ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ



Массовые гимнастические выступления имеют большое по­литическое значение. Они содействуют мобилизации населения нашей страны на повышение материального благополучия и куль­турного уровня, рост физической подготовленности и спортивно­го мастерства молодежи и взрослых.

В нашей стране массовые гимнастические выступления — это всенародные праздники, свидетельствующие об огромной за­боте нашего правительства о развитии физической культуры и спорта. Они ежегодно следуют за военными парадами 1 мая и 7 ноября, ими торжественно открывают всемирные фестивали мо­лодежи и студентов, спартакиады народов союзных республик, областей, краев, городов и т. д. Очень красочным было выступ­ление 1945 года, посвященное исторической победе нашего наро­да в Великой Отечественной войне.

Изучению опыта прошлого способствует поиск новых форм проведения гимнастических выступлений. В связи с этим интерес­но проследить за тем, как развивалась эта форма занятий.

Большой опыт был накоплен при проведении всесоюзных сле­тов. В первом слете, проведенном в 1882 году в Праге, участво­вали 700 гимнастов. Постепенно число участников росло и иног­да доходило до 20 тысяч человек. Зрелищность в выступлениях достигалось сменой узоров, создаваемых на поле размещением участников (плотные и разомкнутые шеренги, колонны, круги и полукруги) четкостью перестроений, сменой цветов.

Первый физкультурный парад в СССР состоялся в 1924 году, в нем участвовало 5 тысяч физкультурников профсоюзов, а в об­щемосковском параде 1927 года — 12 тысяч человек. С этого го­да физкультурные парады стали проводиться ежегодно, причем не только в Москве, но и в других городах.

На 1 Всесоюзной спартакиаде 1928 года помимо 7 тысяч участ­ников, соревнований выступали свыше 18 тысяч московских физ­культурников и представителей отдельных союзных республик. В последующие годы число их постоянно возрастало.

С 1937 года на физкультурных парадах и в массовых гимнас­тических выступлениях стали выступать делегации всех союзных республик. Совершенствовались организация, проведение выс­туплений и мастерство гимнастов.

В отличии от выступлений первых лет (до 1937 года) когда организации показывали отдельные номера, не связанные со всей программой (по типу концерта), с началом участия в выс­туплениях делегаций союзных республик, выступления стали под­чиняться определенной теме (девизу). Составные части логичес­ки увязывались в целостное определение. Одновременно уплот­нялось содержание каждого выступления, в связи с чем повы­шались организованность и зрелищность.

В программах гимнастических выступлений отражались ха­рактерные особенности основных средств физической культуры, подчеркивался национальный колорит выступлений союзных республик, демонстрировалось высокое мастерство. В этом от­ношении характеры выступления Московского, Белорусского и Ленинградского институтов физической культуры и отдельных делегаций.

Грандиозным было спортивно-гимнастическое выступление на Центральном стадионе им. В. И. Ленина 1967 году. Оно начи­налось прологом, в котором яркими эпизодами была показана история нашего государства от легендарного залпа Авроры до славного полувекового юбилея.

После торжественного открытия спартакиады, и зрелищного марш-парада начались гимнастические выступления.

Первыми выступили воспитанники детских спортивных школ профсоюзов. Они в бодром, свойственном их возрасту, стиле по­казали красивые выступления.

Их сменила колонна гимнастов-студентов физкультурных ву­зов страны, которая продемонстрировала высокое спортивное мастерство. Не зря девизом студентов был лозунг: «Выше знамя советского спорта». В содержании — сложные вольные упраж­нения, упражнения на необычных гимнастических снарядах, соль­ные выступления гимнастов, акробатов и др.

Спортсмены Вооруженных Сил продемонстрировали четкое выступление включившее в себя помимо гимнастических упраж­нений военизированную эстафету, запуск ракет, прыжки парашютного десанта на точность приземления на футбольном поле, построение ордена Славы и др.

