Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Реакция и революции в европейском и мировом развитии (5 ч.)

Поиск

Ключевые вопросы:

Какое влияние на перемены в Европе и мире оказали войны, начатые революционной Францией и продолженные империей Наполеона I?

Как развивалась борьба между реакционными и революционными силами в Европе и Латинской Америке в первой половине XIX века?

Как изменилась общественно-политическая карта Европы и мира в результате этой борьбы в середине XIX века?

Империя Наполеона.Народы против Французской империи.Поход в Россию и крушение Французской империи. Священный союз и революционное движение в Европе в 1820 -1830-х гг.Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине XIX века.

 

*** Перемены в общественно-политической жизни Европы и Латинской Америки под влиянием революционных войн Франции и крушения империи Наполеона.

 

Тема 2. Становление национальных государств в Европе (3 ч.)

Ключевые вопросы:

Почему в 1848 – 1849 года Европа вновь оказалась охваченной революционными выступлениями?

Почему в середине XIX века в Центральной Европе начался подъем национальных движений?

Как в результате революций и войн в Европе образовались два крупных национальных государства?

Незавершенные революции 1848 – 1849 гг. в Европе.Начало воссоединения Италии и объединения Германии.Франко-прусская война (1870 – 1871 гг.) и Парижская коммуна.

 

*** Роль революций и войн в создании национальных государств и развитии международных отношений в Европе и мире.

Тема 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги (4 ч.)

Ключевые вопросы:

Как к середине XIX века в большинстве стран Европы завершился промышленный переворот?

К каким переменам в социально-политической и идеологической сферах европейского общества он привел?

Почему общественно-политическая мысль в XIX веке стала более многообразной и противоречивой?

Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX века.Индустриальные страны во второй половине XIX – начале XX века.Основные направления общественно-политической мысли XIX в.

 

Тема 4. Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX века (5 ч.)

Ключевые вопросы:

Какие изменения произошли в странах Европы и других регионов мира в результате промышленного переворота и индустриализации?

Что способствовало в конце XIX – начале XX веков выдвижению новых государств на авансцену мировой истории?

Почему не все страны, занимавшие ведущие позиции в мировой истории в Новое время, смогли накануне Новейшего времени выдержать требования модернизации промышленности и социальных реформ?

Великобритания и ее доминионы. Гражданская война в США (1861 – 1865 гг.)Страны Западной и Центральной Европы. Государства Южной и Юго-Восточной Европы. Япония на пути модернизации.

 

*** Страны Европы, Япония и США на политической карте мира в начале ХХ века.

Тема 5. Восток в орбите влияния Запада.

Латинская Америка в конце XIX – начале XX века (6 ч.)

Ключевые вопросы:

Как европейским державам в XIX веке удалось подчинить своему влиянию страны Востока?

Почему в начале ХХ века завершился раздел мира на колонии и сферы влияния, что ожидало мир в эпоху борьбы колониальных держав за передел мира?

Какое влияние колониальная политика стран Европы, США и Японии оказывала во второй половине XIX – начале ХХ века на развитие колоний, полуколоний Азии и Африки, а также стран Латинской Америки?

Индия под властью Великобритании. «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами.Османская империя и Персия в XIX – начале XX века. Завершение колониального раздела мира. Колониализм: последствия для метрополий и колоний.Латинская Америка во второй половине XIX – начале XX века.

 

***Восток в орбите влияния Запада: характер и результаты их взаимодействия в XIX – начале ХХ вв.

 

 

Тема 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX - начале XX века. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. (2 ч.)

Ключевые вопросы:

Почему обострение международных противоречий на рубеже XIX – XX веков впервые привело к войне мирового масштаба?

Как Первая мировая война изменила политическую карту Европы и какое влияние она оказала на мировое развитие в ХХ веке?

Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX – XX веков.

Первая мировая война (1914 – 1918 гг.).

