Революция 1905-1911 гг. в Иране 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Революция 1905-1911 гг. в Иране



Лекция 36

Цель – обозначить сущность вопроса, понять как революционные движения трансформировались в условиях восточного общества.

План.

1 Социально-экономические и идейно-политические предпосылки, роль традиций. Влияние русской революции 1905 г. Общее и отличное, этапы, итоги.

2 Революционный подъем в Индии 1905-1908 гг. Свадеши и сварадж. Роль ИНК. Выступления в Пенджабе. Раскол в ИНК. Бомбейская стачка.

3 Революция в Иране. Созыв меджлиса. Роль духовенства. Иранская конституция. Переворот 1908 г. Тебризское восстание. Свержение Мохаммеда-Али-шаха. Либералы у власти. Усиление интервенции.

4 Турецкая революция 1908 г. Политика «османизма».

5 Синьхайская революция в Китае. Складывание революционной ситуации. «Три народных принципа» Сунь Ятсена. Начало революции. Провозглашение республики. Переход власти к Юань Шикаю. Создание партии Гоминьдан.

 

Особенности восточных традиционных обществ. В начале XX в. понятие «Восток» обычно относилось к характеристике восточной (неевропейской) цивилизации. К этому времени разрыв в уровнях развития стран Востока и европейских государств углубился. Европа и Северная Америка прошли фазу промышленной революции, капитализм свободной конкуренции перерос в монополистическую стадию. А Восток как бы застыл в своем развитии, стал объектом экспансии европейского капитала. К началу XX в. восточные страны, сохранившие феодальные институты и структуры, были насильственно включены в систему мирового капиталистического хозяйства. Противоречие между передовым Западом и отсталым Востоком стало в XX в. одной из самых болезненных проблем человеческой цивилизации. Отставание Востока в общественно-экономическом развитии от европейских капиталистических стран имело объективные причины. Традиционное восточное общество характеризовалось большой ролью государственной власти и верховного владыки. К концу XIX в. в большинстве восточных стран развивался частнособственнический уклад. Однако традиционные феодальные отношения преобладали. Государство выступало в качестве верховного собственника земли, осуществляло централизованный контроль над всем обществом. Это в свою очередь объясняло особенность социальной структуры восточных обществ — слабость и немногочисленность частных собственников, их правовую незащищенность перед всесилием властей и феодальной бюрократии. Другая особенность восточных обществ — определяющее значение не классовой, а корпоративной социальной структуры, то есть разделение общества на множество корпораций и кланов (землячества, общины, секты, цехи-гильдии и прочие объединения). Отсюда «поглощение» индивидуума коллективом, трудности выделения из него. Система вертикальных связей и замкнутых сообществ оставалась почти неизменной при всех сменах династий и в немалой степени определяла стабильность общества, его застойность, неподготовленность к глубоким изменениям, второстепенность классовых противоречий и конфликтов. Кризис традиционного общественного строя. В большинстве восточных стран в конце XIX — начале XX в. ускорилась ломка феодальных отношений, патриархальных форм жизни и хозяйства. Строились железные, дороги, порты, фабрики. Этот процесс сопровождался превращением многих стран в колониальные сырьевые придатки метрополий или в зависимые от иностранного капитала, но формально самостоятельные государства. Былая замкнутость и автономность восточных стран уходила в прошлое.
Включение восточных стран в мировое хозяйство сопровождалось противоречивыми последствиями. С одной стороны, вторжение зарубежного капитала подрывало традиционные устои восточного общества, способствовало развитию капиталистических, буржуазных отношений, но, с другой стороны, иностранные дельцы и правительства поддерживали правящие клики и консервировали пережитки прошлого, если это было им выгодно. В итоге бедность, нищета, голод, невежество были уделом сотен миллионов людей в странах Азии и Африки. Важной формой включения колониальных и зависимых стран в мировое хозяйство, в мировой рынок было насаждение в этих странах той или иной сельскохозяйственной монокультуры. Большие земельные массивы иностранные компании захватывали под организацию крупных плантаций технических и продовольственных культур (хлопок, сахарный тростник, чай, кофе, каучуконосы, хинное дерево, бананы, финики и пр.). Некоторые районы