Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика курса «Всеобщая история. История Древнего мира»↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сквозная содержательная линия, пронизывающая и связывающая все выше названные линии, - человек в истории. В содержании курса по истории Древнего мира она акцентируют вопросы историко-культурного становления человека, его отношений с миром природы, с другими людьми, социальными и политическими институтами древнего общества, борьбы за личную свободу, гражданские права и достойную жизнь, способов самореализации. Примечательно, как постепенно на арену Древней истории, а вслед за ней – на страницы школьного учебника выходят социокультурные группы и их «типичные», неперсонифицированные представители, а затем – уже конкретные цари и правители, полководцы, реформаторы, общественные деятели, герои, ученые, поэты, скульпторы, атлеты… Не менее важное значение в этом курсе отводится линии исторические источники и «ремесло историка». Пятиклассники знакомятся со спецификой исторического познания и историей исторической науки, с выдающимися учеными и их открытиями в древней истории, учатся мыслить критически, работать с разнообразными первоисточниками, выдвигать свои версии ответов на еще неразгаданные тайны прошлого. В рамках традиционного деления содержания истории Древнего мира на четыре раздела («Жизнь и открытия первобытных людей», «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим») автор школьного учебника Ф.А.Михайловский предложил иную последовательность изучения древневосточных цивилизаций и их интеграции с историей античных государств. После изучения истории первобытного общества, которое осуществляется в рамках двух тем, посвященных, соответственно, стадиям присваивающего и производящего хозяйства, в разделе «Древний Восток» сначала изучаются речные цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая, которые логично продолжают изучение возникновения цивилизаций, начатое уроками по истории первобытного общества. При этом учащиеся сразу получают представление обо всем ареале распространения древневосточных цивилизаций, могут сравнивать историческое развитие древних обществ и обобщать их главные признаки в понятии «Древний Восток». Тема «Древний Египет», чье историческое развитие имело достаточно изолированный характер, является примером традиционного монографического описания истории одной страны в ее хронологической последовательности: Древнее царство – Среднее царство – Новое царство. Вместе с тем материалы параграфов дают яркое представление о хозяйственной, социальной, политической, религиозной и культурной жизни Древнего Египта в эпоху бронзы. Наступление железного века и его революционизирующее значение показано на истории стран Западной Азии, Индии и Китая в 1 тысячелетии до н.э. Изучение истории Древнего Востока завершается темой, посвященной образованию великих держав в Индии, Китае и на Ближнем Востоке. Ученики получают представление как об общих тенденциях, так и о специфике исторического развития стран и регионов к середине 1 тысячелетия до н.э., когда цивилизации Древнего Востока вошли в соприкосновение с античной цивилизацией. В разделах «Древняя Греция» и «Древний Рим» сохранена традиционная последовательность изложения учебного материала: от становления древних государств к их расцвету и гибели. При этом особое внимание уделено социально-политической истории, наполненной яркими событиями и личностями, ценностям и культурным достижениям древних народов, их отношениям с «другим» (варварским) миром, способам его мирного освоения и завоевания. Образовательный и развивающий потенциал школьного учебника по истории Древнего мира (автор Ф.А.Михайловский) и учебного курса, в целом, усилены в соответствии с требованиями стандартов второго поколения для основной школы к ценностным и деятельностным результатам общего образования личности школьника[4]. Программа, помимо развернутой «Пояснительной записки», представляет переработанное «Содержание» и «Тематическое планирование». Основная цель новых разделов - помочь учителю в понимании научно-исторической и методической концепций учебного курса «История Древнего мира», эффективно реализовать его образовательные возможности, заложить в пятиклассниках основы устойчивого познавательного интереса к изучению истории, исторических источников и современных реконструкций прошлого, уважительного отношения к историко-культурному наследию человечества. Дидактической единицей содержания программы является тематический блок - комплекс учебных занятий, объединенных общей темой и проблемной целевой установкой, внутри которого происходит не линейное «прохождение» темы от одного урока \ параграфа к другому, а логическое приращение знаний, умений, ценностных установок учащихся, развитие их опыта познавательной и социально-коммуникативной деятельности. Обычно тематический блок рассчитан на 3 – 5 учебных часов, а каждый из четырех основных разделов обрамляют введение и заключение. Главная задача вводного занятия (разворота учебника) – дать учащимся первоначальное общее представление о хронологических границах и историко-географическом пространстве, источниках и проблемах, с которыми им предстоит встретиться в новом разделе. Акцент в заключительном уроке (развороте учебника) перенесен с «проверки и контроля знаний» на систематизацию и обобщение сквозных содержательных линий, расширение познавательного и коммуникативного опыта учащихся с помощью различных проектов, творческих и поисковых заданий. Ценностно-целевые приоритеты каждого раздела и тематического блока в программе и учебнике представлены в виде ключевых вопросов. Они определяют угол зрения в изучении новой информации и источников, помогают учителю расставить аксиологические акценты, выделить главное в довольно объемных и информативных текстах школьных учебников и в информационно-методических ресурсах УМК по истории Древнего мира. Организационно-деятельностная функция Программы воплощена в разделе «Тематическое планирование». В нем во всем своем разнообразии представлены учебные действия пятиклассников, адекватные целям и специфике учебного содержания, а также познавательным возможностям школьников. В отличие от краткой и обобщенной характеристики видов деятельности в Примерной программе[5], здесь представлены комплексы учебных приемов, с помощью которых школьники могут изучать историю Древнего мира преимущественно на преобразующем, творческом и проблемном уровнях, с привлечением разных источников и информационно-компьютерных технологий (ИКТ), осваивать приемы исторического и критического мышления, многоперспективного анализа фактов, эмпатической реконструкции образов прошлого и представлять результаты своей работы в современных форматах (презентации, дискуссии, проекты и т.д.). Комплексная характеристика основных видов деятельности пятиклассников в изучении Истории Древнего мира должна помочь учителю адекватно оценить образовательный потенциал учебного материала и используемых источников, их аксиологические установки, представить последовательность работы школьников над тем или иным вопросом и уровни ее сложности, подобрать соответствующие данным действиям задания и критерии их проверки. Процессуальная сторона курса «История Древнего мира» поддерживается обновленным методическим аппаратом школьного учебника. Система вопросов и заданий носит комплексный характер: ключевые вопросы раздела \ учебной темы «рассыпаются» на открытые и проблемные вопросы внутри параграфов, а затем вновь «собираются» в обобщающие и перспективные вопросы и задания после параграфа \ темы. Другая особенность методического аппарата учебника по истории Древнего мира – приобщение школьников к «ремеслу историка», отсюда постоянное внимание к хронологическим, пространственным и историко-культурным параметрам изучаемых событий и источников, их атрибуции, анализу и интерпретации. В помощь ученику предлагаются различные сравнительные таблицы, логические схемы, обзорные карты и развернутые условия заданий. Иллюстрации учебника включены в его информационно-образовательный ресурс и за счет специальных вопросов тоже используются как полноценные источники новых знаний и средства организации исследовательской деятельности пятиклассников. Преобладающая часть вопросов и заданий носит открытый, проблемный, дискуссионный характер, направляя учеников к своему-«живому» знанию, переживанию положительных эмоций от приобщения к тайнам и сокровищам древнего прошлого, ощущению «связи времен» и предчувствию новых исторических открытий…
Место курса «Всеобщая история. История Древнего мира» в учебном плане Примерные учебные планы предлагают отводить на изучение истории в 5 классе 2 часа в неделю, то есть 70 часов за учебный год. Все эти часы отводятся на изучение курса «Всеобщая история. История Древнего мира».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.132 (0.009 с.) |