 

*** Первая мировая война как результат обострения международных противоречий и исторический феномен Нового времени.

Тема 7. Наука, культура и искусство в XIX – начале XX века (2 ч.)

Ключевые вопросы:

Чего достигло человечество в познании окружающего мира и самого себя в XIX столетии?

Какой стала научная картина мира в результате научного и технического прогресса в последнем периоде Нового времени?

В чем состоит историко-культурное наследие XIX века?

Технический прогресс и развитие научной картины мира.Культурное наследие XIX - начала XX века.

 

*** Достижения и противоречия культурного развития человечества в XIX – начале XX века.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ч.)

Ключевые вопросы:

Каково значение политического и культурного наследия Нового времени для современного мира?

Историческое и культурное наследие Нового времени.

Тематическое планирование. 28 ч.

Основное содержание Характеристика основных видов деятельности ученика
Введение (1 ч.)
  Новое время: XIX век. Человек, общество, мир в эпоху промышленного переворота. Технические и социально-политические последствия промышленного переворота. Изменения в повседневной жизни людей, условиях их трудовой деятельности, психологии и этике поведения.   Первичный колониальный раздел мира и его влияние на международные отношения в XIX веке. Новые явления и процессы в международных отношениях в связи с промышленным переворотом, разделом мира на метрополии и колонии, модернизацией. Новые государства на мировой арене XIX века. Виды источников по истории Нового времени (XIX век). Историки Нового времени и современности об эпохе Нового времени (XIX век).     Актуализировать признаки промышленного переворота и его последствия. Творчески реконструировать образы людей и условия их жизни в XIX в., в т.ч. по иллюстрациям учебника; по дополнительным источникам готовить сообщения-презентации на эту тему. В тексте учебника различать слои населения и группы людей по их положению в обществе XIX в. Объяснять значение нового понятия, по карте приводить примеры колоний и метрополий; в тексте учебника выделять новые черты международных отношений. По оглавлению учебника называть страны, появившиеся на сцене мировой истории XIX века.   Актуализировать знания о видах исторических источников и называть виды источников по истории Нового времени (XIX век). На основе дополнительной литературы готовить сообщения-презентации об известных историках XIX в. Ориентироваться в структуре и оглавлении учебника, приводить примеры и комментировать иллюстрации, высказывать свои предположения по эвристическим вопросам вводного занятия.
Реакция и революции в европейском и мировом развитии (5 ч.)
1. Империя Наполеона. Внутреннее и внешнее положение Франции после термидорианского переворота (1794 – 1799 гг.). Личность Наполеона Бонапарта и его роль в военно-политических событиях 1789 – 1799 гг.     Переворот 18 брюмера 1799 г., новая Конституция и политика Наполеона на посту первого и «пожизненного» консула (1799 – 1804 гг.). Реставрация монархии во Франции (1804 г.) и ее особенности.   Войны Франции во времена империи и причины побед французской армии. Тильзитский мир (1807 г.) и его значение в борьбе Франции за господство в Европе. Условия и последствия континентальной блокады Англии (1806 -… г.).     2. Народы против Французской империи. Отношение народов Европы к революции и революционным войнам Французской республики. Причины смены отношения к Франции после реставрации в ней монархии. Превращение Европы в «фамильное владение семейства Бонапарт» и политика французского императора и его вассальных монархов в захваченных землях. Национально-освободительные движения и восстания в странах Европы против французского господства; реформы, содействовавшие пробуждению национального самосознания народов Европы. [Восстание в Испании 1808 – 1814 гг.] Господство Наполеона над Европой [Вандомская колонна 1806 – 1810 гг.] и углубление кризиса империи. Обострение политических и экономических противоречий между Францией и Россией в 1810 – 1811 гг.     3. Поход в Россию и крушение Французской империи. Цели Наполеона в войне с Россией. Основные этапы и события войны 1812 года. Причины поражения Франции.     