Индии, Цейлон, Ява стали главными производителями чая, Бенгалия — джута, Вьетнам — риса, Золотой берег — какао, Египет — хлопка. Монокультура во многих странах «съедала» земли, остро необходимые для производства продовольствия. Гнет иностранного капитала и традиционные общественные структуры, феодальные отношения объясняют замедленный и противоречивый характер вызревания капиталистических отношений, отсюда слабость тех социальных сил, с которыми могли быть связаны прогрессивные изменения. Национальная промышленность оставалась в начале XX в. на мануфактурной стадии. Местный капитал устремлялся главным образом в сферу торговли, сельское хозяйство и в недвижимость. Часть местной буржуазии, сотрудничая с иностранным капиталом, выполняла роль торговых посредников. Зарождение национально-освободительных движений. Восточные страны оказались на историческом перепутье. Время относительного социального спокойствия и застоя кончилось к началу XX в. В колониальных и зависимых странах накопился «горючий материал». К активной борьбе против иностранной эксплуатации и феодальных порядков начинали подниматься крестьянство, зарождающиеся отряды пролетариата, торговая буржуазия, ремесленники, мелкие торговцы и бедный городской люд. Главным вопросом, сознавалось или не сознавалось это в полной мере, стал поиск путей преодоления отсталости, путей модернизации общества, прорыва на новую ступень исторического прогресса. Идеологами национально-освободительных и буржуазно-демократических движений в колониальных и зависимых странах стала преимущественно национальная интеллигенция. Это были выходцы из различных' слоев общества — из чиновничества, офицерства, помещиков, торговой буржуазии. Начав с просветительной деятельности, многие ее представители переходили к участию в антиколониальных и антифеодальных движениях. Немало эмигрантов из восточных стран обосновались в европейских столицах (Париже, Мадриде, Лондоне), а также в других странах (Египте, Индии, Италии, Турции), издавали оппозиционные газеты, способствовали пробуждению национального самосознания. Они изучали историю развития европейских стран, а также Японии, искали «секреты» их процветания и успехов в развитии экономики и культуры, знакомились с европейской прогрессивной и демократической общественной мыслью, стремились приспособить к условиям своих стран опыт европейских народов. Некоторые представители национальных движений критически воспринимали опыт западных стран, видели серьезные издержки капиталистического развития и искали свой путь. Диапазон западного идейного влияния был весьма широк. Однако на местной почве определились два основных буржуазно-демократических течения: либерально-реформистское и революционно-демократическое. Либерально-реформистское направление не выходило за рамки умеренного реформизма. Представляя интересы национальной буржуазии, которые в основном совпадали с интересами широких народных масс, буржуазные идеологи либерального реформизма выдвигали требования, предусматривавшие развитие национальной промышленности, проведение социальных реформ, создание системы просвещения с учетом европейского опыта, устранение иностранного влияния. Они предлагали провести реформы государственных и экономических структур, ввести конституционные формы правления, осуществить модернизацию армии и другие преобразования. Буржуазные реформаторы рассчитывали добиться выполнения этих требований мирным путем. Первоначально они питали надежды на содействие реформам со стороны европейских держав. Последние, особенно Англия и Франция, поддерживали такие иллюзии о «цивилизаторской» миссии европейских стран. Революционно-демократическое направление возникло почти одновременно с либерально-реформистским в конце XIX в. В Китае его представлял Сунь Ятсен, в Индии Тилак, в Османской империи Мустафа Кемаль. Многие демократы в колониях и зависимых странах возлагали надежды на помощь западных держав в деле модернизации традиционных обществ. Однако, осознав, что эти надежды напрасны, они переходили на позиции активной борьбы против колониализма, в том числе и вооруженными методами. Их идеалом стали республика и конституционный строй. Антиколониальная, антифеодальная борьба в восточных странах имела как бы «третий фронт» — стихийные выступления народных масс. Они происходили в Китае, Корее, Индии, Персии, Индонезии, Вьетнаме, в арабских странах. Эти восстания проходили в отрыве от буржуазно-националистических организаций