Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 8. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия
(2 ч.)
Ключевые вопросы:
Есть ли пределы и препятствия для поступательного развития (прогресса) человечества?
Что угрожает самим основам современной цивилизации? Как можно минимизировать вызовы и угрозы?
Какие перспективы ожидают человечество в XXI веке?
Глобальные проблемы современности.Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества.
*** Заключение. Многообразие как главная черта современного мира. Эволюция структуры международных отношений в ХХ – начале XXI века. Ошибочность упрощенных взглядов на прогресс и поступательное развитие мировой цивилизации. «Цена прогресса» и перспективы развития человечества в XXI веке.
Тематическое планирование. 34 ч.
Основное содержание
| Характеристика основных видов деятельности ученика
| Введение (1 ч.)
| ХХ век в истории человечества. Масштабные перемены в облике мировой цивилизации в ХХ веке: рост численности населения мира, средней продолжительности жизни, количества городского населения и т.д.; ускорение темпов научно-технического прогресса и вызванные им перемены в образе жизни и условиях труда людей, в способах коммуникации, в системах ценностей и общественных отношений.
Противоречивость и неоднозначность итогов общественного прогресса в начале XXI века. Проблемы и противоречия современного мира. Общественный прогресс и кризис человека.
Новейшая история: суть и периодизация этого этапа Всеобщей истории, задачи и значение его изучения для современного общества. Виды источников по истории Новейшего времени. Крупнейшие историки XX века и актуальные проблемы современной исторической науки.
| Анализировать статические сведения (в виде таблиц, диаграмм и др.), обзорные карты мира начала ХХ – XXI века и на их основе характеризовать глобальные изменения в различных сферах общественной жизни, раскрывать факторы и причины этих перемен, реконструировать перемены в ментальности и повседневной жизни людей, в т.ч. подбирая и используя готовые иллюстрации, создавая проекты (монтаж фотографий, словарь анахронизмов, интервью ровесников ХХ века и пр.).
На основе анализа текста учебника и актуализации собственных знаний и житейских представлений формулировать проблемы современного общества, приводить примеры их проявления. Рассуждать над феноменом и причинами кризиса человека в ХХI веке.
Формулировать понятие «Новейшая история» и цели ее изучения. На основе учебника раскрывать один из вариативных принципов ее периодизации. С помощью дополнительных источников готовить сообщения-презентации об историках ХХ столетия. Актуализировать знания о видах исторических источников и называть виды источников по Всеобщей истории XX века. Ориентироваться в структуре и оглавлении учебника, приводить примеры и комментировать иллюстрации, высказывать свои предположения по эвристическим вопросам вводного занятия.
| Тема 1.
Человечество после Первой мировой войны (1918 – 1920-е гг.) (4 ч.)
| 1. Первая мировая война (1914 – 1918 гг.): события, люди, проблемы. Особенности военных конфликтов в эпоху массового индустриального общества; хронология основных событий 1914 – 1918 гг.; театры военных действий; затраты и потери стран-участниц Первой мировой войны; эволюция отношения общества к войне в 1914 – 1918 гг.; условия перемирия между странами Антанты и Германией. Крушение империй и образование новых государств в Европе.
2. Версальско-Вашингтонская система. Политические проекты послевоенного переустройства Европы и международной организации Лиги Наций (Д.Ллойд Джордж, Ж.Клемансо, В.Вильсон). Условия и противоречия Версальского мира (1919 г.): новая политическая карта Европы, «подмандатные» территории, демилитаризация и репарации Германии, «русский вопрос». Многообразие международных конфликтов, порожденных условиями Версальского мира. Реакция общества и Сената США на Версальский мирный договор.
Вашингтонская конференция (1921 – 1922 гг.) как отражение геополитической ситуации в Восточном полушарии и ее решения по итогам Первой мировой войны в АТР и урегулированию спорных вопросов между США, Японией, странами Европы и Китаем.
Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на ситуацию в мире в 1920 – 1930-е гг. Значение создания Лиги Наций и источники ее слабости.
3. Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны. Предпосылки для подъема революционных и национально-освободительных движений в странах Европы и Азии в 1917 – 1918 гг. Влияние российской Октябрьской революции 1917 г. на идеологию и политику социал-демократии и освободительные движения зарубежных стран. Основания для большевистской идеи «мировой революции» и создание Третьего Коммунистического Интернационала (1919 г.).
Революционные движения в Европе 1918 – 1920 гг. (Германия, Венгрия, Ирландия): причины, лидеры и политические силы, реформы, причины поражения левых социал-демократов (коммунистов), историческое значение революций.
Национально-освободительные движения и революции 1920-х гг. в государствах Востока: Турция, Иран, Афганистан, Индия, Китай. Лидеры национально-освободительных движений: Мустафа Кемаль, Реза-хан Пехлеви, М.Ганди, Чан Кайши. Политика солидарности СССР с национально-освободительными движениями и ее роль в борьбе народов Востока против колониальной зависимости.
4. Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. Причины раскола социал-демократического и рабочего движений в 1920-е гг. Основные характеристики социал-демократического движения индустриальных стран в 1920-е гг.: анализ и оценка современного положения; цели и задачи движения в новых условиях; социальная база, формы политической деятельности; отношение к Советской России и политике большевиков; участие в политической жизни европейских государств; задачи Социнтерна.
Основные характеристики коммунистического движения в странах Европы в 1920-е гг. Ведущие противоречия в идеологии и политике правых и левых сил социал-демократии.
Основные характеристики фашистского движения; его идеология и лидеры; причины зарождения фашизма в Италии и Германии. Общее и особенное в становлении тоталитарных государств в 1920-е гг.
Левый и правый фланги политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.; причины разобщенности левых сил перед угрозой фашизма.
*** Многообразие форм и ценностных ориентаций социальных движений в общественно-политической жизни стран Европы и Азии в первое послевоенное десятилетие.
| Актуализировать знания об основных характеристиках Первой мировой войны (причины, характер, страны-участницы, этапы и география военных действий; отношения власти и общества в 1914 – 1918 гг. и др.). На основе анализа тематической карты, документов, фотографий, статистической таблицы и других источников высказывать суждения по основным проблемам новой темы, реконструировать настроения послевоенные общества и проекты мирного договора.
Анализировать историческую ситуацию, вызванную условиями окончания Первой мировой войны и противоречиями между властями и обществом, по-разному видевшими ее проблемы и уроки.
На основе карты и текста учебника систематизировать и обобщать условия Версальского мира, определять, какие виды конфликтов они провоцировали.
Анализировать первоисточник и раскрывать на его основе слабые стороны Версальского договора; прогнозировать его последствия, в т.ч. на основе анализа и интерпретации карикатуры и фотографий.
Актуализировать знания о положении Японии в начале ХХ века и ее колониальной политике; раскрывать причины и характер Вашингтонской конференции, объяснят ь, интересы каких стран поддерживали ее соглашения.
Обобщать результаты международных конференций 1919 – 1922 гг. и формулировать единые для них принципы принятия решений, прогнозировать их влияние на революционное и национально-освободительное движения, общественные настроения, международное положение в ближайшие десятилетия. Выказывать и аргументировать суждения о реалистичности идеи создания в 1920-е годы международной организации, гарантирующей «мир и справедливость».
Анализировать историческую ситуацию, сложившуюся в результате окончания Первой мировой войны и революции 1917 г. в России; в этом контексте объяснять планы большевиков осуществить «мировую революцию» и причины их утопичности.
На основе текста учебника и дополнительных источников по примерному плану комплексно характеризовать революции и национально-освободительные движения в странах Европы и Азии. Показывать на карте страны, в которых в 1918 – 1920 гг. происходили революционные и национально-освободительные выступления, раскрывать их историческое значение. По дополнительным источникам готовить сообщения-презентации о лидерах этих движений и об отношении к ним в настоящее время.
Актуализировать знания о сущности и течениях в социал-демократическом движении, на основе анализа исторической ситуации раскрывать причины усиливавшегося раскола социал-демократии в 1920-е гг.
