![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Всеобщая история. Новейшая историяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
XX – начало XXI века Пояснительная записка
Курс «Новейшая история: XX – начало XXI века» заканчивает систематическое изучение Всеобщей истории в основной школе. Возвращаясь к истории зарубежных стран, девятиклассники вновь «уходят вперед» на целое столетие, «оставляя» Россию на рубеже XIX - ХХ веков, но она постоянно находится в поле их зрения в качестве одного из главных акторов Новейшего времени. Как и в 6 - 8 классах, все связи с курсом отечественной истории в первом полугодии работают на опережение и носят характер вводного обобщения. Хронологически последняя часть курса Всеобщей истории вмещает в себя только одно столетие с небольшим, постоянно удлиняющимся «забегом» в ХХI век. Но именно ее школьники могут ощутить как «живую» историю: прямые родственники учащихся «родом из ХХ столетия», а они сами – современники первых десятилетий XXI века. Поэтому ретроспективный взгляд в прошлое, характерный для всех предыдущих лет изучения истории, в 9 классе постепенно меняется на перспективный, актуализирующий сценарии ближайшего будущего человечества. В основу структуры учебного курса «Новейшая история: XX – начало ХХI века» положен проблемно-региональный принцип, в результате чего каждая тема в Рабочей программе и соответствующая ей глава учебника посвящены или определенному аспекту (например, «Человечество после Первой мировой войны», «Человечество во Второй мировой войне»), или тенденциям мировой истории («Ведущие страны Запада: от процветания к кризису»), или специфике развития регионов мира («Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХХ – начале XXI века», «Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке»), и т.п. Однако, по сравнению с «Историей Нового времени: XIX – начало XX вв.», логика изложения «Новейшей истории» более прозрачна, т.к. основана на хронологической последовательности масштабных событий, явлений и процессов ХХ столетия. Даже последние обзорные темы курса, посвященные истории стран Азии, Африки и Латинской Америки, а также науке и культуре, смещены к особенностям их развития во второй половине ХХ века и перспективам – в начале XXI в. В связи со сказанным выше трудно переоценить вклад заключительной части курса Всеобщей истории в реализацию главной цели изучения истории в основной школе – «образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом…»[19].
Какие задачи стоят перед выпускниками основной школы? Чем на этом этапе завершается процесс изучения Всеобщей истории? Работа над хронологическим компонентом исторического образования по-прежнему сконцентрирована на умениях соотносить события, явления и процессы Новейшего времени с определенными периодами и этапами развития человечества в ХХ веке, ознаменованными Первой и Второй мировыми войнами, экономическим кризисом 1929 – 1932 гг., модернизацией, «холодной войной», деколонизацией стран Азии и Африки, возникновением информационного общества и т.д. Для формирования целостного и интегрированного представления о Новейшем времени школьникам необходимы умения сопоставлять разные этапы экономического, политического и общественного развития, раскрывать их существенные признаки, выделять общее и особенное в путях модернизации государств и регионов мира, оценивать значимость событий в масштабах национальной, европейской и мировой истории. Работа над картографическим компонентом подготовки девятиклассников, как и в прошлом году, сосредоточена на умениях анализировать тематические и обзорные карты; читая легенду карты, извлекать новую информацию и конкретизировать готовые выводы; сопоставлять геополитическое положение государств и регионов на разных этапах их развития; раскрывать последствия международных соглашений о границах и сферах влияния; выявлять тенденции в изменении конфигурации исторического пространства Европы и мира в XX - начале XXI века. В курсе Новейшей истории основная часть первоисточников представлена документами международного и политического характера. Главным направлением их изучения остается определение интересов, ценностных установок и ожиданий стоящих за ними государственных и общественных деятелей, политических партий и международных организаций и т.д. В особую группу стоит выделить тексты, вышедшие из-под пера одиозных политиков ХХ века: Б. Муссолини, А. Гитлера, премьер-министра Японии генерала Танаки. Работа с их высказываниями сосредоточена на аксиологическом анализе содержания и инструментов идеологического воздействия. На другом полюсе «архивов Новейшей истории» – документы гуманистического и пацифистского характера: Пакт о единстве действий против угрозы фашизма (1934 г.), речи У. Черчилля (1940 – 1941 гг.), Устав ООН, Манифест Рассела - Эйнштейна (1954 г.) и др. Еще одной важной особенностью работы с источниками в курсе Новейшей истории становится самостоятельный поиск и обработка материалов СМИ и Интернета для сообщений-презентаций, аналитических обзоров, научных прогнозов в отношении событий и явлений начала XXI века. Таким образом, «живая история» - это еще и история, которая пишется на глазах учащихся и при их непосредственном участии.