Создание новой антифранцузской коалиции. Битва народов (16 – 19 октября 1813 г.) и ее значение. Внутриполитическая ситуация во Франции и причины реставрации династии Бурбонов. [Ш.Талейран и его роль в истории Франции.]. Установление конституционной монархии и положение в стране при Людовике XVIII.   Венский конгресс (1814 – 1815 гг.): его участники, цели проведения, принципы территориального раздела Европы и его прогнозируемые последствия. Причины восстановления империи и политическая символика «Ста дней Наполеона». [Образ Наполеона Бонапарта в искусстве и исторической памяти современников и потомков.] Битва при Ватерлоо (1815 г.) и ее значение. Создание Священного союза (1815 г.): инициаторы, цели и значение первой в истории международной политической организации.   4. Священный союз и революционное движение в Европе в 1820 -1830-х гг. Две тенденции в политике Священного союза: реакция и реставрация абсолютистских порядков (К.Меттерних) и компромисс между земельной аристократией и торгово-промышленной буржуазией (Александр I). Предпосылки и причины подъема общественно-политического движения в Европе. Освободительные и революционные движения в странах Европы в 1820 – 1830-е гг.: революции 1830 г. во Франции и Бельгии, восстания в Греции (1821 – 1829 гг.) и Польше (1830 – 1831 гг.) и др. Участие Священного союза в политических конфликтах. Отношение западноевропейского общества к событиям в Европе. [Дж.Байрон и мятежная Греция.]     Общее и особенное в революционных движениях стран Европы. Результаты противостояния реакционных и революционных сил к середине XIX в. на политической карте Европы.   5. Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине XIX века. Положение колоний в Латинской Америке в начале XIX века. Социально-экономические и политические противоречия между населением колоний и метрополиями. Предпосылки подъема национально-освободительных движений на Гаити (1791 г.), Мексике (1808 г.), Венесуэле (1813 г.) и др. Образование независимых государств в Центральной и Южной Америке. [Лидеры освободительной борьбы: С.Боливар, А.Итурбиде и др.] Политика Священного союза в отношении латиноамериканских государств, вступивших в борьбу за независимость. Позиция Англии и США в вопросе о независимости латиноамериканских колоний. Доктрина Монро и ее роль в национально-освободительном движении стран и народов Латинской Америки. Внешняя политика США на континенте в середине XIX века. Способы приращения территорий и образования новых штатов. Результаты освободительных движений в Латинской Америке к середине XIX века.   ***Перемены в общественно-политической жизни Европы и Латинской Америки под влиянием революционных войн Франции и крушения империи Наполеона. Актуализировать знания о причинах, характере, этапах и итогах Великой Французской революции (ВФР). Давать образную характеристику личности Наполеона в контексте истории Франции конца XVIII – начала XIX вв., а также идей и ценностей Нового времени. Комплексно анализировать документ и репродукцию о событиях 18 брюмера. Анализировать политику Наполеона на посту консула и оформлять результаты своей работы в формате конкретизирующей таблицы. Дополнять и корректировать характеристику личности Наполеона на основе его изображений, выполненных в разные периоды жизни и в разных ситуациях. Сравнивать характер монархии во Франции до и после ВФР. На карте локализовать события внешней политики Франции во времена империи. В тексте учебника выделять причины превосходства французской армии над другими европейскими армиями в начале XIX в. Комплексно анализировать репродукции картин, выявляя позиции художников в создании образов исторических личностей и событий. Анализировать документ и на его основе формулировать понятие «континентальная блокада», высказывать суждения о ее реалистичности и последствиях для причастных к ней стран и народов.   Объяснять отношение к Франции в периоды революционных войн и империи со стороны завоеванных ею народов. Анализировать документ и находить в нем признаки политики протекционизма, формулировать ее последствия для Франции и стран Европы. На основе карты раскрывать значение метафоры «Европа – фамильное владение….».   Систематизировать информацию учебника о национально-освободительных движениях и реформах с помощью конкретизирующей таблицы и делать выводы об их историческом значении. Комплексно анализировать документ и репродукции картины Ф.