По примерному плану давать комплексную характеристику идеологии и политики социал-демократов и коммунистов; выявлять и объяснять противоречия, делавшие их непримиримыми врагами. Критические анализировать документ и высказывать суждения об аргументированности утверждений оценочных выводов руководителей Коминтерна.
В творческой форме (диспут \ политический спор \ полемика) воссоздавать идеологические установки социал-демократов и коммунистов по ключевым аспектам политической жизни 1920-х гг.
По примерному плану давать характеристику фашистского движения, в т.ч. анализируя первоисточник и на его основе формулируя признаки понятия «тоталитарное государство». Сопоставлять причины и пути становления фашистских государств в Италии и Германии в 1920-е гг., давать сравнительно-обобщающую характеристику личностей Б. Муссолини и А Гитлера; высказывать личностные суждения о постулатах фашистской идеологии.
Обобщать особенности политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг., характеризовать диспозиции правых и левых сил, а также противоречия между ними. В творческой форме (диспут) воссоздавать установки и тактику социал-демократов и коммунистов в отношении к фашистскому движению.
Обобщать формы и идеологию социальных движений, имевших место в разных странах и регионах мира в 1920-е гг. Высказывать суждения о характере первого послевоенного десятилетия и о влиянии на общественно-политическую жизнь результатов Первой мировой войны и Версальско-Вашингтонской системы.
| Тема 2. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису (1920 – 1930-е гг.) (5 ч.)
| 1. Мировой экономический кризис 1929 – 1932 гг. и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. «Страна процветания»: социально-экономическое и политическое положение США после Первой мировой войны и в результате решений Версальско-Вашингтонской системы. Причины мирового экономического кризиса и его социально-политические последствия.
Программа Демократической партии по выходу из кризиса и победа на президентских выборах Ф.Д. Рузвельта (1932 г.). Кейнсианство как теоретическая основа «Нового курса». Основные мероприятия правительства США в экономической, финансовой и социальной сферах; их результаты и политические оценки. Внешняя политика США в 1930-е годы.
[Ф.Д. Рузвельт как политик. Отношение к нему в американском обществе.] «Новый курс» как первый в истории опыт государственного регулирования рыночной экономики в условиях демократии, создания общегосударственной системы социальной защиты в США. Причины востребованности кейнсианства в странах Западной Европы во второй половине ХХ века.
2. Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. Влияние мирового экономического кризиса на Германию, Италию и другие страны Европы и Азии. Рост популярности и поддержки нацизма в германском обществе в годы экономического кризиса. Приход нацистов к власти (1933 г.) и политическая программа А. Гитлера. Утверждение фашистской диктатуры: запрещение оппозиции, борьба с инакомыслием, система трудового фронта и ликвидации безработицы. Расовая теория и ее реализация в школах, культуре, обществе Германии. Создание лагерей смерти. «Ариизация» экономики. Способы формирования общественного сознания и, как результат, отношение общества к нацистским порядкам.
Общее и особенности фашистского тоталитарного государства в Италии (корпоративное государство).
Причины подъема национализма и милитаризации Японии во второй половине 1920-х – 1930-е гг. Меморандум Танака. Признаки тоталитарного режима в политической жизни Японии в 1930-е гг.
Внутренние и внешние условия фашизации государств Европы в 1920 - 1930-е гг. Использование фашистскими партиями норм парламентской демократии на пути к завоеванию власти. Подготовка к войне.
3. Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции. Попытки модернизации и подъем рабочего движения в 1926 г. Общее и особенное в проявлениях мирового экономического кризиса 1929 – 1932 гг. в Великобритании. Создание коалиционного национального правительства (1931 г.) и политика социальных компромиссов. Причины непопулярности ультраправых фашистских организаций в Великобритании.