Учащиеся профессионально-технических училищ (спортив­ное общество «Трудовые резервы») в своем выступлении показа­ли трудовые движения традиционные «волны» с металлическими поясами, сольные упражнения с мячами, пляску и массовые пос­троения.

Спортсмены общества «Динамо» вначале построили свою эм­блему-букву «Д», показали массовые упражнения в шеренгах, с шестами и др. В заключении они построили из участников кар­ту нашей Родины.

Завешали массовые выступления спортивными ДСО профсо­юзов. Они продемонстрировали сложные вольные упражнения, упражнения с лесенками, на перекладинах и массовые построе­ния («Пять звезд») с разнообразными поточными движениями в них. Их выступление логически перешло в общий финал: на поле появилась огромная цифра «50», а на трибуне чередовались светящиеся лозунги. Все это завершилось красочным фейервер­ком.

 

 

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ

ВЫСТУПЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

К любому гимнастическому выступлению необходимо предъ­явить определенные требования.

1. Оно должно быть зрелищным. Это достигается подбором оригинальных, логически сочетаемых упражнений, четкостью зрелищных перестроений, а также удачным музыкальным сопро­вождением и художественным оформлением. Отличная согласованность движений, контрастные переходы и высокое исполни­тельское мастерство участников, демонстрирующих движения легко, изящно и эмоционально, делает выступление интересным и запоминающимся.

2. Выступление должно быть спортивным, агитирующим за физическую культуру и спорт, убеждающим зрителя в показе систематических занятий физкультурой.

3. Программу выступления необходимо составлять с учетом половых и возрастных особенностей участников.

Гимнастические выступления обычно включают в себя упраж­нения типа зарядка, вольные без предметов, с предметами, уп­ражнения на гимнастических снарядах и специальных конструк­циях, акробатические упражнения (прыжки, парные, пирамиды, на батуте и на мотоциклах), различные сольные выступления, как правило, с показом высокого спортивного мастерства в том или ином виде, массовые построения и др.

В зависимости от темы выступления, состава участников, ус­ловий подготовки и проведения подбирается тот или иной тип вольных упражнений (со спортивной направленностью, «заряд­ка», смешанные вольные упражнения, поточные и др.), а затем разрабатывается их содержание.

Тема выступления может быть отражена с помощью смысло­вого построения (слова, эмблемы, цифры). Таким смысловым построением, как правило, начинается или заканчивается гимнас­тическое выступление. Подготовка его обычно не требует много времени.

При проведении выступлений на сцене необходимо использо­вать имеющийся реквизит, расцветку занавесей, цветное подсве­чивание, кинокадры и т. п. Все это может обогатить как отдель­ные номера, так и все выступление в целом.

Программа выступления небольшого масштаба составляется из трех элементов, которыми участники овладели на занятиях в школе, училище, вузе. В этом случае подготовка к выступлени­ям займет меньше времени.

Программа выступления может включать примерно следую­щее:

1. Вольные упражнения девочек (или женщин).

2. Упражнение мальчиков (или мужчин) типа зарядка.

3. Вольное упражнение с предметом (скакалкой, палкой, мя­чом и др.).

4. Упражнения на брусьях разной высоты (девочек, девушек).

5. Упражнения на брусьях (юношей, мужчин).

6. Пирамидковые упражнения или упражнения со смешанной группы типа (поддержек) и др.

7. Сольное произвольное упражнение одной-двух девушек; вольное или с предметом (с шарфом, лентой, вымпелом и др.).

8. Произвольное упражнение юношей (мужчин) с гимнас­тической палкой, набивным мячом, гантелями и т. п..

9. Упражнения на коне (перекладине, кольцах и др.).

10. Групповые (парные) упражнения акробатов или акроба­тические прыжки.

11. Прыжки на батуте.

12. Финальная пирамида (возможно, несколько пирамид).

Перечисленные номера следует располагать так, чтобы инте­рес зрителей нарастал. С этой целью групповые упражнения ре­комендуется чередовать с упражнениями на гимнастических сна­рядах или сольными.