Гойя. Раскрывать символику Вандомской колонны и ее роль в «политике памяти» во времена империи Наполеона. Объяснять причины ухудшения отношений Франции и России и заинтересованность Наполеона в войне с нею.   Актуализировать знания о реакции властей и общества России на ВФР, причинах и формах участия России в антифранцузских коалициях конца XVIII – начала XIX вв. Характеризовать основные этапы и события войны 1812 г., в т.ч. на основе визуальных и дополнительных источников, контекстуальных знаний. Формулировать причины поражения Франции в войне с Россией и его последствия. На карте локализовать основные события европейской истории в 1812 – 1815 гг. Анализировать текст, визуальные источники и документы учебника, формулировать на их основе ответы на логические и проблемные вопросы, творчески реконструировать образы исторических деятелей и событий, объяснять причины и последствия «загзагов» в политической истории Франции 1813 – 1815 гг. Творчески реконструировать образ Наполеона в контексте событий 1812 – 1815 гг., в т.ч. на основе анализа и интерпретации его портретов, свидетельств современников и других источников. По карте конкретизировать решения Венского конгресса о разделе Европы, формулировать принципы послевоенного устройства Европы, сравнивать их с системой международных отношений по Вестфальскому миру, в т.ч. на основе самостоятельно сформулированных вопросов. Раскрывать особенности и значение создания Священного союза в контексте сложившейся после крушения Французской империи политической ситуации в Европе и мире.     Называть характерные признаки двух тенденций в политике Священного союза и их проявления в событиях и документах, относящихся к политической истории Европы 1820 – 1830 гг.   Формулировать предпосылки и причины подъема общественно-политического движения в странах Европы в этот период. Анализировать и обобщать учебный материал в таблице, формулировать выводы о характере и тенденциях развития политической жизни Европы в связи с деятельностью Священного союза. Анализировать документы и репродукции художественных произведений в контексте борьбы реакционных и революционных сил Европы. Готовить сообщения об участниках освободительных движений, в т.ч. с использованием дополнительных источников и ИКТ. Сравнивать общественно-политические движения в отдельных странах, выделяя в них общее и особенное; формулировать итоги политического развития Европы под эгидой Священного союза и конкретизировать их на политической карте Европы в середине XIX в.   Актуализировать знания о двух типах колоний в Новом Свете и особенностях испанских колоний. На основе текста составлять схему населения Латинской Америки и раскрывать причины недовольства разных групп испанской колониальной политикой. Объяснять подъем национально-освободительного движения в колониях в контексте революционных событий в странах Европы и реакционной политики Священного союза. Составлять синхронистическую таблицу по материалам учебника и другим источникам. Локализовать на карте события, связанные с освободительной борьбой в Латинской Америке. Анализировать первоисточник и объяснять суть положений доктрины Монро в многоперспективном аспекте: интересы США и независимых стран Латинской Америки. Характеризовать внешнюю политику США в связи с доктриной Монро и борьбой латиноамериканских государств за свою независимость; формулировать и показывать по карте результаты реализации этой доктрины к середине XIX в.   Высказывать суждения о характере перемен, происшедших в Европе и странах Латинской Америки в связи с революционными событиями во Франции и крушением империи Наполеона.
Становление национальных государств в Европе (3 ч.)
