Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европа в конце XV – первой половине XVII века (14 Ч. )

Поиск

Ключевые вопросы:

Как в Раннее Новое время шло формирование признаков западноевропейской цивилизации, которые по сей день остаются ее главными характеристиками?

Какую роль религиозное сознание и вопросы веры играли в политических и общественных процессах Европы и мира в конце XV - первой половине XVII века?

Великие географические открытия (2 ч.)

Ключевые вопросы:

Почему только период конца XV – середины XVII веков называют эпохой Великих географических открытий, хотя во все времена люди путешествовали и совершали открытия?

К каким результатам привели открытия европейцами новых континентов, стран и народов? Как они изменили их представления о мире и сам мир?

Начало Великих географических открытий. Европейцы в Новом Свете.

 

*** Эпоха Великих географических открытий на карте мира и в памятниках ее сподвижникам.

 

Технический прогресс, предпринимательство, капитализм (2 ч.)

Ключевые вопросы:

Почему в эпоху Раннего Нового времени техника в Европе развивалась быстрее, чем в других регионах мира?

Какое влияние технический прогресс оказал на социально-экономическую жизнь Европы в конце XV – первой половине XVII веков?

[Повседневная жизнь европейцев в XVI – XVII веках. Развитие техники.Рождение капитализма.

 

***Пережитки Средневековья как препятствия для развития капитализма, предпринимательства и технического прогресса в Раннее Новое время.

Европейское Возрождение (2 ч.)

Ключевые вопросы:

Что такое культура Возрождения и историческая эпоха, ознаменованная этим явлением?

Какое влияние Возрождение оказало на европейское общество?

Гуманизм и Возрождение в Италии. Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения.

*** Историческое место и значение эпохи Возрождения в европейской и мировой культуре.

Реформация и Контрреформация в Европе (2 ч.)

Ключевые вопросы:

Что такое Реформация и Контрреформация?

Какое влияние эти процессы оказали на европейское общество? Что они изменили в жизни и сознании людей Нового времени?

Реформация и крестьянская война в Германии.Рождение протестантизма и религиозные войны в Европе XVI столетия.

 

***Религиозная палитра Европы в XVI в. и ее влияние на духовную политическую и культурную жизнь европейского общества.

Государства Западной Европы в XVI - первой половине XVII века (5 ч.)

Ключевые вопросы:

Какой период в истории Раннего Нового времени и почему получил название «эпоха абсолютизма»?

Как в крупнейших странах Западной Европы в этот период проходила Реформация или Контрреформация, распространялась культура Возрождения, разворачивалась борьба за передел мира?

Какое влияние эти процессы оказывали на европейское общество и мир в XVI – первой половине XVII столетия?

 

Абсолютизм и его основные признаки в странах Западной Европы в XVI – первой половине XVII в.

[Образ монарха в европейском обществе в эпоху абсолютизма. Особенности парадного портрета европейских правителей. Церемониал, дворцы и развлечения монархов .]

Империя Габсбургов в период подъема и заката (XVI – первая половина XVII вв.). Национально-освободительное движение в Нидерландах.Англия при Тюдорах (1485 – 1603 гг.). Франция на пути к абсолютизму.Международные отношения в XVI – XVII веках: на пути к современной Европе.

 

***Люди, события, идеи Раннего Нового времени. Религиозный фактор в истории Западной Европы конца XV – первой половины XVII века.

 

Век разума и мистицизма:

Европейская культура в конце XV – первой половине XVII века (1 ч.)

Ключевые вопросы:

Какие изменения происходили в европейской культуре на протяжении Раннего Нового времени? Почему в итоге гуманистические взгляды на человека постепенно утрачивали свой радостный оптимизм?

Каким образом в мировоззрении и психологии людей на рубеже XVI – XVII вв. уживались разумные начала и религиозные предрассудки?

Какой вклад деятели культуры позднего Возрождения внесли в мировое культурное наследие?

 

«Поздний гуманизм» и его противоречия.

 

Начало революции в естествознании.Литература и искусство XVI – первой половины XVII века.