и их лидеров. У стихийных восстаний были свои лидеры, представлявшие чаще всего религиозные секты, тайные общества. Эти восстания, направленные против иностранного капитала, против феодальных порядков подрывали устои прогнивших режимов. Российская революция 1905— 1907 гг. дала новый толчок развитию антиимпериалистической и антифеодальной борьбы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В целом ряде восточных стран (Китае, Турции, Иране, Корее, Вьетнаме) произошли антиколониальные, антифеодальные революции или восстания. Своеобразные формы борьбы против колониализма возникли в Индии. Имели место крестьянские восстания в ряде других стран. Буржуазные националисты нередко прибегали к организации заговоров. Формирующийся рабочий класс начал использовать стачечную борьбу, заявляя о себе как о новой социальной силе. Все это означало пробуждение Азии, хотя в начале XX в. ни революции, ни восстания не вывели страны Востока на путь освобождения и обновления (кроме Японии). После русской революции 1905 г. во многих колониальных и зависимых странах начался подъем буржуазно-революционных и национально-освободительных движений. В странах, формально независимых, но в действительности превращенных в полуколонии (Иран, Турция, Китай) произошли буржуазные революции, непосредственно направленные против феодального абсолютизма, но косвенно также и против иностранных империалистов, для которых он был союзником и опорой. Индия, Индонезия и некоторые другие колонии были охвачены сильным национально-освободительным движением. Предпосылки подъема этого движения складывались в течение долгого времени. Они были порождены прежде всего тем непримиримым противоречием, которое существовало между горсткой империалистических держав и многомиллионными массами народов эксплуатируемых ими колоний и полуколоний. По мере усиления империалистического гнета и роста противодействующих ему сил это противоречие углублялось, подготовляя революционный взрыв. Мощное влияние русской революции обострило кризис и послужило толчком к революционным выступлениям в ряде стран Востока. «Мировой капитализм и русское движение 1905 года,- отмечал В. И. Ленин,- окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию» (В. И. Ленин, Пробуждение Азии, Соч., т. 19, стр. 66.). Революция в России, поколебавшая царизм - эту, как ранее казалось народам Востока, несокрушимую силу,- вдохновила их на революционные выступления против своих феодальных монархов и их покровителей- иностранных империалистов. Ненависть, которую вызывала у народов Востока империалистическая политика царского правительства, сочеталась с горячим сочувствием к русским революционерам. В странах Азии начали понимать, что демократические, революционные силы России являются союзником угнетенных народов в их освободительной борьбе. Демократические идеи из России проникали в сопредельные с ней страны Востока еще задолго до начала революции. Многие представители интеллигенции этих стран, игравшие большую роль в пробуждении национального самосознания, получали образование в русских учебных заведениях, были знакомы с идеями передовых демократических русских деятелей. Рабочий класс Ирана, Китая, Кореи имел непосредственный контакт с пролетариатом России. Китайские рабочие сближались с русскими рабочими на строительстве Китайско-Восточной железной дороги, иранские - на концессионных предприятиях в Иране. Немало иранских, китайских, корейских рабочих проживало в России; участие их в революционной борьбе российского пролетариата давало им опыт и боевую закалку. Эти люди становились вестниками русской революции, активными участниками революционного движения в своих странах. В период пробуждения Азии трудящиеся колониальных и полуколониальных стран еще не выдвигали собственной политической программы. Однако именно борьбой народных масс определялись уступки империалистов и господствующих классов. Народы пробудившейся Азии не смогли в тот период одержать победу. Мощь империализма, слабость национальной буржуазии, только еще формировавшейся и неспособной довести до конца буржуазную революцию, незаинтересованность либеральных помещиков и части буржуазии, связанной с крупным землевладением, в последовательной ликвидации феодальных отношений и порядков были важнейшими причинами неудачи первого тура революционных выступлений народов Востока. Вырванные у империалистов и «своих» господствующих классов уступки были еще очень ограничены.

