Общественный продукт и его структура



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный продукт и его структура



Общественный продукт и его структура

Общественный продукт -— это выраженная в рыночных ценах совокупность товаров и услуг, произведенных в течение одного года. Говоря об общественном продукте, мы имеем в виду такую комбинацию имеющихся в обществе факторов производства, которая позволяет в течение одного года получать возможно большую массу товаров. Поэтому в нем отражается эффективность национальной экономики и благосостояние народа. Первое наиболее полное представление о стоимостной структуре общественного продукта мы находим у К.Маркса, показавшего, что структура стоимости как отдельного товара, так и общественного продукта, состоит из двух частей, соответствующих участвующим в самом процессе производства двум факторам (материально-вещественному и личному), а именно: из материальных затрат и вновь созданной стоимости. Последняя включает необходимый продукт (необходимый для воспроизводства рабочей силы) и прибавочный продукт (необходимый для расширения производства, а также удовлетворения общественных потребностей). Стоимостную структуру общественного продукта рассматривал и Дж.М. Кейнс. он исходил не только из процесса производства, но и из процесса обращения, где стоимостная структура получала свой завершенный вид. Согласно западной экономической мысли, в стоимостной структуре общественного продукта выделяются четыре элемента: 1) издержки использования (U); 2) факториальные издержки (F); 3) добавочные издержки (V); 4) совокупный доход предпринимателей (D). Издержки использования (U) определяются из следующего уравнения: U-(K'-B')=(K-A'), (12.1.1) где К'— первоначальная стоимость данных основных средств плюс затраты на их содержание и улучшение; В' — затраты на содержание и улучшение основных средств производства. К— текущая ценность (стоимость) капитального оборудования к концу периода, т.е. остаточная стоимость основных средств производства после завершения производства, а также остаток незавершенного производства и готовой продукции; А'— это стоимость оборотного капитала, израсходованного на производство данной продукции. В целом стоимостная структура общественного продукта имеет формулу: W=U+F+V+D Такое представление стоимостной структуры является более конкретным и в большей степени соответствует современной рыночной экономике. Поэтому общественный продукт определяется в рыночных ценах. Так как большинство товаров создано для рынка, они получают рыночную цену, и здесь проблем не возникает. Труднее обстоит дело с продукцией или услугами, не имеющими рыночной цены. Безвозмездные услуги государства (оборона, правовая защита, образование) рассчитываются по стоимости издержек, которые фактические сложились в момент оказания этих услуг. Собственное производство на предприятиях (фирмах), например изготовление какого-либо станка для своих собственных нужд, оценивается по сопоставимым ценам. Услуги в домохозяйствах, выполняемые самими членами семьи, не выносятся на рынок, их учет чрезвычайно сложен, поэтому при определении величины общественного продукта они не учитываются. Мировая хозяйственная практика (при подсчете общественного продукта) исходит из того, что масса производственных товаров включает не только материальные блага, но и услуги врача, налогового инспектора, банков или государства и других, а поэтому общественный продукт есть результат двух сфер народного хозяйства — материального производства и сферы услуг. Показателем, характеризующим величину общественного продукта, является валовой внутренний продукт (ВВП).  

 

Макроэкономические показатели. Система национальных счетов. Измерение уровня цен. (учебник)

Измерение уровня цен.

ВВП (ВНП) рассчитанный в текущих рыночных ценах называется номинальным, он может увеличиваться за счет роста физического объема всей продукции и за счет роста уровня цен.

ВВП (ВНП) рассчитанный в постоянных ценах называется реальным, на него уровень цен не влияет, поэтому он выступает основным показателем физического объема товаров и услуг.

 

 

Индекс цен – показатель динамики, увеличения или уменьшения, характеризующий относительное изменение цен за определенный период широкой группы товаров.

Взаимозависимость между реальным и номинальным ВВП (ВНП) можно выразить формулой:

 

Дефлятор – коэффициент, выражающий различия между реальным и номинальным ВНП, применяется для определения уровня инфляции.

Методы расчета ВНП

Существуют 3 способа измерения :

1. По расходам (метод конечного использования).

2. По добавленной стоимости (производственный метод).

3. По доходам (распределительный метод).

При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП (домохозяйств, фирм, государства и иностранцев). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП.

Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

ВНП = Y = C + I + G + NX,

где C – личные потребительские расходы, которые включают расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги (кроме расходов на покупку жилья).