 

***Наука и ученые, писатели и художники в контексте исторического развития Западной Европы в XVI – первой половине XVII вв.

 

 

НОВОЕ ВРЕМЯ: КРИЗИС «СТАРОГО ПОРЯДКА»

 

Страны Европы и Северной Америки в XVII – XVIII в. (10 ч.)

Ключевые вопросы:

Как собственно в Новой истории (с середины XVII по XIX век) продолжалось формирование признаков западноевропейской цивилизации, которые по сей день остаются ее главными характеристиками?

Какую роль в политических и общественных процессах Европы и мира на этом этапе сыграли революция в естествознании и идеи Просвещения?

Взлеты и падения монархий (2 ч.)

Ключевые вопросы:

Почему в XVII - начале XVIII века Франция пошла по пути укрепления абсолютизма, а Англия – парламентской монархии?

В чем выражались «взлеты» и «падения» западноевропейских монархий во второй половине XVII века? Почему они свидетельствовали о кризисе «старого порядка»?

Французская монархия в зените: Людовик XIV – король-солнце.

Английская революция 1640 – 1660 годов. Становление парламентской монархии в Англии.

 

*** Англия и Франция: два пути развития монархий во второй половине XVII века.

Эпоха Просвещения (2 ч.)

Ключевые вопросы:

Какие перемены и обновления несла людям, обществу, государствам и культуре эпоха Просвещения?

Каковы были общие и особенные признаки эпохи Просвещения в разных странах Европы?

Идеи и люди эпохи Просвещения. Общество и культура эпохи Просвещения.

*** Идеи, люди, общество и культура эпохи Просвещения.

 

 

Конец «старого порядка». Европа на заре новой эры (6 ч.)

Ключевые вопросы:

Каковы характерные признаки «старого порядка», и как они разрушались во второй половине XVIII века?

Какие перемены в это же время происходили в мире и системе международных отношений?

«Старый порядок» и симптомы его кризиса в XVIII веке.

 

Борьба за передел Европы и мира. Войны и мир.Промышленный переворот в Англии.

Война за независимость (1775 – 1783 гг.) и образование США.

Великая Французская революция (1789 – 1794 гг.).

 

*** Итоги стран Западной Европы и США в борьбе со «старым порядком» к концу XVIII века. Люди, события, идеи Нового времени. Идеологический и рационалистический факторы в истории Западной Европы и США второй половины XVII – XVIII веков.

Восток и Запад: две стороны единого мира (2 ч.)

Ключевые вопросы:

Как в Новое время складывались отношения между странами и народами Запада и Востока?

На какой почве возникали конфликты между ними? Что в конце XV – XVIII веках способствовало их сближению?

Запад и Восток в эпоху Нового времени: предпосылки географического сближения и экономической экспансии европейцев, причины культурной изоляции и политических конфликтов.

Османская империя и Персия на международной арене XVI – XVIII вв. Индия на международной арене XVI – XVIII вв.«Запретные» страны: Китай и Япония в XVI – XVIII веках.

 

*** «Запад есть Запад, Восток есть Восток»: смогут ли они быть вместе?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ч.)

Ключевые вопросы:

Как изменился мир, общество и человек в Новое время?

Какой след этот период оставил в истории человечества и мировой культуре?

Мир на заре новой эры.

Тематическое планирование. 28 ч.

