Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность педагогической диагностикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогическая диагностика—это теоретико-прикладная отрасль педагогики, изучающая закономерности вынесения диагностических суждений о разнообразных элементах и параметрах педагогических систем и отношений, правила проведения диагностических процедур; принципы, методы и формы диагностики в педагогической сфере. Объектом педагогической диагностики является учебно-воспитательный процесс и его субъекты (личность, группа). Центральным технологическим звеном педагогической диагностики является процедура диагностического изучения личности и группы с последующей постановкой педагогического диагноза. Диагностическое изучение — процесс исследования, направленный на получение достоверного знания о состоянии (характере, качестве) какого-либо элемента педагогической системы (процесса, явления, личности, группы). Диагностическое изучение опирается на систему заранее полученных другими науками нормативных описаний изучаемого объекта и выявляет его индивидуальные особенности в пределах нормы и фиксирует отклонение от нормы. Диагностическое изучение осуществляется в три когнитивно-психологических этапа: 1. Узнавание — опознание внешних сторон изучаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту (или нормативным описаниям). 2.Распознавание — проникновение во внутреннюю сущность объекта на основе сопоставления индивидуальных свойств с нормой и последующего отнесения конкретного объекта к типу, классу. 3.Понимание — специфическое состояние сознания педагога, фиксирующее уверенность в адекватности представления об объекте. В отличие от понимания, возникшего на основе механизма интуиции (непосредственного усмотрения), эмпатии (сопереживания), понимание, достигнутое в ходе диагностического изучения, опирается на систематизированные, логически организованные способы и формы познания. Диагностическая деятельность организуется в виде следующих этапов: постановка диагностической задачи; проведение диагностической процедуры; постановка педагогического диагноза; прогнозирование; доведение до сведения обследованного и его педагогов результатов диагностики; контроль за воздействием на ученика (группу) диагностической информации. Сравнение является отправной точкой процесса диагностики. Наблюдая за поведением человека, мы сравниваем его поведение с его же прежним поведением, или поведением других индивидуумов в настоящее время или в прошлом, или же с описанием поведения какого-то неизвестного нам лица (аналогично — успеваемость). Это те аспекты сравнения, которые называются в педагогической диагностике индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой. При анализе мы хотим установить, почему поведение (или успеваемость) того или иного индивидуума отличается от его прежнего поведения (или успеваемости), от поведения (успеваемости) других индивидуумов или же отклоняется о нормы. Мы хотим проанализировать причины, причем в школьной практике делаем это тем более заинтересованно, чем в большей степени поведение того или иного ученика не совпадает с нашими ожиданиями. В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден постоянно экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. Подобное экстраполирование чаще всего выступает в форме прогнозирования. Например, во время обычного занятия преподаватель постоянно прогнозирует ситуацию и в зависимости от результатов своего прогноза определяет последовательность этапов учебного процесса. Преподаватель должен прогнозировать, в состоянии ли тот или иной ученик, который сейчас может быть переведен в школу, где к учащимся предъявляются более высокие требования, успешно ее закончить. Преподаватель обязан постоянно давать оценку, в которую наряду с его собственной точкой зрения и ожиданиями вплетается также информация, накопленная им за какой-то промежуток времени. Эта информация должна быть систематизирована, критически оценена, обобщена в виде концепции, содержащей оценку. Эта информация может иметь самые разные источники. Например, сведения об опыте прежних учителей и воспитателей, указания родителей, биографические данные, собственные наблюдения, классные работы, тесты. Процесс, в ходе которого вся эта информация в зависимости от ее важности сводится в единое целое, называется интерпретацией. Педагогическая диагностика отличается от научно-педагогического исследования тем, что она предполагает применить актуальные педагогические меры к отдельному учащемуся или группе учащихся. В отличие от психодиагностики педагогическая диагностика может выполнять только служебную функцию внутри системы воспитания и обучения. Характерным для педагогики является не то, что она ведает процессом познания в определенной области, а то, что она является теоретическим фундаментом практической деятельности. Этой же задаче подчиняется и педагогическая диагностика.
