Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология организации и проведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нестандартного урока Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме состоит из четырех этапов: 1. Замысел. 2. Организация. 3. Проведение. 4. Анализ. Замысел Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие: - определение временных рамок; - определение темы урока; - определение типа урока; - выбор класса; - выбор нетрадиционной формы урока; - выбор форм учебной работы. Определение временных рамок. На этом этапе следует определить: время проведения нетрадиционного урока и время подготовки. Во-первых, будет ли это отдельный урок (40 мин), спаренный (80 минут) или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней. Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от: 1) выбранной формы; 2) целей урока; 3) умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися. Поясним на примерах. На подготовку таких нетрадиционных уроков, как семинар, урок-конференция, урок-консультация, защита оценки, лекция-парадокс уходит несколько дней, а на разработку ролевой игры или интегрированного урока — месяц. Определение темы урока. Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости) или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса. Определение типа урока. Нетрадиционные формы применимы по всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведем несколько примеров: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями — как защиту оценки, зачет-практикум, а урок повторения и систематизации и повторения знаний (обобщающий по теме урок) — как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок. Выбор класса. Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его особенностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. Выбор формы урока. Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются: 1) специфика предмета и класса; 2) характеристики темы (материала); 3) возрастные особенности учащихся. На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму. Выбор форм учебной работы. При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора: а) особенности и возможности выбранных форм урока; б) характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы — индивидуальная, коллективная, фронтальная — и как часто применялись в данном классе). На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особо не избалованы. Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальными формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока. Организация Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов: - распределение обязанностей (между учителем и учащимися); - написание сценария урока (с указанием конкретных целей); - подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения; - разработка критериев оценки деятельности учащихся. Распределение обязанностей. В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие: 1.Учитель (группа учителей). Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки заданий и деятельности учащихся; распределяет роли между учащимися и т.д. 2.Учитель и группа учащихся. Ту же работу, что и в первом случае, выполняют учитель и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока и индивидуальных особенностей учащихся. 3.Учитель и класс. В этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предлагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя таким образом дифференцированный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, демонстрацию опытов и т.п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы — задания одинаковой сложности (различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить теорию, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо решать задачи, то можно каждой из оставшихся групп дать набор задач, и, если есть возможность, то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для последующей проверки. В каждой группе можно назначить или выбрать капитана (как правило, из числа хорошо успевающих учеников), отвечающего за подготовку своих товарищей и контролирующего их работу на данном этапе. Учитель выступает на этом этапе в роли консультанта для учащихся и занимается организацией урока. 4.Учащиеся. Подобное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащиеся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т.д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачет у одноклассников), который является их помощником и консультантом. Разработка сценария урока. Его могут писать: - учитель (группа учителей); - учитель совместно с группой учащихся. Сценарий должен отражать следующие моменты: - подробный план урока (с указанием целей урока); - инструкции по проведению каждого этапа урока; - список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися) и реквизита; - подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т.п. с решениями и критерии их оценки; - критерии оценки деятельности учащихся; - вопросы для анализа урока. Многие нетрадиционные формы урока предполагают использование (помимо дополнительной литературы) различного реквизита: наглядных пособий, приборов, кинофильмов, музыкального и звукового оформления, костюмов участников и т.п. Весь реквизит подбирается и готовится заранее, а перечень используемых предметов прилагается к сценарию урока. Подбор заданий. Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям: 1.Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т.д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т.д. 2.Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов). 3.Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание. 4.Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала. 5. При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найти ошибку» (например, софизмы) или задачи, провоцирующие их на ошибку. 6. Задания должны быть непосредственно связаны с изучаемой темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков. 7. Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся. Индивидуальная работа. Возможны варианты составления заданий: - все учащиеся получают одинаковое задание; - однотипные задания с разными данными (или с похожими формулировками); -разные задания (по формулировке, способу решения, сложности); -другие варианты. Групповая работа. Группам можно предлагать: - одинаковое задание (если группа одноуровневая); - задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп); - задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить их по группам; - другие варианты. Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) — все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов. Методика оценки на уроке. 1. Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем (возможно вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока. 2. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них (это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы). 3. Критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы. 4. Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами распределяют их между собой (обсуждение в группах). 5. Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке. 6. Выставляют оценку: - учитель; - учитель и капитан (при групповой работе); - сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления одноклассников; или при групповой работе — после обсуждения работы каждого члена группы). 7. Когда выставлять оценку? Возможны варианты: - по ходу урока (например, после доклада учащегося); - в конце урока (если оценивается устная работа учащегося); - после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу). 8. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны. При устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи. Анализ Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ — это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий сделать выводы на будущее. Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты: 1. Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т.д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования). 2. Анализ урока можно проводить либо сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить: что осталось в памяти; при желании можно проводить двойной анализ (в разное время). 3. Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя. Как разновидность нестандартного урока рассмотрим интегрированный урок. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид: - конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин; - конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; - создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов. Интегрированным можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи курса интегрированного, т. е. представляющего собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован. Самыми распространенными являются уроки второго и третьего уровней интеграции. Под вторым уровнем понимается объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Она может проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введения в урок дополнительного материала и т. п. Третий уровень связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. Здесь необходимо соблюдать основные условия: если урок ведет один учитель, то должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируются те же факты и проблемы. Наиболее глубоким является четвертый уровень интеграции, проявляющийся в деятельности учащихся, когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения. Роли педагогов могут быть разными в зависимости от целей занятия: они или работают в одном классе, но с разными группами, или совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии, или поочередно оказываются лекторами на уроке-лекции, или проводят опрос по своему предмету. Интегрированные уроки имеют самые различные формы. На уроке обмена знаниями ребята делятся по группам и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большой предварительной подготовки учащихся. Особенно важно выработать объективные и точные критерии оценки. Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет. Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания — повышение роли самостоятельной работы учащихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.013 с.) |