Общее и особенное в проявлениях мирового экономического кризиса 1929 – 1932 гг. во Франции. Активизация фашистского движения и противодействие ему. Значение Пакта о единстве действий коммунистической и социалистической партий (1934 г.). Создание и деятельность Народного фронта (1936 – 1938 гг., причины его распада; правительство национальной обороны (1938 г.). Французский вариант «Нового курса» («дирижизм»).
Историческое значение опыта Великобритании и Франции в защите демократических устоев общества и борьбе против угрозы фашизма в 1930-е годы.
4 – 5. Милитаризм и пацифизм на международной арене. Предпосылки для усиления пацифистских настроений в 1920-е годы [мирные инициативы и соглашения 1925 – 1928 гг.] и причины их краха в 1930-е гг.
Внешняя политика Японии в 1930-е годы: захват Маньчжурии в 1931 – 1933 гг. и возникновение очага войны в Азии.
Реакция Лиги Наций и других стран мира на акты агрессии со стороны Германии, Италии, Японии. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Политика нейтралитета США.
Гражданская война и германо-итальянская интервенция в Испании. Участие интернационалистов в борьбе с фашизмом в Испании (1936 – 1939 гг.). Причины победы франкистов.
Оформление Антикоминтерновского пакта (1936 г.) и военно-политического блока Берлин – Рим – Токио (1937 г.). «Мюнхенский сговор (1938 г.) как кульминация политики умиротворения агрессоров. Рост агрессии фашистских государств в Европе и Азии. Халхин-Гол (1939 г.) и его историческое значение в ограничении японской агрессии на Дальнем Востоке. Причины заключения советско-германского договора (1939 г.); значение и реакция на него мирового сообщества в условиях нарастания фашистской угрозы миру и международной безопасности [Дискуссии историков о роли секретных соглашений в развязывании Второй мировой войны].
Крах идеи создания системы коллективной безопасности в Европе в 1939 году.
*** Причины нарастания кризисных явлений в ведущих странах Запада во второй половине 1920 – 1930-е гг. Очаги напряженности на карте мира в 1930-е годы. Дискуссия о возможностях человечества в то время остановить распространение фашизма и предотвратить Вторую мировую войну.
| Актуализировать экономические и политические итоги Первой мировой войны для США, роль страны в послевоенном устройстве мира (Версальско-Вашингтонские соглашения).
На основе текста учебника формулировать причины экономического кризиса в США и по визуальным источникам описывать его социально-политические последствия.
Анализировать документ и определять, интересы каких слоев общества защищала программа Демократической партии США, объяснять, как она была реализована в «Новом курсе» Ф.Д. Рузвельта, прогнозировать его социальные последствия и отношение к политике Рузвельта правых и левых политических сил, в т.ч. на основе анализа политической карикатуры.
Раскрывать основные положения кейнсианства и новизну политического курса Ф.Д. Рузвельта, высказывать предположения о причинах актуальности этого опыта во второй половине ХХ – начале XXI века. По дополнительным источникам готовить сообщение-презентацию о Ф.Д. Рузвельте.
Актуализировать знания о социально-экономических последствиях мирового кризиса 1929 – 1939 гг. и об основных установках фашистской идеологии. Анализировать историческую ситуацию в Германии в годы кризиса и объяснять причины популярности идей нацизма среди широких слоев германского общества. Комплексно анализировать и интерпретировать данные статистической таблицы и логической схемы.
На основе текста учебника и других источников составлять план-перечисление признаков тоталитарного государства и приводить примеры их проявления в Германии, Италии и Японии. Раскрывать общее и особенное в их политических системах и режимах в 1930-е гг.
Комплексно анализировать первоисточники (логический, критический и аксиологический анализ текстов, сопоставление однородных документов), формулировать главные цели политиков Германии и Японии в 1930-е гг., объяснять, чьи интересы они защищали, как манипулировали национальными ценностями, моделировать последствия реализации Закона о защите германской крови, приводить иллюстрирующие их примеры из истории, литературы, кино и др.
