Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Западная азия в век железа (4 Ч. )
Ключевые вопросы:
Как изменилась жизнь людей в странах Древнего Востока в железном веке по сравнению с бронзовым веком?
Почему именно тогда древние народы открыли и освоили новые земли, появились новые государства, а «бег времени» словно ускорился?
Железный век в мировой истории, его предпосылки и преимущества.
Финикия. Древняя Палестина. Ассирийская военная держава. Победители Ассирии.
Великие державы Древнего Востока (3 ч.)
Ключевые вопросы:
Что отличает великую и могущественную державу?
Почему могущественные державы могли образоваться только в железном веке?
Образование державы Маурьев в Индии. Единое государство в Китае. Великая Персидская держава.
***
«Древний Восток: от бронзы к железу» (1 ч.).
Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 ч.)
Древнейшая Греция (4 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему греческая цивилизация начиналась дважды?
Какие источники помогли ученым узнать о древнейшем прошлом Греции?
Какие тайны она хранит до сих пор?
Две истории греческой цивилизации. Греция и Крит в эпоху бронзы. Поэмы Гомера. Боги и герои Эллады.
Рождение античного мира (3 ч.)
Ключевые вопросы:
Что такое античный мир?
Чем античная (полисная) цивилизация Греции отличалась от крито-микенской цивилизации и цивилизаций Древнего Востока?
Становление новой (полисной) цивилизации в 8 – 6 вв. до н.э. Место и значение античного мира в мировой истории.
Греческие полисы и Великая греческая колонизация. Афинский полис. Древняя Спарта.
Могущество и упадок Афин (5 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему маленькие греческие полисы сумели отстоять свою независимость от Персидской державы, покорившей до этого государства Древнего Востока?
Что представляло собой первое в мире народовластие - афинская демократия?
Почему процветание Афин после победы в греко-персидских войнах оказалось недолгим?
Как начинались греко-персидские войны. Персидское нашествие на Грецию и его итоги. Расцвет демократии в Афинах. Рабы в Древней Греции в 5 в. до н.э. Пелопоннесская война (431 -404 гг. до н.э.).
Греко-персидские войны и Пелопоннесская война в истории Афин и Древней Греции, а также в развитии демократических и олигархических форм управления, проблема объединения полисов в единое государство 5 в. до н.э.
Греческая культура (3 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему древние греки высоко ценили право быть гражданином?
Как древние греки относились к миру? Кем себя чувствовали в нем? Как мировоззрение греков отражалось на их образе жизни и, деятельности?
Какой след греческая культура оставила в мировом историческом наследии?
Культура как феномен жизни и деятельности человека.
Граждане, ученые и атлеты Греции. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции.
Своеобразие мировоззрения древних греков, его влияние на культуру народа. «Греческий след» в жизни современного человечества.
Македонские завоевания (3 ч.)
Ключевые вопросы:
Почему в 5 в. до н.э. ни Афинам, на Спарте не удалось объединить греческие полисы в единое государство, а в 4 в. это сделало прежде отсталое и слабое царство - Македония?
Как изменилась карта Древнего мира в результате завоевательных походов Александра Македонского?
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского (334 – 323 гг. до н.э.). Греческий Восток.
***
«Древняя Греция: путь длиною в две тысячи лет…» (1 ч.)
Раздел IY. ДРЕВНИЙ РИМ (21 ч.)
Образование Римской республики (4 ч.)
Ключевые вопросы:
Как получилось, что Рим из маленького поселения меньше чем за тысячу лет превратился в столицу средиземного мира?
В чем своеобразие Римской цивилизации и какой след она оставила в мировой истории и культуре?
Какие источники помогли ученым узнать о прошлом Древнего Рима, а какие тайны оно до сих пор не раскрыло?
Римское тысячелетие. Рим под властью царей. Республика римских граждан. Рим во главе Италии.
Основные изменения во внутреннем и внешнем положении Рима к 3 в до н.э.
Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч.)
Ключевые вопросы:
Каким образом Рим в 3 – 2 вв. до н.э. установил свое господство в Средиземноморье?
Какое значение Римское владычество имело для самого Рима и народов Средиземноморья?
Предпосылки выхода Рима в 3 в. до н.э. на широкую международную арену. Основные соперники Рима в борьбе за господство в Западном и Восточном Средиземноморье.