Диагностика обученности Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, диагностирование обучаемости и диагностирование воспитанности. Диагностирование обученности — это диагностика последствий, достигнутых результатов. Диагностирование обученности включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития событий. Контроль — выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка — составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Контроль также содержит в себе оценивание и оценку проверки. При этом учитываются как качественные, так и количественные показатели работы. Количественное значение уровня обученности понимают как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями (Ф) и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения (П). О= Ф/ П *100% Качественные показатели фиксируются в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т.п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее установленный балл. Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности учащихся является объективность, систематичность, наглядность (гласность). Диагностировать, контролировать знания и умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. 1. Предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания учащимися важнейших элементов курса предшествующего учебного года. Или перед изучением нового раздела. Сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. 2. Текущая проверка знаний и умений в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Главная функция — обучающая. 3. Повторная проверка, которая как и текущая должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют материал, изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. 4. Периодическая проверка знаний, умений по целому разделу или значительной части курса. Цель — диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала. Главные функции — систематизация и обобщение. 5. Итоговая проверка и учет знаний, умений. Проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Это диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью. Виды контроля: 1. Предварительный контроль. Фиксация исходного уровня обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о «вкладе» педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство педагога. 2. Текущий контроль. Необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме того, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда. 3. Тематический контроль. Диагностика усвоения и понимания системы знаний и умений, объединяющей отдельные элементы. 4. Итоговый контроль. Осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал.
Диагностика обучаемости
Обучаемость — это способность учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Важнейшими ее компонентами являются: 1) потенциальные возможности обучаемого; 2) фонд действенных знаний; 3) обобщенность мышления; 4) темпы продвижения в обучении (усвоения знаний). Потенциальные возможности включают в себя индивидуальные характеристики обучаемого: восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности и др. Более всего важны сформированность умственных действий, широта знаний, общая эрудиция обучаемых, их языковое развитие, уровень усвоения знаний, умений и др. Обобщенность мышления отвечает за качество (глубину, эффективность) познавательного процесса. Такие характеристики мышления, как сила, гибкость, самостоятельность, экономичность и др., существенно определяют возможности и преимущества каждой личности в обучении. На темпы влияют и потенциальные возможности обучаемых, и фонд их действенных знаний, умений, и характеристики мышления. Отсюда именно темпы являются определяющей характеристикой обучаемости. 1. Темп усвоения знаний, умений (Ту). Характеризует время усвоения эталонного понятия или произвольного понятия, теста. Рассчитывается: (фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнения эталонного теста конкретным обучаемым / средне-статистическое время выполнения эталонного задания) х 100%. Организация: нужно предложить обучаемым выполнить тест и точно зафиксировать время выдачи ответа. Необходимое условие — создание «сильной» мотивации, т.е. стремления как можно раньше, но безошибочно выполнять работу. 2. Темпы продвижения в обучении (Тп). Время полного усвоения раздела, части курса, всего учебного предмета. Рассчитывается аналогично Т у. 3. Темпы прироста результатов (Т р). Характеризуют динамику обучаемости и имеют важное значение для понимания и оперативного учета изменений, происходящих в учебном процессе. Эти изменения носят характер повышения, стабилизации или снижения результативности. Тр выражает отношение последующих достижений к предыдущим. Диагностика воспитанности
Диагностика воспитанности: данные диагностического изучения сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии. Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества. Есть еще общие критерии (достигнутый уровень воспитанности личности или коллектива) и частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делят на две группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности; 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями. Оценка воспитанности ученика может проводиться следующим образом: самохарактеристика по всем показателям воспитанности и их самооценка ----► обсуждение каждого ученика на классном собрании по указанным выше показателям------- ► педагогический консилиум обсуждает все полученные материалы, они сопоставляются с результатами психологических обследований, при этом особо учитывается динамика личностного развития ученика. С учетом всего этого выносится общая оценка воспитанности каждого ученика. Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах: цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения. Следует всегда помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровни воспитанности.
Контрольные вопросы и задания 1. Что такое педагогическая диагностика? 2. Из каких этапов складывается диагностическое изучение? 3. Перечислите этапы диагностической деятельности. 4. Что такое диагностирование обученности? 5. Что такое контроль знаний, умений? 6. Что такое проверка знаний, умений? 7. Что такое обучаемость? 8. Как диагностируется обучаемость учащихся? 9.Для каких целей используются результаты диагностирования обучаемости? 10.Как осуществляется диагностика воспитания? ПРАКТИКУМ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.224.97 (0.009 с.) |