Гимнастические выступления занимают важное место в физ­культурной работе с детьми, отдыхающими в пионерских лаге­рях. Массовые, групповые и индивидуальные гимнастические упражнения включают в программу праздников посвященных открытию лагеря, открытию или закрытию лагерных спартакиад. Гимнастические выступления в пионерских лагерях органи­зуют по такому же плану, как и на школьных праздниках. Но надо учитывать, что сроки подготовки к празднику в лагере бо­лее сжаты. Поэтому целесообразно, чтобы программа и сцена­рий праздника были не сложными. Гимнастические выступления в пионерских лагерях организуют обычно физкультурный руко­водитель и старший пионервожатый.

Основным условием успешного проведения гимнастических праздников является четкая организация подготовительной ра­боты. Она начинается с того, что приказом директора школы соз­дается организационный комитет (штаб), в который входят: за­меститель директора по воспитательной работе (председатель), учителя физического воспитания и других предметов (рисова­ния, труда и др.) председатели партийной, комсомольской и профсоюзной организаций, родительского комитета. Оргкомитет составляет план работы, определяет цель и задачи, определяет место и время проведения праздника. К подготовительной рабо­те могут быть привлечены представители родительского комите­та, шефских организаций.

Для выполнения отдельных звеньев работы определяют от­ветственных лиц. Самыми важными участками являются:

а) составление программы выступления;

б) разработка и составление комплексов гимнастических уп­ражнений;

в) развитие с каждым классом отдельных фрагментов высту­пления;

г) проведение сводных репетиций;

д) музыкальное оформление выступления;

е) подбор формы и гимнастического инвентаря (мячи, була­вы, обручи, палки, шары и др.);

ж) праздничное оформление школы: спортивные монтажи, выставки спортивных достижений, доска почета лучших спорт­сменов и др. Организационный комитет заканчивает свою рабо­ту обсуждением итогов гимнастического выступления.

За несколько дней до праздника проводят генеральную репе­тицию (одну-две). К этому времени надо все подготовить: приоб­рести спортивную форму, костюмы, инвентарь, художественное оформление, тщательно подготовить место выступления.

Генеральную репетицию проводят строго регламентированный, так, чтобы, она ничем не отличалась от выступлений на праздни­ке. Все участники должны быть в костюмах, предусмотренных сценарием. После генеральной репетиции вносить в программу изменения не следует, можно только кое-что уточнить, но так, чтобы не нарушить установившихся способов исполнения движе­ний.

Перед выступлением целесообразно провести беседу с участ­никами, напомнить им о времени и месте сбора, о костюмах, пред­метах, которые они должны иметь, пожелать успехов и т. д.

За час-полтора до начала праздника на место его проведения должны прибыть руководители и еще раз проверить готовность площадки, инвентаря, радиофикации, магнитофонную запись, гра­моты, документацию (протоколы), кубки, призы и пр. С ответст­венными за отдельные звенья работы, классным руководителям проводят инструктаж. За пол часа до начала праздника школь­ников выстраивают в отдельных местах по классам и проверяют, все ли прибыли. Если кого-либо из участников нет, на его место ставят запасного. В отдельных случаях можно переставить участ­ников так, чтобы места, которые хорошо видны, были заполне­ны. После организационной работы можно, если есть необходи­мость и время, предложить участникам выполнить комбинации, продумать последовательность их построения и проделать лег­кие упражнения. Упражнения, которые в таких условиях выпол­нять невозможно следует имитировать, что также уменьшит воз­можность ошибок перед зрителями. За 10-15 минут до начала торжественной части участники выходят на стадион в таком по­рядке, чтобы без лишних перестроений можно было провести па­рад и приготовиться к выступлению.

Открывает праздник директор школы. Право поднять флаг перед началом парада предоставляется ведущим спортсменам школы, которые имеют высокие показатели, рекордсменам, мас­тера спорта. Формы торжественного ритуала могут быть разные:

поднятие флага, зажжение факела, произнесение клятвы и т. д.