I – валовые частные внутренние инвестиции. Включают производственные капиталовложения (инвестиции в основные производственные фонды), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в запасы (ТМЦ).

G – государственные закупки товаров и услуг (строительство и содержание школ, дорог, армии, расходы на национальную оборону, зарплату государственных служащих и т.д.). Сюда не входят трансфертные платежи. Государственные трансферты – это выплаты, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию.

NX – чистый экспорт. Он равен разности стоимостных объемов экспорта и импорта. Если страна экспортирует больше, чем импортирует, то на мировом рынке она выступает «нетто-экспортером», а ВНП превышает объем внутренних расходов. Если же импортирует больше, то является «нетто-импортером», величина чистого экспорта является отрицательной. Сумма расходов превышает объем производства.

Данное уравнение ВНП называют основным макроэкономическим тождеством или тождеством национальных счетов.

При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов (зарплата, рента, %), а также 2 компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии).

Существует связь между показателями ВНП и ВВП:

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа – это разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.

Содержание и общие черты экономического цикла.

Экономика любой страны имеет два уровня. Один – микроуровень – это производство и реализация продукции в рамках отдельной фирмы, предприятия. Второй уровень – макроэкономика имеет в виду производство и реализацию продукции в масштабах всего народного хозяйства страны. Макроэкономическая теория возникла в 30-е гг. благодаря исследованиям английского ученого Джона Кейнса. Он показал, что макроэкономика – это особое состояние народного хозяйства страны. Поэтому закономерности развития на уровне фирмы и всей экономики страны не могут совпадать. Обладая знаниями о закономерностях действий спроса и предложения на уровне отдельных фирм, еще неьзя ответить на многие «макроэкономические» вопросы. Например, почему растет безработица. Для этого необходимо понимание общих закономерностей. Макроэкономическая теория «суммирует» данные о состоянии экономик каждого предприятия, фирмы. Полученные показатели образуют систему национальных счетов. Основными показателями национальных счетов, изменение которых изучает макроэкономическая теория, являются валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД).

Рыночная экономика развивается циклически: после роста всегда наступает спад. Переход от одного экономического кризиса до другого называется экономическим циклом.

Сдвиг кривых IS и LM

 

 

Таким образом модель IS-LM показывает, что рост государственных расходов вызывает увеличение объема национального производства (Y -> Y1) и рост процентной ставки (r ->r1).

Причем Y возрастает в меньшей степени, чем можно было ожидать. Это связано с ростом r, которая снижает мультипликационный эффект государственных расходов: а) прирост G частично вытесняет I (эффект вытеснения). Эффект вытеснения снижает эффективность стимулирующей фискальной политики.

Увеличение предложения денег, превышающее спрос, приводит к понижению r. Это приводит к сдвигу LM в положение LM1. На товарном рынке при снижении r увеличивается I, что приводит к росту AD и в конечном итоге к росту национального дохода (Y). Причем с учетом мультипликационного эффекта национальный доход увеличивается до Y1 (Dr<DY)

.

Таким образом, стимулирующая денежно-кредитная политика привела к понижению r и более высокому национальному доходу (Y1). Следовательно, в модели IS-LM изменения в предложении денег влияют на уровень равновесия национального дохода.

21. Инфляция: содержание, основные причины, последствия.

Инфляция – это сложное, многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводственного процесса, присущее экономике с бумажноденежным обращением. Под инфляцией понимается обесценение бумажных денег. В рыночной экономике инфляция проявляется в повышении уровня товарных цен, в относительном удорожании иностранной валюты и золота. Инфляция есть результат макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Инфляция невозможна в условиях золотого или серебряного обращения, так как полноценные деньги представляют реальное богатство. Если золотых монет в обращении больше, чем необходимо то оставшиеся деньги оседают как сокровище. При наполнении рынка товарами золото изымается из накоплений и участвует в обращении. Обесценения денег не происходит.

Умеренная инфляция до 10% в год в западной экономике не рассматривается как социальное зло. Считается, что она в какой-то мере подхлестывает экономику. При умеренной инфляции цены растут быстрее заработной платы. Это обстоятельство укрепляет стимулы предпринимательской деятельности.

