Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторический обзор гимнастических выступлений и праздниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Массовые гимнастические выступления имеют большое политическое значение. Они содействуют мобилизации населения нашей страны на повышение материального благополучия и культурного уровня, рост физической подготовленности и спортивного мастерства молодежи и взрослых. В нашей стране массовые гимнастические выступления — это всенародные праздники, свидетельствующие об огромной заботе нашего правительства о развитии физической культуры и спорта. Они ежегодно следуют за военными парадами 1 мая и 7 ноября, ими торжественно открывают всемирные фестивали молодежи и студентов, спартакиады народов союзных республик, областей, краев, городов и т. д. Очень красочным было выступление 1945 года, посвященное исторической победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Изучению опыта прошлого способствует поиск новых форм проведения гимнастических выступлений. В связи с этим интересно проследить за тем, как развивалась эта форма занятий. Большой опыт был накоплен при проведении всесоюзных слетов. В первом слете, проведенном в 1882 году в Праге, участвовали 700 гимнастов. Постепенно число участников росло и иногда доходило до 20 тысяч человек. Зрелищность в выступлениях достигалось сменой узоров, создаваемых на поле размещением участников (плотные и разомкнутые шеренги, колонны, круги и полукруги) четкостью перестроений, сменой цветов. Первый физкультурный парад в СССР состоялся в 1924 году, в нем участвовало 5 тысяч физкультурников профсоюзов, а в общемосковском параде 1927 года — 12 тысяч человек. С этого года физкультурные парады стали проводиться ежегодно, причем не только в Москве, но и в других городах. На 1 Всесоюзной спартакиаде 1928 года помимо 7 тысяч участников, соревнований выступали свыше 18 тысяч московских физкультурников и представителей отдельных союзных республик. В последующие годы число их постоянно возрастало. С 1937 года на физкультурных парадах и в массовых гимнастических выступлениях стали выступать делегации всех союзных республик. Совершенствовались организация, проведение выступлений и мастерство гимнастов. В отличии от выступлений первых лет (до 1937 года) когда организации показывали отдельные номера, не связанные со всей программой (по типу концерта), с началом участия в выступлениях делегаций союзных республик, выступления стали подчиняться определенной теме (девизу). Составные части логически увязывались в целостное определение. Одновременно уплотнялось содержание каждого выступления, в связи с чем повышались организованность и зрелищность.
В программах гимнастических выступлений отражались характерные особенности основных средств физической культуры, подчеркивался национальный колорит выступлений союзных республик, демонстрировалось высокое мастерство. В этом отношении характеры выступления Московского, Белорусского и Ленинградского институтов физической культуры и отдельных делегаций. Грандиозным было спортивно-гимнастическое выступление на Центральном стадионе им. В. И. Ленина 1967 году. Оно начиналось прологом, в котором яркими эпизодами была показана история нашего государства от легендарного залпа Авроры до славного полувекового юбилея. После торжественного открытия спартакиады, и зрелищного марш-парада начались гимнастические выступления. Первыми выступили воспитанники детских спортивных школ профсоюзов. Они в бодром, свойственном их возрасту, стиле показали красивые выступления. Их сменила колонна гимнастов-студентов физкультурных вузов страны, которая продемонстрировала высокое спортивное мастерство. Не зря девизом студентов был лозунг: «Выше знамя советского спорта». В содержании — сложные вольные упражнения, упражнения на необычных гимнастических снарядах, сольные выступления гимнастов, акробатов и др. Спортсмены Вооруженных Сил продемонстрировали четкое выступление включившее в себя помимо гимнастических упражнений военизированную эстафету, запуск ракет, прыжки парашютного десанта на точность приземления на футбольном поле, построение ордена Славы и др. Учащиеся профессионально-технических училищ (спортивное общество «Трудовые резервы») в своем выступлении показали трудовые движения традиционные «волны» с металлическими поясами, сольные упражнения с мячами, пляску и массовые построения. Спортсмены общества «Динамо» вначале построили свою эмблему-букву «Д», показали массовые упражнения в шеренгах, с шестами и др. В заключении они построили из участников карту нашей Родины.
Завешали массовые выступления спортивными ДСО профсоюзов. Они продемонстрировали сложные вольные упражнения, упражнения с лесенками, на перекладинах и массовые построения («Пять звезд») с разнообразными поточными движениями в них. Их выступление логически перешло в общий финал: на поле появилась огромная цифра «50», а на трибуне чередовались светящиеся лозунги. Все это завершилось красочным фейерверком.
