Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основными видами учебных занятий.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Пояснительная записка В учебном курсе рассматриваются предмет политологии, становление и развитие политологии как науки и как учебной дисциплины, современные политические теории. Программа предусматривает рассмотрение экономических и социальных основ политической власти, способов и форм существования власти (политические системы и режимы), роль политических партий, движений, государства в политической системе, а также вопросы политического лидерства и политической культуры, проблемы политической модернизации. Особо в программе выделяется проблема демократии с точки зрения теории и практики в контексте всей исторической действительности. Стандарт - Теория и практика международных отношений, политическое прогнозирование – завершающий блок освещения современных политических проблем. Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Цель преподавания дисциплины -дать будущим специалистам общую картину внутренней и внешней политики. Достижение более глубокого понимания студентами особенностей политического лидерства, политической структуры и политической культуры в России.
Основные задачи курса: формирование у студентов: а) знаний основных категорий и законов политической науки. Студенты должны понимать контекст политического процесса, знать основные явления внутренней и внешней политики. б) умений, позволяющих студенту сформировать свое мировоззренческое видение по данному предмету, связывать общетеоретические вопросы с конкретным анализом политических процессов и стратегий решения конфликтов различного уровня. в) Развитие навыков самостоятельного анализа форм политических процессов, понимание связи современных политических процессов с историей и культурой России. Профессиональная подготовка специалистов предъявляет новые требования, и будущий специалист должен уметь связывать теорию с текущей жизнью и хорошо ориентироваться в современной политической жизни. Место курса среди других дисциплин учебного плана. Дисциплина является составной частью гуманитарного образовательного цикла. Студенты, обучающиеся по специальности «философия» её изучают в первом семестре второго курса. Изучение данной дисциплины предполагает первоначальное освоение курсов: «Всеобщая история», «экономика», «история мировых цивилизаций», «история зарубежной философии», «социальная психология». Дисциплина сама служит основой для изучения таких предметов, как: «социология», «математические методы в гуманитарных науках», «социальная философия», «история политических учений», «политическая культура», «правоведение». Основными видами учебных занятий. - В данном курсе используются классические аудиторные методы, - Наглядность изучения: при изучении курса используются мультимедийные и информационные технологии: просмотр слайдов, видеоматериалов, - также самостоятельная подготовка студентов. Технические средства обучения: Диафильмы, слайды, кино и видео фильмы для данного курса имеются в наличии. Возможно использование технически хорошо оборудованной аудитории. Формы контроля. Естественным дополнением к такого рода задаче справедливо предлагается студенту самостоятельно подготовить эссе или доклад по заданной теме. Итоговая форма контроля – зачет.
Тематический план изучения дисциплины
Содержание программы учебной дисциплины: Тема 1. Предмет, становление и развитие политической науки. Объект и предмет политологии. Политология как система знаний, как наука и как учебная дисциплина. Основные понятия, принципы и категории политологии. Функции политологии. Метод политологии. Политология и другие социальные науки. Соотношении теории и практики политологии. Задачи политологии. Возникновение политической мысли и её связь с философией и религией. Источники права. Этатизм. Формализм. Основные этапы истории политической мысли: учение об идеальном государстве и его формах; теория разделения властей и правовое государство; теория политического режима; технология власти. Политическая наука в развитых капиталистических странах (США, Англия, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония); истоки, традиции, новации. Основные школы и направления в политической науке развитых стран. Специфика политической мысли в странах «третьего мира». Политическая мысль в восточноевропейских странах (Польша, Венгрия, Югославия, Болгария, Чехия, Словакия).
Тема 2. Экономические и социальные основы политической власти. Понятие и атрибуты власти. Ресурсы власти: народ, экономические, социальные, силовые, информационные. Основные концепции власти. Власть как форма волеизъявления. Плюрализм властных отношений. Политическая власть, её сущность и функции. Концепции политической власти. Уровни властных отношений (макровласть, мезовласть, микровласть). Типы власти. Легитимность политической власти. Виды оснований легитимности по М. Веберу (традиционный, харизматический, легальный). Современное понимание легитимности политической власти. Методы реализации политической власти: а) в условиях гражданского общества; б) не опирающейся на гражданское общество. Общее и особенное в статусе глав государств различных форм правления. Власть и отношения собственности. Власть и труд власть и управление. Экономические причины политических конфликтов и кризисов. Экономические условия политической стабильности. Интересы и власть. Классы, социальные слои, группы другие социальные образования в системе функционирования политической власти. Правящая элита. Состав правящей элиты: экономическая элита, политическая элита, военно-бюрократическая элита, бюрократическая элита. Формирование правящей элиты.
