Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Европа в конце XV – первой половине XVII века (14 Ч. )
Похожие статьи вашей тематики
Ключевые вопросы:
Как в Раннее Новое время шло формирование признаков западноевропейской цивилизации, которые по сей день остаются ее главными характеристиками?
Какую роль религиозное сознание и вопросы веры играли в политических и общественных процессах Европы и мира в конце XV - первой половине XVII века?
Великие географические открытия (2 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему только период конца XV – середины XVII веков называют эпохой Великих географических открытий, хотя во все времена люди путешествовали и совершали открытия?
К каким результатам привели открытия европейцами новых континентов, стран и народов? Как они изменили их представления о мире и сам мир?
Начало Великих географических открытий. Европейцы в Новом Свете.
*** Эпоха Великих географических открытий на карте мира и в памятниках ее сподвижникам.
Технический прогресс, предпринимательство, капитализм (2 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему в эпоху Раннего Нового времени техника в Европе развивалась быстрее, чем в других регионах мира?
Какое влияние технический прогресс оказал на социально-экономическую жизнь Европы в конце XV – первой половине XVII веков?
[Повседневная жизнь европейцев в XVI – XVII веках. Развитие техники.Рождение капитализма.
***Пережитки Средневековья как препятствия для развития капитализма, предпринимательства и технического прогресса в Раннее Новое время.
Европейское Возрождение (2 ч.)
Ключевые вопросы:
Что такое культура Возрождения и историческая эпоха, ознаменованная этим явлением?
Какое влияние Возрождение оказало на европейское общество?
Гуманизм и Возрождение в Италии. Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения.
*** Историческое место и значение эпохи Возрождения в европейской и мировой культуре.
Реформация и Контрреформация в Европе (2 ч.)
Ключевые вопросы:
Что такое Реформация и Контрреформация?
Какое влияние эти процессы оказали на европейское общество? Что они изменили в жизни и сознании людей Нового времени?
Реформация и крестьянская война в Германии.Рождение протестантизма и религиозные войны в Европе XVI столетия.
***Религиозная палитра Европы в XVI в. и ее влияние на духовную политическую и культурную жизнь европейского общества.
Государства Западной Европы в XVI - первой половине XVII века (5 ч.)
Ключевые вопросы:
Какой период в истории Раннего Нового времени и почему получил название «эпоха абсолютизма»?
Как в крупнейших странах Западной Европы в этот период проходила Реформация или Контрреформация, распространялась культура Возрождения, разворачивалась борьба за передел мира?
Какое влияние эти процессы оказывали на европейское общество и мир в XVI – первой половине XVII столетия?
Абсолютизм и его основные признаки в странах Западной Европы в XVI – первой половине XVII в.
[Образ монарха в европейском обществе в эпоху абсолютизма. Особенности парадного портрета европейских правителей. Церемониал, дворцы и развлечения монархов .]
Империя Габсбургов в период подъема и заката (XVI – первая половина XVII вв.). Национально-освободительное движение в Нидерландах.Англия при Тюдорах (1485 – 1603 гг.). Франция на пути к абсолютизму.Международные отношения в XVI – XVII веках: на пути к современной Европе.
***Люди, события, идеи Раннего Нового времени. Религиозный фактор в истории Западной Европы конца XV – первой половины XVII века.
Век разума и мистицизма:
Европейская культура в конце XV – первой половине XVII века (1 ч.)
Ключевые вопросы:
Какие изменения происходили в европейской культуре на протяжении Раннего Нового времени? Почему в итоге гуманистические взгляды на человека постепенно утрачивали свой радостный оптимизм?
Каким образом в мировоззрении и психологии людей на рубеже XVI – XVII вв. уживались разумные начала и религиозные предрассудки?
Какой вклад деятели культуры позднего Возрождения внесли в мировое культурное наследие?
«Поздний гуманизм» и его противоречия.
Начало революции в естествознании.Литература и искусство XVI – первой половины XVII века.
***Наука и ученые, писатели и художники в контексте исторического развития Западной Европы в XVI – первой половине XVII вв.
