Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Курса «Всеобщая история. История Новейшего времени. XX-начало XXI вв.»
Предметные результаты изучения девятиклассниками «Новейшей истории: XX – начало XXI века» включают в себя:
- целостное представление об историческом этапе развития человечества в XX – начале XXI века как важном периоде Всеобщей истории, который буквально революционизировал все стороны жизни большинства народов мира, но в то же время кардинальное изменение облика мира к концу ХХ столетия повлекло за собой обострение многих прежних проблем и породило новые, угрожающие самим основам цивилизации;
- осознание ведущих тенденций и противоречий европейского и мирового развития в ХХ – начале ХХI века, их влияния на экономическую, политическую и духовную жизнь общества в Новейшее время, а также на дальнейший ход всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры, а также с историей важнейших политических и социальных институтов, научных открытий и технических изобретений;
- способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по Новейшей истории, их комплексного анализа, сопоставления, обобщенной характеристики и оценки, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов прошлого и современности, презентации результатов своей творческой и исследовательской деятельности;
- представление о документах политического и международного характера как специфических источниках по всеобщей истории XX – начала XXI столетия;
- умения датировать важнейшие события и процессы Новейшей истории зарубежных стран, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития мировой цивилизации, синхронизировать факты из истории разных народов и государств, в том числе с историей России XX века;
- умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Новейшего времени, описывать их положение в связи с масштабными процессами в экономике и политике XX – начала XXI века, сравнивать, анализировать и обобщать данные разных обзорных карт, расширяя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;
- умения прослеживать тенденции изменений в политических, экономических, социальных и культурных процессах Новейшего времени, объяснять причины этих перемен и их влияние на европейское и мировое развитие в ХХ – начале XXI столетия;
- умения давать комплексную характеристику важных фактов Новейшей истории (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, их этапы, результаты, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам или самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни, идейно-политические течения, модели развития и др.), оформлять результаты своей работы в соответствующих форматах таблиц (конкретизирующие, сравнительно-обобщающие), логических схем и других видов условно-графической наглядности (кластеры, графы и др.);
- умения сравнивать однородные исторические факты (революционные движения в Европе и Азии, политические партии и их программы на разных этапах развития общества, тенденции развития международных отношений, военно-политические блоки и др.); объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных групп Новейшего времени, в том числе на основе их изображений, первоисточников и дополнительной информации; синхронизировать факты биографии и жизнедеятельности современников XX столетия, высказывать суждения об их роли в истории своих государств, а также в европейской и мировой истории;
- умения описывать памятники истории и культуры XX – начала XXI века в аспекте «политики памяти»; рассказывать о важных событиях, используя приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого на основе текстовых и визуальных источников;
- умения различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию в учебнике и других источниках, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам Новейшей истории;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами, характерными для ХХ – начала XXI века, раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении в масштабах одного государства, а также общеевропейской и всемирной истории;
- умения анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и многоперспективности, дополнять информацию учебника сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей Новейшего времени, почерпнутыми из аксиологического анализа документов;
- умения искать и обрабатывать материалы по теме проектов и сообщений в СМИ и Интернете, проводить их критический анализ, определять степень надежности и субъективности этих источников, их возможности в реконструкции и объяснении событий и явлений современности;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории ХХ столетия, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России.
Метапредметные результаты изучения девятиклассниками Новейшей истории включают в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);
- готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам всеобщей истории ХХ – начала XXI века, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Новейшей истории, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.
Личностные результаты изучения девятиклассниками Новейшей истории включают в себя:
· расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;
· формирование ответственного, гражданского сознания, соответствующего реалиям третьего тысячелетия; освоение гуманистических традиций и ценностей Новейшего времени; уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
· приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в XX – начале ХХI века, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
· опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Содержание
Часа
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему XX век стал переломным в истории человечества?
Почему процессы, развернувшиеся во всеобщей истории в ХХ столетии, не были абсолютно (тотально) прогрессивными?
Что изучает Новейшая история, и какую роль она играет в современном обществе?
ХХ век в истории человечества.
|