Основное содержание Характеристика основных видов деятельности ученика
Введение (1 ч.)
  Что такое Новое время? Предпосылки появления понятия «Новое время». Хронологические рамки истории Нового времени, его временная протяженность и периодизация. Новое время как часть всеобщей истории, связь этого периода с Историей Древнего мира и Средневековья. Переходный характер Раннего Нового времени. Тенденции исторического развития стран Европы в XV – первой половине XVII вв. Европейский характер свершавшихся географических открытий, экономических и политических преобразований, культурных достижений и их влияние на страны и народы других частей света. Место Нового времени во всеобщей истории человечества, его связь с современностью.   Виды источников по истории Нового времени. Историки Нового времени и современности об эпохе Нового времени.     Называть хронологические рамки Истории Нового времени; определять его длительность; характеризоватьместо Новой истории во всемирно-историческом процессе и по отношению к истории Древнего мира и Средних веков; выделять признаки, отличающие этот период от предшествующих. Объяснять в общих чертах сущность Раннего Нового времени и приводить примеры стран, тяготевших к тенденциям буржуазного развития или консервации феодальных отношений; характеризовать положение России в этом историческом процессе на основе актуализации знаний по отечественной истории. Раскрывать значение Нового времени для европейских стран и народов, а также влияние происходивших в XVI – XVIII вв. процессов на другие страны и народы мира. Приводить примеры историко-культурной связи Нового времени с современностью. Актуализировать знания о видах исторических источников и называть виды источников по истории Нового времени. На основе дополнительной литературы готовить сообщения-презентации об историках Нового времени и историках, изучавших этот период в XIX – XX вв. Ориентироваться в структуре и оглавлении учебника, приводить примеры и высказывать предположения по эвристическим вопросам вводного занятия.
Европа в конце XV – первой половине XVII века (14 ч.)
Великие географические открытия (2 ч.)
1. Начало Великих географических открытий. Представления средневекового общества о мире и ойкумене. Предпосылки географических открытий в конце XV – первой половине XVII вв.: экономические, политические, технические, социальные и культурно-психологические.   Великие мореплаватели и их открытия: Х.Колумб, Васко да Гама, Ф.Магеллан и др.: общее и особенное в их личностях и судьбах, экспедициях и результатах; историческое значение и последствия сделанных ими открытий для стран Европы и для «открытых» ими народов Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.     Первый раздел мира (договоры 1494 и 1529 гг.) как политический итог Великих географических открытий.     2. Европейцы в Новом Свете. От «мира совсем неизвестного» к Новому Свету: условия открытия и освоения европейцами американских континентов в эпоху Великих географических открытий. Конкиста Центральной и Южной Америки. Причины победы испанцев и португальцев над индейскими государствами. Кортес, Писарро и др.: личности конкистадоров. Испанские и португальские колонии в Новом Свете. Сходства и особенности образования европейских колоний в Северной Америке. Развитие пиратства и каперства в Атлантическом океане вследствие «открытия Америки».     Роль Великих географических открытий в изменении картины мира в сознании европейцев, в общеевропейской самоидентификации, в складывании мировой экономики, в динамике торговых коммуникаций, в «революции цен», в колониальном разделе мира, в формировании культуры Латинской Америки и т.п. «Обратная сторона» Великих географических открытий для коренного населения Америки, Юго-Восточной Азии и Африки; гибель доколумбовых цивилизаций. *** Эпоха Великих географических открытий на карте мира и в памятниках ее сподвижникам. Актуализировать знания о представлениях людей Средневековья об окружающем их мире и о причинах оставшимися в неизвестности географических открытий Раннего Средневековья. Анализировать текст учебника и другие источники, формулировать на их основе предпосылки и причины ВГО, оформляя свой ответ в обобщающей таблице. Готовить сообщения о мореплавателях эпохи ВГО, в т.