1. Незавершенные революции 1848 – 1849 гг. в Европе. Франция: причины революции 1848 г., основные этапы, участники и результаты революционных выступлений. Влияние французской революции на страны Центральной Европы. Причины революции в германских государствах и основные требования ее участников. Предпосылки и причины революционного движения в Австрийской империи. Особенности целей и характера революций в Вене, Венгрии, в итальянских и славянских владениях Австрии. Причины поражения революции в империи Габсбургов.     Общее и особенное в целях, характере и итогах революций 1848 – 1849 гг. Незавершенность европейских революций и перспективы их развития во второй половине XIX века.   2. Начало воссоединения Италии и объединения Германии. Положение Италии и Германии на политической карте Европы и в связи с ним главная задача революционных и освободительных движений этих стран в середине XIX века. Объективные и субъективные причины ведущей роли королевства Сардинии в борьбе за объединение Италии. Личность К. Кавура и его роль в истории создания королевства Италия. Дж. Грибальди и его роль в борьбе за независимость Италии. Этапы воссоединения Италии в результате войн с Австрией (1859 и 1866 гг.) и революции (1860 г.).     Объективные и субъективные причины ведущей роли Пруссии в борьбе за объединение Германии. Личность О.Бисмарка и его роль в этом процессе. Война с Австрией и образование Северогерманского союза (1867 г.).   Общее и особенное в объединительных процессах Италии и Германии. Их основные итоги и перспективы развития во второй половине XIX века.   3. Франко-прусская война (1870 – 1871 гг.) и Парижская коммуна. Внутриполитическое и международное положение Франции во времена Второй империи. Политика компромиссов Наполеона III. [Строительство Суэцкого канала и роль в мировой политике и экономике второй половины XIX века.]   Причины и повод к войне между Францией и Пруссией. Характер войны и соотношение сил. Основные сражения и причины поражений в них французской армии. Падение Второй империи и провозглашение Третьей республики. Завершение процессов объединения Италии и Германии в результате поражения Франции. Создание Германской империи (1871 г.).   Причины восстания в Париже 18 марта 1871 г., его социальная база. Декреты Коммуны. Реакция на Парижскую коммуну в Европе и мире. [Коммунары-интернационалисты.] Причины поражения Парижской коммуны и ее историческое значение.   Условия мира между Францией и Германией, перспективы развития двухсторонних отношений в конце XIX – начале XX вв.     *** Роль революций и войн в создании национальных государств и развитии международных отношений в Европе и мире. Актуализировать опыт изучения революций Нового времени и самостоятельно формулировать ключевые вопросы новой темы. Объяснять причины революции 1848 г. во Франции; выделять этапы ее развития в соответствии с задачами и характером революционных выступлений; высказывать суждения об итогах революции 1848 г. и ее историческом значении. Анализировать текст учебника и дополнительные источники, выделяя и объясняя особенности революций 1848 – 1849 гг. в странах Центральной Европы в контексте их исторического развития, социально-политического, экономического и культурного положения в первой половине XIX века (в т.ч. на основе сравнительной таблицы). В творческой форме реконструировать события 1848 – 1849 гг. на принципах историзма и многоперспективности. Формулировать общие и особенные причины поражения революций 1848 – 1849 гг.; объяснять, в чем заключалась их незавершенность, исторические уроки и перспективы.   По карте описывать положение Германии и Италии; актуализировать знания об особенностях и проблемах развития этих стран, основных задачах социальных движений в середине XIX века.   Формулировать причины выдвижения королевства Сардинии на роль лидера в объединительном движении Италии; давать образную характеристику К. Кавура и Дж. Гарибальди, готовить сообщения, высказывать суждения об их исторической роли в объединении Италии. По тексту параграфа и карте заполнять схему, отражающую этапы процесса объединения Италии, и роли в нем войн и революций. Формулировать причины выдвижения Пруссии на роль лидера в объединении Германии. Давать образную характеристику О.Бисмарка, сравнивать его деятельность по объединению Германии с деятельностью К. Кавура в Италии. По тексту параграфа и карте заполнять схему начала объединения Германии. Выдвигать и обосновывать свои версии ответов на проблемные вопросы. Сопоставлять процессы объединения Италии и Германии в середине XIX века по самостоятельно сформулированным вопросам, раскрывать причины взаимосвязи этих процессов и перспективы их развития.   