После торжественного парада начинаются массовые выступ­ления. Для руководства выступлениями учитель должен избрать такое место, чтобы ему хорошо было видно всех участников и чтобы они его хорошо видели. Желательно, чтобы в состав орг­комитета входили фото- и кинолюбители, которые фотографиро­вали отдельные номера программы, а также сделали кинофильм о празднике, начиная с его подготовки. Ученики любят смотреть такие фильмы, так как они могут увидеть себя со стороны, а так­же оценить свое выступление в целом.

Сфотографированный материал используют для оформления фотомонтажей, выставок, информационных бюллетеней, стен­ных газет и т. д.

После праздника в ближайшие дни созывается педагогический совет, на котором директор подводит итоги школьного коллекти­ва, связанные с подготовкой и проведением праздника. Он опре­деляет положительные стороны выступления, анализирует не­достатки, чтобы учесть их в будущем. объявляет благодарность самым активным организаторам. После этого директор специаль­ным приказом по школе объявляет благодарность, вручает гра­моты, призы, кубки, ценные подарки лучшим участникам, фи­зоргам, спортсменам, учителям. Это следует делать на торжест­венном вечере в присутствии всего коллектива школы.

Массовые гимнастические выступления являются эффектив­ным средством воспитания школьников. Как при подготовке, так и во время проведения праздника дети радостно возбуждены, ве­селы, хорошо настроены: повышается и тонус всего школьного коллектива, более продуктивно проходит учебный процесс.

Проведение праздника и подготовку к нему можно и следу­ет использовать как средство, повышения творческой инициати­вы, создание дружного коллектива, повышение трудовой дисцип­лины, улучшения успеваемости.

Вопросы для самоподготовки.

1. Воспитательное значение гимнастических праздников и выступлений.

2. Агитационное и педагогическое значение гимнастических выступлений и праздников.

3. Краткий исторический обзор гимнастических выступлений и праздни­ков.

4. Задачи и содержание гимнастических выступлений в школах и лаге­рях отдыха: индивидуальные, групповые, массовые, спортивно-гимнастичес­кие, выступления.

5. Особенности их подготовки и проведения.

6. Тема праздника. Сценарий методика составления, подбор упражнений.

7. Особенности подготовки и проведения гимнастических выступлений на сцене.

8. Художественное оформление и музыкальное сопровождение выступ­лений.

9. Применение технических средств,

10.Роль учителя физической культуры и школьного общественного акти­ва в организации и проведении гимнастических выступлений и праздников.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Массовые гимнастические выступления — под редакцией А. Абрамяна издательство ФИС Москва 1966 год.

2. Гимнастика — под. редакцией М. Л. Украна и А. М. Шлемина издатель­ство ФИС Москва 1969 год.

3. Теория и методика гимнастики — под редакцией В. И. Филипповича издательство «Просвещение» Москва 1971 год.

4. Гимнастика — под редакцией А. М. Шлемина и А. Т. Брыкнпа изда­тельство ФИС Москва 1979 год.

5.Гимнастика /Под ред. Д. Палыгпн. —М.: Просвещение, 1982.

6. Гимнастика /Под ред. А. Т. Брыкина и В. М. Смоленского. —М.: ФИС, 1985-

7. Гимнастика с методикой преподавания — под редакцией В. М. Смолевского издательство ФИС Москва 1987 год.

8. Физкультурные праздники и зрелища — под редакцией М. Д. Сигала издательство ФИС Москва; 1977 год.

9. Спортивные праздники и атракционы — под редакцией Москва 1970 год.

 

Лекция 7

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ В ШКОЛЕ

План:

1. Задачи и содержание гимнастики в школьной программе по ф. к.

2. Урок — основная форма организации занятий по гимнастике в школе.

3. Структура урока гимнастики.

4. Задачи, средства и методы проведения отдель­ных частей урока.

5. Нагрузка на уроке и ее регулирование.

6. Особенности проведения занятий по гимнасти­ке с детьми различного школьного возраста,

7. Учет успеваемости по гимнастике.

8. Гимнастика в режиме школьного дня.

9. Вопросы для самоподготовки.