НОВОЕ ВРЕМЯ: КРИЗИС «СТАРОГО ПОРЯДКА»
Страны Европы и Северной Америки в XVII – XVIII в. (10 ч.)
Ключевые вопросы:
Как собственно в Новой истории (с середины XVII по XIX век) продолжалось формирование признаков западноевропейской цивилизации, которые по сей день остаются ее главными характеристиками?
Какую роль в политических и общественных процессах Европы и мира на этом этапе сыграли революция в естествознании и идеи Просвещения?
Взлеты и падения монархий (2 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему в XVII - начале XVIII века Франция пошла по пути укрепления абсолютизма, а Англия – парламентской монархии?
В чем выражались «взлеты» и «падения» западноевропейских монархий во второй половине XVII века? Почему они свидетельствовали о кризисе «старого порядка»?
Французская монархия в зените: Людовик XIV – король-солнце.
Английская революция 1640 – 1660 годов. Становление парламентской монархии в Англии.
*** Англия и Франция: два пути развития монархий во второй половине XVII века.
Эпоха Просвещения (2 ч.)
Ключевые вопросы:
Какие перемены и обновления несла людям, обществу, государствам и культуре эпоха Просвещения?
Каковы были общие и особенные признаки эпохи Просвещения в разных странах Европы?
Идеи и люди эпохи Просвещения. Общество и культура эпохи Просвещения.
*** Идеи, люди, общество и культура эпохи Просвещения.
Конец «старого порядка». Европа на заре новой эры (6 ч.)
Ключевые вопросы:
Каковы характерные признаки «старого порядка», и как они разрушались во второй половине XVIII века?
Какие перемены в это же время происходили в мире и системе международных отношений?
«Старый порядок» и симптомы его кризиса в XVIII веке.
Борьба за передел Европы и мира. Войны и мир.Промышленный переворот в Англии.
Война за независимость (1775 – 1783 гг.) и образование США.
Великая Французская революция (1789 – 1794 гг.).
*** Итоги стран Западной Европы и США в борьбе со «старым порядком» к концу XVIII века. Люди, события, идеи Нового времени. Идеологический и рационалистический факторы в истории Западной Европы и США второй половины XVII – XVIII веков.
Восток и Запад: две стороны единого мира (2 ч.)
Ключевые вопросы:
Как в Новое время складывались отношения между странами и народами Запада и Востока?
На какой почве возникали конфликты между ними? Что в конце XV – XVIII веках способствовало их сближению?
Запад и Восток в эпоху Нового времени: предпосылки географического сближения и экономической экспансии европейцев, причины культурной изоляции и политических конфликтов.
Османская империя и Персия на международной арене XVI – XVIII вв. Индия на международной арене XVI – XVIII вв.«Запретные» страны: Китай и Япония в XVI – XVIII веках.
*** «Запад есть Запад, Восток есть Восток»: смогут ли они быть вместе?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ч.)
Ключевые вопросы:
Как изменился мир, общество и человек в Новое время?
Какой след этот период оставил в истории человечества и мировой культуре?
Мир на заре новой эры.
Тематическое планирование. 28 ч.
Основное содержание
| Характеристика основных видов деятельности ученика
| Введение (1 ч.)
|
Что такое Новое время? Предпосылки появления понятия «Новое время». Хронологические рамки истории Нового времени, его временная протяженность и периодизация. Новое время как часть всеобщей истории, связь этого периода с Историей Древнего мира и Средневековья.
Переходный характер Раннего Нового времени. Тенденции исторического развития стран Европы в XV – первой половине XVII вв. Европейский характер свершавшихся географических открытий, экономических и политических преобразований, культурных достижений и их влияние на страны и народы других частей света.
Место Нового времени во всеобщей истории человечества, его связь с современностью.
Виды источников по истории Нового времени. Историки Нового времени и современности об эпохе Нового времени.
|
Называть хронологические рамки Истории Нового времени; определять его длительность; характеризоватьместо Новой истории во всемирно-историческом процессе и по отношению к истории Древнего мира и Средних веков; выделять признаки, отличающие этот период от предшествующих.