Планы семинарских занятий Тема 4. Политические партии, организации и движения
1. Понятие политических партий, их признаки и типы. 2. Партия как элемент политической системы государства 3. Партийная система России: особенности становления и развития. 4. Политические движения: происхождение, сущность, генезис, особенности становления.
Литература. Основная Кравченко В.И. Политология: учеб. Пособие / В.И.Кравченко, Г.В.Стельмашук. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2010. Политология: пособие для сдачи экзамена / К. С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2006. - 207 с. Политология: [учебное пособие] / Б. А. Исаев. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 174 с. Политология: Учебник для вузов / Ред. М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2005.- 588 с. Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие/ К. А. Воробьев. - М.: Академический Проект, 2003. - 432 с.. - ("Gaudeamus") Дополнительная. 1. Айзенштадт С. Фундаментализм: феноменологические наблюдения и сравнительные харатеристики. // Человек. 1994. № 6.
3. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996. 4. Афанасьев М. Клинтелизм и российская государственность. М., 2000.
7. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.
12. Вебер М. Политика как призвание и профессия. //Избранные произведения. М., 1990. 13. Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003. 14. Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы: генезис, структуры, динамика. М., 1999. 15. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации: Курс лекций. М., 2003. 16. Дюверже М. Политические партии. М., 2000. 17. Егорова-Гантман Е., Пашенцев Е., Байбакова В., М., 1999. 18. Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Политическая ксенофобия: радикальные группы. Представления лидеров. Роль церкви. М., 1999. 19. Власть в жизни и наука о власти: Словарь - справочник/ Под общ. ред. В. Ф. Халипова. - М.:, 2004..
26. Жуков В.И., Краснов Б.И. Общая и прикладная политология. М., 1997 27. Зотова З.ММ. 100 лет российской многопартийности. М., РЦОИТ, 2006. 28. Ильин И.А. О понятии права и силы. Соч. в 2-х тт. М., 1993. 29. Ильин И.А. О политическом успехе. //Путь к очевидности. М., 1993. 30. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997. 31. Информационная политика: - М.:, 2003. 32. История политических и правовых учений.// Под ред. Нерсесянца В. М., 1988. 33. Крадин Н.Н. Политическая антропология: М.: Логос, 2004. 34. Колюшкин Е. Право и финансирование выборов: научно-практическое пособие. М., 1998. 35. Кьеза Дж. Война империй: Восток – Запад: Раздел сфер влияния. М., 2006. 36. Лебедев С.В. Альтернатива справа, СПб., Нестор 37. Лебедев С.В. Охранители истинно русских начал. Идеалы, идеи и политика русских консерваторов второй половины 19 века. СПб., Нестор, 2004. 38. Лебедев С.В. Стельмашук Г.В. Белорусский феномен. СПб, ЛГУ, 2006 39. Лебедев С.В.Слово и дело национальной России. М., Институт русской цивилизации. 2007. 40. Лебедев С.В. Политические идеологии: Моногр./ С.В.Лебедев, Г.Н. Лебедева. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2008. 41. Лебедев С.В.Иван Аксаков: Наше знамя – русская народность. М., Институт русской цивилизации. 2008. 42. Лебедев С.В. Т.И.Филиппов: о началах русского воспитания. М., Институт русской цивилизации. 2008. 43. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003. 44. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. 45. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. Т. 4. 46. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. 47. Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты. М., 1997. 48. Орлов А.Г. Президентские республики в Латинской Америке. М., 1995. 49. Панарин А. С. Политология: учебник/. М.: Проспект, 2003 50. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа.// Под ред. Мелешкиной Е.Ю. М., 2001. 51. Постников В.Г. Государство как политический институт: социальные и национальные аспекты. - СПб.:, 2003 52. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран: - М.:, 2004. 53. Сахаров А.Г. Институт президентства в современном мире. М., 1994. 54. Сегела Ж Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. 55. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. СПб., 1999. 56. Тоффлер Э.Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2003.