ч. на основе дополнительных источников и ИКТ. Давать их образные характеристики, составлять типологический портрет мореплавателя XV – середины XVII вв. На карте показывать маршруты их экспедиций и результаты поисков путей в Индию. Формулировать выводы о значении и последствиях ВГО в многоперспективном аспекте. Объяснять причины раздела мира в результате ВГО и критерии, по которым мир оказался поделенным пополам (Старый – Новый Свет; метрополии – колонии и др.).   Актуализировать знания об истории народов и государств доколумбовой Америки, эмпатически описывать впечатления европейцев от встречи с культурами индейских племен. Сравнивать поведение испанских и португальских завоевателей в Новом Свете; давать образные характеристики ключевым фигурам конкисты; дополнять определение понятия «конкистадор» важными признаками и оценочными обобщениями. Выделять главные признаки колоний в Центральной и Южной Америке, с одной стороны, и колоний в Северной Америке, с другой; сравнивать однородные явления по самостоятельно сформулированным вопросам и делать выводы об их сходстве и различиях. На карте показывать колонии разных европейских государств в Новом свете и описывать новые границы ойкумены в результате ВГО.   На основе учебника и других источников обобщать итоги ВГО в форме плана-перечисления, высказывать суждения об их позитивном и отрицательном значении в контексте поликультурного мира Раннего Нового времени. Эмпатически реконструировать влияние ВГО на повседневную жизнь и занятия представителей разных слоев и сословий европейского общества.   На основе дополнительных источников готовить сообщения-презентации о «местах памяти», связанных с эпохой ВГО на карте мира.
Технический прогресс, предпринимательство, капитализм (2 ч.)
[Повседневная жизнь европейцев в XVI – XVII веках. Рост численности населения Европы в Раннее Новое время, новые тенденции и старые проблемы в социально-демографической палитре Старого Света. Человек и окружающая среда: природный и социокультурный ландшафт Европы в XVI XVII вв., облик городов и сел Раннего Нового времени. Жилища крестьян и горожан, их интерьеры и функциональные возможности. Проблема уюта и комфорта европейского дома, города и села в Раннее Новое время. Особенности питания, сервировки стола и досуга представителей разных слоев европейского общества. Влияние на трапезу европейцев Великих географических открытий. Европейская мода в контексте явлений и процессов Раннего Нового времени.     История повседневности как направление в развитии современной исторической науки. ] 1.Развитие техники. Универсальные показатели технического прогресса: источники энергии и типы двигателей, - характер их обновления в Раннее Новое время. Основные сферы производства, вовлеченные в технический прогресс в конце XV – первой половине XVII вв. Технические усовершенствования в горном деле, металлургии, оружейном производстве и кораблестроении. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, связь с Великими географическими открытиями и их социально-экономические последствия. «Эпоха чугуна и стали». Цеховая организация производства как тормоз технического прогресса.   2. Рождение капитализма. Условия и предпосылки для развития капиталистических отношений в Европе в Раннее Новое время. Условия формирования рынка свободных рабочих рук в городах и сельской местности. Слои городского и сельского населения, превращавшиеся в наемных работников. Условия формирования капиталов и развития предпринимательства в городах и сельской местности. Слои городского и сельского населения, рекрутировавшиеся в раннюю буржуазию. Новый тип раннекапиталистических предприятий – мануфактура, ее сходства и отличия от средневековой ремесленной мастерской. Виды мануфактур: централизованная и рассеянная.   ***Пережитки Средневековья как препятствия для развития капитализма, предпринимательства и технического прогресса в Раннее Новое время. Анализировать учебный текст и дополнительные источники, обогащая свои представления об эпохе и обществе Раннего Нового времени, об общем влиянии ВГО на повседневную жизнь людей, а также на углубление культурных различий между слоями и сословиями европейского общества. Использовать новые знания и житейский опыт для ответов на проблемные вопросы с ситуациями предположения, неопределенности, несоответствия, прогнозирования и т.п. Творчески реконструировать ситуации повседневной жизни европейской аристократии, крестьянства и городских низов в виде персонифицированных рассказов и стилизации, в т.ч. с использованием ИКТ. Обобщать информацию о повседневной жизни людей в Раннее Новое время, объясняя причины нововведений и их социокультурные последствия. Формулировать новые темы и сюжеты для самообразования в вопросах истории повседневности.   