие результаты были достигнуты в итоге. Фундаментальный принцип историзма предполагает использование совокупности частных методов: проблемно-хронологического, сравнительно-исторического, интегративного, ретроспективного, актуализации и др.

Построение учебных курсов с учетом возрастных особенностей учащихся.

В начальной школе в процессе эмоционального восприятия учебного материала упор должен делаться:

- на формирование элементарных представлений об истории родной страны;

- на привитие интереса к изучению ее прошлого;

- на осознание ребенком себя как части своей страны, общества.

На данном этапе история изучает наиболее яркие страницы отечественной истории.

В основной средней школе ставятся:

- сформировать представления об основных этапах всеобщей и отечественной истории и вкладе России в прогрессивное развитие человечества;

- формировать у школьников основы исторического мышления;

- подвести учеников к пониманию закономерностей исторического процесса;

- сформировать гражданскую позицию школьника.

В полной средней школе должна стоять задача формирования потребностей к историческому самообразованию, к углубленному изучению истории.

Структура исторического образования в школе

Базисный вариант исторического курса в основной средней школе строится на основе реализации линейного принципа: изучение процесса развития человечества от первобытности до современности с V по Х класс.

V класс — история древнего мира до V в. В итоге изучения курса у учащихся формируются представления о происхождении человека и становлении человеческого общества, его развитии от первобытного состояния к цивилизации. Они ознакомятся с основными вехами развития древнейших цивилизаций Востока, античного мира, Индии и Китая, их вкладом в прогресс человечества. Школьники должны научиться вести летопись в истории, устанавливать последовательность, длительность и синхронность событий и процессов, пользоваться исторической картой.

VI класс — история средних веков до середины ХVII в. В результате изучения курса у учащихся начинают формироваться научные представления о месте средневековья в истории человечества, особенностях общественного прогресса в это время, основных характеристиках феодального способа производства, объективных и субъективных факторах развития общества, роли мировых религий и прежде всего христианства и ислама. Особое внимание уделяется эпохе Возрождения и развитию идей гуманизма. Школьники овладевают навыками сравнительно-культурных характеристик цивилизаций Запада и Востока.

VII класс — Отечественная история с древнейших времен до конца ХVII в.

На базе полученных в V и VI классах фактических знаний, представлений о путях и основных этапах развития человеческого общества с древнейших времен до конца средневековья с VII класса начинается систематическое изучение курса отечественной истории.

Понятие «отечественная история» включает историю Руси — России — СССР — Российской Федерации. Курсы истории отдельных регионов составляют региональный и школьный компоненты учебного плана.

На данном этапе идет дальнейшее формирование навыков сравнительного анализа, умения выделять общее и особенное в истории. Школьники должны научиться проводить поиск необходимой информации в доступных им источниках помимо учебника.

VIII класс — новая история с середины ХVII в. до конца ХVIII в.; отечественная история (конец ХVII-ХVIII вв.)

С этого класса начинается синхронное изучение курсов отечественной и всеобщей истории. Это создает более широкие возможности для применения сравнительного анализа, выявления своеобразия российской истории. У школьников формируются научные представления об основных тенденциях своеобразия российской истории. У школьников формируются научные представления об основных тенденциях своеобразия российской истории. У школьников формируются научные представления об основных тенденциях развития зарубежных стран Запада и Востока в Новое время, о постепенном переходе западной цивилизации к новому способу производства, своеобразии исторического пути России.

IХ класс — новая история ХIХ в.; отечественная история (1801-1894 гг.)

В IХ классе продолжается синхронное изучение зарубежной и отечественной истории с эпохи наполеоновских войн, и до завершения формирования монополистического капитализма в передовых странах и колониальной системы империализма в мире. Курс отечественной истории доводится до 1894 г. начала царствования Николая II, связанного с существенными изменениями внутренней и внешней политики России. Помимо знания фактов, предусмотренных обязательным минимумом, школьники должны научиться излагать свои суждения о причинно-следственных связях отдельных событий, явлений и процессов всемирной и отечественной истории.

Х класс — новейшая история ХХ в., отечественная история (с 1894 г. и до наших дней)

Выпускники основной школы помимо знания фактического материала и вышеперечисленных умений должны овладеть навыками выявления характерных, наиболее существенных признаков исторических явлений и событий; группировки (классификации) их по указанным признакам: объяснения, мотивов, целей, результатов деятельности исторических личностей.

ХI-ХII классы. В полной средней школе на базе полученных на предыдущем этапе знаний допустима вариативность учебных планов и программ в зависимости от специализации школьников, готовящихся к поступлению в вуз. В качестве базового может быть предложен интегративный курс «Россия и мир», а также тематические курсы по актуальным проблемам отечественной истории.

Учащиеся старших классов должны знать основные точки зрения историков на особенности мирового развития; определять и обосновывать свое отношение к событиям и явлениям, а также выдающимся деятелям исторической эпохи.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы задачи и функции государственного стандарта исторического образования?

2. Какова концепция исторического образования?

3. Как определяются перспективы развития знаний, умений и навыков учащихся?

 

Тема 7. Федеральный и региональный компоненты. Проблемы внедрения регионального компонента в школьный курс истории

 

Содержание Федерального и регионального компонента образовательного стандарта исторического образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.104 (0.008 с.)