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ К любому гимнастическому выступлению необходимо предъявить определенные требования. 1. Оно должно быть зрелищным. Это достигается подбором оригинальных, логически сочетаемых упражнений, четкостью зрелищных перестроений, а также удачным музыкальным сопровождением и художественным оформлением. Отличная согласованность движений, контрастные переходы и высокое исполнительское мастерство участников, демонстрирующих движения легко, изящно и эмоционально, делает выступление интересным и запоминающимся. 2. Выступление должно быть спортивным, агитирующим за физическую культуру и спорт, убеждающим зрителя в показе систематических занятий физкультурой. 3. Программу выступления необходимо составлять с учетом половых и возрастных особенностей участников. Гимнастические выступления обычно включают в себя упражнения типа зарядка, вольные без предметов, с предметами, упражнения на гимнастических снарядах и специальных конструкциях, акробатические упражнения (прыжки, парные, пирамиды, на батуте и на мотоциклах), различные сольные выступления, как правило, с показом высокого спортивного мастерства в том или ином виде, массовые построения и др. В зависимости от темы выступления, состава участников, условий подготовки и проведения подбирается тот или иной тип вольных упражнений (со спортивной направленностью, «зарядка», смешанные вольные упражнения, поточные и др.), а затем разрабатывается их содержание. Тема выступления может быть отражена с помощью смыслового построения (слова, эмблемы, цифры). Таким смысловым построением, как правило, начинается или заканчивается гимнастическое выступление. Подготовка его обычно не требует много времени. При проведении выступлений на сцене необходимо использовать имеющийся реквизит, расцветку занавесей, цветное подсвечивание, кинокадры и т. п. Все это может обогатить как отдельные номера, так и все выступление в целом. Программа выступления небольшого масштаба составляется из трех элементов, которыми участники овладели на занятиях в школе, училище, вузе. В этом случае подготовка к выступлениям займет меньше времени. Программа выступления может включать примерно следующее: 1. Вольные упражнения девочек (или женщин). 2. Упражнение мальчиков (или мужчин) типа зарядка. 3. Вольное упражнение с предметом (скакалкой, палкой, мячом и др.). 4. Упражнения на брусьях разной высоты (девочек, девушек). 5. Упражнения на брусьях (юношей, мужчин). 6. Пирамидковые упражнения или упражнения со смешанной группы типа (поддержек) и др. 7. Сольное произвольное упражнение одной-двух девушек; вольное или с предметом (с шарфом, лентой, вымпелом и др.). 8. Произвольное упражнение юношей (мужчин) с гимнастической палкой, набивным мячом, гантелями и т. п..
9. Упражнения на коне (перекладине, кольцах и др.). 10. Групповые (парные) упражнения акробатов или акробатические прыжки. 11. Прыжки на батуте. 12. Финальная пирамида (возможно, несколько пирамид). Перечисленные номера следует располагать так, чтобы интерес зрителей нарастал. С этой целью групповые упражнения рекомендуется чередовать с упражнениями на гимнастических снарядах или сольными. Гимнастические выступления занимают важное место в физкультурной работе с детьми, отдыхающими в пионерских лагерях. Массовые, групповые и индивидуальные гимнастические упражнения включают в программу праздников посвященных открытию лагеря, открытию или закрытию лагерных спартакиад. Гимнастические выступления в пионерских лагерях организуют по такому же плану, как и на школьных праздниках. Но надо учитывать, что сроки подготовки к празднику в лагере более сжаты. Поэтому целесообразно, чтобы программа и сценарий праздника были не сложными. Гимнастические выступления в пионерских лагерях организуют обычно физкультурный руководитель и старший пионервожатый. Основным условием успешного проведения гимнастических праздников является четкая организация подготовительной работы. Она начинается с того, что приказом директора школы создается организационный комитет (штаб), в который входят: заместитель директора по воспитательной работе (председатель), учителя физического воспитания и других предметов (рисования, труда и др.) председатели партийной, комсомольской и профсоюзной организаций, родительского комитета. Оргкомитет составляет план работы, определяет цель и задачи, определяет место и время проведения праздника. К подготовительной работе могут быть привлечены представители родительского комитета, шефских организаций. Для выполнения отдельных звеньев работы определяют ответственных лиц. Самыми важными участками являются: а) составление программы выступления; б) разработка и составление комплексов гимнастических упражнений; в) развитие с каждым классом отдельных фрагментов выступления; г) проведение сводных репетиций; д) музыкальное оформление выступления; е) подбор формы и гимнастического инвентаря (мячи, булавы, обручи, палки, шары и др.); ж) праздничное оформление школы: спортивные монтажи, выставки спортивных достижений, доска почета лучших спортсменов и др. Организационный комитет заканчивает свою работу обсуждением итогов гимнастического выступления.