Обобщать внешние и внутренние условия установления фашистских диктатур и режимов в целом ряде европейских государств в 1920 - 1930 е гг. Решать проблемные задачи, в т.ч. сопоставляя модели борьбы с мировым экономическим кризисом в США и Германии. Высказывать суждения о возможностях личности и общества оказывать сопротивление тоталитаризму и античеловеческим идеологиям.
Актуализировать знания о социально-экономических последствиях мирового кризиса 1929 – 1939 гг. и его проявлениях в США, Германии и Италии. Формулировать проблемные вопросы, основываясь на анализе заголовка и вводного текста к новому параграфу.
Сравнивать однородные исторические явления (проявления кризиса, антикризисная политика государств Европы, реакция общества на фашизм и т.д.) по примерному плану и самостоятельно сформулированным вопросам; формулировать выводы об их сходствах и различиях, объяснять причины различий и их влияние на политический выбор стран Европы и США.
Анализировать документ, объяснять значение «Пакта о единстве действий», выбирать и аргументировать историческую оценку данного соглашения в условиях Франции.
Высказывать суждения о специфике и историческом значении опыта Великобритании и Франции в борьбе с фашистской угрозой, на этом примере объяснять, в чем заключалась альтернатива фашизму в 1930-е годы.
Актуализировать знания о сущности пацифизма и причинах популярности пацифистских настроений в обществе и европейской политике в 1920-е гг. Объяснять причины поражения пацифистов в противостоянии идеям милитаризма и реваншизма.
По тексту параграфа и другим источникам составлять сравнительно-обобщающую таблицу о развитии международных отношений в 1930-е гг., на ее основе формулировать выводы о причинах краха попытки создать систему коллективной безопасности; раскрывать сущность понятия «политика умиротворения агрессора» и ее последствия. По карте показывать очаги международной напряженности и локализовать события, указывающие на рост агрессии Германии, Италии и Японии.
Анализировать документы международного характера, выявлять интересы сторон, прогнозировать последствия реализации их решений и реакцию мирового сообщества, в т.ч. на основе критического анализа политических карикатур (Мюнхен и др.).
В тексте учебника выявлять оценочную позицию автора в отношении дискуссионных вопросов (советско-германский договор и др.) и ее аргументацию;
Готовить сообщения-презентации о ярких событиях международной жизни в 1930-е гг., в т.ч. с участием СССР.
Обобщать информацию о развитии международных отношений и внешней политике ведущих стран Запада и СССР в 1930-е гг., высказывать аргументированные суждения об их тенденциях и результатах.
Формулировать причины развития кризисных явлений и приводить примеры их проявления во внутренней и внешней политике индустриальных стран. Участвовать в дискуссии пополитическим и нравственным аспектам истории 1930-х гг., альтернативности исторического развития.
| Тема 3. Человечество во Второй мировой войне (1939 – 1945 гг.) (4 ч.)
| 1. Начальный период мировой войны и «Новый порядок». Движение Сопротивления. Соотношение сил в Европе накануне войны: страны, население, промышленные и военно-технические показатели потенциальных противников. Представления лидеров стран Запада о методах ведения войны в середине ХХ столетия.
Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Начальный период (1.09. 1939 - 22. 06. 1941 г.) и его этапы: «странная война»; У. Черчилль и его роль в организации отпора фашистской агрессии, «битва за Англию»; разгром Франции; военные действия союзников в Северной и Южной Европе, Северной Африке и Средиземноморье.
Цели и значение «Тройственного пакта» (1940 г.). «Новый порядок»: идеологические, социально-политические и экономические аспекты нацистского режима на оккупированных территориях. Холокост и политика геноцида в отношении политических противников фашизма, культурных меньшинств и других групп населения. Исторические уроки Холокоста. [Холокост как место памяти современного общества.]
Движение Сопротивления в странах Европы в годы Второй мировой войны. [Граждане СССР – участники Сопротивления]
2. Антигитлеровская коалиция. Советско-германские отношения в 1939 – 1941 гг. и причины их ухудшения к зиме 1940 г. План «Барбаросса»: подготовка и нападение Германии на СССР (22.06.1941 г.).
