Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебная дискуссия. «Современные технологии обучения».↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек. Каждая микрогруппа выбирает конкретную технологию обучения. Заранее готовится выступление. В выступлении необходимо подчеркнуть достоинства выбранной технологии. В то же время каждая микрогруппа готовит вопросы для остальных микрогрупп по технологиям, доставшимся им. Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы подчеркнуть, наоборот, недостатки этих технологий. Таким образом, готовясь к дискуссии, вы должны «проштудировать» весь материал, вынесенный на семинарское занятие. Для подготовки ответа каждой команде дается 1-2 минуты для обсуждения. Учитывается полнота представления технологии обучения, умение отпарировать вопросы команд-оппонентов, активность участников команд в обсуждении ответов, оцениваются вопросы для команд-соперников, умение кратко, ясно и четко изложить ответ на поставленный вопрос.
Тема «Технологии воспитания»
1. Раскройте принципы осуществления воспитательной технологии: а) принцип воспитанности - это не либеральное отношение к воспитаннику, а знание его _____________________________________________________________________________________________________________ на данный момент его жизни. б) принцип компенсаторности – означает возможность_________________________________________________________на данный момент его жизни. в) принцип оригинальности и новизны воздействия - _________________________________________________________________________________________. г) принцип профессиональных аналогий и заимствований - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2. Решите задачу: К вам обращается молодой начинающий педагог: «Я тут выписала все советы (услышанные и прочитанные) о том, как выбирать формы воспитательной работы. Но они такие разные, что я теперь и не знаю, на чем остановиться. Помогите мне, пожалуйста, выбрать верные».
Вот эти советы. О каждом из них выскажите одно из трех суждений: а)верно, б) отчасти верно, в) неверно.
1. Не занимайтесь «формотворчеством». Используйте в воспитательной работе хорошо разработанные и положительно зарекомендовавшие себя формы. 2. Любая форма годиться лишь бы всех задействовать. 3. Форма вообще не имеет никакого значения, главное- содержание. 4. Вся работа должна проводиться через коллективные творческие дела. Это самые эффективные формы.
5. Воспитательная работа должна знакомить детей с формами общественной жизни, поэтому формы работы нужно черпать из нее. 6. Нужно использовать только те формы, которые нравятся детям: дискотеки, КВНы, походы и т.п. 7. Даже самая оригинальная форма не может быть эффективной, если она не связана с решением конкретных педагогических задач. 8. Чем больше новых, оригинальных форм, тем успешнее работа с коллективом. 9. Никогда не повторяйте полностью одну и ту же форму (даже с разными участниками). Обязательно вносите что-то новое. 10.Начинающему педагогу нужно запастись как можно большим количеством сценариев мероприятий, чтобы хватило хотя бы на первое время. 11.Использование в воспитательной работе готовых сценариев- показатель низкого профессионального уровня, дурной тон. 12.Хорошему воспитателю не нужны никакие формы работы, он воспитывает своей личностью. 3. Технологическая цепочка любого воспитательного дела включает: 1) завершение; 2) психологический настрой; 3) содержательная деятельность; 4) проекция на будущее; 5) подготовительный этап.
4. Составить план воспитательной работы на определенный период (по выбору) для определенного (по выбору) класса, выбрав любую форму воспитательного плана:
Цель: овладеть умениями прогнозирования, проектирования и конструирования воспитательной работы. Подготовка и ход работы 1. Проанализировать различные подходы к планированию воспитательной работы. 2. Определить общие положения-рекомендации по планированию воспитательной работы в классе. 3. Создать микрогруппы студентов и провести работу по анализу планов воспитательной работы классных руководителей. 4. В микрогруппах составить план воспитательной работы. 5. Провести анализ работы в микрогруппах и оценку деятельности. Самостоятельная работа: составить план воспитательной работы в классе. Рекомендуемая литература 1. Гребенкина Л.К., Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М., 2000. 2. Данилов С.В., Казакова Е.И. Концепция эффективного воспитания //Классный руководитель. – 1998. - № 2. 3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
4. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992. 5. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988. 6. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. – М., 1999. 7. Спутник классного руководителя. – М., 2001. 8. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М., 1997. 9. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986. 10. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2000.
Формы плана: а)
б)
5. Технология организации воспитательного дела основывается на следующих положениях (допишите сами):
Технология 1. _________________________________ организации ВД 2. _________________________________ 3. _________________________________ 4. _________________________________ 5. _________________________________ 6. _________________________________
Решите ситуации, выбрав правильный ответ. Обоснуйте свой выбор.
