Целеполагание и проектирование ВД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целеполагание и проектирование ВД



 

Одним из важных источников целеполагания и проектирования ВД выступает социальная ситуация того периода, в котором осуществляется воспитательное дело. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. Другим источником организации и проведения ВД служит педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт формируемого типа личности. Еще один источник — общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период.

Задача педагога на этапе целеполагания — учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность основной цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле.

Должны быть получены ответы на вопросы: а) каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие? б) каков уровень его развития по данному направлению? в) что необходимо достигнуть в результате осуществления дела? г) какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированного результата?

1. Глубокое осмысление конкретных задач ВД — необходимое условие его эффективности. Эти задачи должны быть доведены до учеников. Не надо навязывать свою точку зрения, убедите ребят принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое.

2.Не следует стремиться к равнозначности всех решаемых в процессе ВД задач. В любом деле выделяется главное звено, через которое решаются все остальные задачи.

3. Очень важно определить содержание воспитательных дел. Материал подбирается таким образом, чтобы воздействовать на его основе. Чтобы не ошибиться, воспитателю нужно знать интересы и увлечения воспитанников, не потакать их желаниям, но опираться на них, развивая правильные ориентации.

4. Рациональные методы, приемы и средства проектируются для каждого этапа ВД. Методы должны обеспечивать максимальную активность, инициативность, самостоятельность. Присматривайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить.

5.При подготовке ВД стремитесь к максимальной организационной четкости.

6.ВД не терпят шаблона. Стремитесь максимально использовать непохожесть классов, отдельных ребят.

7.ВД должны быть разнообразными. Яркие дела воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение нежелательно.

8.Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружающей действительности.

Планирование ВД

 

Перед педагогом стоит важная задача—вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано. И планируется, и готовится ВД вместе с ними, точнее, готовят и проводят его сами ребята под руководством классного руководителя.

1. Следует опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности.

2. ВД — занятие коллективное. Дайте ребятам почувствовать, что составление плана очень ответственное занятие.

Организация ВД

Положения, на которые опирается технология и которые необходимо учитывать при организации ВД:

1. Ясное определение цели предстоящей работы, обзор всего движения в целом от начала и до конца (чего необходимо достичь?).

2. Точное определение задач для каждого подчиненного.

3. Подготовка всего необходимого для предстоящей работы (при помощи чего достичь?).

4. Распределение ответственности, адресата и времени отчетности (чем стимулировать достижение цели?).

5.Инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы (как достичь?).

1. Четко определите права и обязанности каждого, кто принимает участие в организации ВД. Весьма желательно наметить «линии власти»: каждый исполнитель отвечает определенному лицу за результаты своей работы.

2.Каждому участнику дела отведите одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям. Не навязывайте поручений.

3.Учитывайте, что школьники не имеют навыков организации. Придерживайтесь правила: от легкого к трудному. Поддерживайте уверенность воспитанников в успехе, вселяйте надежду на благоприятный исход.

4.Приучайте ребят к мысли, что организация удесятеряет силы. Покажите на примерах действие «организационного эффекта», полученного от слияния индивидуальных усилий.

Осуществление ВД

1. Педагог следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя его ход на основе подготовленного сценария, выполняя диспетчерские функции.

2.Педагог наблюдает за коллективом в целом и за отдельными учениками, помня, что ВД развивает у воспитанников определенные качества.

3.Педагог следит за четким решением организационных вопросов.

Во время ВД педагог должен занять правильную позицию: стараться не сковывать ребят своим присутствием, не мешать им свободно выражать свои мысли и чувства. Но в то же время он должен внимательно следить за развитием событий, не допускать, чтобы они приняли нежелательное направление и вышли из-под контроля.

Анализ и подведение итогов ВД

 

Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ. Ставится цель вскрыть причины успехов и неудач.

Целесообразно придерживаться апробированной схемы анализа ВД, последовательно отвечая на вопросы:

1) все ли позиции подготовки и проведения ВД нашли отражение в плане?

2)отвечало ли содержание программы намеченной цели?

3)отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации?

4)все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами?

5) какие фрагменты, части дела удались лучше, почему?

6) выдержано ли воспитательное дело во времени?

7) кто и почему срывал сроки?

8)представляло ли ВД систему или же было набором мало связанных между собой фрагментов и частей?

9)был ли эффект новизны?

10)отвечала ли эмоциональная окраска ВД его замыслу?

11)удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему учеников, над какими вопросами заставило оно их задуматься?

12)какой оценки заслуживает каждый член коллектива, принимавший участие в ВД?

13) каким было поведение учеников?

14)почему возникли случаи отрицательной реакции части учеников на те или иные педагогические действия?

15)от чего нужно отказаться и что нового ввести в следующие ВД?

Виды ВД

 

По целям и назначению выделяются многие виды воспитательных дел: этические, социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые и др.

Воспитательные дела, в которых доминирующей целью выступает воспитание общественно значимых качеств (гражданская позиция, чувство гражданского долга, дисциплинированность и т. д.), условно называют социально-ориентированными.

Воспитательные дела, направленные на формирование нравственного поведения, называются этическими ВД.

Эстетические ВД —дела, направленные на формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Примеры таких дел: конкурсы, викторины, лектории, кольцовка песен, концерт — «молния», турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, эстафета «ромашка» и др.

Воспитательные дела, направленные на решение задач физического воспитания, называются физкультурными (спортивными) ВД.

ВД, смысл которых — конкретная практическая природоохранная деятельность, называются экологическими воспитательными делами.

Воспитательные дела, направленные на решение задач трудового воспитания, называются трудовыми ВД. Среди них: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, турнир умельцев, неделя добрых дел, город веселых масте­ров, шефская помощь, зона заботы, разведка полезных дел и др.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что такое воспитательное дело?

2. В чем сущность коллективных воспитательных дел?

3. Какова структура воспитательных дел?

4.Каковы обязанности педагога на этапах планирования иорганизации воспитательных дел?

5. Каковы обязанности педагога на этапах осуществления и анализа ВД?

6.Какие виды воспитательных дел вы знаете? Приведите их примеры.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.011 с.)