Объяснять в общих чертах сущность Раннего Нового времени и приводить примеры стран, тяготевших к тенденциям буржуазного развития или консервации феодальных отношений; характеризовать положение России в этом историческом процессе на основе актуализации знаний по отечественной истории. Раскрывать значение Нового времени для европейских стран и народов, а также влияние происходивших в XVI – XVIII вв. процессов на другие страны и народы мира. Приводить примеры историко-культурной связи Нового времени с современностью.
Актуализировать знания о видах исторических источников и называть виды источников по истории Нового времени. На основе дополнительной литературы готовить сообщения-презентации об историках Нового времени и историках, изучавших этот период в XIX – XX вв.
Ориентироваться в структуре и оглавлении учебника, приводить примеры и высказывать предположения по эвристическим вопросам вводного занятия.
| Европа в конце XV – первой половине XVII века (14 ч.)
| Великие географические открытия (2 ч.)
| 1. Начало Великих географических открытий. Представления средневекового общества о мире и ойкумене. Предпосылки географических открытий в конце XV – первой половине XVII вв.: экономические, политические, технические, социальные и культурно-психологические.
Великие мореплаватели и их открытия: Х.Колумб, Васко да Гама, Ф.Магеллан и др.: общее и особенное в их личностях и судьбах, экспедициях и результатах; историческое значение и последствия сделанных ими открытий для стран Европы и для «открытых» ими народов Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.
Первый раздел мира (договоры 1494 и 1529 гг.) как политический итог Великих географических открытий.
2. Европейцы в Новом Свете. От «мира совсем неизвестного» к Новому Свету: условия открытия и освоения европейцами американских континентов в эпоху Великих географических открытий. Конкиста Центральной и Южной Америки. Причины победы испанцев и португальцев над индейскими государствами. Кортес, Писарро и др.: личности конкистадоров. Испанские и португальские колонии в Новом Свете.
Сходства и особенности образования европейских колоний в Северной Америке. Развитие пиратства и каперства в Атлантическом океане вследствие «открытия Америки».
Роль Великих географических открытий в изменении картины мира в сознании европейцев, в общеевропейской самоидентификации, в складывании мировой экономики, в динамике торговых коммуникаций, в «революции цен», в колониальном разделе мира, в формировании культуры Латинской Америки и т.п. «Обратная сторона» Великих географических открытий для коренного населения Америки, Юго-Восточной Азии и Африки; гибель доколумбовых цивилизаций.
*** Эпоха Великих географических открытий на карте мира и в памятниках ее сподвижникам.
| Актуализировать знания о представлениях людей Средневековья об окружающем их мире и о причинах оставшимися в неизвестности географических открытий Раннего Средневековья. Анализировать текст учебника и другие источники, формулировать на их основе предпосылки и причины ВГО, оформляя свой ответ в обобщающей таблице.
Готовить сообщения о мореплавателях эпохи ВГО, в т.ч. на основе дополнительных источников и ИКТ. Давать их образные характеристики, составлять типологический портрет мореплавателя XV – середины XVII вв. На карте показывать маршруты их экспедиций и результаты поисков путей в Индию. Формулировать выводы о значении и последствиях ВГО в многоперспективном аспекте.
Объяснять причины раздела мира в результате ВГО и критерии, по которым мир оказался поделенным пополам (Старый – Новый Свет; метрополии – колонии и др.).
Актуализировать знания об истории народов и государств доколумбовой Америки, эмпатически описывать впечатления европейцев от встречи с культурами индейских племен.
Сравнивать поведение испанских и португальских завоевателей в Новом Свете; давать образные характеристики ключевым фигурам конкисты; дополнять определение понятия «конкистадор» важными признаками и оценочными обобщениями.
Выделять главные признаки колоний в Центральной и Южной Америке, с одной стороны, и колоний в Северной Америке, с другой; сравнивать однородные явления по самостоятельно сформулированным вопросам и делать выводы об их сходстве и различиях.