Ситуация 1. Вы - классный руководитель. На календаре - ноябрь. К этому времени вы уже познакомились с классом. Вы хотите организовать свое первое коллективное творческое дело. От того, как вы поставите задачи перед учащимися, зависит успех всего дела. Свою работу вы начнете с того, что…
1. Попрошу написать свои предложения по организации коллективного дела. 2. Организую устное обсуждение. 3. Придумаю и разработаю дело сам, а ребятам раздам поручения. 4. Воспользуюсь распоряжением директора и старыми разработками.
Ситуация 2. Представьте, что вы хотите провести коллективное дело, но вас поддержало только 3-4 человека. Как вы поступите?
1. Добьюсь убеждением или приказом, что все меня поддержат. 2. Откажусь от проведения мероприятия. 3. Буду проводить с теми, кто захочет.
Ситуация 3. Представьте, что вы предложили провести какое- либо дело и вас поддержал весь класс. Что вы будете делать? Оцените каждое из предложенных решений 1 2 3 4 5 1. Раздам поручения сам 2. Предложу выбрать наиболее ответственных и заинтересованных 3. Выберу инициативную группу сам и поручу им всю организацию дела 4. Поручу организацию дела классу и не буду вмешиваться.
7. Разработайте и проведите воспитательное дело по любому направлению воспитательной работы. Конспект мероприятия оформите по предложенной схеме: Форма-
Название – «
Цель:
Задачи: 1. 2. 3.
Оборудование, оформление:
Подготовительный этап:
Ход воспитательного дела
Использованная литература:
Тема «Технология диагностики» Диагностирование обученности – это
1) контроль, проверка и оценка знаний и умений обучаемых; 2) контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование результатов; 3) правильное (по установленным критериям) оценивание знаний, умений; 4) установление личного рейтинга каждого обучаемого.
Какими критериями вы пользуетесь, когда даете человеку характеристику? Что, на Ваш взгляд, позволяет Вас лично характеризовать как достойного человека?
1) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите этапы диагностической деятельности:
1. ____________________________ 2. _______________________________
3. ____________________________ 4. _______________________________
5. ____________________________ 6. _______________________________
Защита проектов Данное задание является итоговым после изучения курсов «Теория обучения», «Теория воспитания», «Педагогические технологии». Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек. Каждой микрогруппе предлагается разработать проект школы. В качестве названия проектов могут быть предложены «Школа будущего», «Школа здоровья», «Русская школа», «Экологическая школа», «Школа диалога культур» и др. Какой школы – это ваш выбор. Но каждый проект должен включать в себя следующие разделы: 1. Актуальность проекта. 2. Цели проекта. 3. Задачи проекта. 4. Материально-техническое обеспечение. 5. Принципы реализации проекта. 6. Образовательные технологии в реализации проекта. 7. Ожидаемые результаты. 8. Модель школы. 9. Выводы. Оцениваются научность, оригинальность, реальность проекта, полнота его разработки, использование реквизита.
ТЕЗАУРУС Авторитарный – основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский. Адаптивный – приспособленный к изменившимся условиям основной деятельности. Активность – способность человека производить общественно значимые преобразования, проявляющаяся в творчестве, волевом поведении, общении, работе и учебе. Активные методы обучения – 1) методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный, творческий, поисковый характер; 2) методы, стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Алгоритм – последовательность действий при выполнении какой-либо задачи. Альтернативное обучение – применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и средств обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции и возможности.
Вариативный – допускающий варианты, видоизменения частей чего-либо при сохранении основы. Воспитательные дела – общая работа, важные события, осуществляемые т организуемые членами группы, класса на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Воспитательные технологии — это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель — приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Деловая игра -метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Деловая игра -метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Деятельностный подход – признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности. Диагностика – процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов. Дискуссия — организация совместной коллективной деятелъности, в ходе которой осуществляется интенсивное и продуктивное решение групповой задачи путем обмена мнениями, в котором участники отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу и происходит взаимовоздействие логическими доводами на мнения, позиции и установки друг друга. Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Дифференциация обучения – организация учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Инновация педагогическая – нововведение, целенаправленное изменение, вносящее новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Инструментарий – совокупность применяемых инструментов или методов, способов деятельности. Интегрированный урок - любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. Информационная технология – процесс сбора, передачи, хранения и обработки информации во всех ее возможных формах: текстовой, графической, визуальной и речевой. Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, фактов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности.
