Тема 2. Организационные структуры управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Организационные структуры управления



Пояснительная записка

1. Цели и задачи дисциплины

Целью данной дисциплины является усвоение теоретических знаний и приобретение навыков практического менеджмента.

Основными задачами дисциплины являются: изучение специфических особенностей управленческой деятельности, ее содержания; изучение действующих организационных структур управления и современных подходов к их совершенствованию.

 

Требования к уровню усвоения знаний.

- формирование умений организации управления производством и принятия решений, основанных на современной технологии управления и использования коллегиальных форм управления;

- выработка умений подбора и расстановки кадров с учетом социально психологических факторов,

- формирования благоприятного морально психологического климата в коллективе;

- формирование у студентов умений, необходимых для эффективного выполнения функций менеджера.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Менеджмент»

Заочное обучение

Срок обучения – 6 лет

(ГОСВПО – 2000 г.)

№ п/п Наименование тем Всего (часов) Аудиторные занятия С/Р
В том числе
Лекции Семинары
           
1. Содержание управленческой деятельности        
2. Организационные структуры управления        
3. Технология управления производством        
4. Методы управления        
5. Управление персоналом        
6. Коллегиальность в управлении        
7. Социально-психологические аспекты управления        
8. Эффективность управленческой деятельности        
9. Персональный менеджмент        
10. Методы адаптации организационных структур предприятий отрасли к задачам их инновационного развития        
  ИТОГО        

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Содержание управленческой деятельности

Процесс труда и обеспечивающая его деятельность. Непосредственно производственная и управленческая деятельность индивидуального работника. Изменения в содержании управленческой деятельности при переходе от индивидуального к коллективному труду. Основные факторы, влияющие на объем и сложность управления производством.

Этапы обособления и разделения управленческой деятельности. Функции, как специализированные виды управленческой деятельности. Специфические (конкретные) функции, заключающиеся в выполнении подготовительных, заключительных и вспомогательных работ, непосредственно связанных с основным производственным процессом. Общие (основные) функции управления, обеспечивающие организацию, планирование и регулирование как основного производственного процесса, так и всех остальных видов деятельности. Основное содержание управленческих функций.

 

Тема 2. Организационные структуры управления

Функциональная специализация как основной структурообразующий фактор. Предприятие как производственная и социально экономическая система (СЭС). Подсистемы и элементы СЭС. Субъект и объект управления СЭС, процесс их формирования. Горизонтальны и вертикальные связи между элементами СЭС. Виды подчиненности. Нормы управляемости. Виды структур управления производством: линейная, функциональная, штабная; достоинства и недостатки. Структура ограниченного функционирования (комбинирования). Программно целевое управление, факторы целесообразного использования. Возможности применения матричной структуры управления; распределение функций между руководителями "по вертикали" и "по горизонтали". Основные подсистемы управления промышленным предприятием: общего руководства, основного производства, технического руководства (подготовкой производства, вспомогательным производством и др.), экономической деятельности, коммерческой деятельности, кадров, социального развития, капитального строительства. Факторы образования и функции подсистем и служб. Централизация и децентрализация управления предприятием. Полномочия субъекта и объекта управления. Виды структур управления промышленным предприятием: бесцеховая, цеховая, корпусная (производственная), филиальная. Уровни и ступени управления. Дивизиональная структура управления в ее виды. Организационное проектирование.

Тема 3. Технология управления производством

Решение как элемент технологии управления. Классификация решений. Целесообразность разработки нормативных документов, регламентации управленческой деятельности. Виды управленческих нормативных документов на различных уровнях управления, их разработчики. Структура и содержание положения о разделении полномочий и должностной инструкции.

Функции, ответственность и права работника управления. Декомпозиция управленческой деятельности от уровня предприятия до отдельного управленческого работника. Управленческая работа и операция, как элементы технологии управления. Содержание и оформление нормативных документов, отражающих порядок выполнения функций работников управления. Преимущества и недостатки регламентации управленческой деятельности.

Проблемы и задачи как предметы принятия нестандартных решений. Основные этапы принятия и осуществления решения: констатация возникновения проблемы, ее описание (постановка задачи); определение причин возникновения проблемы (обоснования актуальности задачи); выработка вариантов решения, их оценка; принятие решения, его осуществление; контроль за выполнением решения и за получением ожидаемых результатов. Формы привлечения трудящихся к принятию управленческих решений.

Тема 4. Методы управления

Классификация методов управления. Потребности, интересы персонала как предпосылки использования тех или иных методов управления. Содержание административных методов управления, причины их неэффективности. Содержание экономических методов управления, факторы эффективности их применения. Содержание социально психологических методов управления, возможности их использования. Проблемы сочетания методов управления.