Давать обобщенную характеристику состояния техники и тенденций ее развития в Раннее Новое время, объяснять предпосылки и причины технического прорыва в отдельных отраслях производства, формулировать их экономические, социальные и политические последствия, давать определения новым понятиям. Обобщать и систематизировать новый материал по заданным критериям в формате конкретизирующей таблицы. Делать на ее основе обобщающие выводы и находить связи между явлениями. Актуализировать знания о цеховой организации производства в Средние века и объяснять ее роль в техническом прогрессе.   Раскрывать предпосылки и условия развития капитализма, используя текст учебника, схему и другие источники. Давать определения новым понятиям темы и использовать их в своих рассуждениях и ответах. Выявлять условия формирования новых социальных групп и развития предпринимательства, сравнивать аналогичные процессы в городах и сельской местности Европы.     Выявлять ключевые признаки мануфактуры, сравнивать ее с мастерской ремесленника, различать виды мануфактур в тексте первоисточника, критически анализировать его сюжет и оценочные суждения. Делать выводы об общих и особенных препятствиях развития капитализма в Европе в Раннее Новое время, в т.ч. на основе анализа исторического источника и творческой реконструкции исторической ситуации.
Европейское Возрождение (2 ч.)
1. Гуманизм и Возрождение в Италии. Предпосылки возникновения новой культуры в Италии на рубеже XIV – XV вв. Сущность культуры Возрождения и подражание античным канонам в искусстве и образе жизни. Гуманистические черты мировоззрения, жизни и творчества деятелей эпохи Возрождения: Данте, Петрарка и др. Расцвет меценатства в городах-республиках Италии. [ Особенности эпохи Возрождения в Западной Европе. Эразм Роттердамский – «гражданин мира». Томас Мор и его «Утопия». ] 2. Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения. Конец XV – первая треть XVI вв. и особенности эпохи Высокого Возрождения. Личности и творчество мастеров Италии (Леонаро да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и др.), Северного Возрождения (А.Дюрер, Г.Гольбейн, И.Босх, П.Брейгель Старший и др.). Новые черты в искусстве Высокого Возрождения как переходного к культуре Нового времени. *** Историческое место и значение эпохи Возрождения в европейской и мировой культуре. Анализировать учебный текст и в виде плана-перечисления формулировать причины зарождения новой культуры именно в Италии. Раскрывать сущностные признаки гуманизма на основе анализа фрагментов философских и литературных произведений мастеров Возрождения, а также репродукций художественных картин и архитектурных сооружений той эпохи. Актуализировать знания о канонах античного искусства и применять их для решения логических задач и творческих заданий. Давать образную характеристику гуманистов, анализируя и обобщая учебный текст, дополнительные источники и наглядные изображения.   Давать определение и обобщенную характеристику эпохи Возрождения, выделяя в ней периоды Раннего и Высокого Возрождения. Анализировать учебный текст и дополнительные источники о жизни и творчестве мастеров Возрождения, а также их произведения (по выбору учащихся) в контексте ключевых идей этой исторической эпохи. Готовить сообщения-презентации об отдельных работах по примерному комплексному плану и высказывать суждения об их художественных достоинствах, а также личные впечатления от встречи с этими шедеврами мировой культуры. Систематизировать и обобщать информацию о творчестве мастеров эпохи Возрождения и ее культурно-историческом значении, в т.ч. в виде стилизованных и персонифицированных рассказов.
Реформация и контрреформация в Европе (2 ч.)
1. Реформация и крестьянская война в Германии. Политические, экономические и идейные предпосылки движения за обновление католической церкви в Германии в начале XVI в. Начало Реформации. Личность Мартина Лютера (1483 – 1546 гг.), «95 тезисов против индульгенций» (1517 г.), идеи «оправдания верой», «дешевой Церкви» и др. Поддержка идей и действий Лютера в широких слоях германского общества. Крестьянская война (1524 – 1525 гг.). Томас Мюнцер (1490 – 1525 гг.) и программа «12 статей». Причины поражения крестьянской войны и ее последствия. Имперская реформа и причины ее поражения. Политические и социально-экономические перспективы развития Германии в результате поражения общественных движений и прогрессивных политических реформ.   