Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура социологического знания
Объект и предмет социологии Социология – это наука, изучающая закономерности организации, функционирования и развития общества через исследование социальных связей, взаимодействий и отношений во всем их многообразии. Правильный выбор предмета и объекта социологии имеет принципиальное значение, т.к. с одной стороны, он очерчивает круг изучаемых проблем, а с другой стороны, выступает структурообразующим моментом, который определяет теоретический строй знания и одновременно методологический статус дисциплины в целом, ее место и роль в научной системе. Трудность заключается в нестрогости обыденного употребления понятий предмет и объект, перешедшей и в научную сферу. Предмет выступает как нечто уже захваченное человеческим разумом или опытом, развернутое вовне и представленное изучающему субъекту. Объект же остается неразвернутым вовне бытием. Предмет науки обычно рассматривается в терминах идеализированных, абстрактных, объектов, которые репрезентируют тот или иной фрагмент реальности. В отличии от предмета объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями, где происходит исследование и материальную среду которых ученый анализирует. Любой из этих объектов очень многообразен в одном исследовании невозможно охватить все грани и стороны объекта исследования. Поэтому социолог каждый раз выбирает только один аспект или грань реального объекта, описывает его через совокупность абстрактных конструктов и называет предметом исследования. Хотя предмет исследования и предполагает свой объект, но полностью не совпадает с ним. Объясняется это тем, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. По существу, предмет устанавливает те самые границы, в рамках которых объект изучается в данном исследовании. Таким образом, предмет социологического знания отражает лишь одну из сторон объекта, но зато самую важную, главную. В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимости от наших целей и задач, объект не зависит от познающего субъекта. Но оговаривая степень самостоятельности объекта, следует заметить, что реально и независимо от нас существующий объект, прежде чем попасть в фокус нашего внимания и стать источником информации, претерпевает определенную трансформацию, воплощаясь в позициях документов сбора первичной социологической информации, затем в таблицах, формулах, графиках и т.д. Эмпирические свойства, таким образом, зависят от познающего субъекта. Уже на стадии первичного сбора социолог оперирует не непосредственными признаками, а идеализированными объектами. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное с точки зрения Г.В. Осипова – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющиеся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектом социологического исследования. Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Представляется целесообразным различать предмет социологического исследования и предмет социологии как науки. 4. Социология в структуре научных знаний об обществе Рассматривая взаимоотношения социологии и смежных с ней наук об обществе, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию. Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его перспектив, направленности, движущих сил его развития. Эти вопросы могут частично служить предметом теоретических размышлений социологов. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие проявляется более отчетливо в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни под углом зрения решения мировоззренческих проблем (особенно смысложизненных). Еще большее различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. Самостоятельное развитие социологии как раз связано с тем, что она начала активно использовать при анализе соц. процессов количественные методы с использованием сложных математических процедур. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и др. дисциплин, изучающих общество и человека. Проблема разграничения социологии и других наук об обществе особенно сложна и в значительной мере является нерешенной и в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологий (демографии, социологии брака и семьи и др.). Довольно остро она стоит при соотношении психологии и социологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме: психология сосредоточена в основном на изучении индивидуального «я», сфера социологии – это проблемы межличностного взаимодействия «мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект соц. связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д., он выступает как социолог. Проанализируем соотношение отдельных разделов, направлений социологии с соответствующими частными социологическими науками. Во-первых, социология изучает процессы, происходящие внутри той или иной подсистемы, прежде всего, с точки зрения их связи с функционированием общества как целого. Иначе говоря, происходит отнесение частных соц. явлений к целому, обществу. Во-вторых, исследуя конкретную сферу жизни общества, социолог изучает, как здесь преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы. В третьих, социолог анализирует все с точки зрения людей, их потребностей, ожиданий, предпочтений. Функции социологии 1. познавательная Она заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные научные представления о сущности и содержании, связи с другими явлениями, о характере и закономерности их развития. Функция конкретных соц. исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей и в их эмпирическом анализе. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования соц. институтов. 2. практическая (управленческая) На основе эмпирического и теоретического анализа соц. явлений и процессов выработать практические рекомендации, скажем, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих соц. институтов. В конечном счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма соц. управления, повышение его эффективности на всех уровнях, начиная от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные. 3. идеологическая Социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Это связано с тем, что социолог занимает определенное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию или же в общественно-политическое движение. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы с позиций определенного мировоззрения, на формирование которого оказывает влияние его социальное положение и сформировавшаяся в его сознании система ценностных ориентаций. Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе и классов. Тем самым, данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок. Прогностическая функция Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основе анализа соц. процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития, происходят ли они в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь текущий и долговременный характер. Особенно важно иметь такой прогноз в переходные эпохи развития общества. В этом плане социология может определить диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из вариантов, включая побочные эффекты и долговременные последствия. Гуманистическая функция Социология может служить улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. Психологическое направление Главные труды Е.В. Де-Роберти и Н.И Кареева касались фундаментальных проблем общественного развития, которые решались ими, исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии (совокупность коллективных восприятий, чувств определенных масс и национальных общностей). Коллективная психология лежит в основе развития духовной культуры. На этих двух видах базируются психические взаимодействия людей, которые являются основой общественной жизни. По их мнению психическая деятельность определяет социальную деятельность, которая в свою очередь развивается под влиянием биологических факторов. «Легальный марксизм». П. Струве и М. Туган-Барановский В борьбе против идеологии народничества легальные марсксисты обосновывали объективный и закономерный характер развития капитализма в России, прибегая к марксистской теории и марксистской терминологии. Но затем многие положения марксизма стали подвергаться критике, и вырабатывались свои взгляды. Фактически это течение было выражением либеральной буржуазной мысли. С позиций буржуазного материализма Струве рассматривал соотношений классов и политических партий, считая универсальной формой разрешения конфликтов между ними компромисс. Т.-Б. Выступал против капиталистической эксплуатации человека. Но капитализм заключает в себе большие возможности к развитию, т.к. в конечном счете ведет к расширению возможностей удовлетворения материальных благ и духовных потребностей членов общества. Социальные функции культуры 1. гуманистическая (человекотворческая) – развитие человеческого в индивиде, во всех формах его жизнедеятельности 2. социализации – освоение культурных норм человеком 3. воспитательная – формирование определенных социально значимых черт личности. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д 4. коммуникативная (общение между субъектами, трансляция социального опыта) 5. познавательная (культура выступает как средство самопознания общества, класса, нации, этноса и т.д.) 6. функция аккумуляции, сохранения и передачи опыта 7. аксеологическая (ценностно-ориентационная) – культура как система норм и ценностей какой-либо общественной подсистемы или социальной общности развивается и изменяется, меняя постепенно ценности и нормы субъектов. 8. нормативная (она проявляется чаще всего косвенно, опосредованно, но действует чаще более эффективно, чем управляющие структуры административных систем и элеиентов) 9. интегр-ативная и дезинтегративная На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э.Дюркгейм. Согласно Э.Дюркгейму, освоение культуры создает у людей – членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. 10. регулятивная. Она уже отмечалась ранее - в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в школе, на производстве, в быту и т. д. и потому, что она содержит систему предписаний и запретов.
Типология обществ Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. Типология не может быть единой и универсальной, а зависит от методологического подхода исследователя. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но неумеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и т.д. Несмотря на то, что письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор существуют племена (напр., в Африке), не знакомые с ней. По критерию числа уровней управления и степени социального расслоения общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. В западной литературе в 60х гг. получило распространение деление общества на традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное. Аграрное общество представляет собой доиндустриальную стадию развития. Традиционными были общества древности и Средневековья. Их экономика характеризовалась господством натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладала экстенсивная технология и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде. Отношения собственности характеризовались господством общинной и государственной формы. Соц. структура стабильна и неподвижна, социальная мобильность отсутствует. Основными соц. ячейками были община и семья. В общественном сознании господствовал провиденциализм, т.е. человеческая жизнь воспринималась как осуществление божественного промысла. Духовный мир человека был ограничен, индивидуальность и самостоятельность не поощрялись. В политической сфере господствовала церковь и армия. Экономическая сила аграрного общества заключалась в земельной собственности. Зрелой формой такого общества выступает феодализм. Индустриальное общество возникает в XVIII в. в результате великой индустриальной революции в Англии и великой Французской революции. Экономической базой такого общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем капитала. В сельском хозяйстве повышается производительность труда, хозяйство становится интенсивным. Простое воспроизводство становится расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики на основе научно-технического прогресса. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов населения. Появляются новые классы: промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои, аристократия приходит в упадок. Наблюдается урбанизация. В духовной сфере происходит секуляризация сознания. Человек руководствуется своими личными интересами. В политической сфере резко возрастает роль государства, человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта, в обществе господствует право и закон. При переходе от индустриального общества к постиндустриальному начинает преобладать сфера услуг. Это информационное общество. К. Поппер использовал понятие закрытого и открытого общества, основное различие между которыми – соотношение социального контроля и свободы индивида. «Магическое, племенное и коллективное общество мы будем называть закрытыми, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения – открытыми». По Марксу общество делится на общественно-экономические формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. По О. Конту общества делятся по закону трех стадий: теологическое, метафизическое, позитив-е.