На карте показывать колонии разных европейских государств в Новом свете и описывать новые границы ойкумены в результате ВГО.
На основе учебника и других источников обобщать итоги ВГО в форме плана-перечисления, высказывать суждения об их позитивном и отрицательном значении в контексте поликультурного мира Раннего Нового времени.
Эмпатически реконструировать влияние ВГО на повседневную жизнь и занятия представителей разных слоев и сословий европейского общества.
На основе дополнительных источников готовить сообщения-презентации о «местах памяти», связанных с эпохой ВГО на карте мира.
| Технический прогресс, предпринимательство, капитализм (2 ч.)
| [Повседневная жизнь европейцев в XVI – XVII веках. Рост численности населения Европы в Раннее Новое время, новые тенденции и старые проблемы в социально-демографической палитре Старого Света. Человек и окружающая среда: природный и социокультурный ландшафт Европы в XVI XVII вв., облик городов и сел Раннего Нового времени. Жилища крестьян и горожан, их интерьеры и функциональные возможности. Проблема уюта и комфорта европейского дома, города и села в Раннее Новое время. Особенности питания, сервировки стола и досуга представителей разных слоев европейского общества. Влияние на трапезу европейцев Великих географических открытий. Европейская мода в контексте явлений и процессов Раннего Нового времени.
История повседневности как направление в развитии современной исторической науки. ]
1.Развитие техники. Универсальные показатели технического прогресса: источники энергии и типы двигателей, - характер их обновления в Раннее Новое время. Основные сферы производства, вовлеченные в технический прогресс в конце XV – первой половине XVII вв. Технические усовершенствования в горном деле, металлургии, оружейном производстве и кораблестроении. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, связь с Великими географическими открытиями и их социально-экономические последствия. «Эпоха чугуна и стали». Цеховая организация производства как тормоз технического прогресса.
2. Рождение капитализма. Условия и предпосылки для развития капиталистических отношений в Европе в Раннее Новое время. Условия формирования рынка свободных рабочих рук в городах и сельской местности. Слои городского и сельского населения, превращавшиеся в наемных работников. Условия формирования капиталов и развития предпринимательства в городах и сельской местности. Слои городского и сельского населения, рекрутировавшиеся в раннюю буржуазию.
Новый тип раннекапиталистических предприятий – мануфактура, ее сходства и отличия от средневековой ремесленной мастерской. Виды мануфактур: централизованная и рассеянная.
***Пережитки Средневековья как препятствия для развития капитализма, предпринимательства и технического прогресса в Раннее Новое время.
| Анализировать учебный текст и дополнительные источники, обогащая свои представления об эпохе и обществе Раннего Нового времени, об общем влиянии ВГО на повседневную жизнь людей, а также на углубление культурных различий между слоями и сословиями европейского общества.
Использовать новые знания и житейский опыт для ответов на проблемные вопросы с ситуациями предположения, неопределенности, несоответствия, прогнозирования и т.п.
Творчески реконструировать ситуации повседневной жизни европейской аристократии, крестьянства и городских низов в виде персонифицированных рассказов и стилизации, в т.ч. с использованием ИКТ.
Обобщать информацию о повседневной жизни людей в Раннее Новое время, объясняя причины нововведений и их социокультурные последствия. Формулировать новые темы и сюжеты для самообразования в вопросах истории повседневности.
Давать обобщенную характеристику состояния техники и тенденций ее развития в Раннее Новое время, объяснять предпосылки и причины технического прорыва в отдельных отраслях производства, формулировать их экономические, социальные и политические последствия, давать определения новым понятиям.
Обобщать и систематизировать новый материал по заданным критериям в формате конкретизирующей таблицы. Делать на ее основе обобщающие выводы и находить связи между явлениями.
Актуализировать знания о цеховой организации производства в Средние века и объяснять ее роль в техническом прогрессе.
Раскрывать предпосылки и условия развития капитализма, используя текст учебника, схему и другие источники.