Модульная программа – это дидактическая парадигма, состоящая из модулей, каждый из которых имеет определенные деятельностные дидактические цели. Достижение целей обеспечивается конкретной дозой содержания учебного материала, усвоение материала диагностируется конкретными заданиями. Модульное обучение — это вид обучения, основанный на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознаются программа обучения и собственная траектория учения), характеризующийся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Педагогическая диагностика — это теоретико-прикладная отрасль педагогики, изучающая закономерности вынесения диагностических суждений о разнообразных элементах и параметрах педагогических систем и отношений, правила проведения диагностических процедур; принципы, методы и формы диагностики в педагогической сфере. Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Развивающее обучение - новый, активно-деятельностный способ обучения. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Результативность – достижение высоких показателей в какой-либо деятельности. Сотрудничество – совместная деятельность, направленная на достижение единых целей, успех которой обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь другому. Технологии интерактивного обучения - способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Технология активного обучения (инновационная технология) - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Технология обучения – направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Учебный модуль – организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля. Форма — это внешнее выражение какого-либо содержания. Это структура, система организации чего-либо. Форма есть совокупность приемов и средств. «Я»-концепция личности – устойчивая, осознаваемая и переживаемая система представлений о самом себе, на основе которой человек строит свое поведение.
Литература
1. Атутов П.Р. Технология и современное образование //Педагогика. 1996. №2. 2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М, 1995. 3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 4. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии //Педагогика. 1993. №5. 5. Булгаков В.И. Проблемное обучение - понятие и содержание //Воспитание школьников. 1985. №8. 6. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения //Директор школы. – 1995. - № 6. – С. 40-42. 7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 8. Еремкина О.В. Воспитательные технологии //Классный руководитель. 1998. №4. 9. Загвязинский В.И.Теория обучения. – М., 2001. – С. 95-96. 10.Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992. 11.Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности //Педагогика. 1992. №11-12. 12.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989. 13.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985. 14.Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991. 15.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М, 1989. 16.Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? //Народное образование. 1996. №1. С. 78. 17. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000. 18.Лебедева В.П. и др. Психодидактические аспекты развивающего образования //Педагогика. 1996. №6. 19.Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций //Педагогика. 1996. №2. 20.Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М, 1994. 21.Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика. 1997. №3. 22.Никандров Н.Д. Проблемное обучение //Воспитание школьников. 1983. №12. 23.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. 24.Педагогические технологии /Сост. Т.П.Сальникова. – М., 2005. 25.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М., 1996. 26.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. 27.Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология //Воспитание школьников. 1995. №1. 28.Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. 29.Принципы модульного обучения //Вестник высшей школы. 1987. №8. 30.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. 31.Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика. 1994. №5. 32.Сериков В.В. Личностный подход: от концепции до технологии. Волгоград, 1994. 33.Сибирская М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических работников. – СПб., 1997. – С. 34-35. 34.Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1998. 35.Титова Е.В. Если знать как действовать. М., 1993. 36.Фридман Л.М. Опыт оценки воспитанности учащихся //Педагогика. 1997. №4. 37.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М., 1996. 38.Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990. 39.Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986. 40.Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание //Воспитание школьников. 1990. №1-3. 41.Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989. 42.Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. №2.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение _____________________________________________________3 Глава 1. Сущность педагогической технологии ___________________4 §1. История возникновения и развития педагогической технологии__4 §2. Понятие педагогической технологии________________________ 5 §3. Признаки педагогической технологии_______________________6 §4. Функции, принципы и структурные компоненты педагогических технологий____________________________________________________7 § 5. Структура реализации технологии__________________________9 §6. Классификация педагогических технологий___________________9 §7. Технология и мастерство__________________________________11 §8. Технология и методика____________________________________11 Глава 2. Технология обучения __________________________________13 § 1. Технология организации и проведения учебной дискуссии____ 13 § 2. Технология организации и проведения «мозгового штурма»___ 18 § 3. Технология анализа конкретных ситуаций___________________21 § 4. Технология организации и проведения дидактической игры____22 § 5. Технология проблемного обучения_________________________ 26 § 6. Технология проектной деятельности_______________________ 27 §7. Технология организации и проведения нестандартного урока___ 32 § 8. Технология разноуровневого обучения_____________________ 38 § 9. Технология модульного обучения__________________________ 39 § 10. Технология сотрудничества______________________________43 § 11. Технология развивающего обучения________________________45 § 12. Выбор технологии обучения_____________________________ 48 Глава 3. Технология воспитания. Технология конструирования воспитательного процесса _____________________________________ 52 §1. Сущность технологии воспитания, структурные компоненты воспитательной технологии______________________________________54 §2. Принципы осуществления воспитательной технологии_________ 55 §3. Сущность конструирования воспитательного процесса________ 56 §4. Технология постановки педагогических задач________________57 §5. Выбор форм воспитательной работы________________________58 § 6. Организация деятельности в коллективе______________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.011 с.) |