Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Наглядность: типы и виды пособий. Тсо. Картографическая наглядность.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наглядные средства обучения истории. Виды наглядности и учебных картин. Способы работы учащихся с учебной картиной, меловым рисунком, аппликацией. Черчение диаграмм, графиков, таблиц, работа с ними на уроке. ТСО. Организация познавательной деятельности при работе с картой. Исторические карты, карты-схемы, планы местности. Типы исторических карт. Легенда карты. Правила показа объектов на карте. Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых ими явлений с помощью изображений. Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль, поэтому важным источником знаний выступают разнообразные наглядные средства. Наглядное обучение выполняет ряд функций: - с помощью наглядных средств у учащихся создаются зрительные образы; - способствует конкретизации исторических фактов; - служит опорой для раскрытия исторических явлений, формирования понятий и закономерностей; - оказывает эмоциональное воздействие на учащихся; - развивают наблюдательность, воображение, память и речь, образное восприятие. В обучении используются многообразные наглядные средства. Условно их можно разделить на 4 группы: предметные, изобразительные, условно-графические, технические. К предметной относятся: подлинные вещественные памятники (газета, фотография, орудия труда и т.п.). Они могут быть как экспонатами школьного кабинета, музея, так и краеведческого музея и т.д., где может проводиться урок или учебная экскурсия. Макеты (пирамид, замков и т.д.), выполненные руками учащихся. Условно-графическая: карты, схемы, графики, таблицы. Изобразительная: аппликация, учебные картины. Учебные картины подразделяются на: событийные и типологические. Событийные отражают исторические факты повседневной жизни, новой истории. Типологические — отражают исторические события или явления через стилизацию типичных для изучаемой эпохи элементов. К наглядным средствам обучения относятся технические средства обучения. Они подразделяются на статичные экранные пособия, кинофильмы, радио и звукозапись, телепередачи, видеозаписи. ТСО позволяют в краткий период времени обеспечить интенсивную познавательную деятельность учащихся. Кино, видео, фотоматериалы открывают массу деталей, подробностей, дающих дополнительную характеристику времени. Применение в учебном процессе разнообразных по характеру и способам воздействия средств обучения развивает познавательные способности учащихся, все виды восприятия и памяти. Увеличение арсенала средств обучения расширяет возможности организации активной познавательной творческой деятельности учащихся. Разнообразные средства обучения различаются: 1. по характеру использованного в них материала (документального или художественного); 2. по видам восприятия (зрительное, зрительно-слуховое, слуховое); 3. по способам подачи материала (с помощью ТСО, без аппаратуры, в статике или динамике); 4. по организационным формам работы (фронтальная, или на основе демонстрации пособий всему классу, групповая, или индивидуальная на основе раздаточного иллюстративного материала). Таким образом, наглядность и технические средства обучения создают у учащихся образное восприятие истории, позволяют детализировать события прошлого, формируют эстетическое, эмоциональное восприятие исторического материала. Историческая карта изображает поверхность Земли, или ее часть на плоскости. Школьная историческая карта, будучи разновидностью исторической карты вообще, служит для наглядного пространственного изображения тех событий, явлений и процессов, знакомство с которыми осуществляется в рамках преподавания истории. Основная функция таких карт — пространственная локализация некогда прошедшего. В преподавании истории используются различные виды школьных карт (цветные, текстовые, событийные, картосхемы, контурные). Карты помещены в учебнике, размещены рядом с текстом в параграфе или отдельными картами в виде вкладышей. Атласы исторических и контурных карт выпускаются отдельными изданиями. Для учебного процесса в кабинете находятся настенные исторические карты. В практике преподавания различают обычно три вида исторических карт: 1. общие карты, отражающие исторические события в стране или группе стран, состояние в определенный момент исторического развития, например: «Древняя Италия к началу Пунических войн», «Российская империя в ХVIII в.»; 2. обзорные карты отражают ряд последовательных моментов в развитии изучаемого явления, чаще всего территориальные изменения за длительный период, например, «Рост Российской империи в 1714 –1914 гг.» Такие карты менее пригодны для первичного изучения материала и используются главным образом при повторении; 3. тематические карты, посвящены отдельным событиям или сторонам исторического процесса, например, «Великие географические открытия ХV-ХVI вв.», «Первая русская революция 1905-1907 гг.». Тематическая карта разгружена от обозначений и деталей, не имеющих отношения к теме, с большей подробностью раскрывает изучаемое явление, дает возможность более глубоко изучить данную сторону общественной жизни: экономику, социальное движение, военное прошлое. 4. схематические карты, или карты-схемы, представляют собой разновидность тематической карты. Они отличаются минимальной нагрузкой, в ряде случаев ограничиваясь лишь очертаниями суши или границ, и с помощью схематических обозначений или изображений наглядно раскрывают сущность, внутренние связи, закономерности изучаемых явлений. Карта – необходимое и обязательное пособие на каждом уроке истории. Историческая карта должна соответствовать эпохе, изучаемой на уроке. Рассказ учителя сопровождается показом на карте. Все, что в изложении учителя может быть локализовано путем показа на карте, должно быть показано на стенной карте и прослежено учащимися по картам в учебнике и в атласе. В работе по карте учитель руководствуется строгими правилами. Он стоит справа от карты, лицом к свету, иначе его тень легла бы на карту, мешая учащимся видеть детали. Указку держит в правой вытянутой руке, иначе рука и плечо помешают значительной части класса увидеть показываемый пункт. Показ должен быть неторопливый и точный. Вводить в процесс обучения историческую карту можно двумя различными способами, назовем их – по аналогии с альтернативными методиками обучения в начальной школе – аналитическим и синтетическим путями. Аналитический (дедуктивный, отталкивающийся от «целостности»). Путь идет через знакомства школьника с простой структурой карты. Обозначением понятий «север», «юг», «запад», «восток», границы, водоемы, реки, столицы. Содержание этой карты становится предметом учебной беседы. Ученику разъясняются приемы работы, условные обозначения (легенда карты), обращается внимание на название карты и т.д. Ученик сначала повторяет изложенное учителем с помощью наводящих вопросов. Важно, чтобы во время учебной беседы учащиеся правильно использовали терминологию. «Целостный» характер приобщения учащихся к карте проявляется в том, что различные элементы карты рассматриваются в смысловой взаимосвязи. В ходе дальнейшего обучения чтению карты целостная картина должна разделяться на отдельные элементы. Школьники получают возможность наблюдать, как карта становится все более осмысленной, одновременно насыщается информацией. Умение работать с картой расширяет круг знаний, умений, навыков учащихся, делает теоретический материал более весомым, образным.
Вопросы для самоконтроля 1.Перечислите наглядные и технические средства обучения истории. 2.Дайте характеристику предметным, условно-графическим и изобразительным видам наглядности. 3.Перечислите технические средства обучения. 4.Какова роль наглядных и технических средств обучения на уроке? 5..Назовите виды картографической наглядности. 6.Дайте характеристику видам исторических карт, применяемых в школьном процессе обучения истории. 7.Какие требования в работе с исторической картой должен знать учитель?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.011 с.) |