Давать определения новым понятиям темы и использовать их в своих рассуждениях и ответах.
Выявлять условия формирования новых социальных групп и развития предпринимательства, сравнивать аналогичные процессы в городах и сельской местности Европы.
Выявлять ключевые признаки мануфактуры, сравнивать ее с мастерской ремесленника, различать виды мануфактур в тексте первоисточника, критически анализировать его сюжет и оценочные суждения.
Делать выводы об общих и особенных препятствиях развития капитализма в Европе в Раннее Новое время, в т.ч. на основе анализа исторического источника и творческой реконструкции исторической ситуации.
| Европейское Возрождение (2 ч.)
| 1. Гуманизм и Возрождение в Италии. Предпосылки возникновения новой культуры в Италии на рубеже XIV – XV вв. Сущность культуры Возрождения и подражание античным канонам в искусстве и образе жизни. Гуманистические черты мировоззрения, жизни и творчества деятелей эпохи Возрождения: Данте, Петрарка и др. Расцвет меценатства в городах-республиках Италии.
[ Особенности эпохи Возрождения в Западной Европе. Эразм Роттердамский – «гражданин мира». Томас Мор и его «Утопия». ]
2. Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения. Конец XV – первая треть XVI вв. и особенности эпохи Высокого Возрождения. Личности и творчество мастеров Италии (Леонаро да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и др.), Северного Возрождения (А.Дюрер, Г.Гольбейн, И.Босх, П.Брейгель Старший и др.). Новые черты в искусстве Высокого Возрождения как переходного к культуре Нового времени.
*** Историческое место и значение эпохи Возрождения в европейской и мировой культуре.
| Анализировать учебный текст и в виде плана-перечисления формулировать причины зарождения новой культуры именно в Италии. Раскрывать сущностные признаки гуманизма на основе анализа фрагментов философских и литературных произведений мастеров Возрождения, а также репродукций художественных картин и архитектурных сооружений той эпохи.
Актуализировать знания о канонах античного искусства и применять их для решения логических задач и творческих заданий.
Давать образную характеристику гуманистов, анализируя и обобщая учебный текст, дополнительные источники и наглядные изображения.
Давать определение и обобщенную характеристику эпохи Возрождения, выделяя в ней периоды Раннего и Высокого Возрождения. Анализировать учебный текст и дополнительные источники о жизни и творчестве мастеров Возрождения, а также их произведения (по выбору учащихся) в контексте ключевых идей этой исторической эпохи. Готовить сообщения-презентации об отдельных работах по примерному комплексному плану и высказывать суждения об их художественных достоинствах, а также личные впечатления от встречи с этими шедеврами мировой культуры.
Систематизировать и обобщать информацию о творчестве мастеров эпохи Возрождения и ее культурно-историческом значении, в т.ч. в виде стилизованных и персонифицированных рассказов.
| Реформация и контрреформация в Европе (2 ч.)
| 1. Реформация и крестьянская война в Германии. Политические, экономические и идейные предпосылки движения за обновление католической церкви в Германии в начале XVI в. Начало Реформации. Личность Мартина Лютера (1483 – 1546 гг.), «95 тезисов против индульгенций» (1517 г.), идеи «оправдания верой», «дешевой Церкви» и др. Поддержка идей и действий Лютера в широких слоях германского общества.
Крестьянская война (1524 – 1525 гг.). Томас Мюнцер (1490 – 1525 гг.) и программа «12 статей». Причины поражения крестьянской войны и ее последствия.
Имперская реформа и причины ее поражения.
Политические и социально-экономические перспективы развития Германии в результате поражения общественных движений и прогрессивных политических реформ.
2. Рождение протестантизма и религиозные войны в Европе XVI столетия. Протестантизм и его основные направления: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. Основы лютеранской церкви и ареал ее распространения в Европе в XVI в. Условия религиозного мира (1555 г.) между императором Карлом V и князьями, последствия этого соглашения для централизации страны.
[ Основы кальвинизма. Личность Жана Кальвина. Устройство кальвинистской церкви, ее социальная опора. Ареал распространения кальвинизма в Европе.]