Размежевание классовых сил

Программа моджахидов, принятая на съезде в Мешхеде в 1907 г., предусматривала введение всеобщего, прямого, равного избирательного права и тайного голосования, свободу личности, слова, объединений и стачек; конфискацию шахских и выкуп ханских земель и раздел их между крестьянами; 8-часовой рабочий день, всеобщее обязательное и бесплатное обучение и т. п. Моджахиды активно участвовали в организации добровольческих вооруженных отрядов федаев («жертвующих собой», патриотов) - главной вооруженной силы революции. Под давлением демократического движения меджлис в 1907 г. принял решение сократить пенсии феодальной аристократии и цивильный лист шаха, отменил феодальный институт тиюлей (земельных пожалований), утвердил закон о борьбе против взяток и провел некоторые другие прогрессивные мероприятия. Однако помещичье-буржуазное большинство меджлиса относилось враждебно к крестьянскому движению, революционным энджуменам, моджахидам и федаям. В апреле 1907 г. меджлис принял закон, предоставлявший провинциальным и областным энджуменам некоторые права контроля над местной администрацией, но отстранявший демократические слои населения от участия в выборах в энджумены и лишавший энджумены права вмешиваться в политические дела. Часть духовенства, либеральных помещиков и буржуазии быстро сближалась с реакцией. В расчете на дальнейший раскол в лагере сторонников конституции реакция собирала силы для контрнаступления. Шах вызвал из-за границы реакционно настроенного деятеля Амин-эс-Султане и назначил его на пост первого министра. Весной и летом 1907 г. в Араке (Султанабаде), Куме, Маку, Карадаге, Тегеране, Ширазе происходили организованные феодалами выступления против демократического движения. В мае 1907 г. шах отказался подписать разработанные комиссией меджлиса «Дополнения к основному закону». «Дополнения» сохраняли за шахом широкие права: верховное командование вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, назначение и увольнение министров и др. Обеспечивались также большие преимущества духовенства: предусматривалось создание комиссии из пяти высших духовных лиц, без одобрения которой ни один закон не мог быть утвержден шахом. Но в то же время впервые в Иране провозглашались буржуазные принципы равенства граждан перед законом и политические свободы; предусматривалась организация светских судов наряду с духовными (шариатскими), устанавливался принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной.

Отказ шаха утвердить «Дополнения к основному закону» вызвал массовые демонстрации в Тегеране и всеобщую забастовку в Тебризе. Амин-эс-Султане со своей стороны подстрекал реакционеров к вооруженной борьбе против народа, что усиливало возмущение и протесты масс. В августе 1907 г. Амин-эс-Султане был убит террористом-федаем. Рост народного движения заставил шаха в октябре 1907 г. подписать «Дополнения к основному закону». Они составили вторую, наиболее важную часть иранской конституции.

Подавление революции

Провал авантюры Мохаммеда-Али показал невозможность подавить революцию силами одной лишь внутренней иранской реакции. Выполнение этой задачи взяли на себя империалистические правительства Англии и царской России, войска которых уже находились к этому времени на юге и на севере Ирана. В ноябре 1911 г. царское правительство, поддержанное Англией, ультимативно потребовало от иранского правительства дать отставку Шустеру и впредь не приглашать иностранных советников без ведома и согласия России и Англии. Меджлис отверг ультиматум. В ответ царское правительство послало в Азербайджан, Гилян и Хорасан крупные воинские части. Они сломили сопротивление иранских добровольцев и подавили революцию на севере страны. На юге то же самое сделали английские войска. Одновременно, в декабре 1911 г., полиция и бахтиарские отряды в Тегеране совершили контрреволюционный переворот. Меджлис был распущен, энджумены и левые газеты закрыты. Иранская революция была подавлена. Хотя иранская революция потерпела поражение, она нанесла сильный удар по феодальному строю и каджарской монархии и пробудила широкие массы народа к сознательной политической жизни и к борьбе против феодальных пережитков и империалистического гнета. Революция в Иране, начавшаяся под влиянием русской революции, в свою очередь оказала революционизирующее влияние на другие страны Востока.