Первая война с Карфагеном (264 – 241 гг. до н.э.). Война с Ганнибалом (218 – 201 гг. до н.э.). Рим – завоеватель Средиземноморья.
Гражданские войны в период Римской республики (2 – 1 вв. до н.э.) (5 ч.)
Ключевые вопросы:
Какие проблемы породили завоевания римлян и их господство над средиземноморским миром?
Почему два следующих столетия Рим оказался втянутым в гражданские войны и как они повлияли на его развитие?
Внутреннее положение Рима в связи с образованием мощного Средиземноморского государства. Противоречия между римлянами и союзниками, покоренными народами, аристократами и народом; проблемы крестьян и ремесленников в связи с ростом и дешевизной рабского труда, угроза военному могуществу Рима и т.д.
Народные трибуны – братья Гракхи. Сулла – первый военный диктатор Рима. Восстание Спартака. Цезарь – повелитель Рима. Падение республики.
Расцвет и могущество Римской империи
(конец 1 в. до н.э. – 2 в.н.э.) (4 ч.)
Ключевые вопросы:
В чем было своеобразие Римской республики при императорах?
Как оно обеспечило Риму устойчивость и могущество?
Какой была жизнь в Риме и его провинциях во времена расцвета и могущества Римской империи?
Император Октавиан Август. Цезари Рима. Жизнь в Римской империи.
Особенности политической, социальной и культурной жизни Рима во времена «республики-империи».
Закат античной цивилизации (5 ч.)
Ключевые вопросы:
Что привело Римскую империю в 3 веке к кризису во всех сферах жизни государства и общества?
Как Римская империя преодолевала этот кризис, но почему вместе с тем античная цивилизация склонилась к закату?
Римская империя и варвары на рубеже 2 - 3 вв. Кризис античной цивилизации.
Кризис Римской империи в 3 веке. Христианство – новая религия старого мира. Рим в период Поздней империи. Падение Западной Римской империи.
***
«От Ромула до Ромула»: самое яркое событие, личность или памятник в истории Древнего Рима.
Заключение (2 ч.)
Ключевые вопросы:
Какой след оставила история Древнего мира в памяти человечества и мировом искусстве?
Какие сюжеты древней истории остались за страницами школьного учебника?
Какие еще тайны и загадки хранит Древний мир?
Из Древности в Средневековье.
Тематическое планирование
Основное содержание
| Характеристика основных видов деятельности ученика
| Введение (2 ч.)
| 1. Увлекательный мир Истории. Источники исторических знаний.
Науки и профессии, изучающие жизнь людей в прошлом.
«Отец истории» Геродот.
История Древнего мира как часть Всеобщей (Всемирной) истории.
Древние народы и государства на карте мира.
2. Время и История:
Многообразие способов счета лет в древности: эра, век, календарь, даты.
Линия времени.
Правила определения последовательности и длительности исторических событий, решения элементарных хронологических задач.
| На элементарном уровне раскрывать предмет и задачи исторической науки, различать виды исторических источников и основные формы изучения прошлого.
Рассказывать о жизни и научной деятельности Геродота на основе самостоятельно собранной и обработанной информации, приводить аргументы в обоснование оценки его трудов.
Определять хронологические рамки истории Древнего мира и характеризовать ее как часть Всеобщей истории.
Различать и показывать наисторической карте факты и границы Древнего мира, сравнивать их с географией современной жизни людей.
Объяснять значение опорных понятий темы, использовать их при решении хронологических и познавательных задач.
Чертить линию времени, находить и расставлять на ней даты по условию заданий.
С помощью линии времени выполнять элементарные действия с датами и решать хронологические задачи.
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия (7 ч.)
| 1. Первобытный мир. Версии о происхождении человека.
Основные этапы развития первобытного общества: каменный век, бронзовый век.
Стоянки и расселение первобытных людей.
2. Первые люди на Земле. Человек – потомок обезьяны. Признаки выделения человека из мира животных.
Условия жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей. Основные занятия людей в каменном веке: охота и собирательство. Древнейшие орудия труда.
Овладение огнем и его роль в развитии человека.
«Человек разумный».
3. Открытия и изобретения древних охотников. Прародина человечества и причины освоения новых земель в каменном веке.
Влияние природной среды на жизнь и занятия людей в древности: великое оледенение - загонная охота на мамонтов и других крупных животных, жилища, одежда и др.; потепление – изобретение лука и стрел, лодки и др. Постоянное усовершенствование орудий труда в результате изменения условий жизни древнего человека.
