Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы и подходы к проектированию модульной программыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дидактическая система модуля обучения прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе общих и специфических научных принципов. При проектировании модульной программы необходимо учитывать следующие общие принципы: • компоновка содержания учебного процесса вокруг базовых понятий и методов; • систематичность и логическая последовательность изложения учебного материала; • целостность и практическая значимость содержания; • наглядность представления учебного материала. К специфическим принципам проектирования модульной программы относятся: модульность, структуризация, динамичность, гибкость, паритетность, реализация обратной связи, осознанная перспектива. В соответствии с принципом модульности обучение должно строиться по отдельным модулям как основным средствам усвоения обучающимися учебной информации о предполагаемой профессиональной деятельности. Выделение модулей происходит в соответствии с содержанием деятельности специалистов, а усвоение знаний, умений и навыков строится через систему действий. Принцип структуризации требует разделения учебного материала модуля на структурные элементы-шаги, перед каждым из которых ставится конкретная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение. Принцип динамичности обеспечивает вариативность модульных программ, изменение их с учетом успеваемости обучаемых. Принцип гибкости определяет построение модульных программ таким образом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям, к индивидуальным особенностям, возможностям и уровням подготовки обучаемых. Принцип паритетности предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучаемым. Принцип реализации обратной связи способствует созданию системы контроля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного материала модуля. Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения являются сформированная мотивация учения, осознание его близких и дальних перспектив. В теории и практике модульного обучения в школе выделяются два подхода: предметно-деятельностный и системно-деятельностный. На основе этих подходов разрабатываются различные концепции, в которых процесс обучения или целиком, или в рамках конкретного предмета (предметов) ориентирован на последовательное усвоение обучаемым элементов учебной деятельности и содержания модульной образовательной программы. В разрабатываемых концепциях модульные образовательные программы имеют различный состав и структурное построение. В документах они могут быть представлены в различных формах, но три основных компонента включаются обязательно: целевая содержательная программа, банк информации, методические руководства для обучаемых. Рассмотрим краткие характеристики двух подходов. В контексте предметно-деятельностного подхода проектирование модульной образовательной программы осуществляется на основе анализа учебной деятельности школьника, его умений и навыков. Затем определяется перечень дисциплин, их содержание, необходимое для обучения. На заключительном этапе формируется модульная образовательная программа, включающая блочный учебный план и комплект модульных программ учебных предметов. В основе модульных программ обязательных учебных предметов лежат модули, представляющие собой профессионально значимые действия. Для каждой модульной программы учебного предмета составляется пакет обучающих модулей. Существуют три варианта составления пакетов обучающих модулей: а) применение разработанных и опубликованных в литературе обучающих модулей, их адаптация к конкретным условиям; б) трансформация накопленного учителем учебного и методического материала в обучающие модули; в) создание обучающих модулей на проектной основе. Для системно-деятельностного подхода характерны: • ориентация на целостное обучение с отсутствием деления на учебные предметы; • основные функции педагогики: координирующая, консультационная и контролирующая; • адаптация к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемого; • наличие свободного временного фактора. Итак, суть технологии модульного обучения заключается в том, что для достижения требуемого уровня компетентности обучаемых на основе соответствующих принципов и подходов осуществляется укрупненное структурирование учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных на самостоятельный выбор и прохождение обучаемым полного, сокращенного или углубленного варианта обучения. Этапы проектирования модульных программ Модульная программа составляется на основе анализа деятельности ученика, изучения ее содержания и структуры и представляет собой совокупность модульных блоков. Процесс проектирования модульных программ состоит из четырех этапов: 1) анализ содержания и структуры учебной деятельности; 2) анализ содержания и структуры модульных блоков; 3) анализ навыков по каждому шагу и определение необходимых учебных элементов (единиц); 4) составление программы обучения. Достоинством модульной программы является гибкость и вариативность.
Технология сотрудничества
Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Рассмотрим наиболее интересные из них. Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей. После выполнения задания всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждой группой своего конкретного задания команде выставляется сумма баллов. В этом случае контролируется оказание помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала. «Пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы выполняет свою часть работы. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так называемая встреча экспертов. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы) Поскольку единственный путь освоить материал всей темы – это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях – никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свои задачи, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. Учимся вместе. Класс разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание – часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение материала. Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации совместной деятельности. Группа получает награды в зависимости от достижения каждого ученика. Основные идеи, присущие всем трем основным вариантам организации работы малых групп, - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Рассмотрим основные действия учителя при организации обучения в сотрудничестве. 1. Необходимо продумать размещение рабочих мест детей, чтобы они могли видеть лица друг друга (столы поставить либо углом один к другому, либо по два вместе, расположив стулья по два, напротив друг друга). 2. При подготовке к занятию выделить 1-2 задания, требующих после обычного объяснения определенных действий в группах по усвоению нового материала. 3. Разбить класс на группы по 2-3 человека и предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого при выполнении задания. 4. При работе в группах над новым материалом необходимо сформулировать по 2-3 вопроса каждому ученику группы. Когда отвечает первый ученик, одному из двух оставшихся необходимо найти подтверждение или опровержение его ответам, а третий ученик фиксирует, например, эти ответы или продумывает примеры, подтверждающие высказанную мысль. Далее по кругу ученики меняются ролями. 5. Давать ученикам возможность обсудить материал в парах, прежде чем даются индивидуальные задания. Предоставлять возможность потренироваться в парах или тройках раньше, чем проводится контрольная работа или тест. 6. Ученики должны иметь возможность (прежде чем отдавать свои тетради с контрольной (самостоятельной) работой учителю) проверить работы друг друга в группе и обязательно добиться правильного осознанного выполнения задания каждым учеником. 7. Четко сообщить цель в начале урока и перед работой в группах. 8. На протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если это потребуется.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.009 с.) |