Контрреформация и меры борьбы католической церкви с распространением в мире идей протестантизма. [Иезуиты. Личность и деятельность Игнатия Лойолы.]
***Религиозная палитра Европы в XVI в. и ее влияние на духовную политическую и культурную жизнь европейского общества.
| Актуализировать знания о движениях и борцах за обновление католической церкви в Средние века. Анализировать учебный текст и выделять в нем три вида предпосылок Реформации. Объяснять причины зарождения в начале XVI века движения за обновление церкви в Германии. Давать образную характеристику М.Лютера, в т.ч. на основе его ярких высказываний, идей и поступков. Критически анализировать визуальные источники времен Реформации, объяснять причины распространения идей Лютера в широких слоях германского общества.
Анализировать документ и на его основе характеризовать крестьянское движение в Германии, объяснять причины его поражения.
Сравнивать проект имперской реформы с программой «12 статей», прогнозировать возможное будущее Германии и объяснять причины провала общественного движения.
Формулировать понятие «протестантизм», выделять его главные признаки и использовать в своих ответах. Давать обобщенную характеристику лютеранства, раскрывать его основные положения, на карте показывать страны и регионы с преобладанием этой религии. Анализировать историческую ситуацию и формулировать следствия религиозного мира 1555 г. для Германии.
Давать обобщенную характеристику кальвинизма, сравнивать кальвинистскую церковь с лютеранской и показывать на карте регионы распространения.
Называть меры борьбы католической церкви с Реформацией, в т.ч. на основе анализа первоисточника. Показывать на карте страны и регионы, оставшиеся под властью католической церкви.
Характеризовать религиозную ситуацию в Европе, читая легенду тематической карты, и формулировать последствия Реформации и Контрреформации.
| Государства Западной Европы в XVI – первой половине XVII века (5 ч.)
| Абсолютизм и его основные признаки в странах Западной Европы в XVI – первой половине XVII в.
[Образ монарха в европейском обществе в эпоху абсолютизма. Особенности парадного портрета европейских правителей. Церемониал, дворцы и развлечения монархов .]
1. Империя Габсбургов в период подъема и заката (XVI – первая половина XVII вв.). Геополитическое положение империи Габсбургов при Карле I (1516 – 1555 гг.) Личность императора и короля Испании. Место и положение Испании в «короне Габсбургов», методы управления ею в первой половине XVI века. Социально-экономические, политические и религиозные противоречия в испанском обществе. Складывание абсолютной монархии при Карле I и ее особенности.
Испания при Филиппе II (1555 – 1598 гг.), причины экономического упадка и обострения социальных и политических противоречий в стране во второй половине XVI века. Внешняя политика Испании в отношении Англии и Нидерландов. [Разгром Великой армады.]
2. Национально-освободительное движение в Нидерландах. Социально-экономическое и политическое положение Нидерландов в составе империи Габсбургов; зависимость от Испании в контексте становления раннекапиталистических отношений и распространения идей протестантизма. Причины начала национально-освободительного движения в середине XVI века и его этапы (1566 – 1609 гг.). Развитие партизанского движения (морские и лесные гёзы), его социальная база. Вильгельм Оранский как лидер дворянской оппозиции и освободительной борьбы. Северные и южные провинции Нидерландов в борьбе против испанского владычества.
Образование Республики Соединенных провинций (1609 г.). Экономический и культурный подъем Голландии, основание колоний, участие в Великих географических открытиях (Абель Тасман, 1642 – 1644 г.) и в борьбе за раздел мира на сферы влияния в первой половине XVII века.
3. Англия при Тюдорах (1485 – 1603 гг.). Геополитическое и социально-экономическое положение Англии в конце XV века. Условия для становления раннекапиталистических отношений в сельском хозяйстве, легкой промышленности и торговле. Огораживание и его социально-экономические последствия. Формирование новых социальных общностей: новое дворянство (джентри), пауперы, батраки.
