Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Методика обучения истории как педагогическая наука.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Предмет, задачи, основные факторы обучения истории.
1. Методика обучения истории — отрасль педагогической науки. Предмет, задачи и функции методики. Специфика предмета. Связь с психолого-педагогическими и специальными науками. 2. Основные факторы процесса обучения: цели, содержание, познавательные возможности, деятельность учащихся и учителя, результаты. 3. Методы научного исследования. Понятие о теоретическом и экспериментальном исследовании обучения истории в школе. 4. Требования к методике преподавания истории.
Литература. 1. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. — М., 1972. 2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999. 3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. —М., 2000. 4. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988. 5. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. — М.,1966. — С.5-9. 6. Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П. Коровкина. — М., 1978 — Ч.1. 7. Методика обучения истории Древнего мира и Средних веков в V-VI классах / по ред. Ф.П. Коровкина, Н.И. Запорожец. — М., 1970. 8. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов пед. ин-ов. — М., 1986. — С.6-13. 9. Стражев А.И. Методика преподавания истории в школе. — М., 1964.
Тема 2. Основные этапы становления и развития исторического образования. 1.Становление теории и практики обучения истории. Успехи исторической науки ХVIII-ХIХ вв. М.В.Ломоносов, В.Н.Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев. Первые русские учебники истории и их авторы. Возникновение методической системы обучения в середине ХIХ в. Учебные программы ХIХ в. 2. «Иллюстративная школа действия» в начале ХХ в. «Трудовая школа работы» в России 20-х гг. Принципы и структура исторического образования в школе 30-50-х гг. Разработка программ и учебников. Линейный принцип обучения. Новые учебники. 3.Школьное историческое и обществоведческое образование 50-80-х гг. Основные принципы. Перестройка структуры и содержания исторического образования в 50-е гг., создание школьных программ, их компоненты. Авторы учебников. Методические пособия, структура.
Литература 1. Аверьянова Г.Д. Проблема организации содержания и методов обучения в русской гимназии. —М., 1973.
2. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. — М., 1984. 3. Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. — М., 1961. 4. Вендровская Р.Б. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. — М., 1961. 5. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины ХIХ в. — Л., 1954. 6. Докладная записка С.М. Соловьева в совет Московского университета о преподавании истории в гимназиях // Преподавание истории в школе, 1998. — № 4. 7. Колосков А.Г. Развитие школьного исторического образования в СССР // Преподавание истории в школе, 1988 — № 2. 8. Константинов И.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища (с конца ХIХ в. по 1917 г.) — М., 1956. 9. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории в школе, 1989. — № 6. 10. Кудрявцев А.Е. Этапы исторического образования в трудовой школе // Преподавание истории в школе, 1990 — № 2. 11. Методика обучения истории в средней школе / под ред. Н.Г. Дайри. — М., 1978 — Ч.1 — Гл. 1. 12. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. Отв. ред. Ф.П. Коровкин. — М., 1978 — Ч.1. 13. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1986. 14. О преподавании истории СССР периода 60-х – начала 80-х гг.: из опыта учителей Ленинграда // Преподавание истории в школе, 1988 — № 4. 15. Смагина Г.Н. Из истории преподавания русской истории в ХVIII в. // Преподавание истории в школе, 1990 — № 4. 16. Студеникин М.Т. Отечественная методика обучения истории в последней трети ХIХ в. // Научные труды МПГУ. Серия: социально-исторические науки. — М., 1995. 17. Шаханов А.Н. Вопросы среднего исторического образования в творческом наследии С.М. Соловьева // Преподавание истории в школе, 1989 — № 6. Тема 3. Стратегия развития исторического и общественного образования, цели, задачи, значение изучения истории в школе (2 часа). 1. Учебный план и линейная структура исторического образования 2. Современная структура исторического образования. Концентрические модели обучения истории. 3. Структура и содержание стандартов по истории. Историческое образование в профильных типах школ России. 4. Тенденции исторического образования в зарубежной школе.