 

Тема 5. Управление персоналом

Классификация персонала предприятия. Требования к работникам. Способы изучения персонала. Объективная необходимость ротации персонала. Порядок проведения аттестации работников. Роль и место руководителей (менеджеров) в системе управления. Основные функции руководителя. Качества, требуемые руководителям различных категорий. Способы оценки деятельности руководителей. Планирование карьеры руководителей.

Стиль руководства. Ситуационное лидерство. Делегирование полномочий. Формирование и формы работы с резервом на руководящие должности. Формы подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников. Порядок разработки и содержание основных разделов плана воспроизводства персонала.

 

Тема 6. Коллегиальность в управлении

Коллегиальность при осуществлении трудовой деятельности. Коллегиальные формы управления на промышленном предприятии: организованные и неорганизованные, профессиональные и непрофессиональные. Проблемы сочетания единоначалия и коллегиальности. Участие общественных организаций в управлении на предприятии. Права трудовых коллективов в области управления, избираемые ими органы управления, их функции. Совета при руководителях: состав, основные функции. Проведение совещаний по производственным проблемам. Коллегиальность руководства.

 

Тема 7. Социально психологические аспекты управления

Этика деловых отношений. Факторы, влияющие на социально психологический климат в производственном коллективе. Основные принципы деловых отношений между людьми. Объективная необходимость дифференцированного подхода к членам трудового коллектива в процессе управления. Качества работников, обладающих акцентуированными типами характеров. Неформальные структуры производственного коллектива, лидерство. Роль социально психологической информации в управлении, методы ее сбора и изучения. Производственные конфликты и способы их регулирования. Правила ведения переговоров.

 

Литература

Основная

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада Лтд.,1996

2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. - М.: Экономика, 1997

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997

4. Румянцева З.Л., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З и др. Менеджмент организаций. – М.: ИНФРА-М, 1995

5. Уткин Э.А. История менеджмента. - М.: ЭКМОС, 1997

 

Дополнительная

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1995

2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. /пер. с англ. - М.: Дело, 1992

4. Евлагов Л.Г. Теория и практика принятия решений. - М.: 1994

5. Литвак Б.Г. Управленческие решения. - М.: ЭКМОС. 1998

6. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 1999

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

«Менеджмент»

Заочная форма обучения. срок обучения – 6лет.

№ п/п Название тем дисциплины Кол-во часов Форма контроля
1. Тема 1. Содержание управленческой деятельности   Работа по контр. вопросам
2. Тема 2. Организационные структуры управления   Работа по контр. вопросам
3. Тема 3. Технология управления производством   Работа по контр. вопросам
4. Тема 4. Методы управления   Работа по контр. вопросам
5. Тема 5. Управление персоналом   Работа по контр. вопросам
6. Тема 6. Коллегиальность в управлении   Работа по контр. вопросам
7. Тема 7. Социально психологические аспекты управления   Работа по контр. вопросам
8. Тема 8. Эффективность управленческой деятельность   Работа по контр. вопросам
9. Тема 9. Персональный менеджмент   Работа по контр. вопросам
10. Тема 10. Методы адаптации организационных структур предприятий отрасли к задачам их инновационного развития   Работа по контр. вопросам
  Всего    

 

 

Вопросы к экзамену

1. Сущность, цели и задачи менеджмента.

2. Стадии менеджмента.

3. Менеджер и его функции.

4. Классификация фирм и предприятий в целях организации ме­неджмента.

5. Организация управления в крупных промышленных фирмах.

6. Особенности управления в малом бизнесе.

7. Важнейшие уровни аппарата управления и их функции.

8. Особенности организации управления в американских, запад­ноевропейских и японских фирмах.

9. Выработка целей и стратегии развития фирмы.

10. Процесс принятия и реализации управленческих решений.

11. Общие принципы внутрифирменного управления.

12. Принципы, цели и задачи управления производством.

13. Принципы управления персоналом.

14. Информационное обеспечение менеджмента.

15. Важнейшие функции внутрифирменного управления.

16. Маркетинг как специфическая функция управления.

17. Структура и функции аппарата управления маркетинговой де­ятельностью.

18. Внутрифирменное планирование, его содержание, цели и задачи.

19. Классификация организационных структур во внутрифирмен­ном управлении.

20. Организация и функции контроля в механизме менеджмента.

21. Финансовый менеджмент.

22. Коммерческий и внутрифирменный расчет в менеджменте.

23. Цены и механизм ценообразования в системе экономических методов управления.

24. Меры по обеспечению конкурентоспособности фирмы.

