Типы и дидактическая структура занятий производственного обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и дидактическая структура занятий производственного обучения.



Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….

Глава 1…………………………………………………………………………........

1.1.Подготовка мастера к учебному занятию…………………………………...

1.2.Типы и дидактическая структура занятий производственного обучении...

1.3.Методический анализ темы программы производственного обучения......

Глава 2………………………………………………………………………………

2.1. Перспективно – тематический план……………………………………….

2.2. План занятия…………………………………………………………………

2.3. Конспект вводного инструктажа …………………………………………..

2.4. Чертёж учебно-производственной работы…………………………………

2.5. Инструкционно-технологическая карта……………………………………

2.6. Наглядное средство обучения………………………………………………

2.7. Материалы для текущего контроля (тест)……………………………….

2.8. Критерии оценки…………………………………………………………….

2.9. Методические рекомендации по проведению вводного инструктажа…..

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В учебных заведениях студентов и обучающихся учат как правильно и экономичней изготовить изделие, на практике отрабатывают приемы сварки, приобретают умения и навыки работы. Эти навыки приобретаются в производственных мастерских оснащенных определенным оборудованием с соблюдением режимов техники безопасности.

В нашей стране квалифицированных рабочих подготавливают в профессиональных училищах. Знания, полученные в профессиональном училище дают рабочим возможность быстрее осваивать новую технику, вносить предложения по улучшению конструкций машин и совершенствованию технологических процессов.

Роль мастера в подготовке квалифицированных рабочих заключается в объяснении нового материала, показе упражнений и приемов сварки. Умение проведения занятий производственного обучения это главный критерий мастера. Эти умения формируются при изучении дисциплины методика производственного обучения, по окончанию которой выполняется курсовая работа. Основные цели курсовой работы:

Обобщение и закрепление методических знаний и умений при углубленном изучении вопросов проектирования учебного занятия профессионального обучения;

Формирование умений самостоятельной работы с психолого-педагогической, методической, нормативной, технической и справочной литературой.

В наше время во всем мире широко используется сварочная техника и технология. Сварочная технология подразумевает различные виды и способы сварки. Одним из которых является газовая сварка швов в нижнем положении тавровым и угловым соединения. Этот способ довольно прост. Изучаются и разрабатываются технологии для упрощения и ускорения процесса сварки, уменьшения трудоемкости и себестоимости сварного изделия.

Задачей курсового проектирования является методический анализ учебного плана и рабочей программы, материально-техническое оснащение темы программы и выбранного занятия, разработка учебно-планирующей и учебно-технической документации, разработка критериев оценки по теме занятия, разработка методического комплекса занятия профессионального обучения.

 

 

Глава 1

 

 

Подготовка мастера к учебному занятию

Подготовка мастера к занятиям включает: подготовку к учебному году, изучению очередной темы программы и подготовку к каждому занятию ПО.

Подготовка к учебному году заключается в том, что мастер изучает квалификационную характеристику профессии, учебный план, програм­мы ПО, специальной технологии. Готовясь к учебному году, мастер изу­чает новые учебники, учебные пособия, методические материалы, новую технику, технологию, передовые методы труда по профессии. Повышая уровень педагогического мастерства, изучает новинки педагогической литературы, брошюры; опыт передовых мастеров ПО, принимает уча­стие в педагогических чтениях, выступает с докладами о совершенство­вании учено- воспитательного процесса.

Мастер ПОуделяет серьезное внимание улучшению учебно-мате­риальной базы учебного процесса. Особенно в тех случаях, когда обучение будет проводиться по новым учебным планам и программам. В порядке комплексного методического обеспечения учебного процесса мастера определяют, какие наглядные пособия, приспособления, оснастка, тех­нические средства обучения потребуются для качественного процесса профессиональной подготовки студентов, разрабатывают и организуют изготовление недостающего, активно участвуют в ремонте оборудования и помещений учебных мастерских.

Подготовка к изучению темы заключается в том, что мастер анализи­рует программу ПО, продумывает место каждой темы в процессе обуче­ния, распределяет материал темы на занятие, определяет какие упражнения следует провести, какие учебные пособия, оборудование, инструменты, технические документы надо заблаговременно подготовить по теме. Мастер изучает педагогическую литературу, методические пособия по теме, наиболее рациональные приемы и способы выполнения работ по теме, подготавливает наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы. При распределении темы на занятие мастер учитывает посильность, доступность, трудоемкость приемов и способов, новизну их для студентов при выполнении работ по теме.