Начало нового этапа во Второй мировой войне и причины срыва блицкрига (характер войны СССР против Германии; мобилизация всех сил на отпор агрессору; др.).
Реакция лидеров Великобритании и США в связи с нападением Германии на СССР.
Закон о ленд-лизе (март 1941 г.) и его роль в борьбе с фашизмом. Начало формирования антигитлеровской коалиции. Атлантическая хартия (1941 г.) – англо-американский договор о сотрудничестве во время и после войны.
Агрессия Японии на Тихом океане в 1940 – 1941 гг.; реорганизация политической системы, милитаризация экономики и установление контроля над промышленностью. Советско-японские отношения в 1940 – 1941 гг. и в связи с событиями на Восточном фронте. Перл-Харбор и вступление в войну США. «Новый порядок на восточно-азиатском пространстве». Подъем освободительного движения в странах Восточной Азии.
Декларация Объединенных Наций (1.01. 1942 г.); ценности, консолидирующие народы в борьбе с фашизмом и послевоенном устройстве мира.
Исторические уроки формирования и деятельности антигитлеровской коалиции.
3. Трудный путь к победе. Проблема открытия второго фронта и подходы к ее решению в 1942 – 1944 гг.
Военные действия на советско-германском фронте, в Северной Африке, в Западной Европе, в Азии и на Тихом океане в 1942 – 1945 гг.: их взаимосвязи и роль в развитии, коренном переломе и итогах военных кампаний и Второй мировой войны в целом. Динамика соотношения людских и военно-технических сил стран-участниц Второй мировой войны; их ресурсы.
Начало распада Тройственного пакта. Взятие Берлина советскими войсками и капитуляция Германии.
Вступление СССР в войну с Японией. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
[Капитуляция Германии и Японии.]
Вопросы о значении Восточного фронта, ленд-лиза, антигитлеровской коалиции, движения Сопротивления, атомном оружии, коренном переломе во Второй мировой войне как объекты фальсификации всемирной истории.
4. Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. Цена победы человечества над фашизмом: жертвы среди военного и мирного населения; материальные потери; разрушение культурных ценностей; морально-психологические и др. издержки Второй мировой войны. Масштабы ее потерь в сопоставлении с предыдущими войнами человечества.
Конференции глав государств Великой тройки (Тегеран, 1943; Ялта и Потсдам, 1945): повестки дня, разногласия и важнейшие решения, в т.ч. о послевоенном устройстве мира. Роспуск Коминтерна (1943 г.) и его роль в упрочении доверия между лидерами стран-участниц антигитлеровской коалиции. Принципы денацификации, демилитаризации, декартелизации и демократизации послевоенной Германии.
Итоги и уроки Второй мировой войны. Проблемы и принципы изменения государственных границ в Европе. Международные военные трибуналы и судебные процессы над военными преступниками [Нюрнберг и др.].
Создание ООН и принципы ее деятельности. Утверждение международно-правовых норм, осуждающих агрессию.
*** Вторая мировая война как место памяти современного человечества (памятники и мемориалы; дни памятных дан и юбилеи; герои и антигерои; тема Второй мировой войны в культуре и искусстве второй половины ХХ – начала ХХI века, изучение истории Второй мировой в школах разных стран мира, дискуссионные вопросы и др.).
| Анализировать тематическую карту и на ее основе характеризовать геополитическую расстановку сил накануне и в начальный период Второй мировой войны. Анализировать статистическую таблицу и делать выводы о представлениях лидеров Запада в отношении будущей войны и военно-технической подготовки к ней; прогнозировать развитие военных событий в начальный период войны.
По карте локализовать события начального периода Второй мировой войны и высказывать суждения о том, почему началом войны считается нападение Германии на Польшу, а первый год войны «странной войной».
Давать образную характеристику личности У.Черчилля как человека и политика, сопоставляя его взгляды и деятельность с предшественником на посту премьер-министра Великобритании. Комплексно анализировать первоисточник, творчески реконструируя историческую ситуацию, в которой началась «битва за Англию», и раскрывая роль Черчилля в отпоре агрессии.