Актуализировать знания об условиях создания Второй империи. Анализировать политику Наполеона III в контексте исторической ситуации Франции и Европы в середине XIX в. На основе иллюстрации и дополнительных источников готовить сообщения и выполнять творческие задания, оценивающие политическую и экономическую роль Суэцкого канала. Формулировать причины франко-прусской войны, цели сторон и характер вооруженного конфликта. Объяснять причины поражения французской армии и его влияние на ситуацию в стране. По карте показывать границы Германии и Италии в результате завершения процессов объединения этих государств в 1871 г. и объяснять их национальный характер. Анализировать картину «Провозглашение Германской империи» в историческом контексте, углубляя информацию учебника об этом событии. Объяснять причины восстания в Париже и других городах Франции и характер коммунарских декретов. Сравнивать революцию 1871 г. с предшествующими революциями, делать выводы об ее историческом значении Парижской коммуны. Готовить сообщения о коммунарах и «местах памяти» Парижской коммуны во Франции и мире. Высказывать суждения об условиях договора между Францией и Германией и их влиянии на будущее межгосударственных отношений и ситуацию в Европе.   Обобщать роль важнейших политических событий середины XIX века для ведущих государств Европы и международных отношений.
Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги (4 ч.)
1. Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX века. Особенности промышленного развития в первой половине XIX века: выпуск машин, разработка стандартов производства, соединение науки и техники, развитие новых отраслей промышленности и средств коммуникации, повышение производительности труда и др. [Крупнейшие технические изобретения первой половины XIX века и их влияние на образ жизни, условия труда и мировоззрение людей.] Условия и темпы промышленного развития ведущих стран Европы и США. Рост городов. [Фасад и изнанка городской жизни в индустриальную эпоху]. Условия формирования рабочего класса и объединения их в самостоятельную политическую силу; факторы становления рабочего движения в странах Европы и США в первой половине XIX века.   Чартистское движение в Англии (1836 – 1848 гг.): его причины, лидеры, этапы развития, характер требований и способов борьбы за интересы рабочих, историческое значение. Особенности рабочего движения в странах континентальной Европы (восстания лионских ткачей 1831 – 1834 гг., силезских ткачей в 1844 г. и др.). Роль рабочих в европейских революциях 1848 – 1849 гг.     2. Индустриальные страны во второй половине XIX – начале XX века. Этапы технического прогресса и изменения в облике промышленности под влиянием новых явлений и процессов: модернизация производства, переход к серийному конвейерному производству, начало индустриализации, концентрация производства и централизация капиталов, возникновение монополий, слияние банковского капитала с промышленным, монополизация рынков, вывоз капиталов. Экономические кризисы XIX в. и их влияние на экономическую и общественную жизнь индустриальных стран. Расслоение наемных работников. Развитие профсоюзного движения в эпоху монополистического капитала. 3 – 4. Основные направления общественно-политической мысли XIX в. Характеристика консерватизма, классического либерализма, социализма и марксизма, их течений во второй половине XIX – начале XX вв. (анархизм, ревизионизм, социал-демократия): время формирования; основоположники и последователи; общественные идеалы; отношение к идеям Просвещения; отношение к переменам и новшествам индустриальной эпохи; интересы каких слоев общества они представляли? Какие способы деятельности они предлагали? Какие политические партии разделяли их идеи? [ Представители идейно-политических направлений в Х1Х веке: их учении, жизнь и борьбы за свои идеалы. ] *** Социально-экономические, политические и идеологические предпосылки становления и развития разнообразных идейных направлений в XIX веке. Актуализировать знания о сущности промышленного переворота, его технических и социальных последствиях в XVIII в. Выделять особенности промышленного развития стран Европы и США в первой половине XIX в., на основе параграфа и дополнительных источников готовить сообщения о крупнейших изобретениях, о роли промышленного переворота на условия жизни и труда, взгляды и интересы людей, облик индустриальных городов и т.д. Составлять рейтинг развития промышленности в странах Запада по предложенным критериям и делать выводы о причинах и характере их промышленного развития.     