Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Методы, приемы, формы обучения истории. Умения и навыки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классификация методов обучения. Прием учебной деятельности как историко-методическая категория. Методы и приемы обучения. Приемы умственной деятельности. Исследовательский метод в обучении. Авторы учебника «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях», М.В.Короткова, М.П.Студеникин, говоря о формировании умений учащихся, отмечают, что у дидактов и методистов существуют разные точки зрения на навыки учащихся. Все точки зрения по вопросу о сущности умений можно свести к следующим: 1) умения — это автоматизированные действия, грающие, вспомогательную роль и входящие в состав навыка; 2) умения — владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка; 3) умения — способность достигать цели деятельности на основе знаний и приобретенных навыков; 4) умения — сознательное владение приемом деятельности; 5) умения — сознательное владение мыслительными операциями. В общей педагогике разработаны теоретические подходы к исследованию процесса обучения. В последние годы в теорию и практику обучения. В последние годы в теорию и практику образования прочно вошло понятие педагогического мониторинга, под которым понимается «система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития». Основы методической диагностики в обучении истории очень важны. О специфике диагностики результатов обучения истории в школе рассказывает статья Э.В.Ваниной в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе», 2001, № 4. Методическая диагностика может осуществляться администрацией в рамках мониторинга образования и учителем истории для отслеживания результативности собственной педагогической деятельности. Деятельность учителя направлена на развитие знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с государственным стандартом образования по истории и программами в которых они перечислены. При изучении истории в V классе учащиеся овладевают следующими видами деятельности и умениями: - применяют счет лет в истории, соотносят год с веком, век с тысячелетием, имеют представление о летоисчислении «до н.э» и «н.э». - читают историческую карту с опорой на легенду, показывают на карте исторические объекты; - используют исторические документы из учебника и рабочих тетрадей как источники знаний по истории древнего мира; - самостоятельно составляют рассказ об исторических событиях или исторических деятелей на основе 2-3 источников исторических знаний; - на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составляют описания памятников истории древнего мира; - сравнивают природные условия, жизнь и памятники материальной и духовной культуры различных регионов древнего мира; - правильно употребляют и объясняют исторические термины, крылатые выражения; - формируют свое отношение к памятникам культуры и искусства древнего мира. В VI классе: - называют даты важнейших событий в истории европейского и русского средневековья, хронологические рамки истории средних веков; устанавливают длительность и синхронность событий и процессов всеобщей и отечественной истории; - работают с исторической картой, читают ее, пользуясь легендой, используют как источник знаний; - используют документы как источник знаний по всеобщей и отечественной истории; - рассказывают (на основе простого плана) о важнейших исторических событиях европейского и русского средневековья, их участниках, привлекая текст и иллюстрации учебника, отрывки из документов; - на основе текста и иллюстраций учебника составляют описание памятников культуры; - излагают суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений; - сравнивают исторические события и явления, положение различных слоев населения, определяя в низ общее и отличия; - раскрывают смысл важнейших исторических понятий; - составляют характеристику исторического деятеля, определяя свое отношение к его действиям; - дают оценки важнейшим историческим событиям, достижениям культуры средневековья. Сопоставляя умения и навыки, приобретенные в V иVI классах по истории, мы видели, что постепенно от простого репродуцирования: рассказ, показ по карте, название даты в 5 классе, ученик должен прийти к рассмотрению процесса в динамике, излагать суждения о причинно-следственных связях, сравнивать исторические события, раскрывать смысл событий и явлений, давать оценку. Такие изменения в учебных умениях и навыках учащихся возможны лишь при условии использования двух групп методов
Условно все умения, формируемые в рамках школьного курса истории, можно разделить наследующие группы: - мыслительные; - информационные; - организационные. Мыслительные умения включают в себя: мышление во времени и пространстве, исторический анализ и синтез, сравнение и оценку. Информационные: - умение работать с различными источниками знаний (текстовыми, изобразительными и др.); - умения, связанные с устной речью; - умения по фиксации и воспроизведению информации (составление плана, конспекта, тезисов, рефератов). Диагностика умений и навыков учащихся, как правило, производиться во время опроса на комбинированном уроке, организации тестового и комбинированного контроля на контрольной и комплексной диагностике, на повторительно-обобщающем уроке. Формы и приемы организации работы могут быть различными: коллективными, групповыми, индивидуальными. Контроль за развитием навыков и умений учащихся проводится в соответствии с нормами для каждой возрастной категории учащихся по следующим направлениям. 1. Исторические факты, события (назвать, соотнести, сравнить, сопоставить, выявить причину, последствия, влияния на дальнейший ход событий и т.д.). 2. Хронология (назвать дату события, соотнести дату и события, расставить события в хронологическом порядке, составить синхронную таблицу и т.д.). 3. Работа с картой и наглядностью (указать на карте, найти, соотнести, проследить динамику, описать ход боевых действий или действий на учебной картине, провести анализ соответствия художественного произведения и исторических событий и т.д.). 4. Работа с терминами (указать значение, составить кроссворд, составить рассказ, подставить в текст и др.). 5. Работа с источником, документом (прочитать, определить главную мысль, аргументировать свой ответ и т.д.). Комплексная диагностика позволяет выявить трудности в формировании учебных умений и навыков у класса, группы или отдельных учеников, наметить пути по их преодолению, сделать работу учителя и учащихся на уроке более эффективной, направленной на развитие ребенка. Вопросы для самоконтроля 1. Какие документы определяют знания, умения и навыки учащихся по истории? Какова динамика их развития? 2. Охарактеризуйте формы, методы и приемы, направленные на развитие познавательной деятельности учащихся. 3. Как учитель может провести диагностику развития знаний, умений и навыков учащихся? Приведите примеры.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.79 (0.01 с.) |