Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 32. Принципы формирования обществоведческого содержания: государственный стандарт.

Поиск

Обществоведческое образование в современной школе.

Нормативные документы Министерства образования.

Характеристика программ по общественным дисциплинам.

Государственный стандарт.

Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовые для школьного обществоведческого образования науки — это науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, правоведение, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной и практической деятельности, другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры общественного поведения граждан.

Курс обществознания ориентирован на приобщение учащихся к гражданской культуре. Он призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества.

Взаимодействуя с курсом истории, обществознание имеет собственное содержание и обращено к актуальным проблемам современного общества и человека.

Сложившееся в предшествующее десятилетие содержание обществоведческого образования принципиально отличается от содержания обществоведческого курса, существовавшего в 60-80-е гг. Оно опирается на обновленную систему ценностей, прежде всего на те ценности, которые отражены в Конституции РФ.

Цели обществоведческой подготовки в старших классах:

- овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизнь человека, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося общества;

- развитие у старшеклассников умений рассматривать общественные события и явления с использованием приемов системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира;

- усвоение учащимися широко применяемого в средствах массовой информации категориального аппарата наук об обществе;

- приобретение ими навыков свободного оперирования понятиями и терминами в устной и письменной речи;

- овладение старшеклассниками ключевыми социальными компетентностями, подготовка их к сознательному участию в гражданской жизни.

Достижение названных целей предполагает наличие учебно-методического комплекса, который обеспечивает учащихся отвечающим современным требованиям содержания образования, а учителей — необходимыми методическими рекомендациями, позволяет осуществлять широкую вариативность учебных занятий, использование разнообразных видов, форм и методов учебной работы. Наиболее полным из числа рекомендованных к использованию в эксперименте, является учебно-методический комплекс, сопровождающий обновленный учебник «Человек и общество. Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. — М —2001.

Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 кл. общеоб. учеб. зав. / Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. — М — 2001.

Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику: пособие для 10-11 классов общеоб. уч. зав./ Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой — М — 2001.

Концепция обществоведческого образования в двенадцатилетней школе // Содержание образования в двенадцатилетней школе / По ред. А.Ф. Киселева — М — 2000.

Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе — 1999 — № 5,6.

Обязательный минимум содержания обществоведческого образования. Примерная программа. Требования к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки выпускников средней школы по обществоведению — М — 2000.

Человек и общество. 10 кл. Методические рекомендации по курсу —М — 2001 — 10, 11 кл.

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе. — М — 2000.

Человек и общество. 10-11 кл: Дидактические материалы по курсу. — М — 2001.

Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. — М — 1999.

Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. М — 1999.

Школьный словарь по обществознанию. — М — 2001.

Образцы заданий (измерителей) для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по обществознанию // Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. —М — 2000.

Материалы к итоговой аттестации выпускников средней школы по обществознанию. — М — 2001.

Учебники и учебные пособия, входят в состав Федерального перечня на 2000/2001 учебный год, утвержденный Министерством образования РФ. Он опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» — 2001 — № 2.

В журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2001, № 6. опубликованы три варианта тематического планирования курса обществознания. Первый вариант рассчитан на 70 часов и предназначен для классов физико-математического, естественно-научного, технического профиля.

Второй вариант рассчитан на 105 часов и предлагается для так называемых беспрофильных классов.

Третий вариант (140 часов) предлагается для классов гуманитарного и социально-экономического профилей. Тематическое планирование составлено для классов физико-математического, естественно-научного и технического профилей А.И.Матвеевым, Т.Е. Лисковой, Е.Л.Рутковский;

Для классов гуманитарного и социально-экономического профилей — Л.Н.Боголюбовым, Л.Ф.Ивановой; для беспрофильных классов — Н.И.Городецкой., Е.И.Жильцовой.

Образовательный стандарт основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право) опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2002, № 9.

В нем, в частности указывается, что изучение обществоведения в основной школе направлено на достижение учащимися следующих целей:

- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, о социальных качествах человека, духовно-нравственной, социальной и семейно-бытовой, экономической и политической сферах человеческой деятельности, о правовом регулировании общественных отношений;

- воспитание гражданской ответственности и правосознания, российской идентичности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;

- ознакомление со способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, типичных для подросткового возраста социальных ролях: гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя, учащегося школы;

- овладение умением ориентироваться в потоке разнообразной социальной информации и типичных жизненных ситуациях; опытом применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач в области социальных отношений;

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), познавательных интересов, нравственной культуры, способности к самоопределению и самореализации;

приобретение основ компетентности:

- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений;

- в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;

- в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- в сфере трудовой деятельности;

- в сфере массовой коммуникации.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

В результате изучения обществоведения ученик должен.