Формулировать условия консолидации рабочих в самостоятельную политическую силу и факторы становления рабочего движения в странах Европы и США. На основе документа и других источников описывать условия жизни и труда первых пролетариев и безработных. Выделять и обосновывать этапы развития чартистского движения в Англии, в сравнительной таблице представлять основные черты и динамику чартизма. Комментировать и анализировать визуальные источники по истории чартизма (рисунки, карикатуры и др.), а также документ и репродукции картины по истории рабочего движения в Германии. Сравнивать рабочие движения в странах Европы в 1830 – 1840-х гг., объясняя причины различий в уровнях их организации.   Анализировать текст учебника и другие источники, выделять этапы технического прогресса и их основные черты, систематизировать информацию в обобщающей таблице и формулировать оценочные выводы. Использовать новые понятия и термины для характеристики социально-экономического развития стран Европы и США во второй половине XIX века, их сопоставления с развитием экономики и общества в первой половине XIX в., в т.ч. на основе анализа логических схем, статистических таблиц, анализа документов, перевода текстовой информации в условно-графическую (схемы), составления смысловых и тезисных планов. Актуализировать знания о предпосылках возникновения идей просветителей, их сути и влиянии на историю стран Европы и США во второй половине XVIII века. Анализировать текст учебника и другие источники, составлять обобщенную характеристику идейных направлений XIX века по предложенному плану; на основе новых знаний анализировать документы и визуальные источники, использовать новые понятия для сопоставления идейных направлений XVIII и XIX веков, объяснения ведущих противоречий между направлениями и течениями, моделирования последствий реализации различных общественно-политических проектов. Готовить сообщения-презентации об идеологах общественно-политической жизни Европы и мира в XIX в. На основе обобщения тенденций и результатов социально-экономического развития стран Европы и США в XIX веке формулировать причины становления более многообразной и противоречивой, чем прежде, идеологии индустриального общества.
Ведущие страны мира в середине XIX - начале XX века (5 ч.)
1. Великобритания и ее доминионы. Геополитическое положение Британской империи во второй половине XIX века: метрополия, колонии и доминионы; их взаимовлияния.     Политические и социальные реформы в Англии как результат деятельности консервативной, либеральной и лейбористской (1906 г.) партий во второй половине XIX - начале XX вв.     От колонии к доминиону: Канада (1867 г.), Австралийский союз (1901 г.), Новая Зеландия (1907 г.). Социально-экономическое и политическое развитие британских колоний во второй половине XIX – начале XX вв. Причины утраты Англией в начале XX века статуса «промышленной мастерской мира».     2. Гражданская война в США (1861 – 1865 гг.) Предпосылки и условия социально-экономического и политического развития США в середине XIX века. Американское общество: его состав, ценности и устремления («американская мечта»). Особенности социально-экономического развития северных и южных штатов. Обострение противоречий в вопросе о рабовладении и характере национальной экономики. Личность А.Линкольна – лидера республиканской партии и первого президента США. Причины и этапы Гражданской войны (1861 – 1865 гг.), ее итоги. Причины победы северян и основные реформы, способствовавшие их успеху (закон о гомстедах, отмена рабства, всеобщая воинская повинность и др.). Программа восстановления Юга. Предпосылки и источники ускорения социально-экономического развития США во второй половине XIX – начале XX вв.   Особенности рабочего и профсоюзного движений США.     Историческое значение Гражданской войны и победы Севера.   3. Страны Западной и Центральной Европы. Внутреннее и внешнеполитическое положение Франции после поражения во франко-прусской войне (1870 – 1871 гг.). Особенности индустриализации, вывоз капиталов из страны и образование слоя рантье. Политическая борьба между республиканцами и монархистами. «Дело Дрейфуса» как символ борьбы за гражданские права. Рабочее и профсоюзное движения, «казус Мильерана». Внешнеполитическое и внутреннее положение Германии после объединения страны и победы во франко-прусской войне. Внутренняя политика О.