4. 4. Первобытные художники и маги. Открытие пещерной живописи и споры о ее происхождении.
Создатели древних рисунков и скульптур. Причины зарождения искусства в первобытном обществе.
Связь искусства и религии в первобытном обществе. Причины возникновения религиозных представлений, формы религиозного сознания древних людей.
Миф как часть духовной культуры первобытного человека и исторический источник.
5. Первые земледельцы и скотоводы. Переход к скотоводству и земледелию как важнейший поворот в жизни первобытного общества.
Отличия производящего хозяйства от присваивающего.
Образование родовых общин и племен. Организация родоплеменной власти: вожди и советы старейшин.
Совершенствование орудий труда и техники земледелия. Развитие ремесел. Факторы усиления неравномерности и разнообразия эволюции древних земледельцев.
6. Первые металлурги. Предпосылки открытия меди, переход к изготовлению орудий труда из металлов. Смена каменного века бронзовым и ее экономические последствия: появление излишков, разделение племен на земледельцев и скотоводов, появление обмена, денег и торговли.
Возникновение социального неравенства: появление частной собственности, переход от родовой общины к соседской, формирование знати.
7. От первобытности к цивилизации. Основные признаки первобытного периода и цивилизации, факторы и причины изменений в образе жизни и занятиях людей, приведшие к цивилизации. Основные признаки цивилизации: город, письменность, государство, аппарат управления и подчинения, более высокий уровень жизни и культуры, др.
Наследие первобытного мира и современность. Памятники локальной и региональной истории как часть мировой и национальной культуры.
| Излагать разные версии происхождения человека, объяснять причины их разнообразия и актуальности этого вопроса.
По линии времени определять границы первобытности, выделять периоды в ее истории, определять их сущностные признаки и различия, устанавливать последовательность и длительность важнейших процессов.
По карте показывать территорию заселения и стоянки древнейших людей, определять их географическое положение.
Давать обобщенную характеристику первобытного мира на основе проанализированных источников.
Выделять в учебной информации (текст \ рассказ учителя) главные признаки явления, использовать их для анализа новых источников, датировать явление – «человек умелый».
Описывать условия жизни, занятия, внешний вид древнейших людей с помощью комплексного анализа словесных и наглядных источников.
Датировать явление – овладение огнем; анализировать информацию и выделять главные признаки овладения огнем, способы его добычи; объяснять и оценивать факт овладения огнем для развития человека.
Датировать явление – «человек разумный», определять длительность периодов развития человека; сравнивать явления: человек умелый и человек разумный – находить и объяснять различия; формулировать определение «человек разумный».
Описывать по карте пути освоения новых земель, раскрывать причины миграций людей в каменном веке.
Описывать жизнь и занятия древних людей с помощью текстовых и наглядных источников.
Сравнивать орудия труда, объяснять причины и следствия их усовершенствования.
Анализировать природные условия и способы приспособления к ним древнего человека.
Определять длительность великогооледенения, соотносить с ним этапы развития древнего человека.
Анализировать разные точки зрения и их аргументацию на основе учебного и научно-популярного текстов.
Датировать явление по характерным признакам исторического явления. Анализировать разные точки зрения и контраргументы на основе учебного текста и других источников.
Объяснять причины появления религиозных взглядов и ритуалов, раскрывать связь искусства и религии в первобытном обществе, используя новые понятия.
Анализировать первоисточник, различая в нем элементы реальности и мифотворчества, оценивать мифы как памятники духовной культуры древних народов и исторические источники.
Представлять результаты поисково-исследовательской деятельности в творческих формах, в т.ч. с помощью ИКТ.
Датировать новые явления, устанавливать с помощью линии времени их последовательность и длительность.
Сравнивать факты и делать выводы об их сходстве и различиях, используя новые понятия.
Описывать жизнь и занятия людей в родовой общине по примерному плану.
Обобщать информацию и делать выводы окачественных изменениях в образе жизни и занятиях людей и причинах неравномерного развития древних обществ с появлением земледелия.
Датировать новые явления, определять их длительность и последовательность.
Объяснять причины перехода от каменного века к бронзовому. Устанавливать однолинейные причинно-следственные связи на основе анализа учебного текста.
Реконструировать образы новых явлений по их существенным признакам.
Сравнивать факты и делать выводы об сходстве и различиях.