По тексту учебника и другим источникам объяснять сущность «нового порядка» с позиций многоперспективности, объяснять причины геноцида фашистов в отношении разных социокультурных групп населения порабощенных стран. С помощью дополнительных источников готовить сообщения-презентации о Холокосте и движении Сопротивления; формулировать выводы об их исторических уроках и значении; на конкретных примерах показывать, как в современном обществе сохраняется память о героях и феноменах всеобщей истории.
Обобщать события и явления начального периода Второй мировой войны по признаку «общее - особенное».
Актуализировать знания о целях и условиях советско-германских договоров 1939 г. и объяснять причины их ухудшения на начальном этапе Второй мировой войны. Сопоставлять развитие и характер военных действий Германии в Западной Европе в 1939 – первой половине 1941 гг. и на территории СССР в июне – декабре 1941 г.; делать выводы об их сходствах и различиях; обосновывать начало нового этапа во Второй мировой войне с 22 июня 1941 г. Привлекая контекстные знания, объяснять причины срыва блицкрига.
Эмпатически читать и анализировать первоисточник, дополнять на этой основе образную характеристику личности У. Черчилля; выделять предпосылки англо-советского и, шире, антигитлеровского сотрудничества во время войны.
На основе текста учебника выделять по самостоятельно предложенным критериям этапы формирования антигитлеровской коалиции в 1940 – 1942 гг. Раскрывать значение закона о ленд-лизе в борьбе с фашизмом.
По тематической карте локализовать события на Тихом океане, связанные с агрессией Японии; объяснять причины ее военно-политического превосходства в этом регионе в 1940 – 1942 гг.; раскрывать характерные признаки «нового порядка» в Восточной Азии.
Анализировать документ международного характера, выявляя заложенные в него принципы сотрудничества в годы войны с фашизмом и послевоенного мироустройства.
Высказывать суждения о значении международного опыта организации совместной борьбы с фашизмом в годы Второй мировой войны и его актуальности.
Проблематизировать название параграфа (урока) и формулировать дискуссионные вопросы к его содержанию.
Локализовать события Второй мировой войны на тематических картах, в хронологическом порядке с опорой на легенды карты составлять связные рассказы об основных событиях на театрах Второй мировой войны.
По тексту учебника составлять синхронистическую таблицу о событиях Второй мировой войны и делать аргументированные выводы по дискуссионным аспектам ее истории.
Анализировать статистические источники, сопоставлять тенденции изменениях количественных данных и объяснять причины этих изменений, привлекая контекстуальные знания.
Анализировать документ и атрибутировать события, в нем изложенные, формулировать на его основе аргументы для ответов на проблемные вопросы.
По дополнительным источникам в творческой форме (персонифицированные репортажи) готовить сообщения о событиях, знаменовавших окончание Второй мировой войны; выявлять и объяснять различия в акцентах и оценках одних и тех же исторических событий.
Участвовать в диск уссии по актуальным проблемам истории Второй мировой войны и современной политики памяти; определять и высказывать собственную позицию.
Анализировать статистические данные (таблицы, диаграммы) и делать выводы о цене победы человечества во Второй мировой войне, на основе контекстуальных данных объяснять масштабы потерь; формулировать другие последствия Второй мировой войны, о которых не говорится в учебнике.
По примерному плану составлять сравнительно-обобщающую таблицу и характеризовать решения трех конференций в связи с ходом Второй мировой войны и планами послевоенного устройства мира; объяснять значение понятий, связанных с будущим Германии. Анализировать документ и интерпретировать фотографии в связи с задачами международных конференций и особенностями личности глав государств Большой тройки.
Составлять тезисный план «Уроки и итоги Второй мировой войны», высказывать суждения об их актуальности в современном мире.
По тематической карте показывать изменения границ в Европе и определять их принципы; сопоставлять карты Европы после двух мировых войн, оценивать их конфликтность.
По дополнительным источникам готовить сообщения-презентации о военных процессах.
