Всеобщая история. Новейшая история 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всеобщая история. Новейшая история



XX – начало XXI века

Пояснительная записка

 

Курс «Новейшая история: XX – начало XXI века» заканчивает систематическое изучение Всеобщей истории в основной школе. Возвращаясь к истории зарубежных стран, девятиклассники вновь «уходят вперед» на целое столетие, «оставляя» Россию на рубеже XIX - ХХ веков, но она постоянно находится в поле их зрения в качестве одного из главных акторов Новейшего времени. Как и в 6 - 8 классах, все связи с курсом отечественной истории в первом полугодии работают на опережение и носят характер вводного обобщения.

Хронологически последняя часть курса Всеобщей истории вмещает в себя только одно столетие с небольшим, постоянно удлиняющимся «забегом» в ХХI век. Но именно ее школьники могут ощутить как «живую» историю: прямые родственники учащихся «родом из ХХ столетия», а они сами – современники первых десятилетий XXI века. Поэтому ретроспективный взгляд в прошлое, характерный для всех предыдущих лет изучения истории, в 9 классе постепенно меняется на перспективный, актуализирующий сценарии ближайшего будущего человечества.

В основу структуры учебного курса «Новейшая история: XX – начало ХХI века» положен проблемно-региональный принцип, в результате чего каждая тема в Рабочей программе и соответствующая ей глава учебника посвящены или определенному аспекту (например, «Человечество после Первой мировой войны», «Человечество во Второй мировой войне»), или тенденциям мировой истории («Ведущие страны Запада: от процветания к кризису»), или специфике развития регионов мира («Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХХ – начале XXI века», «Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке»), и т.п. Однако, по сравнению с «Историей Нового времени: XIX – начало XX вв.», логика изложения «Новейшей истории» более прозрачна, т.к. основана на хронологической последовательности масштабных событий, явлений и процессов ХХ столетия. Даже последние обзорные темы курса, посвященные истории стран Азии, Африки и Латинской Америки, а также науке и культуре, смещены к особенностям их развития во второй половине ХХ века и перспективам – в начале XXI в.

В связи со сказанным выше трудно переоценить вклад заключительной части курса Всеобщей истории в реализацию главной цели изучения истории в основной школе – «образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом…»[19].

Какие задачи стоят перед выпускниками основной школы? Чем на этом этапе завершается процесс изучения Всеобщей истории?

Работа над хронологическим компонентом исторического образования по-прежнему сконцентрирована на умениях соотносить события, явления и процессы Новейшего времени с определенными периодами и этапами развития человечества в ХХ веке, ознаменованными Первой и Второй мировыми войнами, экономическим кризисом 1929 – 1932 гг., модернизацией, «холодной войной», деколонизацией стран Азии и Африки, возникновением информационного общества и т.д. Для формирования целостного и интегрированного представления о Новейшем времени школьникам необходимы умения сопоставлять разные этапы экономического, политического и общественного развития, раскрывать их существенные признаки, выделять общее и особенное в путях модернизации государств и регионов мира, оценивать значимость событий в масштабах национальной, европейской и мировой истории.

Работа над картографическим компонентом подготовки девятиклассников, как и в прошлом году, сосредоточена на умениях анализировать тематические и обзорные карты; читая легенду карты, извлекать новую информацию и конкретизировать готовые выводы; сопоставлять геополитическое положение государств и регионов на разных этапах их развития; раскрывать последствия международных соглашений о границах и сферах влияния; выявлять тенденции в изменении конфигурации исторического пространства Европы и мира в XX - начале XXI века.

В курсе Новейшей истории основная часть первоисточников представлена документами международного и политического характера. Главным направлением их изучения остается определение интересов, ценностных установок и ожиданий стоящих за ними государственных и общественных деятелей, политических партий и международных организаций и т.д. В особую группу стоит выделить тексты, вышедшие из-под пера одиозных политиков ХХ века: Б. Муссолини, А. Гитлера, премьер-министра Японии генерала Танаки. Работа с их высказываниями сосредоточена на аксиологическом анализе содержания и инструментов идеологического воздействия. На другом полюсе «архивов Новейшей истории» – документы гуманистического и пацифистского характера: Пакт о единстве действий против угрозы фашизма (1934 г.), речи У. Черчилля (1940 – 1941 гг.), Устав ООН, Манифест Рассела - Эйнштейна (1954 г.) и др. Еще одной важной особенностью работы с источниками в курсе Новейшей истории становится самостоятельный поиск и обработка материалов СМИ и Интернета для сообщений-презентаций, аналитических обзоров, научных прогнозов в отношении событий и явлений начала XXI века. Таким образом, «живая история» - это еще и история, которая пишется на глазах учащихся и при их непосредственном участии.

