Тема 9. Принципы формирования обществоведческого содержания: государственный стандарт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Принципы формирования обществоведческого содержания: государственный стандарт.



1.Обществоведческое образование в современной школе.

2.Нормативные документы Министерства образования.

3.Характеристика программ по общественным. Государственный стандарт.

 

Литература

 

1. Введение в обществознание: учебное пособие для 8-9 кл / А.И.Матвеев, Л.Ф.Иванова, Л.Н.Боголюбов и др. — М — 1997.

2. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе — 1998 — № 7.

3. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. Введение в политологию: учебное пособие для 10-11 кл. — М — 1997.

4. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. — Ч.1. — Общество — История — Цивилизация — М — 1997.

5. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы — Ч.2. — Общество: основные сферы бытия — М — 1997.

6. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей — М — 1997.

7. Комплект программ по истории с древнейший времен до наших дней — М — 1998.

8. Человек и общество / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Лазебниковой — М — 1997.

9. Человек и общество. Кн. 1-3 / Под ред. В.И.Купцова — М — 1993.

10. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы— Ч.1 — Общество — История — Цивилизация — М — 1997.

11. Кузьмин В.А. Политологический блок уроков в обществоведческом курсе // Преподавание истории в школе — 1997 — № 1.

 

Тема 10. Программы и учебники. Методическое обеспечение курса.

1.Анализ и сравнительная характеристика различных вариантов учебных программ для 11 класса. Новые учебные пособия и учебные книги, их характеристика.

2.Хрестоматии, дидактические материалы, тесты, статьи. Методическая литература для учителя.

3.Структура содержания учебно-методического комплекса. Тематическое планирование курса. Определение целей темы урока.

 

Литература

1. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения — М — 1978.

2. Примерное планирование курсов истории и предметов образовательной области «Общественные дисциплины» — М — 1996.

3. Программно-методические материалы: история V-IX кл. / сост. Т.И.Тюляева — М — 1998.

4. Программы для общеобразовательных учреждений. История — М — 1997.

5. Современный мир / Под ред. В.И.Купцова — М — 1997.

6. Справочник преподавателя общественных дисциплин / авторы-составители Е.Е. Вяземский, Т.И.Тюляева — М — 1998.

7. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы — Ч.1. — Общество — История — Цивилизация — М — 1997.

8. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы — Ч.2. — Общество — История — Цивилизация — М — 1997.

9. Кузьмин В.А. Политологический блок уроков в обществоведческом курсе.

10. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы / Под ред. Л.Н.Боголюбова — М — 2000.

Тема 11. Структура и особенности курса «Человек и общество»

 

1.Учебные программы и государственный стандарт по курсу «Человек и общество».

2.Учебники: структура, компоненты, виды заданий по учебнику. Методические пособия, рабочие тетради, дополнительная литература.


Литература

1. Алексашин Г.В. Компьютерные программы в преподавании истории // Преподавание истории в школе — 1995 — № 5.

2. Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществоведения в средней школе — М — 1982.

3. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы / под ред. Л.Н.Боголюбова — М — 2000.

4. Современный мир. / Под ред. В.И. Купцова — М — 1997.

5. Справочник преподавателя общественных дисциплин / авторы составители Е.Е.Вяземский, Т.И.Тюляева — М — 1998.

6. Человек и общество / Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.И. Лазебниковой — М — 1997.

7. Человек и общество. Кн. 1-3 / Под ред. В.И.Купцова — М — 1993.

 

 

Тема 12. Отбор фактов, понятий, идей.

1.Научность, доступность, объективность, достоверность, сопоставительный анализ, определение общих и особенных черт.

2.Типология фактов. Интерес к содержанию, соответствие программному материалу.

Литература

 

1. Шехтер Стивен Л. Работа с печатными материалами // Основы государства и права — 1998 — № 6.

2. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого — М — 1991.

3. Студеникин М.Т. и др. Итоги тестирования // Преподавание истории в школе — 1997. — № 5.

4. Кабинет истории и обществоведения в школе: Методические рекомендации / Сост. Е.Н.Захарова — М — 1987.

5. Гора П.В. Повышение качества обучения истории в средней школе — М — 1988.

6. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе — М — 1988.

7. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы Ч. 1. — Общество — История — Цивилизация — М — 1997.

8. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. — Ч.2. — Общество: основные сферы бытия — М — 1997.

9. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии — М — 1996.

Тема 13. Система работы с первоисточниками, документами, периодической печатью.

 

1.Виды письменных источников и приемы их использования.

2.Требования к документу. Приемы работы с документом.

3.Акты, мемуары, СМИ.

 

Литература

 

1. Ковальченко И.Д., Бородкин Л.И. Современные методы изучения исторических источников с использованием ЭВМ — М — 1987.

2. Шехтер Стивен Л. Работа с печатными материалами // Основы государства и права — 1998 — № 6.

3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе — М — 1979.

4. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока — М — 1990.

5. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы — М — 1966 — с.5-9.

6. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке — М — 1987.

Тема 14. Задачи дополнительных курсов, их программы и методика проведения.

