Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 34. Структура и особенности курса «человек и общество»

Поиск

Учебные программы и государственный стандарт по курсу «Человек и общество».

Учебники: структура, компоненты, виды заданий по учебнику.

Методические пособия, рабочие тетради, дополнительная литература.

В системе обществоведческой подготовки школьников за последние 3-4 года произошли существенные изменения (имеется в виду весь комплекс проблем от содержательных и методических, до организационно-педагогических)

В течение последних лет шла работа по уточнению требований к содержанию учебного предмета. Результатом этой работы стали два документа — «Образовательный минимум содержания обществоведческого образования в основной школе (он опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» № 6 за 1997) и аналогичный документ для старших классов полной средней школы (он опубликован в № 5 за 1999г.) Оба документы введены в действие приказом Министерства образования РФ. Они имеют официальный статус и являются ориентиром для авторов учебников и учителей.

Тематическое содержание учебников

«Введение в обществознание» для основной школы. 8-9 кл. «Человек и общество» для старшей школы. 10-11 к.
1. Личность, свобода, ответственность Естествознание и обществознание. Человек, индивид, его потребности и способности. Личность: познай самого себя. Свобода и ответственность: правила поведения. Мораль: ценности, нормы, принципы. Личность и право. Человек и гражданин. Гражданственность, патриотизм.     II. Человек в экономике. Экономика: производство и потребление. Цена производства и цена товара. Производитель-предприниматель. Собственность. Формы права собственности. Деньги. Права потребителя. Труд и его роль в экономике. Трудовое законодательство России. Роль государства в экономике. Экономические реформы в России. III. Человек и культура. Культура в формировании личности. Образование и его роль в обществе. Роль науки в жизни общества. Религия, и ее роль в обществе. Светская культура. Искусство и его роль в обществе. Культура и межличностные отношения.   IV.Общество. Социальная структура. Общество — среда обитания человека. Семья. Брак. Семейные права и обязанности родителей и детей. Большие социальные группы: социальный класс, этносы, нация.     V.Общество и государство. Человек политический. Гражданское общество. Государство. Правовое государство. Конституция России 1993 г.   VI. Право и закон. Понятие права. Правонарушения и юридическая ответственность. Соотношение права, политики и закона. Источники права. Осуществление законов. Правосудие. VII. Глобальные проблемы человечества. Антропогенез и его теоретическое описание. Научно-техническая революция. 1. Философия человека Источники обществознания Человек и природа. Природа человека. Бытие человека. Деятельность человека. Деятельность и сознание. Сознание и подсознание. Наука — главный инструмент познания мира. Индивид и окружающий мир. Мораль и внутренний мир человека. Совесть и свобода воли. Религия и внутренний мир человека. Искусство — зеркало души. Общество и индивид. II. Социология: общество и его структура. Общественное устройство. Групповая структура: классы и страты. Этносы, нации, национальное самосознание. Культура: основные понятия. Современная культура и ее виды. Образование — главный компонент культуры. Социология семейных отношений.   III. Экономика. Повторение пройденного. Экономические системы. Измерители экономической деятельности. Экономика потребления. Экономика производителя: рост и циклы. Рынок и государство. Бюджет, налоги, экономика. Международная экономика и ее инфраструктура. Международная валютно-финансовая система. IV.Правовые системы современности. Нормы права. Источники права. Правоотношение. Система права. Правовое сознание и правовая культура. Международные пакты по правам человека и Конституция РФ. Конституционные гарантии власти народа: избирательное право. Местное самоуправление. Основные понятия гражданского права. Основные понятия уголовного права. Основные понятия административного права. V.Политическая власть и политическая система. Повторение пройденного. Государство и общество. Понятие «государство». Функции государства. Государственный аппарат. Политические формы (режимы) государств. Демократические государства. Виды авторитарных государств. Управляющие и управляемые. Элиты. Управляющие и управляемые. Массы. Политическая партия. Политическая культура. Идеология и политика. Формы и средства политической борьбы. Парламентская борьба. Внепарламентская борьба. Политический компромисс. Партнерство. Союз. VI. Заключение. Человечество на рубеже тысячелетий. Процессы глобализации. Глобальный экологический кризис. Россия и мир.  

 

За последние годы вышел целый ряд учебников и учебных пособий. Общее их количество уже приблизилось к полусотне. В этой связи необходимо знать перечень учебных изданий, утвержденных приказом № 3491 от 30.11.2000 г. Министерство образования РФ на 2001/2002 уч. г.:

Под ред. Боголюбова Л.Н. Введение в обществознание. 8-9 кл.1997-2000. Просвещение.

Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество. Обществознание. 10 кл. 2000. Просвещение.

Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество. Обществознание. 11 кл. 2000. Просвещение.

Кравченко А.И. Обществознание. 8-9 кл. 2000.Русское слово.

Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. 2000. Русское слово.

Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8 кл. 2000. Дрофа.

Никитин А.Ф. Основы обществознания. 9 кл. 2000. Дрофа.

Никитин А.Ф., Суворова Н.Г., Королькова Е.С., Галицкая И.Н., Мелик И.В. Обществознание. 8-9 кл. 2000. Просвещение.

Мушинский В.О. Обществознание. 9 кл. 1999. 2000. ЦГО.

Каменкова О.В., Иоффе А.И., Введение в обществознание. 8 кл. 1999.

Гуревич П.С. Обществознание. 9 кл. 1999. ЦГО.

Учебники не только прошли экспериментальную проверку до их изучения массовым тиражом, но и опираются на значительный опыт практического внедрения в школах России.

Некоторые учителя говорят, что курс «Человек и общество» довольно сложный, и учащиеся испытывают трудности при его изучении.

Реальная жизнь общества сложна и противоречива. Изучение курса направлено на помощь школьникам в ориентации в этих сложностях и противоречиях. Разобраться в тонкостях планирования предмета помогают статьи в профессиональных журналах «Преподавание обществознания в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе». Учебник «Обществознание» для основной школы (в 2-х частях) и учебник с аналогичным названием для старшей школы (в дополнение с ним подготовлены методические пособия и сборники задач и тестов) охватывают весь круг вопросов, определенных обязательным минимумом обществоведческого образования.

В соответствии со светским характером российской государственной школы, законодательными нормами и программными документами в области образовательной политики, учебник излагает научные знания, т.е. знания об обществе, которые соответствуют научным выводам, могут быть проверены (верифицированные), подтверждены опытом многих поколений людей. Эти знания характеризуются такими понятиями, как закономерность, необходимость, случайность, правило исключения из него.

В учебниках основной школы упор делается на описание предмета и его функционирования, а объяснение ограничивается тем кругом знаний, который необходим для понимания описательной части.

Учебник для основной школы дает, главным образом, эмпирическое знание, необходимое в повседневной жизни.

Учебник для полного среднего образования дает элементы теоретического знания, составляющие интеллектуальный и ценностный багаж образованного человека. Круг ценностей, лежащий в основе учебника — гуманизм.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сделайте сравнительную характеристику тематического содержания школьных программ и учебников основной школы и полной средней школы по обществознанию.

2. Перечислите авторов и учебные пособия, утвержденные Министерством образования РФ.

3. Охарактеризуйте учебно-методический комплекс по предмету «Человек и общество».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.115.61 (0.009 с.)