2. Рождение протестантизма и религиозные войны в Европе XVI столетия. Протестантизм и его основные направления: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. Основы лютеранской церкви и ареал ее распространения в Европе в XVI в. Условия религиозного мира (1555 г.) между императором Карлом V и князьями, последствия этого соглашения для централизации страны. [ Основы кальвинизма. Личность Жана Кальвина. Устройство кальвинистской церкви, ее социальная опора. Ареал распространения кальвинизма в Европе.]   Контрреформация и меры борьбы католической церкви с распространением в мире идей протестантизма. [Иезуиты. Личность и деятельность Игнатия Лойолы.]   ***Религиозная палитра Европы в XVI в. и ее влияние на духовную политическую и культурную жизнь европейского общества. Актуализировать знания о движениях и борцах за обновление католической церкви в Средние века. Анализировать учебный текст и выделять в нем три вида предпосылок Реформации. Объяснять причины зарождения в начале XVI века движения за обновление церкви в Германии. Давать образную характеристику М.Лютера, в т.ч. на основе его ярких высказываний, идей и поступков. Критически анализировать визуальные источники времен Реформации, объяснять причины распространения идей Лютера в широких слоях германского общества. Анализировать документ и на его основе характеризовать крестьянское движение в Германии, объяснять причины его поражения.   Сравнивать проект имперской реформы с программой «12 статей», прогнозировать возможное будущее Германии и объяснять причины провала общественного движения.   Формулировать понятие «протестантизм», выделять его главные признаки и использовать в своих ответах. Давать обобщенную характеристику лютеранства, раскрывать его основные положения, на карте показывать страны и регионы с преобладанием этой религии. Анализировать историческую ситуацию и формулировать следствия религиозного мира 1555 г. для Германии. Давать обобщенную характеристику кальвинизма, сравнивать кальвинистскую церковь с лютеранской и показывать на карте регионы распространения.   Называть меры борьбы католической церкви с Реформацией, в т.ч. на основе анализа первоисточника. Показывать на карте страны и регионы, оставшиеся под властью католической церкви. Характеризовать религиозную ситуацию в Европе, читая легенду тематической карты, и формулировать последствия Реформации и Контрреформации.
Государства Западной Европы в XVI – первой половине XVII века (5 ч.)
Абсолютизм и его основные признаки в странах Западной Европы в XVI – первой половине XVII в. [Образ монарха в европейском обществе в эпоху абсолютизма. Особенности парадного портрета европейских правителей. Церемониал, дворцы и развлечения монархов .] 1. Империя Габсбургов в период подъема и заката (XVI – первая половина XVII вв.). Геополитическое положение империи Габсбургов при Карле I (1516 – 1555 гг.) Личность императора и короля Испании. Место и положение Испании в «короне Габсбургов», методы управления ею в первой половине XVI века. Социально-экономические, политические и религиозные противоречия в испанском обществе. Складывание абсолютной монархии при Карле I и ее особенности. Испания при Филиппе II (1555 – 1598 гг.), причины экономического упадка и обострения социальных и политических противоречий в стране во второй половине XVI века. Внешняя политика Испании в отношении Англии и Нидерландов. [Разгром Великой армады.]   2. Национально-освободительное движение в Нидерландах. Социально-экономическое и политическое положение Нидерландов в составе империи Габсбургов; зависимость от Испании в контексте становления раннекапиталистических отношений и распространения идей протестантизма. Причины начала национально-освободительного движения в середине XVI века и его этапы (1566 – 1609 гг.). Развитие партизанского движения (морские и лесные гёзы), его социальная база. Вильгельм Оранский как лидер дворянской оппозиции и освободительной борьбы. Северные и южные провинции Нидерландов в борьбе против испанского владычества.   