Мастер в ходе работы, готовясь к изучению темы, четко определяет, какие приемы и способы работ, их разновидности должны быть изучены студентами. При распределении материала темы на занятие необходимо учитывать четкость цели и определенность содержания каждого занятия. Важно учитывать сложность, порядок изучения, объекты работ, на кото­рых студенты будут отрабатывать приемы и способы работы. Это обес­печит правильное распределение материала темы на занятие. Наиболее просто распределить на занятие материал операционных тем, так как в них четко указаны приемы и способы работ, которые подлежат освое­нию. Значительную сложность представляет распределение на занятии ма­териала тем «комплексные работы». Планировать последовательность занятий по этим темам невозможно, так как невозможно обеспечить фронтальное выполнение всеми студентами одной и той же работы на занятии. Подготавливая учебно-материальную базу для изучения темы, мастер определяет виды работ на основе перечня учебно-производ­ственных работ, подготавливает материалы, заготовки, приспособления и т.п., подбирает учебно-техническую документацию, наглядные посо­бия, ТСО. Если тема изучается не фронтально, мастер составляет график перемещения студентов по рабочим местам.

Занятие является заключительной и наиболее решающей и ответствен­ной стадией всей подготовительной работы. Если при подготовке к учебному году, к теме мастер допустил недостатки, то он еще имеет воз­можность их устранить в ходе подготовки к занятию.

Порядок и содержание подготовки к занятию ПО заключается в следующем:

мастер, прежде всего, анализирует результаты предыдущих занятий и

на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего занятия;

- мастер определяет структуру занятия и время на каждый элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут выполнять студентами;

- определив структуру занятия, мастер намечает, сколько времени он затратит на вводный инструктаж, как будет организован индивидуаль­ный инструктаж;

- мастер намечает, какие и сколько будет выполнять работ каждый студент и вся группа;

- подготавливает заготовки, материалы, инструменты приспособле­ния, документацию, наглядные пособия, модели, макеты, ТСО;

- намечает методы и методические приемы обучения, которые обеспечат успешное решение задач;

- в результате всей этой подготовительной работы мастер составляет план занятия, который является рабочим документом в течение всего занятия. Стандартных, обязательных форм планов занятий ПО не установлено.

Долг мастера - тщательно готовиться к проведению каждого занятия. Выполнение этого требования обязательно, каким бы долголетним опы­том ни обладал мастер. Для этого следует прежде всего внимательно оз­накомиться с методическими материалами и пособиями. Подготавливая к занятию свое рабочее место, мастер подбирает наглядные пособия, ТСО учебно-техническую документацию, инструменты, приспособления.

Макеты и модели рекомендуется до использования (до показа) за­крыть чехлами или держать шкафу, так как пособия с большим ин­тересом воспринимаются, когда студенты их видят впервые. Для ус­пешного показа трудовых приемов мастер должен предварительно поупражняться в их выполнении. Нельзя надеяться только на прежний свой опыт. Нечетко выполненный показ виден, он может привести к ошибкам студентов, к тому же авторитет мастера в их глазах понизится. Успех каждого занятия зависит от умений мастера подбирать и объяс­нить факты, примеры. Необходимо заранее установить последователь­ность объяснений, показа студентам приемов и способов работы как надо стоять на рабочем месте, как держать инструменты, какова струк­тура движений, их ритм, сила, точность, координация. Мастер обязан серьезно изучить правила безопасности, относящиеся к данному виду работы.

Подготовка мастера к занятию получает свое окончательное оформле­ние в письменном плане занятия и плане проведения вводного инструкта­жа. План занятия - это рабочий документ, им мастер пользуется в тече­ние всего занятия. План необходим для каждого занятия, он дает мастеру возможность провести занятие целенаправленно, организованно и успешно. Хорошо составленный и умело используемый план занятия обеспечивает: достаточно полное освещение каждого изучаемого вопроса; преподнесе­ние изучаемого материала в логической и технологической последова­тельности, повышающей эффективность восприятия; правильное и пол­ное использование времени на занятии. План занятия приносит пользу мастеру только в том случае, когда он является результатом глубокой, серьезной подготовительной работы самого мастера. Обычно в плане занятия надо предусматривать следующие основные вопросы:

а) расста­новку студентов по рабочим местам;

б) проведение вводного инструк­тажа студентов в начале прохождения темы или подтемы программы;

в) обеспечение студентов учебными работами, инструментами, чертежа­ми и технологическими документами;

г) проведение упражнений, в про­цессе которых студенты изучают приемы и способы работы, относящие­ся к теме данного занятия;

д) обходы учебных (рабочих) мест в процессе упражнений студентов в целях индивидуального инструктажа,

е) прове­дение текущего коллективного инструктажа; ж) прием, разбор и оценка работ, выполненных студентами;

з) проведение краткого заключитель­ного инструктажа со всей группой (в конце занятия). Определив цели, содержание, структуру занятия и методы его проведе­ния мастер приступает к подготовке материально-технической базы. Особое внимание мастер уделяет своевременной и качественной подго­товке своего рабочего места, необходимых инструментов, приспособле­ний, материалов, заготовок, наглядных пособий, чертежей, документа­ции и т.п.

Важно обеспечить студентов таким количеством учебных работ, инст­рументов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения занятия не имели места простои и потери учебного времени. При подго­товке инструмента, приспособлений, оборудования нужно лично убе­диться в их исправности. Необходимо опробовать в работе инструменты, приспособления, оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приемов. При подготовке рабочего места нужно иметь в виду следующее: на­глядные пособия, чертежи, карты, учебно-техническая документация должны быть чистыми и аккуратно выполненными; модели, приборы и наглядные пособия необходимо располагать в шкафу или на демонстра­ционном щите в прядке использования.

 

 

Глава 2

 

 

2.1.Перспективно – тематический план

 

 

№ Т.П. и Т.З. Тема программы, занятия Учебные цели занятия Время на изучение темы (в часах). Из них: Тип занятия Средства обучения
      Всего На инстр. На упраж. На пр. деят    
№8 Газовая наплавка, сварка пластин в нижнем, вертикальном, горизонтальном положениях.     48ч   11ч 30мин   10ч 30мин   26ч    
№8.1 Газовая наплавка валиков на пластинах в нижнем положении Научится газовая наплавка валиков на пластинах в нижнем положении   6ч   60мин   60мин   4ч Урок изучения трудовых приёмов и операций Плакаты, образцы, слайды
№8.2 Газовая сварка пластин в нижнем положении стыковым соединением Научится газовая сварка пластин в нижнем положении стыковым соединением     6ч     60мин     60мин     4ч Урок изучения трудовых приёмов и операций Плакаты, образцы, слайды
№8.3 Газовая сварка пластин в нижнем положении тавровым и угловым соединением Научится газовая сварка пластин в нижнем положении тавровым и угловым соединением   6ч   90мин   90мин   3ч Урок изучения трудовых приёмов и операций Плакаты, образцы, слайды
№8.4 Газовая сварка пластин в нижнем положении нахлёсточным соединением Научится газовая сварка пластин в нижнем положении соединением в нахлёст     6ч     75мин     90мин     3ч 15мин Урок изучения трудовых приёмов и операций Плакаты, образцы, слайды
№8.5 Газовая наплавка валиков на пластинах в наклонном положении Научится газовая наплавка валиков на пластинах в наклонном положении   6ч   60мин   75мин   3ч 45мин Урок изучения трудовых приёмов и операций Плакаты, образцы, слайды
№8.6 Газовая сварка пластин в наклонном положении Научится газовая сварка пластин в наклонном положении     6ч       60мин     75мин     3ч 45мин Урок изучения трудовых приёмов и операций Плакаты, образцы, слайды
№8.7 Газовая наплавка валиков и сварка пластин в вертикальном положении Научится газовая наплавка валиков и сварка пластин в вертикальном положении   6ч   105мин   2ч   2ч 15мин Урок изучения трудовых приёмов и операций Плакаты, образцы, слайды
№8.8 Газовая наплавка валиков на пластинах в вертикальном положении, горизонтальным швом Научится газовая наплавка валиков на пластинах в вертикальном положении, горизонтальным швом     6ч     2ч     3ч     60мин Урок изучения трудовых приёмов и операций Плакаты, образцы, слайды

 

 

План занятия.

План занятия

 

Тема программы: Газовая наплавка, сварка пластин в нижнем, вертикальном, горизонтальном положениях.

