Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел III Факторы школьного процесса преподавания истории и обществознанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 5. Стратегия развития исторического и обществоведческого образования. Цели, задачи, значение изучения истории в школе. Изменение политико-идеологической ситуации. Изменение исторического сознания. Концептуальные модели обучения истории. Основные направления развития исторического образования. Становление демократического государства, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, преодоление технократических подходов к нему значительно повлияли на развитие общественных наук и потребовали коренного обновления школьного исторического и обществоведческого образования. Стратегия разработана в 1997 г. Главным управлением развития общего среднего образования. С конца 80-х гг. происходит оперативная замена политизированных и социологизированных учебников в процесс их деидеологизации, обновление содержания гуманитарного образования, заполнения «белых пятен», отказ от примитивно понимаемого классового подхода к анализу исторических явлений. Постепенно расширяется круг изучаемых в школе общественных дисциплин, но все изменения в программах и учебниках осуществляются в рамках скорректированной традиционной марксистской парадигмы. Деидеологизация школьного обществоведческого образования на практике означала лишь его декоммунизацию. Ученые-историки, авторы учебников, лишившись традиционной идеологической системы, дают различные толкования исторических событий. Государство уже не навязывает учащимся какое-либо правильное единственное мировоззрение, как это делалось раньше, а способствует реализации их права на свободный выбор взглядов и убеждений. Главное управление развития общего среднего образования, Институт общего образования и Гуманитарный центр Минобразования России разработали стратегию развития школьного исторического и обществоведческого образования на переходный период. Она предполагает: 1. отказ от монополии государственно-партийной идеологии и переход к плюрализму, который в свободной конкуренции выделяет наиболее приемлемую для российского общества общенациональную идеологию. Рамки плюрализма должны определяться Конституцией РФ, международными правовыми актами; 2. необходимо, чтобы содержание исторического образования было нацелено на воспитание чувства патриотизма; 3. формирование новой структуры школьного исторического и обществоведческого образования; 4. создание системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и мира в начальной школе; 5. строить создание новой концепции исторического образования с учетом достижений современной науки. Историческое образование должно помочь каждому человеку, говорится в документе, освоить три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных); 6. с учетом того, что в обществе растет интерес к религии, как важнейшему культурологическому феномену, Министерство рекомендует программный факультативный курс «История религии»; 7. разработка новой системы школьного обществоведческого образования. Рекомендуется широкий выбор курсов: «Право и политика», «Введение в экономику», «Граждановедение», «Человек и общество» и др.; 8. подготовка параллельных и профильных учебников и программ; 9. создание государственных образовательных стандартов, курсов обществоведения, всеобщей и отечественной истории. Важными условиями реализации разработанной стратегии являются: - своевременный выпуск комплексов учебников по новой структуре обществоведческого образования; - оперативное методологическое исследование; - внедрение современных педагогических технологий; - обновление фонда средств обучения. Вопросы для самоконтроля 1. Какова стратегия развития исторического, обществоведческого образования на современном этапе? 2. Перечислите основные изменения в историческом образовании конца 90-х гг. ХХ в. Тема 6. Государственный стандарт исторического образования. Базовое содержание исторического материала. Задачи и функции государственного стандарта исторического образования. Концепция школьного исторического образования, структура стандарта. Содержательный аспект. Анализ современного состояния преподавания истории в общеобразовательных учреждениях РФ указывает на необходимость приведения его в соответствие с потребностями страны в начале ХХI в. Департамент общего среднего образования России подготовил проект «Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», разработанный авторским коллективом под руководством доктора исторических наук А.В.Лубкова. Проект был опубликован в журнале «Преподавание истории в школе» — 2000. № 4. В нем в частности говорится. История как наука универсальна, поскольку объектом ее изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего отечества и гражданина. Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими чертами: - приоритетностью изучения отечественной истории; - изучением ее в контексте мирового развития; - преемственность между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования; - углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени; - повышением воспитательной роли исторического образования. Реформа средней школы 1990 г. привела к определенным позитивным результатам: появилась большая творческая свобода педагога, возможность выбора образовательных программ, форм обучения, учебных пособий. Деидеологизация школьного гуманитарного образования на практике стала означать его декоммунизацию, отказ от марксистско-ленинской методологии. Образовавшийся после крушения вульгаризированной марксистской парадигмы вакуум не мог в полной мере заменить цивилизационный, культурологический, социологический, стадиальный и другие подходы, каждый из которых акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса. Часто смена методологических подходов приводит к простой смене знаков в оценке прошлого. Вариативность программ и учебников обернулась отсутствием единых критериев, определяющих подходы к разработке учебных программ, учебно-методических комплексов и даже программ вступительных экзаменов в вузы. В ведение в существующем виде концентрической системы привело к нарушению сбалансированных многолетним опытом межпредметных связей, преемственности между самими концентрами, равно как и между средней и высшей школой. Цели и задачи исторического образования. История наряду с такими предметами, как русский язык и литература, закладывает основы формирования личности, дает ей знания, развивает умения и навыки, необходимые для жизнедеятельности человека. Главной задачей исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления развития человечества. Основные функции исторического образования и принципиальные подходы к его обновлению. Историческое образование в школе должно обеспечивать основные функции образовательного процесса. Познавательно-развивающая функция заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии. Познавательно-обучающая функция предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. Воспитательная функция предусматривает формирование личности, ответственной перед обществом и государством. В совокупности эти функции позволяют решать проблему социальной адаптации учащихся. Реализация вариативности должна быть ограничена различными учебными и методическими пособиями в рамках единой программы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся по окончании школы. Вариативность содержания образования должна быть только в старших классах, где предоставляется право выбрать курс в соответствии с будущей профессиональной деятельностью, и в части, касающейся регионального компонента в основной школе. При этом последний не должен заменять федеральный. Он дается сверхминимума требований, предъявляемых к учащимся, и его содержательная часть не может вступать в противоречие с основным курсом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.008 с.) |