10.Рекомендуемая литература.

 

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В настоящее время в учебном плане общеобразовательной школы на уроки физической культуры отводится по 3 учебных часа в неделю. Содержание уроков физической культуры определяется обязательной программой физического воспитания учащихся, а также преемственностью учебно-воспитательной работы программы учитывается возраст, пол и физические возможности учеников. Программа, разработанная для определенных классов, в общем представляет единое целое, обусловленное общей направлённостью, и задачами физического воспитания уча­щихся, а так же преемственностью учебно-воспитательной работы на протяжении всего периода обучения в школе. Физическое воспитание в школе направлено на физическое совершенствование учащихся, с целью подготовки их к общественно-полезному труду, к жизни, к защите Родины. В процессе занятий гимнастикой в школе решаются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическо­му развитию и закаливанию организма учащихся.

2. Формирование и совершенствование у школьников естественных двигательных умении и навыков, обучение новым видам движений

3. Развитие основных двигательных качеств.

4. Воспитание морально-волевых качеств.

5. Обучение основам техники гимнастических упражнений.
6. Закрепление навыков правильной осанки.

7. Сообщение учащимся специальных знаний в области физической культуры и спорта, привитие гимнастических навыков.

8. Воспитание устойчивого интереса и привычки к системати­ческим занятиям физическими упражнениями.

9.Привитие учащимся организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива.

Все представленные в программе физические упражнения должны рассматриваться учителем как конкретный материал для решения образовательных, оздоровительных ивоспитатель­ных задач. К числу обязательного учебного материала относит­ся гимнастика. Она входит в учебную программу физического воспитания с 1-го по 11 класс и ей принадлежит ведущее место, особенно, ее разновидности - основной гимнастике. Это объясняется тем, что именно основная гимнастика обеспечивает пос­ледовательное и полное овладение общими основами всех движений и специфическими основами наиболее распространенных прикладных двигательных, действий. Вместе с тем основная гимнастика дает возможность избирательно воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и одновременно решать задачу общего физического развития школьников. Таким образом, гимнастике принадлежит значительное место в решении задач физического воспитания школьников. Этому способствует и относителъно большое количество времени, отводимое на гимнастику 224 учебных часа, что гораздо более времени отводимого на легкую атлетику и лыжный спорт.

В разделе программы по гимнастике входят теоретические сведения, дающие представления о гимнастике как о средстве физического воспитания и формах ее правильного применения.

В практический раздел программы входят строевые упраж­нения, элементарные движения и их сочетания, различные виды ходьбы, бега, прыжки, метания, упражнения в равновесии, акро­батические упражнения, лазания и перелазания, упражнения в висах и упорах.

Строевые упражнения являются средством организации уча­щихся и целесообразного их размещения на занятиях. Они спо­собствуют формированию правильной осанки, формируют навы­ки совместных действий, дисциплинируют учащихся. Строевые упражнения начинают изучать с 1-го класса. Их можно включать в любую часть урока, но обучение им ведется как правило вначале урока. На уроке рекомендуется изучать не более 2-х строевых упражнений в течении 3-5 минут. Для их совершенст­вования, строевые упражнения можно включать в каждое заня­тие. Выполнению строевых упражнений и команд в младших классах должна предшествовать подготовительная работа с уче­никами. Надо уточнить, где находится левая и правая сторона, как делать повороты на месте, что такое колонна и шеренга, за­ранее наметить точки, по которым ученики будут ориентировать­ся при построении и перестроении. Строевые упражнения учени­ками младших классов усваиваются трудно. Поэтому не следу­ет форсировать процесс овладения ими, добиваться с первых же занятий четкого их выполнения. Достаточно, чтобы ученики в 1-м классе имели о них представление и организованно их выполняли. На занятиях гимнастикой, особенно в младших
классах осваиваются почти все типичные для гимнастики поло­жения тела,его частей: этовсевозможные стойки, с различными положениями ног, приседы, выпады, положения сидя и лежа.
Изучаются основные положения рук, ног и движения ими. Эти положения служат как исходные при дальнейшем выполнении уп­ражнений. Постепенно из отдельных движений составляются элементарные упражнения общеразвивающего типа. Их удельный вес растет и в средних классах они занимают уже ведущее место. Па уроках гимнастики включаются общеразвивающиеся упражнения с предметами. Использование предметов вносит из­менения в характер и технику движений. В младших классах уп­ражнения с предметами могут играть роль облегчающего фак­тора, т. к. они более доступны и эмоциональны. С помощью О. Р. У. можно обеспечить постепенное увеличение нагрузки, обеспечить их умеренное тренирующее влияние, обращая при этом внимание на общее физическое развитие учащихся.