 

Тема занятия: Газовая сварка пластин в нижнем положении нахлёсточным соединением.

Цели занятия:

1. Образовательные:

В результате изучения темы занятия, обучаемые должны,

уметь:

выполнять сварку пластин внахлест.

научить приёмам газовой сварке металлов.

2. Воспитательные:

сформировать навыки сварки металлов.

3. Развивающие:

развивать волю и настойчивость в достижении целей.

Тип занятия: изучения трудовых приемов и операций

Материально-техническое оснащение занятия:

1.Кислородный баллон-5шт

2.Ацетнленовый баллон- 5 шт

3.Кислородный редуктор БКО - 5шт

4.Ацетнленовый редуктор БПО - 5 шт

5.Сварочные провода (рукава) - 2шт

6.Комплект гаечных ключей - 2шт

7.Сварочная горелка - 5шт

8.Очки затемненные - 15шт

9.Плакат - 2шт.

10.Инструкционная карта - 30шт

 

 


Алгоритм занятия

Этапы занятия Содержание деятельности мастера Время (мин). Методы обучения Средства обучения
I. Организационная часть – 3
  1. Взаимное приветствие мастера и студентов; 2. Проверка присутствующих по журналу; 3. Проверка внешнего вида. 4. Техника безопасности и эстетика труда.   Беседа  
II. Вводный инструктаж – 45
Целевая установка Сообщить тему: Газовая сварка пластин в нижнем положении нахлесточного соединения. Образовательные цели:. Сформировать умения выполнения газовой сварке пластин в нахлесточном соединении. Разъяснить важность изучаемой темы для будущей профессиональной деятельности.   Беседа Классная доска
Актуализация опорных знаний, умений и навыков Задать вопросы: 1. Расскажите технику безопасности при газовой сварки (общие сведения, до выполнения, во время и по окончанию выполнения работ). 2. Дайте определение понятию газовой сварки? 3. Назовите, какие вы знаете способы газовой сварки? 4. Назовите область применения газовой сварки? Предложить выполнить трудовые приёмы: 1. Предложить обучаемым выставить режимы.   Фронталь- ный опрос  
Создание ориентировочной основы деятельности Разобрать следующие вопросы по выполнению трудовых приёмов: 1. Рассказать о значение выполняемой операции для освоения профессии; 2. Рассказать о правилах безопасного выполнения трудовых приёмов. Особое внимание обратить на следующие вопросы: пользование спец.одеждой, элетробезопасность, правила обращения с электрооборудованием, личная безопасность. 3. Рассказать технику выполнения газовой сварки; 4. Рассказать о типичных ошибках при выполнение операции. 5. Проверить усвоение обучаемыми изученного материала методом тестирования. 6. Сообщить критерии оценки. 7. Подвести итоги вводного инструктажа. Распределить студентов по рабочим местам     Обьясне- ние, разъясне- ние, личный показ, письмен- ное инструктирование.   Инструкционная карта, образец наложения валиков.     Ацетилен, кислород технический, местная вытяжка, редуктор ацетиленовый, редуктор кислородный, набор слесарно сварочного инструмента, Металлическая пластина.
III. Основная часть (текущий инструктаж) – 240
Выполнение упражнений     Уборка рабочих мест Проверить правильность выполнения следующих упражнений: 1. Подготовка металла 2. Настройка оборудования 3. Сварка пластин нахлест 4. Контроль качества выполненной работы Физическая пауза проводить через каждые 2 часа работы по (10 мин.) Проверить качество выполненного задания, принять рабочие места. Убирают дежурные по графику; бригадир проверяет рабочие места и сдает мастеру производственного обучения.       Упражне- ние личный показ, письмен- ное и устное инструктирование     Ацетилен, кислород технический, местная вытяжка, редуктор ацетиленовый, редуктор кислородный, набор слесарно сварочного инструмента, Металлическая пластина..
IV. Заключительный инструктаж - 12 мин.
Анализ учебных достижений студентов Подвести итоги учебного занятия (достижение целей занятия и выполнение сменного задания). Сообщение оценок. Отметить работы обучаемых отличного качества. Разобрать наиболее характерные недочёты, типичные ошибки в работе студентов. Сообщить тему следующего занятия: Газовая наплавка валиков на пластинах в наклонном положении. Выдать домашнее задание: повторить ТБ при выполнение газовой сварки.   Беседа  

 


Вводный инструктаж

 

Вводный инструктаж проводится в учебных мастерских. При проведении вводного инструктажа первая его часть будет проведена со всей группой одновременно, так как в этой части будет раскрыта новая тема и проведен опрос по предыдущим темам для закрепления материала. Повторение тем пройденных тем позволит не только закрепить материал, но и создать базу для хорошего усвоения материала текущей темы. Во время второй части вводного инструктажа студенты будут распределены по кабинам и получат указания по упражнениям, которые им необходимо выполнить.