Лейтмотивом содержания всего курса Новейшей истории остается идея многообразия жизни людей в современном мире. С этой точки зрения выразительны названия учебных занятий и параграфов: «Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции», «Милитаризм и пацифизм на международной арене», «Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией» и др. Обобщая итоги исторического развития человечества в ХХ веке и прогнозируя будущее, школьники подходят к выводу об ошибочности и даже опасности любых планов унификации мира, о необходимости ответственных и взвешенных действий для гарантии устойчиво-безопасного развития человечества в третьем тысячелетии.

Таким образом, курс «Новейшая история: XX – начало XXI века», соразмерно познавательным возможностям девятиклассников и специфике своего содержания, вносит важный вклад в решение общих задач изучения истории в школе [20] :

  • формирование ценностных ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной, и этнорегиональной самоидентификации школьников в современном мире;
  • содействие в становлении научно-исторической картины мира и понимании значения Истории для саморазвития личности, жизни и взаимодействия людей в современном поликультурном мире;
  • воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию человечества, частью которого является прошлое своей страны и родного края;
  • формирование умений творчески воссоздавать, анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого, конструктивно взаимодействовать с носителями иных взглядов и ценностей, руководствуясь принципами историзма, многоперспективности, взаимосвязи и взаимообусловленности исторических процессов.

Решению этих задач способствует содержание курса «Новейшая история: XX – начала XXI века», представленное обязательными содержательными линиями и их аксиологическими акцентами:

  • Историческое время: период Всеобщей истории, в основе которого лежит история человечества в ХХ веке. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов ХХ век не только не уступал, но даже превзошел предыдущие столетия мирового развития. ХХ век стал переломным в представлениях людей о поступательном, прогрессивном развитии мировой цивилизации, о необходимости и неизбежности унификации мира и т.п. Изменения в облике мира повлекли за собой обострение многих прежних проблем и породили новые, угрожающие самим основам существования цивилизации. Начало ХХI века, - с ускорением темпов научно-технического прогресса и «кризисом человека», - демонстрирует преобладание времени над пространством, актуализирует значимость изучения Новейшей истории для понимания истоков глобальных проблем человечества и принятия оптимальных решений.
  • Историческое пространство курса Новейшей истории создается на основе цивилизационного подхода. Он позволяет, не игнорируя значения специфики отдельных, наиболее крупных стран современного мира (таких, как США, Япония, Китай, Индия), раскрыть общность исторических судеб государств Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, стран арабо-исламского мира, Африки к югу от экватора. Созданию целостного представления об историческом пространстве современного мира способствуют не только приемы синхронизации изложения процессов политического, социально-экономического и культурного развития разных регионов в последние десятилетия, но и актуализация происходящих в них интеграционных процессов.
  • Историческое движение:

ü эволюция трудовой и хозяйственной деятельности народов. Благодаря новым источникам энергии, высоким технологиям и научно-техническому прогрессу в течение последнего столетия многократно повысилась производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве, качественно изменились условия быта и производственной деятельности. В результате этого в начале ХХI века почти половина населения планеты живет в мегаполисах, занята в промышленности, сфере услуг, науке и управлении;

ü эволюция национальных, социальных, политических и профессиональных общностей в рамках индустриального общества; формирование новых общностей и социальных отношений (социальное партнерство) в условиях становления информационного общества и качественно нового уровня средств коммуникации между людьми;

ü эволюция и типы национальных государств Западной Европы, Северной Америки, Азии, Африки и Латинской Америки в ХХ веке: тоталитарное и демократическое государства, «государство благоденствия» и др.; политические кризисы в индустриальных странах Запада; крушение колониальных империй и проблемы выбора исторического пути развития в странах Азии, Африки, Латинской Америки во второй половине ХХ века; создание и деятельность наднациональных институтов в современном мире;

ü историко-культурное наследие человечества XX – начала XXI века, представленное разнообразными направлениями развития науки и техники, а также тенденциями общественно-политической и культурной жизни народов мира. Среди них для школьного курса Всеобщей истории новейшего времени особое значение имеют проблемы становления гуманитарной, общественно-политической мысли, эволюции либеральной и консервативной идеологий, соперничества коммунистов и социал-демократов за право выражать идеалы социальной справедливости, основные модернизационные идеи и концепции. В попытках познания человеком себя, своей жизни и окружающего мира средствами искусства просматривается глубинная связь художественного творчества с проблемами и противоречиями современной общественно-политической жизни;

ü опыт взаимодействия и конфронтации в Новейшей истории, как никогда ранее, многообразен и противоречив, поскольку он вмещает в себя две самые разрушительные в истории мировой цивилизации войны, военно-политическое противостояние мировых держав, опасность самоуничтожения человечества посредством оружия массового поражения, но, одновременно, с этим – качественно новый уровень сотрудничества государств и народов, ориентированный на поддержание устойчиво-безопасного развития мировой цивилизации и решение глобальных проблем современности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.01 с.)