Ходьба и бег также входят в практический раздел програм­мы. Это наиболее привычные распространенные для детей дви­жения. На уроках гимнастики осваиваются основы техники ходь­бы и бега, а также их разновидностей. Совершенствуя привыч­ные способы ходьбы и бега, необходимо научить детей сохранять правильную осанку, передвигаться свободно, оптимально-широ­ким шагом. Важно при этом научить детей ритмичному, спокойному дыханию через нос. Упражнения в ходьбе и беге используют для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-со­судистой системы, органов дыхания, повышения обмена веществ в организме.

Значительное место в разделе «гимнастика» занимают прыжки.В младших классах дети обучаются прыжкам на одной, на двух ногах, с поворотами, прыжки в глубину, в высоту, в длину и различные сочетания прыжков. С четвертого класса вводятся опорные прыжки. Прыжки служат хорошим средством для укрепления суставов, развития мышц ног и плечевого пояса, для воспитания решительности, смелости, ловкости и быстрых дви­жений. При обучении прыжкам, необходимо обращать внимание на соразмерность силы толчка с имеющимся препятствием. Это положение особенно важно учитывать в младших классах, где детям свойственно действовать в полную силу, независимо от конкретных условий. Особое внимание следует уделять состоя­нию места приземления (грунт должен быть взрыхлен, маты пра­вильно уложены).

Определенное место в программе занимают упражнения в равновесии. Способность сохранять равновесие в различных ус­ловиях опоры является сложным и вместе с тем жизненно-важ­ным навыком. На совершенствовании функции равновесия боль­шое влияние оказывают специальные упражнения, предусмот­ренные программой. К таким упражнениям относятся: различные передвижения шагом, прыжками, танцевальными шагами, ходь­ба с преодолением препятствий, переноса груза и расхождение вдвоем. Выполняются эти упражнения на ограниченной опоре, причем высота ее постоянно увеличивается. В школе эти упраж­нения обычно выполняются на гимнастической скамейке и на бревне. При выполнении упражнений в равновесии необходимо обратить внимание на страховку.

Акробатические упражнения в программе занимают большое место. Их выполнение требует тонкой координации движений, и в связи с этим особое внимание на подготовку к предстоящей деятельности, на ее организацию. В программе предусмотрены следующие упражнения: группировки, перекаты, кувырки, стои­ки, перевороты...

Упражнения в лазании и перелезании занимают достаточно большое место особенно в программе младших классов. Они сос­тоят из относительно простых движений и представляют coбой перемещения тела по наклонной доске, гимнастической стенке, лестнице, канату, шесту в положениях простых или смешанных висов и упоров. Упражнения в лазании и перелезании требуют от занимающихся проявления силы, силовой выносливости, ко­ординации движений и служат хорошим средством развития этих качеств. С помощью упражнений в лазании и перелезании школьников обучают различным способам преодоления препят­ствий.

Значительное место в программе занимают упражнения в ви­сах и упорах, а также различные перемещения из висов в упо­ры наоборот. Выполнение этих упражнений направлено на при­обретение учащимися специальных двигательных навыков, а также на воспитания ловкости, силы, быстроты, смелости и уве­ренности в своих силах. Упражнения выполняются на г. стенке, скамейке, брусьях, бревне, перекладине.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.39.7 (0.02 с.)