Студенты во время изложения теоретического материала располагаются рядом с рабочим местом мастера таким образом, чтобы им было хорошо видно мастера. Плакаты, применяемые на занятии, стенды и макеты газосварочного оборудования, а также хорошо слышно излагаемый мастером материал. При личном показе мастером примера упражнения студенты должны располагаться около демонстрационного стола, так чтобы им было хорошо видно показываемое упражнение и слышно пояснения мастера. Все это позволит лучше усвоить материал, а также позволит мастеру лучше построить занятие и возможно сократить потери времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В этой курсовой работе разработано учебно-методическое обеспечение темы №8 «Газовая наплавка и сварка пластин нижнем, горизонтальном и вертикальном положении шва». На изучение, которой выделено 48 часов. Она разбита на 8 учебных занятия. В которой представлен план урока, конспект лекции, инструкционная карта.

 

Данная курсовая работа может быть использована в учебном процессе Сибирского профессионального колледжа по специальности «Профессионального обучения» отраслевой специализации «Сварочное производство» этот проект помогает реализовать на практике принципы технологии обучения по специальности, что способствует повышению эффективности и качества профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих.

 

 

Список используемой литературы

Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. М., 2007

 

Рыбаков В.М. Дуговая и газовая сварка. М., 1986

 

Сергеев Н.П. Справочник молодого электросварщика. М., 1980

Фомин В.П., Яковлев А.П. Ручная и дуговая сварка. М., 1995

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….

Глава 1…………………………………………………………………………........

1.1.Подготовка мастера к учебному занятию…………………………………...

1.2.Типы и дидактическая структура занятий производственного обучении...

1.3.Методический анализ темы программы производственного обучения......

Глава 2………………………………………………………………………………

2.1. Перспективно – тематический план……………………………………….

2.2. План занятия…………………………………………………………………

2.3. Конспект вводного инструктажа …………………………………………..

2.4. Чертёж учебно-производственной работы…………………………………

2.5. Инструкционно-технологическая карта……………………………………

2.6. Наглядное средство обучения………………………………………………

2.7. Материалы для текущего контроля (тест)……………………………….

2.8. Критерии оценки…………………………………………………………….

2.9. Методические рекомендации по проведению вводного инструктажа…..

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В учебных заведениях студентов и обучающихся учат как правильно и экономичней изготовить изделие, на практике отрабатывают приемы сварки, приобретают умения и навыки работы. Эти навыки приобретаются в производственных мастерских оснащенных определенным оборудованием с соблюдением режимов техники безопасности.

В нашей стране квалифицированных рабочих подготавливают в профессиональных училищах. Знания, полученные в профессиональном училище дают рабочим возможность быстрее осваивать новую технику, вносить предложения по улучшению конструкций машин и совершенствованию технологических процессов.

Роль мастера в подготовке квалифицированных рабочих заключается в объяснении нового материала, показе упражнений и приемов сварки. Умение проведения занятий производственного обучения это главный критерий мастера. Эти умения формируются при изучении дисциплины методика производственного обучения, по окончанию которой выполняется курсовая работа. Основные цели курсовой работы:

Обобщение и закрепление методических знаний и умений при углубленном изучении вопросов проектирования учебного занятия профессионального обучения;

Формирование умений самостоятельной работы с психолого-педагогической, методической, нормативной, технической и справочной литературой.

В наше время во всем мире широко используется сварочная техника и технология. Сварочная технология подразумевает различные виды и способы сварки. Одним из которых является газовая сварка швов в нижнем положении тавровым и угловым соединения. Этот способ довольно прост. Изучаются и разрабатываются технологии для упрощения и ускорения процесса сварки, уменьшения трудоемкости и себестоимости сварного изделия.