Лейтмотивом содержания всего курса Новейшей истории остается идея многообразия жизни людей в современном мире. С этой точки зрения выразительны названия учебных занятий и параграфов: «Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции», «Милитаризм и пацифизм на международной арене», «Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией» и др. Обобщая итоги исторического развития человечества в ХХ веке и прогнозируя будущее, школьники подходят к выводу об ошибочности и даже опасности любых планов унификации мира, о необходимости ответственных и взвешенных действий для гарантии устойчиво-безопасного развития человечества в третьем тысячелетии. Таким образом, курс «Новейшая история: XX – начало XXI века», соразмерно познавательным возможностям девятиклассников и специфике своего содержания, вносит важный вклад в решение общих задач изучения истории в школе [20] :
Решению этих задач способствует содержание курса «Новейшая история: XX – начала XXI века», представленное обязательными содержательными линиями и их аксиологическими акцентами:
ü эволюция трудовой и хозяйственной деятельности народов. Благодаря новым источникам энергии, высоким технологиям и научно-техническому прогрессу в течение последнего столетия многократно повысилась производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве, качественно изменились условия быта и производственной деятельности. В результате этого в начале ХХI века почти половина населения планеты живет в мегаполисах, занята в промышленности, сфере услуг, науке и управлении;
ü эволюция национальных, социальных, политических и профессиональных общностей в рамках индустриального общества; формирование новых общностей и социальных отношений (социальное партнерство) в условиях становления информационного общества и качественно нового уровня средств коммуникации между людьми; ü эволюция и типы национальных государств Западной Европы, Северной Америки, Азии, Африки и Латинской Америки в ХХ веке: тоталитарное и демократическое государства, «государство благоденствия» и др.; политические кризисы в индустриальных странах Запада; крушение колониальных империй и проблемы выбора исторического пути развития в странах Азии, Африки, Латинской Америки во второй половине ХХ века; создание и деятельность наднациональных институтов в современном мире; ü историко-культурное наследие человечества XX – начала XXI века, представленное разнообразными направлениями развития науки и техники, а также тенденциями общественно-политической и культурной жизни народов мира. Среди них для школьного курса Всеобщей истории новейшего времени особое значение имеют проблемы становления гуманитарной, общественно-политической мысли, эволюции либеральной и консервативной идеологий, соперничества коммунистов и социал-демократов за право выражать идеалы социальной справедливости, основные модернизационные идеи и концепции. В попытках познания человеком себя, своей жизни и окружающего мира средствами искусства просматривается глубинная связь художественного творчества с проблемами и противоречиями современной общественно-политической жизни;
ü опыт взаимодействия и конфронтации в Новейшей истории, как никогда ранее, многообразен и противоречив, поскольку он вмещает в себя две самые разрушительные в истории мировой цивилизации войны, военно-политическое противостояние мировых держав, опасность самоуничтожения человечества посредством оружия массового поражения, но, одновременно, с этим – качественно новый уровень сотрудничества государств и народов, ориентированный на поддержание устойчиво-безопасного развития мировой цивилизации и решение глобальных проблем современности.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.188.79 (0.013 с.) |