Укрепление государства и королевской власти при первых Тюдорах. Реформация «сверху» и утверждение в стране англиканства (1534 г.). [Основы англиканской церкви, ее место среди других течений протестантизма.] Контрреформация в годы правления Марии Тюдор (1553 – 1558 гг.).
«Золотой век» Елизаветы I (1558 – 1603 гг.). Экономическая и религиозная политика королевы, «обрученной с нацией». Превращение Англии во «владычицу морей» в результате победы над Испанией [Разгром Великой армады (1588 г.)], каперства и участия в борьбе за раздел мира. [Кругосветный рейд Ф.Дрейка (1577 – 1580 гг.), его политическое значение.]
Особенности становления абсолютизма в Англии. [Роль парламента в политической жизни страны и принципы его взаимодействия с королевской властью. Политические свободы, рожденные в недрах английского парламента в XVI веке.]
Причины заката «золотого века» Елизаветы I на рубеже XVI – XVII вв.: религиозные и экономические разногласия между королевой и ее подданными. [Пуританизм как движение за радикализацию англиканской церкви.]
4. Франция на пути к абсолютизму. Геополитическое и социально-экономическое положение Франции в конце XV века. Политическая централизация государства при «сильных королях» в конце XV – первой половине XVI вв. Черты «раннего абсолютизма», влияние идей Возрождения и Реформации на внутреннюю и внешнюю политику страны.
Франция на религиозной карте Европы XVI в. Причины религиозных войн (1562 – 1598 гг.). Расстановка политических сил и основные перипетии войны между католиками и гугенотами. [Варфоломеевская ночь (1572 г.), ее отражение в литературе и кинематографе.] Личность Генриха Бурбона (Генриха IV: 1589 – 1610 гг.) в контексте религиозных войн и важнейших задач развития Франции. Нантский эдикт (1598 г.) и его политическое значение для Французского государства и, в целом, Европы Нового времени.
Франция при кардинале Ришелье (1624 – 1642 гг.). Личность кардинала, основные цели его внутренней и внешней политики, способы их достижения. Переход к классическому абсолютизму и возвышение Франции на международной арене в середине XVII века.
5. Международные отношения в XVI – XVII веках: на пути к современной Европе. Черты Средневековья и Раннего Нового времени в международных отношениях XVI – XVII вв., цели и направления внешней политики централизованных национальных государств и многонациональных империй, образованных по династическому принципу. Религиозные противоречия как фактор международной политики в Раннее Новое время. Угроза турецкого завоевания Европы и политика европейских государств по отношению к Османской империи. Система европейского баланса и причины ее непрочности в Раннее Новое время. [Рождение европейской дипломатии и основ международного права.]
Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.), ее причины, состав Католической лиги и Евангелической унии. Территориальный раздел Европы по условиям Вестфальского мира. Новая карта Европы и исторические уроки Тридцатилетней войны.
***Люди, события, идеи Раннего Нового времени. Религиозный фактор в истории Западной Европы конца XV – первой половины XVII века.
| Выделять признаки нового опорного понятия темы и использовать его в своих ответах.
Анализировать парадные портреты абсолютных монархов, давать на их основе их образные характеристики, выделять черты культуры Возрождения и эпохи абсолютизма в анализируемых произведениях искусства.
Характеризовать положение Испании в составе империи Габсбургов. На основе учебного текста и других источников формулировать противоречия, свойственные экономике и социально-политической сфере Испании в первой половине XVI в. Актуализировать знания и дополнять характеристику личности Карла I как короля Испании. Выделять признаки абсолютизма в системе его управления страной.
Анализировать учебный и дополнительный тексты, формулировать причины экономического упадка и социально-политического кризиса Испании во второй половине XVI в. Обобщать информацию об историческом развитии Испании в XVI веке в контексте общеевропейских процессов и явлений (ВГО, Возрождение, Реформация и Контрреформация, абсолютизм).