Задачей курсового проектирования является методический анализ учебного плана и рабочей программы, материально-техническое оснащение темы программы и выбранного занятия, разработка учебно-планирующей и учебно-технической документации, разработка критериев оценки по теме занятия, разработка методического комплекса занятия профессионального обучения.

 

 

Глава 1

 

 

Подготовка мастера к учебному занятию

Подготовка мастера к занятиям включает: подготовку к учебному году, изучению очередной темы программы и подготовку к каждому занятию ПО.

Подготовка к учебному году заключается в том, что мастер изучает квалификационную характеристику профессии, учебный план, програм­мы ПО, специальной технологии. Готовясь к учебному году, мастер изу­чает новые учебники, учебные пособия, методические материалы, новую технику, технологию, передовые методы труда по профессии. Повышая уровень педагогического мастерства, изучает новинки педагогической литературы, брошюры; опыт передовых мастеров ПО, принимает уча­стие в педагогических чтениях, выступает с докладами о совершенство­вании учено- воспитательного процесса.

Мастер ПОуделяет серьезное внимание улучшению учебно-мате­риальной базы учебного процесса. Особенно в тех случаях, когда обучение будет проводиться по новым учебным планам и программам. В порядке комплексного методического обеспечения учебного процесса мастера определяют, какие наглядные пособия, приспособления, оснастка, тех­нические средства обучения потребуются для качественного процесса профессиональной подготовки студентов, разрабатывают и организуют изготовление недостающего, активно участвуют в ремонте оборудования и помещений учебных мастерских.

Подготовка к изучению темы заключается в том, что мастер анализи­рует программу ПО, продумывает место каждой темы в процессе обуче­ния, распределяет материал темы на занятие, определяет какие упражнения следует провести, какие учебные пособия, оборудование, инструменты, технические документы надо заблаговременно подготовить по теме. Мастер изучает педагогическую литературу, методические пособия по теме, наиболее рациональные приемы и способы выполнения работ по теме, подготавливает наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы. При распределении темы на занятие мастер учитывает посильность, доступность, трудоемкость приемов и способов, новизну их для студентов при выполнении работ по теме.

Мастер в ходе работы, готовясь к изучению темы, четко определяет, какие приемы и способы работ, их разновидности должны быть изучены студентами. При распределении материала темы на занятие необходимо учитывать четкость цели и определенность содержания каждого занятия. Важно учитывать сложность, порядок изучения, объекты работ, на кото­рых студенты будут отрабатывать приемы и способы работы. Это обес­печит правильное распределение материала темы на занятие. Наиболее просто распределить на занятие материал операционных тем, так как в них четко указаны приемы и способы работ, которые подлежат освое­нию. Значительную сложность представляет распределение на занятии ма­териала тем «комплексные работы». Планировать последовательность занятий по этим темам невозможно, так как невозможно обеспечить фронтальное выполнение всеми студентами одной и той же работы на занятии. Подготавливая учебно-материальную базу для изучения темы, мастер определяет виды работ на основе перечня учебно-производ­ственных работ, подготавливает материалы, заготовки, приспособления и т.п., подбирает учебно-техническую документацию, наглядные посо­бия, ТСО. Если тема изучается не фронтально, мастер составляет график перемещения студентов по рабочим местам.

Занятие является заключительной и наиболее решающей и ответствен­ной стадией всей подготовительной работы. Если при подготовке к учебному году, к теме мастер допустил недостатки, то он еще имеет воз­можность их устранить в ходе подготовки к занятию.

Порядок и содержание подготовки к занятию ПО заключается в следующем:

мастер, прежде всего, анализирует результаты предыдущих занятий и

на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего занятия;

- мастер определяет структуру занятия и время на каждый элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут выполнять студентами;

- определив структуру занятия, мастер намечает, сколько времени он затратит на вводный инструктаж, как будет организован индивидуаль­ный инструктаж;

- мастер намечает, какие и сколько будет выполнять работ каждый студент и вся группа;

- подготавливает заготовки, материалы, инструменты приспособле­ния, документацию, наглядные пособия, модели, макеты, ТСО;

- намечает методы и методические приемы обучения, которые обеспечат успешное решение задач;

- в результате всей этой подготовительной работы мастер составляет план занятия, который является рабочим документом в течение всего занятия. Стандартных, обязательных форм планов занятий ПО не установлено.