Младотурецкая революция

В 1905-1906 гг. младотурецкое движение вступило в полосу подъема. Причины этого подъема коренились в социально-экономической и политической жизни Турции, но большое влияние на ход событий оказала русская революция 1905 года. В различных провинциях, а также в армии и флоте стали возникать стихийные.волнения. Они происходили лишь в связи с местными требованиями, не приобретая общеосманского значения, и правительству удавалось быстро подавлять их. Тем не менее создавшаяся обстановка имела явственно выраженные черты революционной ситуации. Рост революционных настроений в стране позволил комитету «Единение и прогресс» перенести свое местопребывание из-за границы в Салоники (главный город Македонии, входившей тогда в состав Османской империи). В конце 1907 г. на созванном в Париже конгрессе был образован блок османских буржуазно-революционных организаций во главе с комитетом «Единение и прогресс»; к этому блоку присоединилась армянская буржуазно-националистическая партия «Дашнакцутюн», а впоследствии и «левица» (левое, революционно-демократическое крыло) Внутренней македонской революционной организации, возглавляемая Яне Санданским. Конгресс принял декларацию, в которую наряду с другими постановлениями о мерах борьбы против султанского самодержавия, впервые были включены слова: «вооруженное восстание».

Синьхайская революция

Создание Тунмынхуэя

18 сентября 1905 г. на учредительном съезде в Токио оформилась объединенная революционная партия - «Китайский революционный объединенный союз» (Чжунго гэмин тунмынхуэй), в который вошли различные антиманьчжурские организации 17 из 18 провинций Китая. Президентом Тунмынхуэя был избран Сунь Ят-сен, вице-президентом - Хуан Син (руководитель «Общества китайского возрождения»). Политическая программа Тунмынхуэя предусматривала: свержение маньчжурской династии, восстановление славы и могущества Китая, учреждение республики и уравнение прав на землю, что соответствовало содержанию «трех народных принципов» Сунь Ятсена - «национализм», «демократия», «народное благоденствие». Тунмынхуэй являлся организацией китайской национальной буржуазии, мелкой буржуазии и той части помещиков, которая выступала против маньчжурского правительства. Всех их объединяло стремление к свержению маньчжурского владычества в Китае. Но по другим пунктам программы не было единства мнений; например, помещичьи элементы внутри Тунмынхуэя упорно выступали против аграрной программы Сунь Ят-сена. Слабость Тунмынхуэя сказывалась и в том, что его руководители, в том числе Сунь Ят-сен, так же как многие деятели других полуколониальных государств Востока, некоторое время питали иллюзорные надежды на I получение поддержки от иностранных держав. К 1906 г. число членов Тунмынхуэя достигло 10 тыс.; во всех провинциях были созданы его филиалы и ячейки; начал выходить его печатный орган - газета «Минь-бао» («Народ»). Многочисленные газеты, журналы и брошюры революционного антиманьчжурского направления издавались филиалами Тунмынхуэя в крупных портовых городах Китая и Японии, в Сянгане (Гонконг), Аомыне (Макао), Сингапуре. Они вели активную антиправительственную агитацию и боролись со сторонниками верхушечных реформ, тормозивпгами объединение прогрессивных сил страны.