Образование Республики Соединенных провинций (1609 г.). Экономический и культурный подъем Голландии, основание колоний, участие в Великих географических открытиях (Абель Тасман, 1642 – 1644 г.) и в борьбе за раздел мира на сферы влияния в первой половине XVII века. 3. Англия при Тюдорах (1485 – 1603 гг.). Геополитическое и социально-экономическое положение Англии в конце XV века. Условия для становления раннекапиталистических отношений в сельском хозяйстве, легкой промышленности и торговле. Огораживание и его социально-экономические последствия. Формирование новых социальных общностей: новое дворянство (джентри), пауперы, батраки. Укрепление государства и королевской власти при первых Тюдорах. Реформация «сверху» и утверждение в стране англиканства (1534 г.). [Основы англиканской церкви, ее место среди других течений протестантизма.] Контрреформация в годы правления Марии Тюдор (1553 – 1558 гг.).   «Золотой век» Елизаветы I (1558 – 1603 гг.). Экономическая и религиозная политика королевы, «обрученной с нацией». Превращение Англии во «владычицу морей» в результате победы над Испанией [Разгром Великой армады (1588 г.)], каперства и участия в борьбе за раздел мира. [Кругосветный рейд Ф.Дрейка (1577 – 1580 гг.), его политическое значение.]   Особенности становления абсолютизма в Англии. [Роль парламента в политической жизни страны и принципы его взаимодействия с королевской властью. Политические свободы, рожденные в недрах английского парламента в XVI веке.] Причины заката «золотого века» Елизаветы I на рубеже XVI – XVII вв.: религиозные и экономические разногласия между королевой и ее подданными. [Пуританизм как движение за радикализацию англиканской церкви.]   4. Франция на пути к абсолютизму. Геополитическое и социально-экономическое положение Франции в конце XV века. Политическая централизация государства при «сильных королях» в конце XV – первой половине XVI вв. Черты «раннего абсолютизма», влияние идей Возрождения и Реформации на внутреннюю и внешнюю политику страны. Франция на религиозной карте Европы XVI в. Причины религиозных войн (1562 – 1598 гг.). Расстановка политических сил и основные перипетии войны между католиками и гугенотами. [Варфоломеевская ночь (1572 г.), ее отражение в литературе и кинематографе.] Личность Генриха Бурбона (Генриха IV: 1589 – 1610 гг.) в контексте религиозных войн и важнейших задач развития Франции. Нантский эдикт (1598 г.) и его политическое значение для Французского государства и, в целом, Европы Нового времени.   Франция при кардинале Ришелье (1624 – 1642 гг.). Личность кардинала, основные цели его внутренней и внешней политики, способы их достижения. Переход к классическому абсолютизму и возвышение Франции на международной арене в середине XVII века.   5. Международные отношения в XVI – XVII веках: на пути к современной Европе. Черты Средневековья и Раннего Нового времени в международных отношениях XVI – XVII вв., цели и направления внешней политики централизованных национальных государств и многонациональных империй, образованных по династическому принципу. Религиозные противоречия как фактор международной политики в Раннее Новое время. Угроза турецкого завоевания Европы и политика европейских государств по отношению к Османской империи. Система европейского баланса и причины ее непрочности в Раннее Новое время. [Рождение европейской дипломатии и основ международного права.] Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.), ее причины, состав Католической лиги и Евангелической унии. Территориальный раздел Европы по условиям Вестфальского мира. Новая карта Европы и исторические уроки Тридцатилетней войны.     ***Люди, события, идеи Раннего Нового времени. Религиозный фактор в истории Западной Европы конца XV – первой половины XVII века. Выделять признаки нового опорного понятия темы и использовать его в своих ответах. Анализировать парадные портреты абсолютных монархов, давать на их основе их образные характеристики, выделять черты культуры Возрождения и эпохи абсолютизма в анализируемых произведениях искусства. Характеризовать положение Испании в составе империи Габсбургов. На основе учебного текста и других источников формулировать противоречия, свойственные экономике и социально-политической сфере Испании в первой половине XVI в. Актуализировать знания и дополнять характеристику личности Карла I как короля Испании. Выделять признаки абсолютизма в системе его управления страной.     Анализировать учебный и дополнительный тексты, формулировать причины экономического упадка и социально-политического кризиса Испании во второй половине XVI в. Обобщать информацию об историческом развитии Испании в XVI веке в контексте общеевропейских процессов и явлений (ВГО, Возрождение, Реформация и Контрреформация, абсолютизм).   