Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология проектной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дж. Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Последователь Дж. Дьюи У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели, и получить в итоге реальный результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат, опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности. Другой разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс, предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Повествовательные проекты - целью которых являлось получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т.п. Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п. В 1920-х гг. ХХ столетия метод проектов был использован в советской школе, но не очень удачно, что привело к отказу от него. В настоящее время в отечественной школе наблюдается всплеск интереса к технологии проектной деятельности. Основные требования к учебному проекту: - проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком: - планирование проекта - определение вида продукта и формы презентации; пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных; - поиск информации - исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта; - продукт является конкретным результатом проекта; - презентация продукта и защита самого проекта; - портфолио проекта - папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.). Обязательное требование- каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Проект может быть групповым и персональным. Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся: практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России); исследовательский проект - исследование какой- либо проблемы по всем правилам научного исследования; информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет); творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства и др.; ролевой проект - литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца. По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания. Межпредметные – выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания. По характеру контактов проекты бывают внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий. По продолжительности проекты могут быть мини-проектами - укладываться в один урок или даже его часть; краткосрочными - на 4-6 уроков; недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы. Долгосрочные (годичные) проекты, как индивидуальные, так и в условиях группы, выполняются, как правило, во внеурочное время. Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация; игры с залом, защита на ученом совете, диалог исторических или литературных персонажей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс- конференция и т.п. Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам проекта, не более 7-10, известны с самого начала работы над проектом. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся. Работа над проектом начинается с выбора его темы. Невозможно предугадать, какие темы вызовут наибольший интерес. Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, то есть изделие или произведение, социальное мероприятие или услугу, которые действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок и удовлетворить потребности людей. К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты почти как инструкция, руководство: - объект должен быть хорошо знаком учащимся, понятен и, главное, интересен; - учащиеся должны иметь предчувствие, что объект позволит им реализовать себя в творчестве, что он им по силам, что они справятся с поставленными задачами; - нет необходимости в оригинальности выбора темы – пусть объектами проектированиями будут достаточно простые вещи. Проектирование опирается на такие требования научного подхода: ▪ не принимать решения без анализа; ▪ не считать метод проб и ошибок рациональным, хотя именно благодаря ему до нас дошли удивительные творения старины; ▪ разделять каждый вопрос на части, чтобы облегчить его решение; ▪ стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной и естественной последовательности не выявляется; ▪ составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы и т.п. будущего объекта проектирования, то есть максимально использовать свои знания и воображение, а затем переходить к изучению литературы и других баз данных по каждому конкретному вопросу; ▪ подходить к любому вопросу разносторонне и системно; ▪ считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, функции цели. Обобщенный алгоритм, или последовательность выполнения проекта. Основная задача – усвоить алгоритм проектирования, который, в общих чертах, включает развернутые ответы на вопросы: ▪ Какие потребности вы собираетесь удовлетворять своими предложениями? Не является ли предлагаемое вами «информационным штурмом»? ▪ Что уже есть, что известно? Что предлагает рынок? Какова эволюция и тенденция изменения вашего интеллектуального продукта, изделия? ▪ Какова конкуренция? Есть ли динамика рыночной цены? Все плюсы и минусы? ▪ Кто потенциальные потребители вашего предложения (возраст, пол, социальное положение, образ жизни, уровень материального состояния, уровень культуры и др.)? ▪ За счет чего вы хотите добиться успеха? ▪ Какие идеи и решения у вас есть? ▪ Какими ресурсами и возможностями вы располагаете? Какие идеи и предложения в ваших условиях могут оказаться наиболее подходящими? Какие дополнительные ресурсы вам нужны? Каковы ваши запросы к научным исследованиям и разработкам? ▪ Какой уровень кооперации вы предполагаете? ▪ Какой квалификацией должны обладать работники при освоении ими ваших предложений? ▪ Каковы основные расходы в связи с реализацией вашего проекта? ▪ Как вы собираетесь представлять свое новшество на рынке? Как планируется организовать сбыт и продажу? ▪ Приобрели бы вы сами предлагаемое изделие? Воспользовались бы своим предложением? ▪ Хотели бы вы, чтобы потребители знали автора? ▪ Что больше всего вам понравилось в работе над проектом? Что бы вы хотели улучшить, если бы работу над проектом вы бы начали заново? Есть ли недостатки в проекте, которые бы вы хотели исправить? Любой проект состоит из: ▪ пояснительной записки, в которой показывается путь от замысла через поиски идей и решений, схемы, рисунки, чертежи к окончательному проектному решению. ▪ материального воплощения проекта (изделие, опытный образец, макет или другое, а также тексты, рисунки, фотографии, видеофильмы и др.). ▪ публичной защиты выполненного проекта и его результатов. Такой проект может начинаться в рамках классных занятий и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты. Защита (презентация) проводится на уроке. Для выполнения исследовательского проекта необходимо четко определить его структуру. Часть проекта, тематически и по содержанию привязанная к программному материалу, выполняется на уроках. На занятиях также организуется обсуждение методов исследования, некоторых промежуточных результатов, причем разные части проекта могут обсуждаться на занятиях по разным учебным дисциплинам. При работе над проектом важна роль координатора – учителя-предметника. Он же помогает учащимся сформулировать тему, определиться с социальной, культурной, экономической и прочими составляющими проекта, выработать продуктивный алгоритм деятельности. Очень близок к методу проектов кейсовый метод. Кейсовый метод обучения является одним из эффективных средств развития и закрепления знаний, на основе которых старшеклассники принимают самостоятельное решение. На кейсовый метод обучения возлагаются следующие дидактические задачи: - применять верные решения в условиях неопределенности; - разрабатывать алгоритм принятия решения; - овладевать навыками исследования ситуаций; - разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат; - применять полученные теоретические знания, в том числе при изучении других дисциплин, для решения практических задач; - учитывать точки зрения других специалистов на рассматриваемую проблему при принятии окончательного решения. Технология работы при использовании кейсового метода приведена в таблице.
Старшеклассникам предлагается на рассмотрение проблемная (кейсовая) ситуация, для решения которой создаются творческие группы. Вырабатываются критерии эффективности группы (полнота, глубина проработки проблемы, использование разнообразных источников информации, оригинальность представления, участие каждого в подготовке и предоставлении результатов). После индивидуального изучения и проработки проблемы группа переходит к ее совместному обсуждению, разрабатывает общий проект и его оформление, определяет способ его представления на занятии. В группе выбираются: - «координатор», организующий работу; -«секретарь», фиксирующий результаты работы группы; - «шкипер», представляющий проект на общее обсуждение. Каждая группа по очереди представляет подготовленный материал. Творческой группе задаются вопросы по содержанию рассматриваемой проблемы, по уточнению подходов к ее решению Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Готовый кейс предоставляется школьником лично на презентации. Во время защиты необходимо показать классу свой энтузиазм и заинтересованность, но в то же время надо быть реалистичным в оценке своих возможностей. Рекомендуется использовать наглядные материалы, чтобы удерживать внимание аудитории, подготовить копию презентации в письменном виде, чтобы дать присутствующим возможность рассмотреть вопрос в деталях. Таким образом, если в течение учебного года такой подход применяется многократно, то у школьников вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.225 (0.008 с.) |