Реформа Морли-Минто

Бомбейская стачка показала английским властям, что больше нельзя медлить с обещанными реформами. В 1909 г. английским правительством был принят «Акт об индийских законодательных советах». По новому закону, который получил название реформы Морли-Минто (по имени министра по делам Индии Морли и вице-короля Минто), число выборных членов Всеиндийского законодательного совета увеличивалось; в провинциальном совете Бенгалии даже создавалось выборное большинство. Однако выборы были двух- и трехстепенные, а число избирателей - ничтожным. Законодательные советы фактически имели лишь совещательные функции. Создавалась особая избирательная курия для мусульман, что обеспечивало привилегированнее положение помещичье-ростовщическим кругам мусульманского населения. В итоге от этих незначительных реформ, явившихся результатом национально-освободительной борьбы индийского народа, выиграли лишь верхние слои имущих классов, но даже и они не были удовлетворены полностью. Британскому правительству пришлось пойти и на пересмотр закона 1905 года о разделе Бенгалии. В 1911 г. Западную и Восточную Бенгалию воссоединили, а Бихар и Ориссу выделили в отдельную провинцию; самостоятельной административной единицей стал и Ассам. Одновременно было объявлено о перенесении столицы Индии из Калькутты в Дели, где колониальные власти рассчитывали иметь более спокойную обстановку, чем в промышленной Калькутте. К тому же перенесение столицы в Дели - знаменитую резиденцию Великих Моголов - по замыслу англичан должно было льстить самолюбию мусульманской верхушки и еще больше привязать ее к колониальным властям. Все эти меры ослабили национально-освободительное движение, но лишь на короткое время. Несмотря на то что «крайним» не удалось создать собственную общеиндийскую организацию, они продолжали свою деятельность на местах, а некоторые из них - в эмиграции. С развитием национального капитализма усиливалось влияние буржуазных элементов и среди мусульман Индии. Они тяготились реакционной политикой руководства Мусульманской лиги. В 1913 г. Ага-хан был отстранен от дел. Все большее значение в руководстве Лиги приобретали деятели, которые сочувственно относились к Национальному Конгрессу.

Лекция 36

Цель – обозначить сущность вопроса, понять как революционные движения трансформировались в условиях восточного общества.

План.

1 Социально-экономические и идейно-политические предпосылки, роль традиций. Влияние русской революции 1905 г. Общее и отличное, этапы, итоги.

2 Революционный подъем в Индии 1905-1908 гг. Свадеши и сварадж. Роль ИНК. Выступления в Пенджабе. Раскол в ИНК. Бомбейская стачка.

3 Революция в Иране. Созыв меджлиса. Роль духовенства. Иранская конституция. Переворот 1908 г. Тебризское восстание. Свержение Мохаммеда-Али-шаха. Либералы у власти. Усиление интервенции.

4 Турецкая революция 1908 г. Политика «османизма».

5 Синьхайская революция в Китае. Складывание революционной ситуации. «Три народных принципа» Сунь Ятсена. Начало революции. Провозглашение республики. Переход власти к Юань Шикаю. Создание партии Гоминьдан.

 