Характеризовать положение Нидерландов в Западной Европе и империи Габсбургов, выделять признаки становления в стране раннекапиталистических отношений и объяснять причины, которые препятствовали их развитию. Актуализировать знания по истории протестантизма и использовать их в комплексном анализе визуального источника. Раскрывать цели, характер, социальный состав участников и лидеров национально-освободительного движения в Нидерландах, составлять хронограф событий 1566 – 1609 гг., выделять и обосновывать периоды в его истории. Объяснять причины различий в масштабах борьбы против испанского владычества Севера и Юга Нидерландов.
Раскрывать социально-экономические и культурные последствия освобождения Нидерландов от власти Испании, в т.ч. на основе комплексного анализа первоисточника. По карте показывать колонии и маршруты голландцев в начале XVII в., высказывать суждения об их вкладе в ВГО и участии в борьбе за раздел мира.
Актуализировать знания об основных фактах истории Англии в Средние века. По карте характеризовать географическое положение страны и его преимущества в период. Анализировать учебный текст и другие источники информации, выделять и конкретизировать условия становления в Англии раннекапиталистических отношений, оформлять свой ответ в виде развернутого плана. Проводить сравнительный анализ документов, выявлять и объяснять различия в оценках процесса огораживания его современниками, формулировать на этой основе более объективное оценочное высказывание.
Обобщать и систематизировать информацию о приоритетных направлениях политики Тюдоров в виде сравнительно-обобщающей таблицы, формулировать на ее основы выводы о преемственности и результатах исторического развития Англии в конце XV – начале XVII вв. Сравнивать религиозную политику Генриха VIII и Реформацию в других странах Европы, англиканство с другими течениями в протестантизме.
Давать образную характеристику Елизаветы I, в т.ч. на основе анализа и интерпретации ее парадных портретов. Делать выводы о целях и результатах внутренней и внешней политики Англии, объяснять метафору «Золотой век» в перспективе «свои – другие». По карте показывать маршрут экспедиции Ф.Дрейка, сравнивать ее с кругосветным плаванием Ф.Магеллана по самостоятельно сформулированным вопросам и делать выводы.
Выделять особенности абсолютной монархии в Англии, характеризоват ь роль парламента в политической жизни государства и нации, принципы его взаимодействия с королями, значение свобод, приобретенных депутатами парламента.
Раскрывать причины заката «золотого века» Елизаветы I и суть ее разногласий с пуританами.
Делать выводы о причинах возвышения Англии и поражения Испании в борьбе за мировое лидерство во второй половине XVI в.
Актуализировать знания об основных процессах и событиях в истории средневековой Франции. Характеризовать положение страны в Европе и основные цели ее внутренней политики на рубеже XV – XVI вв. Систематизировать и обобщать информацию об историческом развитии Франции в первой половине XVI века в виде сравнительно-обобщающей таблицы и делать выводы.
Характеризовать положение Франции на религиозной карте Европы; раскрывать причины религиозных войн и повод к ним. На основе дополнительных источников рассказывать о Варфоломеевской ночи и участниках религиозных войн. Даватьобразную характеристику Генриха IV, в т.ч. на основе его высказываний и политической деятельности. Высказывать суждения о значении Нантского эдикта для Франции и Европы в Раннее Новое время, об актуальности этого документа в современном многоконфессиональном мире.
Давать образную характеристику кардинала Ришелье, в т.ч. на основе его изображений и высказываний. Анализировать учебный текст и составлять систематизированный план-перечисление основных дел Ришелье на посту первого министра Франции. Анализировать документ, выявляя в нем цели и способы политической деятельности Ришелье, моделировать его «политическое завещание» на основе принципов зрелого абсолютизма.
Объяснять признаки раннего и зрелого абсолютизма, с помощью логической схемы аргументировать вывод автора учебника о сложности и противоречивости становления абсолютной монархии во Франции XVI – первой половины XVII вв.
Формулировать превентивные вопросы на основе анализа преамбулы и заголовка параграфа. Приводить примеры стран Западной Европы, которые в Раннее Новое время развивались по разным историческим сценариям и различать цели их внешней политики. Объяснять причины религиозного характера многих между |
|