Тема 38. Задачи дополнительных курсов, их программы и методика проведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 38. Задачи дополнительных курсов, их программы и методика проведения



Программы курсов «Граждановедение», «Политология», «Введение в философию» и др.

Задачи модульных курсов.

Методическое обеспечение: учебники, пособия.

Планирование модульных курсов.

История и сопряженные с нею социальные учебные дисциплины всегда занимали особое место в общеобразовательных программах любого государства. Ведь именно содержание этих предметов помогает учащимся освоить культурно-историческую традицию родного народа (общества), интегрироваться в государственную целостность, идентифицировать себя как граждан страны.

В последние несколько лет, когда говорят об образовании, часто делают акцент на его гуманизацию. Этот многообразный процесс подразумевает, в частности, расширение и углубление гуманитарных знаний у учащихся. В связи с этим появляются все новые и новые учебные программы гуманитарных курсов.

Изучение обществознания в старших классах, по какой схеме бы оно не осуществлялось, предполагает знакомство школьников с основными проблемами социальной (социально-политической) философии. Без этого трудно представить себе осмысленное усвоение материала о возникновении и развитии общества, о государстве и праве, о взаимоотношениях личности и власти, индивида и социума.

В 1997 г. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации выпустило сборник примерных программ по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

В сборнике опубликованы различные варианты программ по основам философии, политологии и социологии.

Основные задачи курсов:

- познакомить учащихся с основными достижениями общественной мысли;

- сформировать целостное представление об основных социально-философских моделях и понятиях, их исторической трансформации;

- помочь учащимся понять современное общество и роль человека в его развитии;

- выработать умение самостоятельно ориентироваться в политической реальности, через призму истории социально-философской мысли видеть противоречия социального развития и пути их разрешения, способствовать социализации молодых людей).

30 ноября 2000 г. Приказом Министерства образования РФ за № 3491 был утвержден перечень учебных изданий, рекомендованных для внедрения в государственных, муниципальных и негосударственных учреждений РФ.

Из них по дополнительным курсам:

Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. 8 кл. 1997-2000.Дрофа.

Соколов Я.В., Прутченков Граждановедение. 9 кл. 1998-2000. Дрофа.

Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 кл. 1988-2000. Аст.

Мушинский В.О. Азбука гражданина. 8-9 кл. 1997, 1999, 2000. ЦГО.

Мушинский В.О. Основы правоведения. 8-9 кл. 1997, 1999, 2000. ЦГО

Гуревич П.С. Человек. 9 кл. 1998, 2000. ЦГО.

Кишенкова О.В. Основы гражданских знаний. 9 кл. 1998, 2000. Дрофа.

Никитин А.Ф. Дополнительные материалы к пособию «Право и политика». 9 кл. 1998-2000. Дрофа.

Никитин А.Ф. Право и политика. 9 кл. 1997, 2000. Просвещение.

Василенко С.И. и др. Основы правовых знаний. 9 кл. 1999, 2000. Вита-Пресс.

Каманина Т.В., Каманин А.В. Основы государства и права. 9 кл. 1999, 2000. Вита-Пресс.

Каманина Т.В., Каманин А.В. Право и экономика. 9 кл. 1999, 2000. Вита-Пресс.

Мухаев Р.Т. Политология 10-11 класс (факультативный курс) 1997-2000. Дрофа.

Мушинский В.О. Азбука политики. 10-11 кл. (факультативный курс) 1998-2000. ЦГО.

Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл. 1999.2000. Дрофа.

Кравченко А.И. Введение в социологию. 10-11 кл. (факультативный курс) 1997-2000. Дрофа.

Гуревич Д.А. Введение в философию. 10-11 кл (факультативный курс). 1998-2000. АСТ.

Кулаков А.Е. Религии мира. 10-11 кл. (факультативный курс). 1998-2000. АСТ.

Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. Введение в политологию. 10-11 кл. (факультативный курс).2000. Просвещение.