57. Тощенко Ж. Политическая социология. М., 1998. 58. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2001. 59. Шугарт М.С., Кэри Дж. М. Президентские системы.// Современная сравнительная политология. М., 1997. 60. Хейвуд, Эндрю. Политология: учебник для студ. вузов. - М.:, 2005. 61. Фридман Т. Плоский мир: Краткая история XXI века / Пер. с англ. М., 2007. 62. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004. 63. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 64. Щербинина Н.Г. Теории политического лидерства: Учебное пособие ", 2004. 65. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ / Пер. с итал. М., 2007. 66. Юнгер Э. Националистическая революция. Политические статьи. 1923 – 1933. пер.составление А. Михайловского. М., 2008. 67. Ясницкий О.Н. Экологическое движение в России. Критический анализ. М., 1996. 68. Периодика: Журнал “ПоЛИС” – см. Электронную версию в Интернете: www. Politstudies. Ru ПОЛИТЭКС, Научный журнал. Россия в глобальной политике Гаджиев, Камалудин Серажудинович:
Некоторые статьи
СОЦИОЛОГИЯ Составитель: доктор философских наук Стельмашук Г.В., канд. философских наук Лебедева Г.Н. Пояснительная записка. Программа учебного курса «Социология» разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта; в ней учтены структура и содержание основных разделов социологии. Стандарт - Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Цель курса – освоение понятий и принципов анализа социальной реальности, овладение знаний о направлениях в классической и современной теориях общества, процессов функционирования и развития социальной системы и ее основных социальных институтов, дать широкую теоретико - методологическую подготовку будущим специалистам и раскрыть социальной системы и её основных социальных институтов. Социологическое значение и видение общественной жизни во всех её сложных проявлениях является необходимым компонентом системы высшего образования. Задачи курса - изучение социальных механизмов, влияющих на социальные процессы и явления; освоение методов системного и когнитивного подходов к анализу социальных проблем Основные задачи курса. Формирование у студентов: а) знаний важнейших теоретических понятий социологии, основных фундаментальных проблем социологии, связанных с пониманием закономерностей развития и функционирования общества и социальных институтов. б) умений оперировать основными социологическими категориями в типовых ситуациях ориентироваться в структуре социологического знания и самостоятельно находить решения социальных проблем и их обосновывать. в) навыков развития «социологического воображения» как умения выдвигать теоретические модели общественных явлений в научной работе, соотносить их с практикой в будущей профессиональной деятельности, способности самостоятельно пополнять и систематизировать теоретические знания по специальности. Место курса среди других дисциплин учебного плана. Данная программа по социологии предназначена для студентов факультета Философии и культурологии по специальности "культурология" и изучается на третьем семестре 2 курса. Изучение данной дисциплины увязывается с изучением таких курсов как религиоведение, история мировых цивилизаций, конфликтология. Основными видами учебных занятий по данной дисциплине являются лекции и семинарские занятия. Лекции составляют основу теоретической подготовки студентов и имеют целью систематизировать знания по социологии, раскрыть наиболее сложные вопросы. По некоторым наиболее объемным и сложным темам учебной программы проводятся семинары, которые предназначены для обучения студентов навыкам самостоятельного анализа и обобщения по темам изучаемой дисциплины. Учебная программа предусматривает самостоятельное изучение отдельных проблем и источников, что способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Формы контроля. Завершается изучение курса проведением экзамена, целью которого является проверка уровня усвоения теоретических знаний и умения применять эти знания для решения практических задач.
Тематический план изучения дисциплины
Содержание программы учебной дисциплины Введение. Цели и задачи курса «общая социологи», роль и значение его в социогуманитарной подготовке кадров системы высшего образования. Проблема преемственности и специализации социологического знания.
Место русской социологии Социальные предпосылки и теоретические источники возникновения социологии в России. Позитивизм в русской социологии. Общая характеристика различных школ и направлений: Л.Мечников, Е.Де Роберти, П.Лавров, Н.Михайловский, Н.Кареев и др. Социологические и политологические концепции представителей русской школы правоведов: Б.Чичерин, Л.Петражицкий, Б.Кистяковский, И.Ильин, П.Новгородцев. Формирование русской школы социологии права. Социологические концепции М.Ковалевского и П.Сорокина, их роль в формировании русской и мировой социологической мысли. Марксизм в русской социологии: леворадикальное направление (Г.Плеханов, В.Засулич, В.Ленин) и «легальный марксизм» (П.Струве, М.Туган-Барановский), теоретико-методологическое единство и различие.