Человек. Знать и понимать:

виды человеческой деятельности; причины возникновения межличностных конфликтов; пути достижения взаимопонимания; неразрывность свободы и ответственности.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

Объяснять значение ответственности и самодисциплины в человеческом поведении; приводить примеры неповторимости, уникальности каждой человеческой личности; высказывать собственные оценочные суждения о поведении людей в различных жизненных ситуациях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для осмысления опыта самопознания; для организации эффективного общения и совместной деятельности.

Общество. Знать и понимать:

Взаимосвязи сфер общественной жизни; противоречивый характер взаимодействия общества и природы.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

объяснять противоречивость общественного развития; приводить примеры явлений, относящихся к определенным сферам общественной жизни; высказывать собственное суждение о проблемах современного общества, освещаемых средствами массовой информации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для осмысления опыта взаимодействия с общественными институтами; для индивидуального и коллективного решения познавательных и практических задач, связанных с проблемами общественной жизни, отражающих опыт позитивного экологического поведения.

Сфера духовной культуры. Знать и понимать:

показатели культуры личности; основные принципы и нормы морали; понятия гуманизма, свободы совести.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

характеризовать образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта; объяснять необходимость непрерывного образования в современном мире; связь науки и образования; роль науки в современном обществе; причины существования различных культур; приводить примеры крупных научных открытий; ситуаций, регулируемых нормами морали.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Для осмысления опыта применения моральных норм в различных жизненных ситуациях, опыта использования учреждений культуры и дополнительного образования; решения познавательных и практических задач, связанных с проблемами духовной культуры.

Экономическая сфера. Знать и понимать:

функции денег; основные формы заработной платы и стимулирования труда, законные источники доходов и основные статьи расходов семьи; основные меры социальной поддержки безработных; основные виды налогов, уплачиваемых гражданами.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

описывать: экономическую сферу жизни общества; экономическое содержание собственности; действие рыночного механизма; рациональное поведение покупателя и потребителя; приводить примеры: экономических мер социальной защиты, различных рынков, действия рыночного механизма, разделения труда; объяснять причины различий в уровне оплаты труда.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

вычислять: доходы и расходы семьи; величины платежей за необходимые бытовые услуги; доходы от основных видов банковских услуг, предоставляемых гражданам.

Социальная сфера. Знать и понимать:

основные виды социальных норм; типичные социальные роли в подростковом возрасте; опасность межнациональных конфликтов.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

Характеризовать большие и малые социальные группы, семью как малую группу, значение семьи в жизни человека и общества; объяснить понятие социальной ответственности, значение конструктивного межнационального взаимодействия; приводить примеры различных видов социальных норм, способов разрешения социальных конфликтов; давать оценку социального значения здоровья человека, опасности негативных проявлений отклоняющегося поведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для решения познавательных и практических задач, отражающих типичные для подростка социальные роли; осмысления опыта отношений между поколениями, примеров толерантного поведения в ситуациях межнационального конфликта.

Политическая борьба. Знать и понимать:

основные направления политики государства; признаки государства; основные формы правления; политические режимы; признаки правового государства, гражданского общества.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

характеризовать: понятие политики; принципы демократии; роль государства в жизни общества; свободные выборы; основные способы политического участия граждан; приводить примеры воздействия политики на жизнь общества; демократических и антидемократических политических явлений; современных политических партий; высказывать собственное суждение о текущих политических событиях и явлениях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для ориентации в политических реалиях Российской Федерации и современного мира; для индивидуального и коллективного решения познавательных и практических задач, связанных с проблемами политической жизни; для осмысления опыта приобщения к политическим ролям участника детских общественных организаций, опыта работы с материалами СМИ по различным аспектам политической жизни.

Правовое регулирование общественных отношений. Знать и понимать:

роль права в жизни общества; сущность прав и свобод человека и гражданина; права потребителей и способы их защиты; правовые нормы получения различных форм образования; виды правоотношений; значение юридической ответственности.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

характеризовать: изменения в правовом статусе ребенка по мере его взросления (от 6 до 18 лет); виды собственности; объяснять: особенности правового статуса несовершеннолетних; видов административных взысканий; различать: отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; формы гражданской, административной и уголовной ответственности; правоспособность и дееспособность.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для определения: в какой государственный орган нужно обратиться при восстановлении нарушенных прав и разрешении конфликта (орган управления, органы внутренних дел, прокуратура, суд); формы правомерного поведения и порядка действий в типичных для подросткового возраста ситуациях; составления образцов типовых форм юридических документов (заявление, доверенность, апелляция, жалоба, иск); применение в реальной практике правил приема в учреждения профессионального образования.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каковы принципы формирования обществоведческого образования в школе?

2. Дайте характеристику учебно-методическому комплексу.

3. Охарактеризуйте нормативные документы и государственный стандарт по курсу «Человек и общество». Перечислите основные требования к знаниям учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.47 (0.014 с.)