 

1.Программы курсов «Граждановедение», «Право и политика», «Азбука гражданина» и др.

2.Задачи модульных курсов. Методическое обеспечение: учебники, пособия. Планирование модульный курсов.

 

Литература

 

1.Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. Введение в политологию: учебное пособие для 10-11 кл. — М — 1997.

2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах. Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы — М — 1998.

3. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий — М — 1989.

4. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. — М — 1998.

5. Кузьмин В.А. Политологический блок уроков в обществоведческом курсе // Преподавание истории в школе — 1997 — № 1.

6. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы — Ч.1 — Общество — История — Цивилизация — М — 1997.

7. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы — Ч.2.— Общество: основные сферы бытия — М — 1997.


Тема 15. Требования к знаниям и умениям учащихся. Способы их выявления.

 

1.Требования государственного стандарта к знаниям, умениям учащихся.

2.Виды и формы государственной аттестации. ЕГЭ. Формы тестирования.

Литература

 

1. Студеникин М.Т. и др. Итоги тестирования // Преподавание истории в школе — 1997 — № 5.

2. Алексашин Г.В. Компьютерные программы в преподавании истории // Преподавание истории в школе — 1995 — № 5.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России — М — 1997.

4. Гора П.В. Повышение качества обучения истории в средней школе — М — 1988.

5. Зайчарник Б.В. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей — М — 1976.

6. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий — М — 1989.

7. Пасман Т.Б. Контрольные тексты // Преподавание истории в школе — 1996 — № 7.

8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся — М — 1983.

9. Якиманская И.С. Знание и мышление школьников — М — 1982.

 

Тема 16. Принципы организации внеурочной работы.

1.Основные направления и формы внеурочной работы по истории. Факультативные занятия. Школьные экскурсии.

2.Виды внеклассной работы: массовая, групповая, индивидуальная.

Литература

1. Кревер Г.А. Эмпирический и теоретический путь познания при обучении истории // Преподавание истории в школе — 1973 — № 5.

2. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. — М — 1984.

3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе — М — 1979.

4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся — М — 1983.

5. Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников — М — 1979.

6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе — М — 1979.

 

Тема 17. Кабинет истории и обществознания

1. Причины перехода от классной к кабинетной системе обучения. Современные требования к кабинету истории и обществознания.

2. Требования к кабинету истории по «Положению об аттестации кабинета.

3. Санитарно-гигиенические требования к кабинету.

 

Литература

 

1. Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществознания в средней школе — М — 1982.

2. Дрига И.Н. Кабинетная система в общеобразовательной школе — М — 1986.

3. Кабинет истории и обществознания в школе: методические рекомендации / Сост. Е.М.Захарова — М — 1987.

4. Козберг Г.А., Мозгарев Л.В. Классификатор педагогической и методической информации // Преподавание истории в школе — 1984 — № 4.

5. Герасимов Г.А. Герасимова Г.Г. Оборудование уроков истории самостоятельными наглядными пособиями. Пособие для учителей — М — 1962.

Лабораторные занятия

(IV курс)

Тема 1. Применение элементов педагогических технологий в обучении на уроках общественно-исторических дисциплин

 

На современном этапе происходит серьезная переоценка позитивных и негативных качеств традиционной технологии проведения уроков. Учителя-новаторы разработали более 50 технологий реорганизации и обновления учебного процесса. Молодому специалисту следует изучить новые технологии и попытаться освоить их, ввести в практику своей педагогической деятельности.

Сделать это можно, выполняя следующие этапы:

1. Ознакомьтесь с современными образовательными технологиями. Определите основные этапы организации учебного процесса в выбранной Вами технологии.

2. Выберите одну из тем современных школьных учебников. Изучите основной и дополнительный материал по данной теме. Определите структуру изучения материала учащимися.

3. Попытайтесь ввести элементы современных педагогических технологий в планирование урока (интеграцию предметов гуманитарного цикла; элементы проблемного обучения; игра, опорные конспекты и др.

4. Составьте план-конспект урока по теме.

5. Определите уровень применения технологии.

 

Литература

 

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии — М — 1998.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения — М — 1995.

3. Тупичкина Е.А. Опорные конспекты — Армавир — 1998.

4. Плескач Л.Е., Шамич Г.М. Технология педагогики — Краснодар — 1998.

5. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения — М — 1990.

6. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработка, парадигмы — Ростов-на-Дону, 1997.

7. Нюдурмагомедов А.Н. Технология конструирования и решения педагогических задач — Махачкала — 1994.

8. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюна — М — 1989.

9. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций — М — 1998.

10. Бардовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика — 1993 — № 5.

11. Гузеев Н.И. Еще одна точка зрения // Народное образование — 1997 — № 6.

12. Гуружанов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование — 1997 — № 2.

13. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем //Школьные технологии — 1996 — № 3.

14. Уланов. Российская школа в европейском контексте // Директор школы — 1996 — № 3.

15. Юдин В.В. Педагогическая технология — Ярославль — 1997.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.047 с.)