Основные формы культуры 1. по субъекту, потребителю культуры: -народная. Начала формироваться в Древнем мире на фоне углубляющейся социальной дифференциации. В современных условиях не приобретает четких границ. Этот термин скорее обозначает собирательное понятие, которое сводится к совокупности ценностно-нормативного и смыслового содержания, закрепленной и развиваемой в традициях. Народная культура формируется через коллективный напряженный поиск новых культурных форм жизнедеятельности. Важная составляющая народной культуры наших дней – это знание человеком принадлежности к собственной культуре, духовной близости своему народу. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор – еще одно название народного творчества. Фольклор локализован, т. е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. -массовая. Сущность массовой культуры отображает объективную закономерность развития западноевропейских народов последнего столетия, когда обыденная традиционная культура оказывалась не в состоянии выполнять социализирующей функции по отношению к масштабным ассоциациям людей. Продукты массовой культуры создаются профессионалами – специалистами в сфере потребительского спроса, политик, массового искусства, рекламы. Важным рычагом развития массовой культуры являются коммерческие цели, а также ориентация на создание эрзац-продукта -элитарная. Это культура привилегированных групп общества, для которой характерны такие черты как принципиальная закрытость культурной коммуникации, высокое качество жизни, закрепление принципов ценностно-смысловой самодостаточности. Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая, культура, например, живопись Пикассо или музыка Шёнберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. В отличие от массовой культуры контркультура концентрирует в себе установки, противостоящие господствующей культуре, выдвигающие альтернативные принципы развития, новые духовные ориентиры. Это культура, вступающая в конфликт с доминирующей культурой (напр., культура преступного мира). Субкультура – это совокупность ценностей и образцов поведения, отличающаяся от доминирующей в данном обществе культуры. Каждое общество создает свою субкультуру. Она не отличает общечеловеческой культуры, но в то же время имеет свои специфические отличия. Можно выделить национальные, профессиональные (образуется на основе общих ценностей, норм и образцов поведения, связанных с той или иной профессиональной группой. конфессиональные (складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви). Демократизм и массовые формы современной жизни мало способствуют формированию субкультур на основе стратификационных форм жизнедеятельности. Своими характеристиками выделяется молодежная субкультура, которая формируется в условиях городской среды современного общества.
Формы социальных изменений Наиболее изученными формами реализации соц. изменений являются: эволюционные, революционные и циклические. 1. Эволюционные соц. изменения - это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных соц. системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные соц. изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате которого изменяется соц. система. Сам же кумулятивный процесс в свою очередь может быть расщеплен на два составляющих его подпроцесса: формирование новых элементов и их отбор. Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они, как правило, приобретают форму соц. реформ. Но это может быть и стихийный процесс (напр., повышения уровня образования населения). 2. Революционные соц. изменения отличаются от эволюционных радикальным образом. Во-первых, это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку соц. объекта. Во-вторых, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, а в-третьих, они опираются на насилие. Соц. революция – центр ожесточенных споров и дискуссий в области социологии и других общественных наук. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших соц проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельство тому – ряд соц. революций в Европе, северной Америке и др. Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизни общества, а должны относится лишь отдельным соц. институтам или областям. Нынешнее общество чрезвычайно сложно и революционные изменения могут иметь разрушительные последствия. 3. Циклические соц. изменения – это более сложная форма соц. изменений, т.к. она может включать и эволюционные, и революционные соц. изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Когда мы говорим о цикличных соц. изменениях, то имеем в виду ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклические соц. изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (напр., обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций). Особую сложность картине циклических изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности.
Анкетный опрос в социологии Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной действительности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования, доступные пониманию опрашиваемых. Это исходное начало в процессе применения анкетного метода опроса. Проводимый опрос должен отвечать ряду требований: - он не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает и последние вопросы остаются без полноценных ответов - важно, чтобы интерес к предмету опроса, содержащемся в анкете, не снижался, а постепенно повышался - первый вопрос не должен быть дискуссионным, ни настораживающим, лучше всего нейтральным - трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент включился в содержание темы беседы - вопрос должен быть ясным, четким, понятным опрашиваемым - вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «ввести» опрашиваемого в новую тему. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту. Например: «А теперь мы попросим Вас высказать свое мнение о том- то…» Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления их по содержанию. Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету. Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях в его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию. Неточность в формулировке вопроса о поведении в прошлом ведет к неточности в информации. По форме вопросы делятся на три основных типа: открытые и закрытые; прямые и косвенные; личные и безличные. Обычно эти типы вопросов чередуются в анкете. В вопросах «открытого» типа предусматривается свободная форма ответа. «Закрытый» вопрос предусматривает варианты ответов. Вопрос полузакрытого типа как бы расшифровывается, дает возможность не только выбрать из тех альтернатив, которые указаны в анкете, но и высказать что-то свое. Прямые вопросы применяют для получении информации о наличии или отсутствии факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения прямой вопрос можно заменить косвенным. Перед исследователем, проводящим анкетный опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Один из способов проверки и контроля достоверности: контрольные вопросы. Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на расстоянии от основного и друг от друга. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением одних и тех же условий на весь объект выборки («панельный» опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Один из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью. Этапы составления анкеты: 1. подготовка проекта 2. пробный опрос Пробный опрос охватывает небольшое число лиц, отобранных по основным характеристикам, которые определяются темой, целями и задачами исследования. Проба необходима для проверки плана опроса, для уточнения вопросов, их формулировки и расположения на анкетном листе. После тщательного анализа результатов пробного опроса и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.