За несколько дней до праздника проводят генеральную репетицию (одну-две). К этому времени надо все подготовить: приобрести спортивную форму, костюмы, инвентарь, художественное оформление, тщательно подготовить место выступления. Генеральную репетицию проводят строго регламентированный, так, чтобы, она ничем не отличалась от выступлений на празднике. Все участники должны быть в костюмах, предусмотренных сценарием. После генеральной репетиции вносить в программу изменения не следует, можно только кое-что уточнить, но так, чтобы не нарушить установившихся способов исполнения движений. Перед выступлением целесообразно провести беседу с участниками, напомнить им о времени и месте сбора, о костюмах, предметах, которые они должны иметь, пожелать успехов и т. д. За час-полтора до начала праздника на место его проведения должны прибыть руководители и еще раз проверить готовность площадки, инвентаря, радиофикации, магнитофонную запись, грамоты, документацию (протоколы), кубки, призы и пр. С ответственными за отдельные звенья работы, классным руководителям проводят инструктаж. За пол часа до начала праздника школьников выстраивают в отдельных местах по классам и проверяют, все ли прибыли. Если кого-либо из участников нет, на его место ставят запасного. В отдельных случаях можно переставить участников так, чтобы места, которые хорошо видны, были заполнены. После организационной работы можно, если есть необходимость и время, предложить участникам выполнить комбинации, продумать последовательность их построения и проделать легкие упражнения. Упражнения, которые в таких условиях выполнять невозможно следует имитировать, что также уменьшит возможность ошибок перед зрителями. За 10-15 минут до начала торжественной части участники выходят на стадион в таком порядке, чтобы без лишних перестроений можно было провести парад и приготовиться к выступлению. Открывает праздник директор школы. Право поднять флаг перед началом парада предоставляется ведущим спортсменам школы, которые имеют высокие показатели, рекордсменам, мастера спорта. Формы торжественного ритуала могут быть разные: поднятие флага, зажжение факела, произнесение клятвы и т. д. После торжественного парада начинаются массовые выступления. Для руководства выступлениями учитель должен избрать такое место, чтобы ему хорошо было видно всех участников и чтобы они его хорошо видели. Желательно, чтобы в состав оргкомитета входили фото- и кинолюбители, которые фотографировали отдельные номера программы, а также сделали кинофильм о празднике, начиная с его подготовки. Ученики любят смотреть такие фильмы, так как они могут увидеть себя со стороны, а также оценить свое выступление в целом. Сфотографированный материал используют для оформления фотомонтажей, выставок, информационных бюллетеней, стенных газет и т. д. После праздника в ближайшие дни созывается педагогический совет, на котором директор подводит итоги школьного коллектива, связанные с подготовкой и проведением праздника. Он определяет положительные стороны выступления, анализирует недостатки, чтобы учесть их в будущем. объявляет благодарность самым активным организаторам. После этого директор специальным приказом по школе объявляет благодарность, вручает грамоты, призы, кубки, ценные подарки лучшим участникам, физоргам, спортсменам, учителям. Это следует делать на торжественном вечере в присутствии всего коллектива школы.