Приказ был опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» за 2001. № 2.

Изучение курса «Основы философии» призвано:

- познакомить учащихся с комплексом понятий и терминов: аксиология, антропология, абсолютный дух, антиномин, атрибуты, бессознательное, бытие, антропогенез, биосоциальность человека, время, возможность, гносеология, государство, диалектика, деятельность, единое, знание социальное и гуманитарное, закономерность, закон, истина, иррационализм, идеализм, идеология, идеалы, искусство, индукция, категорический императив, культура, категории, количество и качество, личность, материя, мировоззрение, методология, мораль, менталитет, материализм, наука, необходимость, общество, познание и многие другие.

В ходе изучения курса школьники учатся:

- сопоставлять и сравнивать различные направления общественной мысли (даосизм и конфуцианство, брахманизм и буддизм, эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм, иррационализм и рационализм); институты духовной жизни общества (науку, религию, искусство и философию); методы и категории познания (содержание и форму, субъект и объект, существование и сущность);

- интерпретировать и давать оценки философским проблемам: антропологический кризис конца ХХ в., истина и ее критерии, мораль и ее происхождение, динамизм и целостность мира, цивилизация и культура (на примере современных цивилизаций); характеризовать философские учения и направления.

В основу курса моложен ряд принципов:

Принцип фундаментальности означает, что философское образование способствует творческому объединению естественно-научных и гуманитарных знаний, закладывает основы для непрерывного образования.

Принцип ценности связан со спецификой философского анализа, а именно выработкой жизненной ориентации, одобрением или неодобрением различных фактов социальной действительности.

Гуманистический принцип — это ориентация философского знания на человека. Уникальность и неповторимость философии в том, что она ставит и пытается дать свои ответы на коренные вопросы личного существования (сущность человека, его свобода и ответственность, смысл жизни, счастье, идеалы.

Принцип диалогизма предполагает использование внутреннего диалога как средства раскрытия новых смыслов, а также диалоговых форм межличностных отношений, создающих условия для всестороннего соучастия в жизни другого человека.

Курс «Основы философии» разработан для учащихся 10-х и 11-х классов средней (68 ч. на два года) и инновационной (136 ч. на два года) школы. Планирование курса является примерным и открытым, что дает возможность каждому педагогу выстраивать курс по индивидуальной логике.

Программа по политологии составлена на основе существующих учебников и учебных пособий для учащихся Х-ХI классов общеобразовательных школ. Автор рассматривает лекционно-семинарскую систему как наиболее подходящую для формирования политического знания и мировоззрения учащихся старших классов, развития у них культуры речи, политического кругозора, навыков подготовки к обучению в вузах.

Курс рассчитан на проведение двухчасовых занятий один раз в неделю в течение полугода с итоговым зачетом (всего 34 ч.). Задания к семинару предлагаются учащимся непосредственно при проведении лекции по теме, к семинару-практикуму — на предыдущем семинаре, так как подготовка к нему занимает более длительное время.

Вопросы к семинарам могут быть предложены и в качестве тем рефератов, а также вынесены на итоговый зачет. Последний может проводится в любых формах — устной, письменной, в виде собеседования. По итогам изучения данного курса может быть проведено и тестирование.

Тематическое планирование курса «Политология»

№ п/п Тема занятий Кол-во часов
1. Лекция 1. Введение. Предмет и метод политологии. История политической мысли  
2. Лекция 2. Политическая власть. Социальные основы политики. Этнонациональные и религиозные факторы в политике  
3. Семинар 1. Политика как социальное явление. Сущность и типология политической власти. Этнонациональные и религиозные отношения в политике  
4. Лекция 3. Теория политической системы. Гражданское общество.  
5. Лекция 4. Государство в политической системе общества. Правовое государство и его основные черты.  
6. Семинар 2. Политические системы современного общества.  
7. Лекция 5. Политические партии и политические системы. Общественно-политические системы.  
8. Семинар 3. (практикум) Практика создания, организации и функционирования политической партии в демократическом обществе  
9. Лекция 6. Политические элиты. Политическое лидерство  
10. Семинар 4. Политические элиты. Политическое лидерство  
11. Лекция 7. Типология политических режимов. Демократический режим: понятия и основные черты  
12. Семинар 5. Теория и социология тоталитаризма. Тоталитаризм как форма политической жизни  
13. Лекция 8. Политическое сознание. Политическая культура  
14. Лекция 9. Политический процесс. Теория и социология политических конфликтов  
15. Семинар 6. Личность в политических отношениях и процессах. Политические конфликты  
16. Итоговый зачет  
17. Резерв  