Социология П. Сорокина Социологические воззрения П. Сорокина (1889-1968) формировались преимущественно под влиянием работ Дюркгейма, Ковалевского и Де-Роберти. В его социологии можно выделить следующие «основные и руководящие» принципы: 1.социология как наука должна строится по принципу естественных наук 2. изучать мир таким, какой он есть (невмешательство в науку с позиции нравственных норм) 3. социология должна быть объективной дисциплиной, т.е. изучать реальные взаимодействия людей 4. чтобы быть опытной и точной наукой она не должна делать умозрительных, недоказанных построений 5. разрыв с идеей монизма, т.е. сведение любого явления к одному началу Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный философский плюрализм. Он делит социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику (изучает структуру социального явления и его основные формы); социальную механику (изучает поведение людей и те силы, которыми оно определяется); социальную генетику (изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов). Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые должна формировать теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Объектом изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. Взаимодействие двух индивидов характеризуется им как простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, когда изменение психических переживаний и внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого. Из таких «социальных клеточек» образуются потом более сложные социальные явления. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп: односторонние и многосторонние. В соответствии с этим соц. группы выделяются либо по одному признаку, либо по многим (классы, нации, сложные соц. группы). Неоднородно общества нашла свое отражение в теории Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно ей все общество делится на соц. слои, страты. К основным формам стратификации он отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством и т.д. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной соц. группы в другую, находящуюся в целом на одном уровне соц. стратификации. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного соц. слоя в другой в иерархическом порядке, например из низшего по доходам слоя общества в более высокий. Сорокин считал соц. мобильность также естественным и неизбежным явлением. Большое значение он придавал вопросам социального равенства, считая главным предоставление каждому человеку духовных и материальных благ по заслугам, т.е. «по степени его личного социально-полезного труда». Важно, чтобы стало реальностью равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образования», без чего вообще невозможна эгалитарная (основанная на соц. равенстве) система общества. Все возникающие в обществе проблемы надо решать на основе сознательного разрешения соц. противоречий и предоставления каждому человеку возможности для самовыражения. Сорокин был противником всяких соц. потрясений, в том числе революций. Одно из важнейших понятий в его социологии – «ценность», с помощью которого он дает объяснение поведения индивидов и соц. групп, их взаимодействию.
Функции соц. институтов Каждый институт выполняет характерную для него соц. функцию. Совокупность всех соц. функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи пытались классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая институциональная школа. Ее представители Липсет и Ландберг выделили четыре основных функции соц. институтов: 1. воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию является семья, но к ней причастны и другие, например, государство 2. социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии) 3. производство и распределение (обеспечиваются экономическими институтами распределения и контроля, органами власти). 4. функции управления и контроля осуществляются через систему соц. норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения, моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Все функции социальных институтов можно подразделить на явные и латентные. Если явная, осознаваемая, признанная функция соц. института носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой. Если явной функцией введения государством в сфере экономики многократных необоснованных или малообоснованных запретов, многочисленных контролирующих инстанций лишает экономического смысла занятие соответствующей предпринимательской деятельностью в рамках закона, реализуется латентная функция подобного рода государственного контроля: предпринимательство неизбежно переходит в сферу теневой экономики и сопровождающей ее коррупцией. Вскрытие подобного рода латентных функций изучаемых соц. институтов – важная задача социологического анализа. Но некоторые авторы считают, что латентные функции – это те, которые не наносят вреда, чем и отличаются от дисфункций. Спорный вопрос. Протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов, групп, слоев и меняют, следовательно, характер отношений соц. институтов с социальной средой. Вследствие этого может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих соц. институтов. В результате этого несоответствия в деятельности соц. института могут возникнуть дисфункции, которые могут сказываться как в сфере внешней, материальной структуры соответствующих учреждений, так и в характере, в содержании деятельности соц. института. С содержательной точки зрения дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности его функций, падении его социального престижа и авторитета. Одним из явных выражений дисфункции соц. института является персонализация его деятельности. Персонализация соц. института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Социология Э. Дюркгейма Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) о
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.144 (0.018 с.) |