Анализировать документ и сопоставлять Устав ООН с принципами Атлантической хартии, раскрывать значение этого документа и деятельности ООН в послевоенном мире.
На основе самостоятельно найденных и обработанных источников готовить и проводить презентации проектов по проблемам изучения и сохранения памяти о Второй мировой войне, отражении ее истории в школьных учебниках и произведениях искусства. Участвовать в дискуссиях и социальных проектах, связанных с историей Второй мировой войны.
| Тема 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «Холодной войны» (1945 – 1990 г.) (3 ч.)
| 1. Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков. Экономическое положение стран Европы и США после Второй мировой войны. Политические противоречия послевоенного мира: вопросы о судьбе стран Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Балканского полуострова, конфликт в Турции и гражданская война в Греции. Речь У. Черчилля в Фултоне (1946 г.) и «доктрина Трумэна» (1947 г.) как условное начало «холодной войны».
«План Маршалла» и в связи с ним раскол политических сил Европы, формирование военно-политических блоков и экономических союзов под эгидой США и СССР. Берлинский кризис 1948 г. и образование двух германских государств. Оформление СЭВ (1949 г.), НАТО (1949 г.) и ОВД (1955 г.).
Причины и особенности политики «холодной войны» в Азии: возобновление гражданской войны в Китае (1946 – 1949 гг.), развитие советско-китайских отношений; Сан-Францисский мирный договор (1951 г.); союз США и Японии; проблемы в отношениях СССР и Японии.
Испытание атомной бомбы в СССР (1949 г.) и его последствия для военно-политического противостояния двух мировых держав во второй половине ХХ века.
«Холодная война» как феномен международных отношений в мире, пережившем Вторую мировую войну.
2. Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. Влияние результатов Второй мировой войны на деколонизацию. Этапы падения колониальных империй и образования независимых государств в Азии и Африке во второй половине ХХ века. Проблемы выбора освободившимися странами пути развития в условиях биполярного мира. Создание Британского Содружества и Французского Сообщества. Идея социалистической ориентации. Соперничество СССР и США за сферы влияния над странами Азии, Африки и Латинской Америки; его роль в разжигании локальных войн и конфликтов: Корейская война (1950 – 1953 гг.), борьба за влияние на Ближнем Востоке (1950-е гг.), Карибский кризис 1962 г., война США во Вьетнаме (1965 – 1973 гг.) и др.
Глобализация системы союзов и локальные конфликты. Международные отношения и вопросы международной безопасности в 1950 – 1970-е годы.
3. Кризис политики «холодной войны» и ее завершение. Предпосылки и симптомы кризиса модели биполярного мира и политики «холодной войны» в 1970 – 1980-е гг. Гонка вооружений СССР и США, ее этапы и итоги к концу ХХ века. Советско-американские отношения в условиях гонки вооружения и ядерного противостояния. Движение неприсоединения (1955 г.) как «третья сила» в противостоянии военно-политическим блокам. Формы протеста общества против гонки вооружений.
Предпосылки перехода к политике разрядки международной напряженности и нормализации советско-американских отношений в 1970-е гг. Первые соглашения по ограничению стратегических вооружений. Германский вопрос в годы «холодной войны»: кризисы и компромиссы. Берлинская стена как символ биполярного мира в 1960 – 1980-е гг. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и его значение в укреплении европейской безопасности.
Причины и проявления кризиса политики разрядки в первой половине 1980-х гг. Обострение соперничества между СССР и США в «третьем мире», вопрос о «евроракетах», ввод советских войск в Афганистан. Новое политическое мышление и развитие советско-американского диалога в конце 1980-х гг. Признаки окончания «холодной войны»: объединение Германии и др.
*** Партнерство и соперничество сверхдержав в годы «холодной войны»: итоги и уроки для политиков и человечества.
| Анализировать развитие исторической ситуации в первые послевоенные годы, выявлять в ней противоречия и формулировать причины политического раскола Европы и мира.
Комплексно анализировать документ, по карте показывать условную границу биполярного мира, интерпретировать ключевые фразы речи У. Черчилля (железный занавес, христианска |
|