При гиперинфляции, когда цены увеличиваются в несколько раз, экономика разрушается особенно агрессивно. Такая инфляция является неуправляемой. Происходит резкое обесценение денег, население начинает терять свои сбережения, обесценивается вложенный капитал. Если предложение не растет длительное время, то страна сталкивается с угрозой стагнации. Она сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизмов выхода на путь эффективного роста. При гиперинфляции деньги теряют способность всеобщего покупательного средства. Производители переходят на бартерные сделки. Покупательным средством становится какой-либо товар. Отказ от денег как покупательного средства затрудняет экономическое развитие страны. Хозяйственные связи сужаются, а потому сделка не всегда может состояться. Все это еще активнее похлестывает инфляцию. Следовательно, высокая инфляция снижает покупательную способность денег, дезорганизует денежное обращение и ведет к сокращению производства.

Даже при умеренной инфляции общество несет определенные потери, которые заключаются в следующем:

1. Рост цен для населения оборачивается так называемым инфляционным налогом, который образуется за счет сокращения реальных доходов.

2. Обесценение денег затрудняет выполнение ими функции меры стоимости, что придает ценообразованию неустойчивый характер.

3. Население сталкивается с потерями при выплате налогов. Номинальные доходы при индексации могут возрасти, что переводит налогоплательщика на более высокую ступень налоговых ставок.

4. Рост цен приводит к чистым потерям эффективности.

5. Следствием непредвиденной инфляции являются снижение всех видов фиксированных доходов и обогащение тех слоев бизнеса, чьи номинальные доходы растут быстрее, чем средний уровень цен.

Инфляция представляет собой опасность для экономического развития страны в силу ее агрессивности. Инфляция быстро распространяется на все отрасли, так как они взаимосвязаны между собой.

Инфляция считается опасной болезнью экономики так как она быстро расширяет поле своей разрушительной деятельности. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают породившие ее причины. Тем не менее инфляция обогащает торговый капитал, если его доходы растут быстрее уровня цен.

 

Классический подход

Согласно данной концепции основным регулятором рынка труда служит цена в данном случае рабочей силы (заработная плата), которая гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Таким образом, получается, что в состоянии равновесия на рынке безработица отсутствует.

По мнению экономистов-классиков, полная занятость – это естественное состояние на рынке труда при капиталистическом пути развития. Согласно классической теории совокупное предложение на рынке труда постоянно, а совокупный спрос стабилен, но если бы он упал, то цена бы быстро снизилась. В результате временное превышение предложения устраняется и восстанавливается полная занятость.

Превышение естественного уровня безработицы сторонники данной концепции объясняют влиянием государства на рынок труда через установление минимального уровня заработной платы и т.п.

Кейнсианский подход

Сторонники кейнсианства рассматривают рынок труда как рынок, находящийся в состоянии постоянного неравновесия.

В в кейнсианской концепции равновесие рынка не гарантирует полную занятость. Это объясняется тем, что по мере повышения доходов у потребителя в силу психологических факторов склонность к сбережению превышает стремление к инвестициям, что приводит к спаду производства и безработице. Для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные силы не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.

Для банковской системы в условиях рынка характерна банковская конкуренция. Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой.Эмиссия денег сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки — коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков.

Эми́ссия денег (от фр. émission — выпуск) — выпуск в обращение новых денег, увеличение обращающейся денежной массы.

Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная и безналичная.

Банковская инфраструктура

Банки, как элементы банковской системы, могут успешно развиваться только во взаимодействии с другими элементами и, прежде всего, с банковской инфраструктурой. К элементам банковской инфраструктуры относятся:

§ законодательные нормы (определяющие статус кредитного учреждения, перечень выполняемых им операций);

§ внутренние правила совершения операций (обеспечивающие выполнение законодательных актов и защиту интересов вкладчиков, клиентов банка, его собственных интересов в целом, методическое обеспечение);

§ построение учёта, отчётности, аналитической базы (компьютерная обработка данных, управление деятельностью банка на базе современных коммуникационных систем);

§ структура аппарата управления банком.

Деньги включаются в состав денежной массы только тогда,когда их держат за пределами банковской системы. Банки создают новые деньги ,когда выдают ссуды,и ,наоборот,денежная масса сокращается,когда клиенты возвращают в банки ранее взятые ссуды.Процесс создания банками новых денег может продолжаться до определенного предела.Этот прорцесс характерезует мультипликационный эффект расширения банковских депозитов и может быть рассчитан с учетом резервных требований .Оценить размеры расширения денежной массы путем создания банками новых денег позволяет банковский мультипликатор,или мультипликатор денежного предложения(m)он рассчитывается по формуле:m=(1/*r)*100%,где r-обязательная резервная норма или m=M/R,где M-прирост депозитов,R—прирост резервов

Пропорциональные налоги

       
   
 
 

 


45о

Налоги являются прогрессивными, если при возрастании дохода увеличиваются средняя и предельная ставка налогов. Зависимость между средней и предельной ставками прямая: рост предельной ставки приводит к увеличению средней и наоборот.

