Общая характеристика курса «Всеобщая история. История Древнего мира» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика курса «Всеобщая история. История Древнего мира»



 

Сквозная содержательная линия, пронизывающая и связывающая все выше названные линии, - человек в истории. В содержании курса по истории Древнего мира она акцентируют вопросы историко-культурного становления человека, его отношений с миром природы, с другими людьми, социальными и политическими институтами древнего общества, борьбы за личную свободу, гражданские права и достойную жизнь, способов самореализации. Примечательно, как постепенно на арену Древней истории, а вслед за ней – на страницы школьного учебника выходят социокультурные группы и их «типичные», неперсонифицированные представители, а затем – уже конкретные цари и правители, полководцы, реформаторы, общественные деятели, герои, ученые, поэты, скульпторы, атлеты…

Не менее важное значение в этом курсе отводится линии исторические источники и «ремесло историка». Пятиклассники знакомятся со спецификой исторического познания и историей исторической науки, с выдающимися учеными и их открытиями в древней истории, учатся мыслить критически, работать с разнообразными первоисточниками, выдвигать свои версии ответов на еще неразгаданные тайны прошлого.

В рамках традиционного деления содержания истории Древнего мира на четыре раздела («Жизнь и открытия первобытных людей», «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим») автор школьного учебника Ф.А.Михайловский предложил иную последовательность изучения древневосточных цивилизаций и их интеграции с историей античных государств.

После изучения истории первобытного общества, которое осуществляется в рамках двух тем, посвященных, соответственно, стадиям присваивающего и производящего хозяйства, в разделе «Древний Восток» сначала изучаются речные цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая, которые логично продолжают изучение возникновения цивилизаций, начатое уроками по истории первобытного общества. При этом учащиеся сразу получают представление обо всем ареале распространения древневосточных цивилизаций, могут сравнивать историческое развитие древних обществ и обобщать их главные признаки в понятии «Древний Восток».

Тема «Древний Египет», чье историческое развитие имело достаточно изолированный характер, является примером традиционного монографического описания истории одной страны в ее хронологической последовательности: Древнее царство – Среднее царство – Новое царство. Вместе с тем материалы параграфов дают яркое представление о хозяйственной, социальной, политической, религиозной и культурной жизни Древнего Египта в эпоху бронзы.

Наступление железного века и его революционизирующее значение показано на истории стран Западной Азии, Индии и Китая в 1 тысячелетии до н.э.

Изучение истории Древнего Востока завершается темой, посвященной образованию великих держав в Индии, Китае и на Ближнем Востоке. Ученики получают представление как об общих тенденциях, так и о специфике исторического развития стран и регионов к середине 1 тысячелетия до н.э., когда цивилизации Древнего Востока вошли в соприкосновение с античной цивилизацией.

В разделах «Древняя Греция» и «Древний Рим» сохранена традиционная последовательность изложения учебного материала: от становления древних государств к их расцвету и гибели. При этом особое внимание уделено социально-политической истории, наполненной яркими событиями и личностями, ценностям и культурным достижениям древних народов, их отношениям с «другим» (варварским) миром, способам его мирного освоения и завоевания.

Образовательный и развивающий потенциал школьного учебника по истории Древнего мира (автор Ф.А.Михайловский) и учебного курса, в целом, усилены в соответствии с требованиями стандартов второго поколения для основной школы к ценностным и деятельностным результатам общего образования личности школьника[4].

Программа, помимо развернутой «Пояснительной записки», представляет переработанное «Содержание» и «Тематическое планирование». Основная цель новых разделов - помочь учителю в понимании научно-исторической и методической концепций учебного курса «История Древнего мира», эффективно реализовать его образовательные возможности, заложить в пятиклассниках основы устойчивого познавательного интереса к изучению истории, исторических источников и современных реконструкций прошлого, уважительного отношения к историко-культурному наследию человечества.