25. Управление качеством.

26. Инновационный менеджмент.

27. Стадии разработки и внедрения новой продукции.

28. Научно-техническая политика и ее значение в управлении.

29. Ассортиментная политика.

30. Технологический менеджмент.

31. Обеспечение производства материально-техническими ресур­сами и кадрами.

32. Сбытовая политика и организация сбыта.

33. Ценовая политика фирмы.

34. Управление развитием производства.

35. Организация управления международной деятельностью фирмы.

36. Особенности международной деятельности фирм и конкурент­ной борьбы в современных условиях.

37. Организационная структура аппарата управления международ­ной деятельностью фирмы.

38. Разработка и проведение кадровой политики в фирме.

39. Принципы подбора и расстановки персонала.

40. Специфические особенности управления персоналом в фирмах США и Японии.

41. Организация системы оплаты и стимулирования труда.

42. Формы и уровень оплаты труда.

43. Социально-психологические аспекты управления.

44. Руководство персоналом и мотивация труда.

45. Групповой подход к организации работ и социальная система управления.

46. Социально-экономическая политика.

47. Подготовка и переподготовка кадров.

48. Менеджмент и внутренняя и внешняя предпринимательская среда.

49. Государственное и международное регулирование предприни­мательской деятельности.

50. Регулирование межфирменных рыночных отношений и их пра­вовое обеспечение.

Пояснительная записка

1. Цели и задачи дисциплины

Целью данной дисциплины является усвоение теоретических знаний и приобретение навыков практического менеджмента.

Основными задачами дисциплины являются: изучение специфических особенностей управленческой деятельности, ее содержания; изучение действующих организационных структур управления и современных подходов к их совершенствованию.

 

Требования к уровню усвоения знаний.

- формирование умений организации управления производством и принятия решений, основанных на современной технологии управления и использования коллегиальных форм управления;

- выработка умений подбора и расстановки кадров с учетом социально психологических факторов,

- формирования благоприятного морально психологического климата в коллективе;

- формирование у студентов умений, необходимых для эффективного выполнения функций менеджера.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Менеджмент»

Заочное обучение

Срок обучения – 6 лет

(ГОСВПО – 2000 г.)

№ п/п Наименование тем Всего (часов) Аудиторные занятия С/Р
В том числе
Лекции Семинары
           
1. Содержание управленческой деятельности        
2. Организационные структуры управления        
3. Технология управления производством        
4. Методы управления        
5. Управление персоналом        
6. Коллегиальность в управлении        
7. Социально-психологические аспекты управления        
8. Эффективность управленческой деятельности        
9. Персональный менеджмент        
10. Методы адаптации организационных структур предприятий отрасли к задачам их инновационного развития        
  ИТОГО        

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Содержание управленческой деятельности

Процесс труда и обеспечивающая его деятельность. Непосредственно производственная и управленческая деятельность индивидуального работника. Изменения в содержании управленческой деятельности при переходе от индивидуального к коллективному труду. Основные факторы, влияющие на объем и сложность управления производством.

Этапы обособления и разделения управленческой деятельности. Функции, как специализированные виды управленческой деятельности. Специфические (конкретные) функции, заключающиеся в выполнении подготовительных, заключительных и вспомогательных работ, непосредственно связанных с основным производственным процессом. Общие (основные) функции управления, обеспечивающие организацию, планирование и регулирование как основного производственного процесса, так и всех остальных видов деятельности. Основное содержание управленческих функций.

 

Тема 2. Организационные структуры управления

Функциональная специализация как основной структурообразующий фактор. Предприятие как производственная и социально экономическая система (СЭС). Подсистемы и элементы СЭС. Субъект и объект управления СЭС, процесс их формирования. Горизонтальны и вертикальные связи между элементами СЭС. Виды подчиненности. Нормы управляемости. Виды структур управления производством: линейная, функциональная, штабная; достоинства и недостатки. Структура ограниченного функционирования (комбинирования). Программно целевое управление, факторы целесообразного использования. Возможности применения матричной структуры управления; распределение функций между руководителями "по вертикали" и "по горизонтали". Основные подсистемы управления промышленным предприятием: общего руководства, основного производства, технического руководства (подготовкой производства, вспомогательным производством и др.), экономической деятельности, коммерческой деятельности, кадров, социального развития, капитального строительства. Факторы образования и функции подсистем и служб. Централизация и децентрализация управления предприятием. Полномочия субъекта и объекта управления. Виды структур управления промышленным предприятием: бесцеховая, цеховая, корпусная (производственная), филиальная. Уровни и ступени управления. Дивизиональная структура управления в ее виды. Организационное проектирование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.112 с.)