Гражданское общество в России отличается многообразием подходов. Выделяют предметный, институциональный, системный и др. подходы.

Сегодня учителям предлагаются различные курсы и концепции. Назовем наиболее известных авторов, работающих в этой области: Н.Воскресенская, В.Мушинский, А.Никитин, Я.Соколов и др.

Курс «Граждановедение» рассматривается авторами как пропедевтический перед изучением интегрированного курса «Человек и общество».

Учебники для пятиклассников состоят их четырех разделов:

I. «Как человек становился человеком»

II. «Человек среди людей»

III. «Что такое семья»

IV. «Как сделать школьные годы чудесными»

Основные методические инновации в изучении курса «Граждановедение» связаны с применением активных и интерактивных методов обучения. Суть их состоит в том, что учебный процесс организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, работа с документами и различными источниками информации, учебные мозговые штурмы, разнообразные творческие работы и др.

Методика изучения модульных курсов построена на органичном сочетании традиционных и инновационных форм и методов обучения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте задачи модульных курсов.

2. Какие учебники по модульным курсам вы можете назвать? Какие из них соответствуют методическим требованиям?

3. Как строится планирование модульных курсов?

Тема 39. Требования к знаниям и умениям учащихся.

 

Требования государственного стандарта к знаниям, умениям учащихся.

Виды и формы государственной аттестации. ЕГЭ. Формы тестирования

Основным видом проверки знаний учащихся как по всем предметам, так и на уроках истории и обществознания является опрос учащихся, главным образом устный, но также и письменный. Опрос тесным образом связан со всеми элементами работы учителя в классе – с повторением, с учетом, с рассказом преподавателя.

Опрос учащихся – прежде всего определенная часть урока. Это не значит, что в старших классах не может быть урока без этого элемента, иногда могут быть случаи, когда весь урок (даже если это не специальный урок повторения).

Функции опроса очень многообразны:

1. Опрос – средство контроля; этот элемент контроля имеет место в тех случаях, когда ученикам ставятся какие-либо вопросы.

2. Опрос – средство закрепления знаний, отвечая на те или другие вопросы преподавателя, естественно, еще раз закрепляет изученный материал, часто с новых точек зрения, в разных разрезах.

3. Опрос – средство повторения того или иного раздела курса или той или иной суммы вопросов курса.

4. Опрос – средство анализа и разбора изучаемых в курсе документов.

Во всех этих различных случаях опрос имеет соответствующую форму.

Кроме того, надо отметить, что для учителя опрос играет еще роль самопроверки, иначе учителю было бы трудно судить, как учащимися воспринимаются его рассказы, достаточны ли его разъяснения. Бывают случаи, когда довольно большое число учащихся плохо отвечает по изложенной учителем теме. Это сигнал для учителя, - не произошло ли это оттого, что учитель что-либо недостаточно разъяснил.

Результаты опроса позволяют сделать вывод учителю, достигает ли цели работа учителя, достаточно ли он научил учеников разбираться в изучаемом материале, достаточно ли научил анализировать исторические факты, достаточно ли подготовил своих учащихся к обобщению и необходимым выводам на основе изученного фактического материала.