Массовые гимнастические выступления являются эффективным средством воспитания школьников. Как при подготовке, так и во время проведения праздника дети радостно возбуждены, веселы, хорошо настроены: повышается и тонус всего школьного коллектива, более продуктивно проходит учебный процесс. Проведение праздника и подготовку к нему можно и следует использовать как средство, повышения творческой инициативы, создание дружного коллектива, повышение трудовой дисциплины, улучшения успеваемости. Вопросы для самоподготовки. 1. Воспитательное значение гимнастических праздников и выступлений. 2. Агитационное и педагогическое значение гимнастических выступлений и праздников. 3. Краткий исторический обзор гимнастических выступлений и праздников. 4. Задачи и содержание гимнастических выступлений в школах и лагерях отдыха: индивидуальные, групповые, массовые, спортивно-гимнастические, выступления. 5. Особенности их подготовки и проведения. 6. Тема праздника. Сценарий методика составления, подбор упражнений. 7. Особенности подготовки и проведения гимнастических выступлений на сцене. 8. Художественное оформление и музыкальное сопровождение выступлений. 9. Применение технических средств, 10.Роль учителя физической культуры и школьного общественного актива в организации и проведении гимнастических выступлений и праздников. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Массовые гимнастические выступления — под редакцией А. Абрамяна издательство ФИС Москва 1966 год. 2. Гимнастика — под. редакцией М. Л. Украна и А. М. Шлемина издательство ФИС Москва 1969 год. 3. Теория и методика гимнастики — под редакцией В. И. Филипповича издательство «Просвещение» Москва 1971 год. 4. Гимнастика — под редакцией А. М. Шлемина и А. Т. Брыкнпа издательство ФИС Москва 1979 год. 5.Гимнастика /Под ред. Д. Палыгпн. —М.: Просвещение, 1982. 6. Гимнастика /Под ред. А. Т. Брыкина и В. М. Смоленского. —М.: ФИС, 1985- 7. Гимнастика с методикой преподавания — под редакцией В. М. Смолевского издательство ФИС Москва 1987 год. 8. Физкультурные праздники и зрелища — под редакцией М. Д. Сигала издательство ФИС Москва; 1977 год. 9. Спортивные праздники и атракционы — под редакцией Москва 1970 год.
Лекция 7 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ В ШКОЛЕ План: 1. Задачи и содержание гимнастики в школьной программе по ф. к. 2. Урок — основная форма организации занятий по гимнастике в школе. 3. Структура урока гимнастики. 4. Задачи, средства и методы проведения отдельных частей урока. 5. Нагрузка на уроке и ее регулирование. 6. Особенности проведения занятий по гимнастике с детьми различного школьного возраста, 7. Учет успеваемости по гимнастике. 8. Гимнастика в режиме школьного дня. 9. Вопросы для самоподготовки. 10.Рекомендуемая литература.
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В настоящее время в учебном плане общеобразовательной школы на уроки физической культуры отводится по 3 учебных часа в неделю. Содержание уроков физической культуры определяется обязательной программой физического воспитания учащихся, а также преемственностью учебно-воспитательной работы программы учитывается возраст, пол и физические возможности учеников. Программа, разработанная для определенных классов, в общем представляет единое целое, обусловленное общей направлённостью, и задачами физического воспитания учащихся, а так же преемственностью учебно-воспитательной работы на протяжении всего периода обучения в школе. Физическое воспитание в школе направлено на физическое совершенствование учащихся, с целью подготовки их к общественно-полезному труду, к жизни, к защите Родины. В процессе занятий гимнастикой в школе решаются следующие задачи: 1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма учащихся. 2. Формирование и совершенствование у школьников естественных двигательных умении и навыков, обучение новым видам движений 3. Развитие основных двигательных качеств. 4. Воспитание морально-волевых качеств. 5. Обучение основам техники гимнастических упражнений. 7. Сообщение учащимся специальных знаний в области физической культуры и спорта, привитие гимнастических навыков. 8. Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. 9.Привитие учащимся организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива. Все представленные в программе физические упражнения должны рассматриваться учителем как конкретный материал для решения образовательных, оздоровительных ивоспитательных задач. К числу обязательного учебного материала относится гимнастика. Она входит в учебную программу физического воспитания с 1-го по 11 класс и ей принадлежит ведущее место, особенно, ее разновидности - основной гимнастике. Это объясняется тем, что именно основная гимнастика обеспечивает последовательное и полное овладение общими основами всех д вижений и специфическими основами наиболее распространенных прикладных двигательных, действий. Вместе с тем основная гимнастика дает возможность избирательно воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и одновременно решать задачу общего физического развития школьников. Таким образом, гимнастике принадлежит значительное место в решении задач физического воспитания школьников. Этому