Особенности восточных традиционных обществ. В начале XX в. понятие «Восток» обычно относилось к характеристике восточной (неевропейской) цивилизации. К этому времени разрыв в уровнях развития стран Востока и европейских государств углубился. Европа и Северная Америка прошли фазу промышленной революции, капитализм свободной конкуренции перерос в монополистическую стадию. А Восток как бы застыл в своем развитии, стал объектом экспансии европейского капитала. К началу XX в. восточные страны, сохранившие феодальные институты и структуры, были насильственно включены в систему мирового капиталистического хозяйства. Противоречие между передовым Западом и отсталым Востоком стало в XX в. одной из самых болезненных проблем человеческой цивилизации. Отставание Востока в общественно-экономическом развитии от европейских капиталистических стран имело объективные причины. Традиционное восточное общество характеризовалось большой ролью государственной власти и верховного владыки. К концу XIX в. в большинстве восточных стран развивался частнособственнический уклад. Однако традиционные феодальные отношения преобладали. Государство выступало в качестве верховного собственника земли, осуществляло централизованный контроль над всем обществом. Это в свою очередь объясняло особенность социальной структуры восточных обществ — слабость и немногочисленность частных собственников, их правовую незащищенность перед всесилием властей и феодальной бюрократии. Другая особенность восточных обществ — определяющее значение не классовой, а корпоративной социальной структуры, то есть разделение общества на множество корпораций и кланов (землячества, общины, секты, цехи-гильдии и прочие объединения). Отсюда «поглощение» индивидуума коллективом, трудности выделения из него. Система вертикальных связей и замкнутых сообществ оставалась почти неизменной при всех сменах династий и в немалой степени определяла стабильность общества, его застойность, неподготовленность к глубоким изменениям, второстепенность классовых противоречий и конфликтов. Кризис традиционного общественного строя. В большинстве восточных стран в конце XIX — начале XX в. ускорилась ломка феодальных отношений, патриархальных форм жизни и хозяйства. Строились железные, дороги, порты, фабрики. Этот процесс сопровождался превращением многих стран в колониальные сырьевые придатки метрополий или в зависимые от иностранного капитала, но формально самостоятельные государства. Былая замкнутость и автономность восточных стран уходила в прошлое.
Включение восточных стран в мировое хозяйство сопровождалось противоречивыми последствиями. С одной стороны, вторжение зарубежного капитала подрывало традиционные устои восточного общества, способствовало развитию капиталистических, буржуазных отношений, но, с другой стороны, иностранные дельцы и правительства поддерживали правящие клики и консервировали пережитки прошлого, если это было им выгодно. В итоге бедность, нищета, голод, невежество были уделом сотен миллионов людей в странах Азии и Африки. Важной формой включения колониальных и зависимых стран в мировое хозяйство, в мировой рынок было насаждение в этих странах той или иной сельскохозяйственной монокультуры. Большие земельные массивы иностранные компании захватывали под организацию крупных плантаций технических и продовольственных культур (хлопок, сахарный тростник, чай, кофе, каучуконосы, хинное дерево, бананы, финики и пр.). Некоторые районы Индии, Цейлон, Ява стали главными производителями чая, Бенгалия — джута, Вьетнам — риса, Золотой берег — какао, Египет — хлопка. Монокультура во многих странах «съедала» земли, остро необходимые для производства продовольствия. Гнет иностранного капитала и традиционные общественные структуры, феодальные отношения объясняют замедленный и противоречивый характер вызревания капиталистических отношений, отсюда слабость тех социальных сил, с которыми могли быть связаны прогрессивные изменения. Национальная промышленность оставалась в начале XX в. на мануфактурной стадии. Местный капитал устремлялся главным образом в сферу торговли, сельское хозяйство и в недвижимость. Часть местной буржуазии, сотрудничая с иностранным капиталом, выполняла роль торговых посредников. Зарождение национально-освободительных движений. Восточные страны оказались на историческом перепутье. Время относительного социального спокойствия и застоя кончилось к началу XX в. В колониальных и зависимых странах накопился «горючий материал». К активной борьбе против иностранной эксплуатации и феодальных порядков начинали подниматься крестьянство, зарождающиеся отряды пролетариата, торговая буржуазия, ремесленники, мелкие торговцы и бедный городской люд. Главным вопросом, сознавалось или не сознавалось это в полной мере, стал поиск путей преодоления отсталости, путей модернизации общества, прорыва на новую ступень исторического прогресса. Идеологами национально-освободительных и буржуазно-демократических движений в колониальных и зависимых странах стала преимущественно национальная интеллигенция. Это были выходцы из различных' слоев общества — из чиновничества, офицерства, помещиков, торговой буржуазии. Начав с просветительной деятельности, многие ее представители переходили к участию в антиколониальных и антифеодальных движениях. Немало эмигрантов из восточных стран обосновались в европейских столицах (Париже, Мадриде, Лондоне), а также в других странах (Египте, Индии, Италии, Турции), издавали оппозиционные газеты, способствовали пробуждению национального самосознания. Они изучали историю развития европейских стран, а также Японии, искали «секреты» их процветания и успехов в развитии экономики