Дидактической единицей содержания программы является тематический блок - комплекс учебных занятий, объединенных общей темой и проблемной целевой установкой, внутри которого происходит не линейное «прохождение» темы от одного урока \ параграфа к другому, а логическое приращение знаний, умений, ценностных установок учащихся, развитие их опыта познавательной и социально-коммуникативной деятельности. Обычно тематический блок рассчитан на 3 – 5 учебных часов, а каждый из четырех основных разделов обрамляют введение и заключение.

Главная задача вводного занятия (разворота учебника) – дать учащимся первоначальное общее представление о хронологических границах и историко-географическом пространстве, источниках и проблемах, с которыми им предстоит встретиться в новом разделе. Акцент в заключительном уроке (развороте учебника) перенесен с «проверки и контроля знаний» на систематизацию и обобщение сквозных содержательных линий, расширение познавательного и коммуникативного опыта учащихся с помощью различных проектов, творческих и поисковых заданий.

Ценностно-целевые приоритеты каждого раздела и тематического блока в программе и учебнике представлены в виде ключевых вопросов. Они определяют угол зрения в изучении новой информации и источников, помогают учителю расставить аксиологические акценты, выделить главное в довольно объемных и информативных текстах школьных учебников и в информационно-методических ресурсах УМК по истории Древнего мира.

Организационно-деятельностная функция Программы воплощена в разделе «Тематическое планирование». В нем во всем своем разнообразии представлены учебные действия пятиклассников, адекватные целям и специфике учебного содержания, а также познавательным возможностям школьников. В отличие от краткой и обобщенной характеристики видов деятельности в Примерной программе[5], здесь представлены комплексы учебных приемов, с помощью которых школьники могут изучать историю Древнего мира преимущественно на преобразующем, творческом и проблемном уровнях, с привлечением разных источников и информационно-компьютерных технологий (ИКТ), осваивать приемы исторического и критического мышления, многоперспективного анализа фактов, эмпатической реконструкции образов прошлого и представлять результаты своей работы в современных форматах (презентации, дискуссии, проекты и т.д.). Комплексная характеристика основных видов деятельности пятиклассников в изучении Истории Древнего мира должна помочь учителю адекватно оценить образовательный потенциал учебного материала и используемых источников, их аксиологические установки, представить последовательность работы школьников над тем или иным вопросом и уровни ее сложности, подобрать соответствующие данным действиям задания и критерии их проверки.

Процессуальная сторона курса «История Древнего мира» поддерживается обновленным методическим аппаратом школьного учебника. Система вопросов и заданий носит комплексный характер: ключевые вопросы раздела \ учебной темы «рассыпаются» на открытые и проблемные вопросы внутри параграфов, а затем вновь «собираются» в обобщающие и перспективные вопросы и задания после параграфа \ темы.

Другая особенность методического аппарата учебника по истории Древнего мира – приобщение школьников к «ремеслу историка», отсюда постоянное внимание к хронологическим, пространственным и историко-культурным параметрам изучаемых событий и источников, их атрибуции, анализу и интерпретации. В помощь ученику предлагаются различные сравнительные таблицы, логические схемы, обзорные карты и развернутые условия заданий.

Иллюстрации учебника включены в его информационно-образовательный ресурс и за счет специальных вопросов тоже используются как полноценные источники новых знаний и средства организации исследовательской деятельности пятиклассников.

Преобладающая часть вопросов и заданий носит открытый, проблемный, дискуссионный характер, направляя учеников к своему-«живому» знанию, переживанию положительных эмоций от приобщения к тайнам и сокровищам древнего прошлого, ощущению «связи времен» и предчувствию новых исторических открытий…

 

Место курса «Всеобщая история. История Древнего мира» в учебном плане

Примерные учебные планы предлагают отводить на изучение истории в 5 классе 2 часа в неделю, то есть 70 часов за учебный год. Все эти часы отводятся на изучение курса «Всеобщая история. История Древнего мира».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.009 с.)