способствует и относителъно большое количество времени, отводимое на гимнастику 224 учебных часа, что гораздо более времени отводимого на легкую атлетику и лыжный спорт. В разделе программы по гимнастике входят теоретические сведения, дающие представления о гимнастике как о средстве физического воспитания и формах ее правильного применения. В практический раздел программы входят строевые упражнения, элементарные движения и их сочетания, различные виды ходьбы, бега, прыжки, метания, упражнения в равновесии, акробатические упражнения, лазания и перелазания, упражнения в висах и упорах. Строевые упражнения являются средством организации учащихся и целесообразного их размещения на занятиях. Они способствуют формированию правильной осанки, формируют навыки совместных действий, дисциплинируют учащихся. Строевые упражнения начинают изучать с 1-го класса. Их можно включать в любую часть урока, но обучение им ведется как правило вначале урока. На уроке рекомендуется изучать не более 2-х строевых упражнений в течении 3-5 минут. Для их совершенствования, строевые упражнения можно включать в каждое занятие. Выполнению строевых упражнений и команд в младших классах должна предшествовать подготовительная работа с учениками. Надо уточнить, где находится левая и правая сторона, как делать повороты на месте, что такое колонна и шеренга, заранее наметить точки, по которым ученики будут ориентироваться при построении и перестроении. Строевые упражнения учениками младших классов усваиваются трудно. Поэтому не следует форсировать процесс овладения ими, добиваться с первых же занятий четкого их выполнения. Достаточно, чтобы ученики в 1-м классе имели о них представление и организованно их выполняли. На занятиях гимнастикой, особенно в младших Ходьба и бег также входят в практический раздел программы. Это наиболее привычные распространенные для детей движения. На уроках гимнастики осваиваются основы техники ходьбы и бега, а также их разновидностей. Совершенствуя привычные способы ходьбы и бега, необходимо научить детей сохранять правильную осанку, передвигаться свободно, оптимально-широким шагом. Важно при этом научить детей ритмичному, спокойному дыханию через нос. Упражнения в ходьбе и беге используют для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, повышения обмена веществ в организме. Значительное место в разделе «гимнастика» занимают прыжки. В младших классах дети обучаются прыжкам на одной, на двух ногах, с поворотами, прыжки в глубину, в высоту, в длину и различные сочетания прыжков. С четвертого класса вводятся опорные прыжки. Прыжки служат хорошим средством для укрепления суставов, развития мышц ног и плечевого пояса, для воспитания решительности, смелости, ловкости и быстрых движений. При обучении прыжкам, необходимо обращать внимание на соразмерность силы толчка с имеющимся препятствием. Это положение особенно важно учитывать в младших классах, где детям свойственно действовать в полную силу, независимо от конкретных условий. Особое внимание следует уделять состоянию места приземления (грунт должен быть взрыхлен, маты правильно уложены). Определенное место в программе занимают упражнения в равновесии. Способность сохранять равновесие в различных условиях опоры является сложным и вместе с тем жизненно-важным навыком. На совершенствовании функции равновесия большое влияние оказывают специальные упражнения, предусмотренные программой. К таким упражнениям относятся: различные передвижения шагом, прыжками, танцевальными шагами, ходьба с преодолением препятствий, переноса груза и расхождение вдвоем. Выполняются эти упражнения на ограниченной опоре, причем высота ее постоянно увеличивается. В школе эти упражнения обычно выполняются на гимнастической скамейке и на бревне. При выполнении упражнений в равновесии необходимо обратить внимание на страховку. Акробатические упражнения в программе занимают большое место. Их выполнение требует тонкой координации движений, и в связи с этим особое внимание на подготовку к предстоящей деятельности, на ее организацию. В программе предусмотрены следующие упражнения: группировки, перекаты, кувырки, стоики, перевороты... Упражнения в лазании и перелезании занимают достаточно большое место особенно в программе младших классов. Они состоят из относительно простых движений и представляют c oбой перемещения тела по наклонной доске, гимнастической стенке, лестнице, канату, шесту в положениях простых или смешанных висов и упоров. Упражнения в лазании и перелезании требуют от занимающихся проявления силы, силовой выносливости, координации движений и служат хорошим средством развития этих качеств. С помощью упражнений в лазании и перелезании школьников обучают различным способам преодоления препятствий. Значительное место в программе занимают упражнения в висах и упорах, а также различные перемещения из висов в упоры наоборот. Выполнение этих упражнений направлено на приобретение учащимися специальных двигательных навыков, а также на воспитания ловкости, силы, быстроты, смелости и уверенности в своих силах. Упражнения выполняются на г. стенке, скамейке, брусьях, бревне, перекладине.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.017 с.) |