Определять причины и следствия появления неравенства между людьми на основе контекстных знаний и собственного опыта.
Анализировать исторические явления и процессы, выделять их главные признаки, формулировать определения понятий «первобытность» и «цивилизация» на элементарном уровне обобщения и систематизации учебной информации.
Обобщать и оценивать вклад первобытного общества в историю и культуру человечества, формулировать и высказывать собственное отношение к памятникам древнейшей культуры. Использовать новые знания и умения в изучении новых объектов древнейшего прошлого, в том числе по локальным источникам, представлять свои проекты в творческой форме.
| Раздел 2. Древний Восток (17 ч.)
| Цивилизации речных долин (5 ч.)
| 1. Цивилизации речных долин. Древний Восток как историко-географическое понятие.
Первые цивилизации в долинах рек Египта, Междуречья, Индии и Китая: их общие признаки и особенности.
2. «Египет – дар Нила». Природно-географическое положение Египта, роль реки в развитии древней цивилизации. Условия для занятия земледелием.
Роль реки в жизни древних египтян. Мифологические представления о причинах разливов Нила, обычаи и традиции, с ними связанные.
Предпосылки возникновения государственной власти и управления в Египте и объединения страны под властью правителей Южного царства.
Иероглифы и папирусы как отражение природных и культурных особенностей древней египетской цивилизации.
3. Страна двух рек. Географическое положение Междуречья, его природно-климатические особенности. Шумеры и тайны их происхождения.
Особенности шумерских городов. Зиккураты, их архитектура и символика.
Глиняные таблички и клинопись как отражение природных и культурных особенностей шумерской цивилизации.
Мифы и сказания шумеров как ценный исторический источник и культурный памятник мировой истории.
4. Вавилон при царе Хаммурапи. Причины возвышения Вавилона в 18 в. до н.э. Личность «царя четырех стран света».
Законы Хаммурапи как исторический источник о хозяйственной жизни Вавилона, структуре общества, правах и обязанностях разных категорий подданных и других сторонах его политики и культуры.
5.Древнейшие цивилизации Индии и Китая. Географическое положение Индии и Китая, особенности рек Инд и Хуанхэ. Мифы о потопе как отражение природных и культурных особенностей древних народов Индии и Китая.
Хараппская цивилизация – древнейшая в Индии: безымянные города, благоустроенные жилища, таинственная письменность, неизвестные строители и жители.
Особенности источников по истории первых государств Китая; хозяйственная, социально-политическая и культурная жизнь древних китайцев в бронзовом веке.
|
Находить и показывать на обзорной карте новые историко-географические объекты (реки и цивилизации), сопоставлять их расположение с районами земледелия и обработки металлов, связывать историю цивилизаций Востока с историей первобытного общества.
Различать признаки цивилизации в новом информационно-наглядном тексте, сопоставлять их, выделять общее и различия в истории первых цивилизаций, обобщать главные признаки и использовать новые понятия «Древний Восток», «цивилизации речных долин».
Находить и показывать на тематической карте новые историко-географические объекты. Описывать природу Египта и условия для земледелия с помощью разных источников информации.
Анализировать первоисточники и оценивать роль реки в зарождении и развитии цивилизации Египта, а также изучать миф как исторический источник.
Датировать важнейшие факты истории Древнего Египта, определять их последовательность и длительность. Устанавливать причинно-следственные связи между социально-экономическими и политическими процессами в долине Нила. Анализироватьновые факты и источники, используя контекстныезнания и жизненный опыт.
Описывать письменные памятники Древнего Египта в контексте его природного и культурного своеобразия. Обобщать важнейшие факты истории Древнего Египта как речной цивилизации.
Находить и показывать на карте новые историко-географические объекты, сравнивать их с аналогичными в Древнем Египте, выделять сходства и отличия.
Датировать новые явления и синхронизировать их с уже известными фактами из истории Древнего Египта.
Описывать памятники Междуречья, целостно реконструируя их образы на основе разных источников информации.
Описывать письменные памятники Междуречья в контексте его природного и культурного своеобразия. Обобщать важнейшие факты истории шумеров как речной цивилизации.
Анализировать мифы, применяя элементарные приемы критики документов, высказывать суждения об их ценности в изучении истории Междуречья. Представлять результаты поисково-исследовательской деятельности в творческих формах, в т.ч. с помощью ИКТ.