Тема 8. Личность и общество
«Индивид», «личность» «индивидуальность» как социологические понятия. Биологическое (врожденное) и социальное (приобретенное) в человеке. Социальный стандарт и проблема индивидуальности. Теория личности З.Фрейда. Методологическое значение различных теорий личности в исследовании процессов общественной жизни и взаимоотношений. Проблема типологизации личности. Социальное поведение личности как социологическое понятие. Потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации и установки личности в структуре социологического познания. Социальная норма как общезначимое правило поведения, санкционированное обществом или социальной группой. Нормы как рычаг управления и поддержания стабильности социальных систем. Формы социального контроля. Диспозиционная структура личности: социальные роли и статусы. Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему. Этапы социализации. Предпосылки, средства, этапы, проводники, типы и виды социализации. Ролевая теория личности, её интерпретация и терминология. Ролевые конфликты и способы их разрешения. Социальные нормы и отклонения. Отклоняющееся поведение как форма несогласия с существующими социально-политическими устоями, нормами и ценностями. Социологическое объяснение девиации: историко-социологический аспект. Позитивная и негативная девиация. Формы отклонения от норм: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, бунт). Концепции отклоняющегося поведения (биологические, психологические, социологические). Взаимосвязь структуры и аномии. Российское общество и теоретико-методологические проблемы социологических исследований в области отклоняющегося поведения. Социальный контроль: формы, типы, методы. Институты социального контроля в современной России. Социальный конфликт как столкновение интересов личностей, социальных общностей и управляющих структур. Переходное общество в состоянии реформ и конфликтны.
Планы семинарских занятий. Тема 3. Социология общества
Родоначальник позитивизма. Основная Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Пособие для вузов. – М.: 2003 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х Т. М., 2000. Давыденкова, Антонина Гилеевна. Социология: Лекции: Учеб. пособие / А.Г. Давыденкова, В.Н. Скворцов, Г.В. Стельмашук. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. - 176 с. 600 экз. Кравченко, Альберт Иванович. Социология: учебник / А. И. Кравченко; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 536 с 10000 экз. Социология: учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.: ил. - (Учебник для вузов) Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.:Академкнига, 2003. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.:Академкнига, 2003 Дополнительная:
Пояснительная записка В учебном курсе рассматриваются предмет политологии, становление и развитие политологии как науки и как учебной дисциплины, современные политические теории. Программа предусматривает рассмотрение экономических и социальных основ политической власти, способов и форм существования власти (политические системы и режимы), роль политических партий, движений, государства в политической системе, а также вопросы политического лидерства и политической культуры, проблемы политической модернизации. Особо в программе выделяется проблема демократии с точки зрения теории и практики в контексте всей исторической действительности. Стандарт - Теория и практика международных отношений, политическое прогнозирование – завершающий блок освещения современных политических проблем. Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Цель преподавания дисциплины -дать будущим специалистам общую картину внутренней и внешней политики. Достижение более глубокого понимания студентами особенностей политического лидерства, политической структуры и политической культуры в России. Основные задачи курса: формирование у студентов: а) знаний основных категорий и законов политической науки. Студенты должны понимать контекст политического процесса, знать основные явления внутренней и внешней политики. б) умений, позволяющих студенту сформировать свое мировоззренческое видение по данному предмету, связывать общетеоретические вопросы с конкретным анализом политических процессов и стратегий решения конфликтов различного уровня. в) Развитие навыков самостоятельного анализа форм политических процессов, понимание связи современных политических процессов с историей и культурой России. Профессиональная подготовка специалистов предъявляет новые требования, и будущий специалист должен уметь связывать теорию с текущей жизнью и хорошо ориентироваться в современной политической жизни. Место курса среди других дисциплин учебного плана. Дисциплина является составной частью гуманитарного образовательного цикла. Студенты, обучающиеся по специальности «философия» её изучают в первом семестре второго курса. Изучение данной дисциплины предполагает первоначальное освоение курсов: «Всеобщая история», «экономика», «история мировых цивилизаций», «история зарубежной философии», «социальная психология». Дисциплина сама служит основой для изучения таких предметов, как: «социология», «математические методы в гуманитарных науках», «социальная философия», «история политических учений», «политическая культура», «правоведение». Основными видами учебных занятий. - В данном курсе используются классические аудиторные методы, - Наглядность изучения: при изучении курса используются мультимедийные и информационные технологии: просмотр слайдов, видеоматериалов, - также самостоятельная подготовка студентов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.35.224 (0.141 с.) |