Долг мастера - тщательно готовиться к проведению каждого занятия. Выполнение этого требования обязательно, каким бы долголетним опы­том ни обладал мастер. Для этого следует прежде всего внимательно оз­накомиться с методическими материалами и пособиями. Подготавливая к занятию свое рабочее место, мастер подбирает наглядные пособия, ТСО учебно-техническую документацию, инструменты, приспособления.

Макеты и модели рекомендуется до использования (до показа) за­крыть чехлами или держать шкафу, так как пособия с большим ин­тересом воспринимаются, когда студенты их видят впервые. Для ус­пешного показа трудовых приемов мастер должен предварительно поупражняться в их выполнении. Нельзя надеяться только на прежний свой опыт. Нечетко выполненный показ виден, он может привести к ошибкам студентов, к тому же авторитет мастера в их глазах понизится. Успех каждого занятия зависит от умений мастера подбирать и объяс­нить факты, примеры. Необходимо заранее установить последователь­ность объяснений, показа студентам приемов и способов работы как надо стоять на рабочем месте, как держать инструменты, какова струк­тура движений, их ритм, сила, точность, координация. Мастер обязан серьезно изучить правила безопасности, относящиеся к данному виду работы.

Подготовка мастера к занятию получает свое окончательное оформле­ние в письменном плане занятия и плане проведения вводного инструкта­жа. План занятия - это рабочий документ, им мастер пользуется в тече­ние всего занятия. План необходим для каждого занятия, он дает мастеру возможность провести занятие целенаправленно, организованно и успешно. Хорошо составленный и умело используемый план занятия обеспечивает: достаточно полное освещение каждого изучаемого вопроса; преподнесе­ние изучаемого материала в логической и технологической последова­тельности, повышающей эффективность восприятия; правильное и пол­ное использование времени на занятии. План занятия приносит пользу мастеру только в том случае, когда он является результатом глубокой, серьезной подготовительной работы самого мастера. Обычно в плане занятия надо предусматривать следующие основные вопросы:

а) расста­новку студентов по рабочим местам;

б) проведение вводного инструк­тажа студентов в начале прохождения темы или подтемы программы;

в) обеспечение студентов учебными работами, инструментами, чертежа­ми и технологическими документами;

г) проведение упражнений, в про­цессе которых студенты изучают приемы и способы работы, относящие­ся к теме данного занятия;

д) обходы учебных (рабочих) мест в процессе упражнений студентов в целях индивидуального инструктажа,

е) прове­дение текущего коллективного инструктажа; ж) прием, разбор и оценка работ, выполненных студентами;

з) проведение краткого заключитель­ного инструктажа со всей группой (в конце занятия). Определив цели, содержание, структуру занятия и методы его проведе­ния мастер приступает к подготовке материально-технической базы. Особое внимание мастер уделяет своевременной и качественной подго­товке своего рабочего места, необходимых инструментов, приспособле­ний, материалов, заготовок, наглядных пособий, чертежей, документа­ции и т.п.

Важно обеспечить студентов таким количеством учебных работ, инст­рументов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения занятия не имели места простои и потери учебного времени. При подго­товке инструмента, приспособлений, оборудования нужно лично убе­диться в их исправности. Необходимо опробовать в работе инструменты, приспособления, оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приемов. При подготовке рабочего места нужно иметь в виду следующее: на­глядные пособия, чертежи, карты, учебно-техническая документация должны быть чистыми и аккуратно выполненными; модели, приборы и наглядные пособия необходимо располагать в шкафу или на демонстра­ционном щите в прядке использования.

 

 

Типы и дидактическая структура занятий производственного обучения.

 

 

Урок – это организационная форма процесса обучения, при которой мастер производственного обучения в течении точно установленного времени в специально отведенном месте (учебной мастерской, лаборатории) руководит учебно-производственной деятельностью группы учащихся постоянного состава с учетом особенностей каждого из них, а также содержания обучения.

В процессе производственного обучения уроки различаются по содержанию, месту в учебном процессе, целям и задачам проведения.

Уроки как форма организации учебного процесса обычно разделяют на типы по ведущей дидактической цели: уроки усвоения новых знании; уроки закрепления и совершенствования знании и умении; повторительно-обощающие уроки и т.п.

Типы уроков выделяются прежде всего применительно к теоретическому обучению. Уроки производственного обучения можно классифицировать по основанию: уроки формирования первоначальных умении, уроки формирования навыков, уроки формирования сложных умении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.099 с.)