Находить и показывать на карте новые историко-географические объекты; объяснять причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и учебного текста. Определять длительность важнейших событий в истории Вавилона. Описывать образ царя и анализировать его правление на основе разных источников.
Анализировать первоисточник и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона при царе Хаммурапи; высказывать аргументированное суждение о значении его законов для реконструкции истории древнего государства и общества.
Находить и показывать на карте новые историко-географические объекты, сравнивать их с аналогичными в Древнем Египте и Междуречье, выделять сходства и отличия.
Датировать новые явления и синхронизировать их с уже известными фактами из истории Древнего Египта и Междуречья.
Анализировать мифы и гадательные надписи как исторические источники, выделять и объяснять особенности их сюжетов, обобщать и делать выводы о хозяйственной, социально-политической и культурной деятельности жителей Азии в эпоху бронзы.
| Древний Египет (4 ч.)
| 1.Ключ к тайнам древнеегипетской истории. Открытие Шампольона (1822 г.) и его значение для расшифровки древнеегипетских письменных памятников.
Социальная пирамида Древнего Египта.
Фараоны: статус и власть; обряды и ритуалы их обожествления. Вельможи, чиновники, стражники. Престиж образования и профессии писца в Древнем Египте.
3. Жизнь в Древнем Египте. Условия жизни и труда земледельцев и ремесленников. Цикличность и разнообразие работ подневольного населения. Сферы использования рабов в Древнем Египте.
Условия жизни и занятия вельмож. Жрецы и отношение к ним со стороны остального населения Египта.
Причины народных восстаний, их участники и жертвы, влияние мятежей на положение в стране (на примере «Речения Ипувера»).
4. История Египта в истории фараонов. Предпосылки завоевательных походов в Азию и африканские страны в середине 2-го тысячелетия до н.э.: освобождение от иноземного владычества, укрепление армии, богатства соседних стран.
Завоевания Тутмоса Ш и превращение Египта в ХУ в. в самое могущественное государство в мире.
Новая столица Египта - Фивы, дворцы и храмы, возведенные на дань с побежденных.
Фараон-мятежник: основные направления религиозной политики Эхнатона и причины ее провала.
4. Культура Древнего Египта. Каноны изобразительного искусства, особенности скульптуры и живописи Древнего Египта, памятники мирового значения.
Религия древних египтян, пантеон богов как отражение природных и социокультурных особенностей Древнего Египта. Миф об Осирисе.
Предпосылки развития в Древнем Египте математики, медицины и астрономии. Научные знания и изобретения египтян в этих и других областях познания.
| Актуализировать и использовать контекстные знания для изучения новых фактов из истории Древнего Египта. Датировать новые явления, определять, сколько лет назад они произошли.
На основе учебного текста выделять группы людей с общими признаками их социального и имущественного положения, обобщать и представлять структуру общества в Древнем Египте с помощью схемы.
Описывать представителей разных социальных групп древнеегипетского общества сообразно их статусу.
Описывать условия жизни и трудаподневольных слоев населения на основе разных источников. Объяснять содержание и календарь работ земледельцев и ремесленников природно-климатическими, экономическими и социально-политическими особенностями страны.
Описывать условия жизни и положение древнеегипетской знати и жрецов на основе разных источников.
Датировать новое историческое событие, интегрировать его с ранее изученными фактами. Показывать на карте историко-географические объекты, упомянутые в тексте источника. Анализировать содержание документа и описывать на его основе положение в мятежной стране. Определять позицию автора документа к излагаемому им событию.
Датировать новые события и явления, интегрировать их с ранее изученными фактами. Показывать по карте государства, ставшие объектами завоеваний Тутмоса Ш, направления его походов, места сражений, границы государства в период могущества.
Изучать новый вид источников – летописи и проводить критический анализ их содержания.
Описывать архитектурные постройки на основе обработки разных источников, в т.ч. с использованием ИКТ.
Объяснять суть религиозной реформы Эхнатона и причины неприятия ее жрецами Фив.
Анализировать произведения древнего искусства, выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта. Описывать выдающиеся памятники культуры и высказывать суждения об их художественных достоинствах.
Описывать образы богов и раскрывать их символические значение, структурировать перечень основных богов в контексте природно-хозяйственных и социально-политических сторон жизни Древнего Египта, в том числе на основе анализа мифа об Осирисе.