Необходимо также отметить, что опрос играет большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует воспитанию в учащихся практических навыков – умения раскрывать тему и докладывать ее аудитории, умения обосновывать и доказывать высказываемые им положения, воспитывает самостоятельное мышление учащихся при решении поставленных вопросов, способствует воспитанию чувства ответственности за свою работу.

Организация опроса.

I. Каждый отдельный урок представляет нечто цельное, учащимся в начале урока надо разъяснить цель урока и порядок их работы. Это положение надо отнести и к отдельным частям урока. Поэтому перед опросом учащихся по изученному материалу весьма рационально очертить круг основных вопросов, подлежащих разбору. Ответ того или другого учащихся будет отчетом о его работе; для других это будет средством повторения материала, средством его закрепления.

II. Учитель не должен перебивать учащихся во время его рассказа. Учащиеся не все одинаковы по своим личным качествам и способностям. Надо научить учащихся давать полный ответ, в этих случаях возможны и рациональны добавочные вопросы, чтобы направить рассказ ученика по нужному руслу.

III. В заключение опроса, прежде чем перейти к изложению нового материала, необходимо учителю дать анализ и оценку ответов, подчеркнув положительные моменты и отметив недостатки.

Составные элементы опроса.

I. Фронтальный опрос. Позволяет в ходе беседы с классом определить подготовку по вопросам справочного характера; факты, события, люди, хронология, знание карты, терминов.

II. Индивидуальный опрос. Учитель может организовывать проверку знаний как в виде устного опроса у доски, так и письменного опроса по индивидуальной карточке-заданию. Задания в карточке помогают учителю определить качество умений, знаний и навыков, сформированных в процессе учебной деятельности.

Приемы опроса и его формы.

I. Проверка фактического материала:

- работа над текстом с ошибками;

- составление плана ответа по теме;

- тестовый контроль;

- фронтальная, аналитическая беседа;

- контрольный срез знаний;

- индивидуальный ответ у доски и др.

II. Работа с терминами:

- определение значений;

- ранжирование по значимости;

- распределение терминов (например, орудия труда первобытного человека) по материалу, из которого они изготовлены (дерево, камень, кость), или по занятию людей (охота, рыболовство, земледелие и т.д.);

- составление рассказа с использованием терминов, указанных на карточке-задании и др.

III. Работа по проверке хронологических знаний.

- хронологический диктант;

- составление хронологических таблиц;

- синхронирование событий;

- соотнесение дат, событий, исторических личностей;

- работа с текстом с пропущенными датами и др.

IV. Работа с картой и наглядными пособиями.

- работа с легендой карты;

- получение информации при чтении карты;

- формирование вопросов к карте, картине, иллюстрации;

- работа по контурной карте и др.

Опрос должен включать не только материал, изучаемый в школе, но и вопросы, рассчитанные на самостоятельное решение учащимися какой-либо задачи.

Учитель может в своем рассказе и не давать исчерпывающего ответа на все вопросы темы. Если класс в достаточной мере владеет фактическим материалом, учитель может поставить тот или иной вопрос на разрешение класса.

В старших классах могут быть использованы такие формы как:

- семинарское занятие, на котором заслушиваются доклады учащихся по заданной теме;

- диспуты, дискуссии, с предварительной подготовкой учащихся по изучаемой проблеме;

- коллоквиумы;

- ролевые игры;

- уроки пресс-конференции;

- брейн-ринги и т.д.

Основная задача учителя научить учащихся оперировать знаниями, умениями, навыками. Излагать изученный материал перед аудиторией, уметь отстаивать свою точку зрения, подкреплять свои выводы, аргументировать ответ документами; определять и обосновывать свое отношение к событиям и явлениям, а также выдающимся деятелям исторической эпохи.

Формы и приемы опроса зависят от методов организации познавательного процесса на уроке и должны иметь продуктивный, развивающий характер: частично-поисковый, проблемный, творческий, исследовательский.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Каковы функции опроса?

2. Какие этапы включает организация опроса?

3. Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся. Способы их выявления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.064 с.)