Литература 1. Алибекова Г.З. Ориентация и отбор школьников на педагогические профессии в США. — М., 1991. 2. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе, 1997 — № 8. 3. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе, 1998 — № 7. 4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России. — М., 1997. 5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999. 6. Грибов В.С. Американский учебник о нашей истории // Преподавание истории в школе, 1989 — № 6. 7. Линденберг К. Обучение истории. — М., 1997. 8. Материал к концепции школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. — 1989. 9. Никандров Н.Д. Школьное дело в США: перспектива 2000 г. // Советская педагогика, 1991 — № 11. 10. Федро Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира? — М., 1992. 11. Эдиджер М. О преподавании истории // Преподавание истории в школе, 1991. — № 5. Тема 4.Государственный стандарт исторического образования. Базовое содержание исторического материала (2 часа). 1. Задачи и функции государственного стандарта исторического образования. 2. Структура Гос.стандарта. Концепция школьного исторического образования. 3. Содержательный аспект.
Литература
1. Материалы к концепции школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. — 1989 — № 1-3. 2. Временные требования к образовательному минимуму содержания общего образования // Преподавание истории в школе — 1998. — № 7. 3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе — М., 1999. 4. Историческое образование в современной России / Под ред. Е.Е.Вяземского, О.Ю.Бигрелова и др. — М — 1997. 5. Вяземский Е.Е. Историческое образование в России: проблемы и тенденция // История — 1997 — № 26. 6. Проекты государственного образовательного стандарта по истории // История — 1996 — № 42-43; 1997 — № 2. 7. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе — 1997. — № 8.
Тема 5. Федеральный и региональный компоненты. Проблемы внедрения регионального компонента в школьный курс истории. 1. Содержание Федерального и регионального компонента образовательного стандарта. 2. Структурно-функциональный анализ программ регионального компонента. 3. Региональный компонент в курсе истории.
Литература 1. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе — 1998 — № 7. 2. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России. — М. — 1997. 3. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к «Рассказам по родной истории» — М — 1999. 4. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории? — М — 1969. 5. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. — М.— 1966. — С.5-9. 6. Данилов А.А., Косулина Л.Т. история России ХХ в.: примерное тематическое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе. — 1995. — № 6. 7. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе. — 1996 — № 1 8. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М. — 1981.
9. Казаков М.И. Над картой былых сражений. — М. — 1965. 10. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. — М. — 1978. 11. О преподавании истории СССР периода 60-х – начала 80-х гг.: из опыта учителей Ленинграда // Преподавание истории в школе. — 1988 — № 4.
Тема 6. Структура школьного исторического образования. Программы по основным и модульным курсам 1. Школьные программы по истории. Принципы их построения. Основные структурные компоненты программ. 2. Разноуровневые программы.
Литература 1. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей — М. — 1997. 2. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе. — 1996 — № 1. 3. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней. — М. — 1998. 4. Примерное планирование курсов истории и предметов образовательной области «Общественные дисциплины». — М. — 1996. 5. Программно-методические материалы: история V-IХ кл./ Сост. Т.И. Тюляева — М. — 1998. 6. Программы для общеобразовательных учреждений. История. — М. — 1997. 7. Программы по истории для средней школы (5-11 классы). — М. —1991. 8. Студеникин М.Т. Планирование курса «Рассказы по родной истории» // Преподавание истории в школе — 1998. — № 4. 9. Фадеева Д.А. Варианты планирования курса истории Средних веков // Преподавание истории в школе. — 1993. — № 5. 10. Грибов В.С. Научно-методическое обеспечение курса Новой истории // Преподавание истории в школе. — 1997. — № 4. 11. Данилов А.А., Косулина Л.Т. История России ХХ в.: примерное тематическое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе. — 1995. — № 6.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.168 (0.012 с.) |