Объяснять причины успехов древних египтян в развитии научных знаний и их использовании во многих сферах жизни, высказывать суждения об уровне развития науки в Древнем Египте.
| Западная Азия в век железа (4 ч.)
| Железный век в мировой истории, его предпосылки и преимущества.
1. Финикия. Географическое положение и природные особенности городов-государств на восточном берегу Средиземного моря. Причины отсутствия единого государства у финикийцев.
Занятия финикийцев, обусловленные природными и геополитическими особенностями страны.
Причины активной колонизаторской политики финикийцев в Средиземноморье. Города-колонии. Маршруты древних мореплавателей и торговцев.
Финикийский алфавит и его роль в развитии письменности.
2. Древняя Палестина. Географическое положение и природные особенности Палестины. Древнейшее население, первые государства и их отношения с соседями до прихода на эти земли филистимлян и евреев. Начало железного века в Палестине.
Библия об истории еврейского народа до победы над филистимлянами, принятия единобожия и образования государства Израиль.
Первые цари Израиль и их заслуги в укреплении государства, монотеизма, торговли и культуры (легенды о царе Соломоне). Строительство храма в Иерусалиме.
Причины распада единого государства после смерти Соломона на Иудейское и Израильское царства.
3. Ассирийская военная держава. Географическое положение и природные условия Ассирии, обеспечившие ее военное превосходство над соседними государствами с началом железного века.
Ассирийская армия – армия нового типа (железное оружие, конница, тараны и др.).
Образование военной державы и политика ассирийских царей в завоеванных странах. Дороги и надежная связь как условия сильной власти завоевателей.
Правители Ассирии, жестокие и образованные (Синаххериб и Ашшурбанапал).
Ниневия – «город крови» и библиотеки глиняных книг. Причины падения Ниневии в конце 7 в. до н.э.
4. Победители Ассирии. Борьба за раздел ассирийских владений и возвышение Нововавилонского царства. Образование новых государств в Малой Азии: Лидия, Мидия, Персия.
Навуходоносор и расцвет Вавилона на рубеже 7 – 6 вв. до н.э. Бессмертные памятники культуры: висячие сады, храм Мардука, ворота Иштар и др. Научные познания вавилонян.
| Датировать новое явление в контексте мировой истории, сопоставлятьпризнаки железного века с предыдущими периодами, формулировать социально-экономические последствия.
Находить и показывать на карте новые историко-географические объекты, сравнивать их с аналогичными в Древнем Египте, выделять сходства и отличия.
Описывать занятия жителей Финикии, вытекающие из анализа ее природных, хозяйственных и социально-политических условий.
Находить и показывать на карте новыеисторико-географические объекты. Объяснять причины активной колонизации финикийцами Средиземноморья.
Находить «следы» финикийцев в истории и мифах соседних народов (миф об Осирисе). Высказывать суждения о вкладе финикийцев в мировую культуру.
Находить и показывать на карте новые историко-географические объекты, сравнивать их с аналогичными в Древнем Египте и Финикии, выделять сходства и отличия.
Анализировать адаптированный первоисточник (учебный текст) и применять контекстные знания для решения познавательных задач.
Датировать новые явления (объединение и распад государства Израиль,), соотносить время его образования с аналогичными фактами из истории Египта и Междуречья. Анализировать источник, обращая внимание на ценностные установки древнего текста. Описывать выдающиеся памятники еврейской культуры.
Находить и показывать на карте новые историко-географические объекты, объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств и народов с наступлением железного века.
Описывать армию ассирийцев, сопоставляя ее вооружение и пр. с армиями других государств Древнего Востока.
Обобщать новые факты и объяснять значение новых понятий (военная держава).
Давать образную характеристику самым известным правителям Ассирии, используя текстовые и наглядные источники.
Творчески описывать столицу Ассирийской державы и ее достопримечательности, реконструируя образы с помощью учебных текстов и документов.
Формулировать обобщающие и оценочные выводы с помощью контекстных знаний, а также на основе собственного житейского опыта и системы ценностей.
Находить и показывать на карте новые историко-географические объекты. Сравнивать древние военные государства (Ассирия, Вавилон, Мидия), выявлять сходства и различия.
Давать образную характеристику крупным деятелям, высказывать суждения об их исторической роли. Образно описывать древние города, формулировать и высказывать собственные впечатления о памятниках мировой истории и культуры.
| Великие державы Древнего Востока (4 ч.)
| 1. Образование державы Маурьев в Индии. Переселение ариев в долину Инда в середине 2-го тысячелетия до н.э. Предпосылки перехода индоариев от кочевого скотоводства к оседлому земледелию и ремеслам. Образование новой общности – индийцы.