Бисмарка на посту канцлера Германии и ее результаты. Особенности индустриализации страны во второй половине XIX – начале XX вв. Рабочее и профсоюзное движения в условиях действия антисоциалистических законов. Внешнеполитическое и внутреннее положение Австро-Венгрии. Дуализм империи Габсбургов. Особенности индустриализации страны во второй половине XIX – начале XX вв. Влияние феодальных пережитков на темпы и характер социально-экономического развития Австро-Венгрии. Национальный вопрос в многонациональной империи. Положение Австро-Венгрии, Германии и Франции на карте Европы и мира в начале ХХ века.     4. Государства Южной и Юго-Восточной Европы. Социально-экономическое и политическое развитие Италии после объединения страны и причины, тормозившие индустриализацию: проблемы неравномерности развития Севера и Юга, иностранных инвестиций, становления рабочего движения и др. Социальная политика Дж.Джолитти (1903 – 1914 гг.). Социально-экономическое и политическое положение Испании во второй половине XIX – начале XX вв.; причины, осложнявшие развитие страны по капиталистическому пути. Революция 1868 – 1874 гг. и причины ее поражения. Положение Балканских стран в середине XIX века и борьба за освобождение от турецкого господства. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. и обретение независимости Сербией и Черногорией. Столкновение интересов России, Австро-Венгрии и Германии на Балканах в 1880 – 1910-е гг. Балканские войны 1912 – 1913 гг. и обострение противоречий между европейскими странами. Факторы сохранения аграрного характера экономики балканских стран в индустриальную эпоху. Положение стран Южной и Юго-Восточной Европы в европейской политике и экономике в начале ХХ века. [Положение стран Северной Европы в европейской политике и экономике в начале ХХ века.]     5. Япония на пути модернизации. Положение страны в середине XIX века в результате политики самоизоляции и в связи с индустриальным развитием государств Европы и США. Проникновение иностранцев и их товаров в восточную страну, их социально-экономические последствия для Японии. Реставрация Мэйдзи (1863 – 1869 гг.): социально-политическая база движения, его требования, военные действия. Позиция европейских государств и США в вопросе о восстановлении полновластия императора и независимости Японии.   Политические, экономические, военные, религиозные, административные, социальные и др. реформы второй половины XIX – начала XX вв.; их ориентация на компромисс между сторонниками традиционного общества и модернизации. Причины низкой активности рабочего и профсоюзного движений в стране. Исторические уроки и результаты модернизации Японии к началу ХХ века. Колониальная политика Японии в 1890-е гг. в отношениях с соседними странами. Отношения Японии с Россией, США, Англией и другими ведущими странами мира в начале XX века.     *** Страны Европы, Япония и США на политической карте мира в начале ХХ века.   Актуализировать знания о социально-экономическом и политическом развитии Англии в Новое время (XVII – первая половина XIX в.). Самостоятельно формулировать признаки нового понятия и объяснять причины предоставления некоторым колониям статуса доминиона. По карте описывать положение Британской империи во второй половине XIX – начале XX в. Анализировать текст учебника и заполнять сравнительную таблицу, дифференцируя оценки взаимодействия метрополии и колоний друг на друга. Анализировать текст учебника о реформаторской деятельности партий, заполнять обобщающую таблицу, раскрывать связь между их реформами и идейно-политическими платформами. В творческой форме (выступление в парламенте \ статья \ памфлет и пр.) формулировать цели и направления деятельности партий консерваторов, либералов и лейбористов в связи с ситуацией в Англии и ее колониях. По материалам учебника и дополнительным источникам в соответствии с примерным планом характеристики готовить сообщения-презентации о доминионах Британии.     Обобщать учебную информацию и формулироватьпричины снижения роли Великобритании в мировой экономике на рубеже XIX-XX вв.   Актуализировать знания о внутренней и внешней политике США в первой половине XIX в. На основе т


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.012 с.)