и культуры, знакомились с европейской прогрессивной и демократической общественной мыслью, стремились приспособить к условиям своих стран опыт европейских народов. Некоторые представители национальных движений критически воспринимали опыт западных стран, видели серьезные издержки капиталистического развития и искали свой путь. Диапазон западного идейного влияния был весьма широк. Однако на местной почве определились два основных буржуазно-демократических течения: либерально-реформистское и революционно-демократическое. Либерально-реформистское направление не выходило за рамки умеренного реформизма. Представляя интересы национальной буржуазии, которые в основном совпадали с интересами широких народных масс, буржуазные идеологи либерального реформизма выдвигали требования, предусматривавшие развитие национальной промышленности, проведение социальных реформ, создание системы просвещения с учетом европейского опыта, устранение иностранного влияния. Они предлагали провести реформы государственных и экономических структур, ввести конституционные формы правления, осуществить модернизацию армии и другие преобразования. Буржуазные реформаторы рассчитывали добиться выполнения этих требований мирным путем. Первоначально они питали надежды на содействие реформам со стороны европейских держав. Последние, особенно Англия и Франция, поддерживали такие иллюзии о «цивилизаторской» миссии европейских стран. Революционно-демократическое направление возникло почти одновременно с либерально-реформистским в конце XIX в. В Китае его представлял Сунь Ятсен, в Индии Тилак, в Османской империи Мустафа Кемаль. Многие демократы в колониях и зависимых странах возлагали надежды на помощь западных держав в деле модернизации традиционных обществ. Однако, осознав, что эти надежды напрасны, они переходили на позиции активной борьбы против колониализма, в том числе и вооруженными методами. Их идеалом стали республика и конституционный строй. Антиколониальная, антифеодальная борьба в восточных странах имела как бы «третий фронт» — стихийные выступления народных масс. Они происходили в Китае, Корее, Индии, Персии, Индонезии, Вьетнаме, в арабских странах. Эти восстания проходили в отрыве от буржуазно-националистических организаций и их лидеров. У стихийных восстаний были свои лидеры, представлявшие чаще всего религиозные секты, тайные общества. Эти восстания, направленные против иностранного капитала, против феодальных порядков подрывали устои прогнивших режимов. Российская революция 1905— 1907 гг. дала новый толчок развитию антиимпериалистической и антифеодальной борьбы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В целом ряде восточных стран (Китае, Турции, Иране, Корее, Вьетнаме) произошли антиколониальные, антифеодальные революции или восстания. Своеобразные формы борьбы против колониализма возникли в Индии. Имели место крестьянские восстания в ряде других стран. Буржуазные националисты нередко прибегали к организации заговоров. Формирующийся рабочий класс начал использовать стачечную борьбу, заявляя о себе как о новой социальной силе. Все это означало пробуждение Азии, хотя в начале XX в. ни революции, ни восстания не вывели страны Востока на путь освобождения и обновления (кроме Японии). После русской революции 1905 г. во многих колониальных и зависимых странах начался подъем буржуазно-революционных и национально-освободительных движений. В странах, формально независимых, но в действительности превращенных в полуколонии (Иран, Турция, Китай) произошли буржуазные революции, непосредственно направленные против феодального абсолютизма, но косвенно также и против иностранных империалистов, для которых он был союзником и опорой. Индия, Индонезия и некоторые другие колонии были охвачены сильным национально-освободительным движением. Предпосылки подъема этого движения складывались в течение долгого времени. Они были порождены прежде всего тем непримиримым противоречием, которое существовало между горсткой империалистических держав и многомиллионными массами народов эксплуатируемых ими колоний и полуколоний. По мере усиления империалистического гнета и роста противодействующих ему сил это противоречие углублялось, подготовляя революционный взрыв. Мощное влияние русской революции обострило кризис и послужило толчком к революционным выступлениям в ряде стран Востока. «Мировой капитализм и русское движение 1905 года,- отмечал В. И. Ленин,- окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию» (В. И. Ленин, Пробуждение Азии, Соч., т. 19, стр. 66.). Революция в России, поколебавшая царизм - эту, как ранее казалось народам Востока, несокрушимую силу,- вдохновила их на революционные выступления против своих феодальных монархов и их покровителей- иностранных империалистов. Ненависть, которую вызывала у народов Востока империалистическая политика царского правительства, сочеталась с горячим сочувствием к русским революционерам. В странах Азии начали понимать, что демократические, революционные силы России являются союзником угнетенных народов в их освободительной борьбе. Демократические идеи из России проникали в сопредельные с ней страны Востока еще задолго до начала революции. Многие представители интеллигенции этих стран, игравшие большую роль в пробуждении национального самосознания, получали образование в русских учебных заведениях, были знакомы с идеями передовых демократических русских деятелей. Рабочий класс Ирана, Китая, Кореи имел непосредственный контакт с пролетариатом России. Китайские рабочие сближались с русскими рабочими на строительстве Китайско-Восточной железной д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.027 с.)