Хозяйственное освоение долины Ганга в начале железного века. Образование государств и особенности цивилизации в долине Ганга.
Брахманизм, варны, отношения в обществе и ценностные установки представителей разных варн.
Образование державы Маурьев и ее расцвет в царствование Ашоки (3 в. до н.э.). Легенда о Будде. Причины введения буддизма и его роль в укреплении государства.
Культурные памятники и научные открытия индийцев.
2. Единое государство в Китае. Начало железного века в Китае и освоение долины Янцзы. Образование новых государств и междоусобные войны между правителями этих стран в 6 – 3 вв. до н.э.
Конфуций о бедствиях страны и нормах поведения в китайском обществе.
Объединение Китая под властью Цинь и создание великой державы. Цинь Шихуан: завоеватель, правитель, строитель. Открытие и восстановление гробницы «первого властелина Китая» в ХХ веке.
Великая Китайская стена как памятник эпохи Цинь Шихуана, ее роль и значение в защите государства от набегов гуннов.
Изобретения китайцев. Великий шелковый путь как средство торговли и коммуникации между цивилизациями Древнего Востока.
3. Великая Персидская держава. Объединение персов под властью Кира и образование Великой Персидской державы в борьбе с Мидией, Лидией, Вавилоном и Египтом. Политика Кира в отношении завоеванных народов.
Борьба за власть в Персидской державе после смерти Кира. Победа Дария Первого над своими соперниками, его административные, денежные и военные реформы: сатрапии, «глаза и уши царя», Царская дорога, подати, дарики, курьеры и т.д.
Персеполь – древняя столица персов и ее памятники.
*** (17) Древний Восток: от бронзы к железу. Основные периоды истории стран Древнего Востока, их главные признаки, осваиваемые территории, знаменательные события и явления, герои и памятники.
Одежда людей как отражение условий их жизни и социального положения.
Ученые и их открытия. Основные источники по истории Древнего Востока. Причины утраты историко-культурного наследия в прошлом и современности.
Малоизвестные шедевры Древнего Востока.
| Находить и показывать на карте новые историко-географические объекты. Датировать новые явления и процессы, интегрируя их в контекст истории Древнего Востока.
Объяснять причины перехода индоариев к оседлому образу жизни, анализируя природные и хозяйственные особенности страны.
Характеризовать новую цивилизацию, выделяя ее особенности и сходства с другими цивилизациями железного века.
Анализировать новые религиозные учения (брахманизм, затем буддизм) в контексте социокультурных особенностей и политических задач Древней Индии.
Объяснять причины более позднего, чем в странах Западной Азии образования единого государства в Индии. Сравнивать державу Маурьев с другими державами Востока, выделяя общее и отличия.
Описывать памятники культуры и достижения индийцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру.
Находить и показывать на карте новые историко-географические объекты. Датировать новые явления и процессы, интегрируя их в контекст истории Древнего Востока.
Изучать историю страны и ее выдающихся представителей по разным источникам, готовить сообщения и выступать с ними в классе.
Сопоставлять однородные историко-политические факты в Индии и Китае, подводить новые процессы под известные определения (держава). Рассказывать о выдающихся памятниках истории и культуры Древнего Китая, их значении в прошлом и охране в современном мире.
Творчески описывать изобретения китайцев, высказывать суждения об их месте в мировом историко-культурном наследии, представлять результаты своих исследований в разных творческих проектах, в т.ч. с ИКТ.
Находить и показывать на карте границы нового государства и страны, входившие в Персидскую державу в результате завоевательных походов ее правителей.
Сопоставлять политику правителей восточных государств в отношении покоренных народов, объяснять ее мотивы и следствия.
Давать образную характеристику Дария 1 на основе текстовых и наглядных источников, обобщать черты, присущие правителям древневосточных держав (первая половина 1 – го тыс. до н.э.). В творческой форме описывать положение, создавшееся в результате разнообразных реформ Дария 1.
Искать и обрабатывать информацию о памятниках Персидской державы, в творческой форме представлять результаты своей работы, высказывать суждения о вкладе персов в мировую культуру.
Актуализировать знания по истории стран Древнего Востока, относить конкретные |
|