Характеризовать положение Нидерландов в Западной Европе и империи Габсбургов, выделять признаки становления в стране раннекапиталистических отношений и объяснять причины, которые препятствовали их развитию. Актуализировать знания по истории протестантизма и использовать их в комплексном анализе визуального источника. Раскрывать цели, характер, социальный состав участников и лидеров национально-освободительного движения в Нидерландах, составлять хронограф событий 1566 – 1609 гг., выделять и обосновывать периоды в его истории. Объяснять причины различий в масштабах борьбы против испанского владычества Севера и Юга Нидерландов. Раскрывать социально-экономические и культурные последствия освобождения Нидерландов от власти Испании, в т.ч. на основе комплексного анализа первоисточника. По карте показывать колонии и маршруты голландцев в начале XVII в., высказывать суждения об их вкладе в ВГО и участии в борьбе за раздел мира.   Актуализировать знания об основных фактах истории Англии в Средние века. По карте характеризовать географическое положение страны и его преимущества в период. Анализировать учебный текст и другие источники информации, выделять и конкретизировать условия становления в Англии раннекапиталистических отношений, оформлять свой ответ в виде развернутого плана. Проводить сравнительный анализ документов, выявлять и объяснять различия в оценках процесса огораживания его современниками, формулировать на этой основе более объективное оценочное высказывание. Обобщать и систематизировать информацию о приоритетных направлениях политики Тюдоров в виде сравнительно-обобщающей таблицы, формулировать на ее основы выводы о преемственности и результатах исторического развития Англии в конце XV – начале XVII вв. Сравнивать религиозную политику Генриха VIII и Реформацию в других странах Европы, англиканство с другими течениями в протестантизме. Давать образную характеристику Елизаветы I, в т.ч. на основе анализа и интерпретации ее парадных портретов. Делать выводы о целях и результатах внутренней и внешней политики Англии, объяснять метафору «Золотой век» в перспективе «свои – другие». По карте показывать маршрут экспедиции Ф.Дрейка, сравнивать ее с кругосветным плаванием Ф.Магеллана по самостоятельно сформулированным вопросам и делать выводы. Выделять особенности абсолютной монархии в Англии, характеризоват ь роль парламента в политической жизни государства и нации, принципы его взаимодействия с королями, значение свобод, приобретенных депутатами парламента.   Раскрывать причины заката «золотого века» Елизаветы I и суть ее разногласий с пуританами. Делать выводы о причинах возвышения Англии и поражения Испании в борьбе за мировое лидерство во второй половине XVI в.   Актуализировать знания об основных процессах и событиях в истории средневековой Франции. Характеризовать положение страны в Европе и основные цели ее внутренней политики на рубеже XV – XVI вв. Систематизировать и обобщать информацию об историческом развитии Франции в первой половине XVI века в виде сравнительно-обобщающей таблицы и делать выводы. Характеризовать положение Франции на религиозной карте Европы; раскрывать причины религиозных войн и повод к ним. На основе дополнительных источников рассказывать о Варфоломеевской ночи и участниках религиозных войн. Даватьобразную характеристику Генриха IV, в т.ч. на основе его высказываний и политической деятельности. Высказывать суждения о значении Нантского эдикта для Франции и Европы в Раннее Новое время, об актуальности этого документа в современном многоконфессиональном мире. Давать образную характеристику кардинала Ришелье, в т.ч. на основе его изображений и высказываний. Анализировать учебный текст и составлять систематизированный план-перечисление основных дел Ришелье на посту первого министра Франции. Анализировать документ, выявляя в нем цели и способы политической деятельности Ришелье, моделировать его «политическое завещание» на основе принципов зрелого абсолютизма. Объяснять признаки раннего и зрелого абсолютизма, с помощью логической схемы аргументировать вывод автора учебника о сложности и противоречивости становления абсолютной монархии во Франции XVI – первой половины XVII вв.   Формулировать превентивные вопросы на основе анализа преамбулы и заголовка параграфа. Приводить примеры стран Западной Европы, которые в Раннее Новое время развивались по разным историческим сценариям и различать цели их внешней политики. Объяснять причины религиозного характера многих между


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.165.228 (0.032 с.)