Раздел III Факторы школьного процесса преподавания истории и обществознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III Факторы школьного процесса преподавания истории и обществознания



Тема 5. Стратегия развития исторического и обществоведческого образования. Цели, задачи, значение изучения истории в школе.

Изменение политико-идеологической ситуации.

Изменение исторического сознания.

Концептуальные модели обучения истории.

Основные направления развития исторического образования.

Становление демократического государства, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, преодоление технократических подходов к нему значительно повлияли на развитие общественных наук и потребовали коренного обновления школьного исторического и обществоведческого образования. Стратегия разработана в 1997 г. Главным управлением развития общего среднего образования.

С конца 80-х гг. происходит оперативная замена политизированных и социологизированных учебников в процесс их деидеологизации, обновление содержания гуманитарного образования, заполнения «белых пятен», отказ от примитивно понимаемого классового подхода к анализу исторических явлений. Постепенно расширяется круг изучаемых в школе общественных дисциплин, но все изменения в программах и учебниках осуществляются в рамках скорректированной традиционной марксистской парадигмы.

Деидеологизация школьного обществоведческого образования на практике означала лишь его декоммунизацию. Ученые-историки, авторы учебников, лишившись традиционной идеологической системы, дают различные толкования исторических событий.

Государство уже не навязывает учащимся какое-либо правильное единственное мировоззрение, как это делалось раньше, а способствует реализации их права на свободный выбор взглядов и убеждений.

Главное управление развития общего среднего образования, Институт общего образования и Гуманитарный центр Минобразования России разработали стратегию развития школьного исторического и обществоведческого образования на переходный период.

Она предполагает:

1. отказ от монополии государственно-партийной идеологии и переход к плюрализму, который в свободной конкуренции выделяет наиболее приемлемую для российского общества общенациональную идеологию. Рамки плюрализма должны определяться Конституцией РФ, международными правовыми актами;

2. необходимо, чтобы содержание исторического образования было нацелено на воспитание чувства патриотизма;

3. формирование новой структуры школьного исторического и обществоведческого образования;

4. создание системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и мира в начальной школе;

5. строить создание новой концепции исторического образования с учетом достижений современной науки. Историческое образование должно помочь каждому человеку, говорится в документе, освоить три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных);

6. с учетом того, что в обществе растет интерес к религии, как важнейшему культурологическому феномену, Министерство рекомендует программный факультативный курс «История религии»;

7. разработка новой системы школьного обществоведческого образования. Рекомендуется широкий выбор курсов: «Право и политика», «Введение в экономику», «Граждановедение», «Человек и общество» и др.;

8. подготовка параллельных и профильных учебников и программ;

9. создание государственных образовательных стандартов, курсов обществоведения, всеобщей и отечественной истории.

Важными условиями реализации разработанной стратегии являются:

- своевременный выпуск комплексов учебников по новой структуре обществоведческого образования;

- оперативное методологическое исследование;

- внедрение современных педагогических технологий;

- обновление фонда средств обучения.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова стратегия развития исторического, обществоведческого образования на современном этапе?

2. Перечислите основные изменения в историческом образовании конца 90-х гг. ХХ в.

Тема 6. Государственный стандарт исторического образования. Базовое содержание исторического материала.

Задачи и функции государственного стандарта исторического образования.

Концепция школьного исторического образования, структура стандарта. Содержательный аспект.

Анализ современного состояния преподавания истории в общеобразовательных учреждениях РФ указывает на необходимость приведения его в соответствие с потребностями страны в начале ХХI в.

Департамент общего среднего образования России подготовил проект «Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», разработанный авторским коллективом под руководством доктора исторических наук А.В.Лубкова. Проект был опубликован в журнале «Преподавание истории в школе» — 2000. № 4.

В нем в частности говорится.

История как наука универсальна, поскольку объектом ее изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего отечества и гражданина. Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими чертами:

- приоритетностью изучения отечественной истории;

- изучением ее в контексте мирового развития;

- преемственность между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования;

- углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени;

- повышением воспитательной роли исторического образования.

Реформа средней школы 1990 г. привела к определенным позитивным результатам: появилась большая творческая свобода педагога, возможность выбора образовательных программ, форм обучения, учебных пособий.

Деидеологизация школьного гуманитарного образования на практике стала означать его декоммунизацию, отказ от марксистско-ленинской методологии. Образовавшийся после крушения вульгаризированной марксистской парадигмы вакуум не мог в полной мере заменить цивилизационный, культурологический, социологический, стадиальный и другие подходы, каждый из которых акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса. Часто смена методологических подходов приводит к простой смене знаков в оценке прошлого.

Вариативность программ и учебников обернулась отсутствием единых критериев, определяющих подходы к разработке учебных программ, учебно-методических комплексов и даже программ вступительных экзаменов в вузы. В ведение в существующем виде концентрической системы привело к нарушению сбалансированных многолетним опытом межпредметных связей, преемственности между самими концентрами, равно как и между средней и высшей школой.

Цели и задачи исторического образования. История наряду с такими предметами, как русский язык и литература, закладывает основы формирования личности, дает ей знания, развивает умения и навыки, необходимые для жизнедеятельности человека.

Главной задачей исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления развития человечества.

Основные функции исторического образования и принципиальные подходы к его обновлению.

Историческое образование в школе должно обеспечивать основные функции образовательного процесса.

Познавательно-развивающая функция заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии.

Познавательно-обучающая функция предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа.

Воспитательная функция предусматривает формирование личности, ответственной перед обществом и государством. В совокупности эти функции позволяют решать проблему социальной адаптации учащихся.

Реализация вариативности должна быть ограничена различными учебными и методическими пособиями в рамках единой программы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся по окончании школы. Вариативность содержания образования должна быть только в старших классах, где предоставляется право выбрать курс в соответствии с будущей профессиональной деятельностью, и в части, касающейся регионального компонента в основной школе. При этом последний не должен заменять федеральный. Он дается сверхминимума требований, предъявляемых к учащимся, и его содержательная часть не может вступать в противоречие с основным курсом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.007 с.)