При прогрессивном налогообложении устанавливается необлагаемый минимум (черта освобождения от налогов). Это тот доход, с которого налоги не взимаются. По мере превышения доходом этой черты (У1) средняя и предельная ставки возрастают.

Следовательно, в виде налогов взимается не только все большая абсолютная сумма дохода, но и растет его доля, выплачиваемая в виде налогов.

Прогрессивное налогообложение дает возможность сделать распределение доходов между разными слоями населения более равномерным, так как большая часть налогового бремени ложится на богатых. Регрессивное налогообложение, наоборот, усиливает дифференциацию населения, ибо его бедные слои отдают большую долю своего дохода в виде налогов, чем богатые.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная административная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые для осуществления собственных функций.

С тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

Так, стимулирующая подфункция состоит в том, что те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятие к решению социальных проблем.

Сдерживающая подфункция проявляется в том, что значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четко отраслевую принадлежность.

Важно обратить внимание на то, что функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. административной функции налогов. В то же время достигнутое в результате административного регулирования ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что административная функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.

 

 

Общественный продукт и его структура

Общественный продукт -— это выраженная в рыночных ценах совокупность товаров и услуг, произведенных в течение одного года. Говоря об общественном продукте, мы имеем в виду такую комбинацию имеющихся в обществе факторов производства, которая позволяет в течение одного года получать возможно большую массу товаров. Поэтому в нем отражается эффективность национальной экономики и благосостояние народа. Первое наиболее полное представление о стоимостной структуре общественного продукта мы находим у К.Маркса, показавшего, что структура стоимости как отдельного товара, так и общественного продукта, состоит из двух частей, соответствующих участвующим в самом процессе производства двум факторам (материально-вещественному и личному), а именно: из материальных затрат и вновь созданной стоимости. Последняя включает необходимый продукт (необходимый для воспроизводства рабочей силы) и прибавочный продукт (необходимый для расширения производства, а также удовлетворения общественных потребностей). Стоимостную структуру общественного продукта рассматривал и Дж.М. Кейнс. он исходил не только из процесса производства, но и из процесса обращения, где стоимостная структура получала свой завершенный вид. Согласно западной экономической мысли, в стоимостной структуре общественного продукта выделяются четыре элемента: 1) издержки использования (U); 2) факториальные издержки (F); 3) добавочные издержки (V); 4) совокупный доход предпринимателей (D). Издержки использования (U) определяются из следующего уравнения: U-(K'-B')=(K-A'), (12.1.1) где К'— первоначальная стоимость данных основных средств плюс затраты на их содержание и улучшение; В' — затраты на содержание и улучшение основных средств производства. К— текущая ценность (стоимость) капитального оборудования к концу периода, т.е. остаточная стоимость основных средств производства после завершения производства, а также остаток незавершенного производства и готовой продукции; А'— это стоимость оборотного капитала, израсходованного на производство данной продукции. В целом стоимостная структура общественного продукта имеет формулу: W=U+F+V+D Такое представление стоимостной структуры является более конкретным и в большей степени соответствует современной рыночной экономике. Поэтому общественный продукт определяется в рыночных ценах. Так как большинство товаров создано для рынка, они получают рыночную цену, и здесь проблем не возникает. Труднее обстоит дело с продукцией или услугами, не имеющими рыночной цены. Безвозмездные услуги государства (оборона, правовая защита, образование) рассчитываются по стоимости издержек, которые фактические сложились в момент оказания этих услуг. Собственное производство на предприятиях (фирмах), например изготовление какого-либо станка для своих собственных нужд, оценивается по сопоставимым ценам. Услуги в домохозяйствах, выполняемые самими членами семьи, не выносятся на рынок, их учет чрезвычайно сложен, поэтому при определении величины общественного продукта они не учитываются. Мировая хозяйственная практика (при подсчете общественного продукта) исходит из того, что масса производственных товаров включает не только материальные блага, но и услуги врача, налогового инспектора, банков или государства и других, а поэтому общественный продукт есть результат двух сфер народного хозяйства — материального производства и сферы услуг. Показателем, характеризующим величину общественного продукта, является валовой внутренний продукт (ВВП).  

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.017 с.)