Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гимнастика в системе физического воспитания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
План: 1. Гимнастика как исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания и ее основные задачи. 2. Характеристика групп гимнастических упражнений. Методические особенности гимнастики. 3. Виды гимнастики и характеристика их как специфических средств разностороннего педагогического воздействия на занимающихся. 4. Значение и место гимнастики в системе физического воспитания. 5. Контрольные вопросы для самоподготовки. 6. Рекомендуемая литература.
ГИМНАСТИКА Гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола. Гимнастика стала сегодня подлинно народным средством физического воспитания. В нашей стране ежедневно занимаются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений. В ДЮСШ, ШВСМ, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах спортивной акробатикой, спортивной и художественной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек. Гимнастика используется как средство оздоровления в лагерях, домах отдыха, санаториях. В нашей стране широко пропагандируется гигиеническая гимнастика, особенно по радио и телевидению. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика. Задачи гимнастики. Задачи гимнастики определяются общей целью физического воспитания, которая заключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. 1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы; устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма. 2. Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому развитию, воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности движений; вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками необходимыми в быту, трудовой и оборонной деятельности. 3. Воспитательные задачи: формирование добросовестного отношения к труду и к общественной собственности, воспитание патриотизма, коллективизма, дисциплинированности, воспитание моральных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности. В арсенал средств гимнастики входят все анатомически возможные движения от элементарных односуставных сгибаний и разгибаний до сложнейших по координации двигательных действий, выполнение которых требует высокого уровня развития основных двигательных качеств.
ВИДЫ ГИМНАСТИКИ I. Образовательно-развивающие виды — основная гимнастика и прикладная гимнастика — с их разновидностями связаны с долгосрочным применением большинства средств с целью планомерного физического воспитания, обеспечиваемого государственными программами. С помощью этих базовых видов гимнастики дети, подростки, юниоры, молодежь достигают нового, более высокого уровня общефизической подготовленности, приобретают важные двигательные умения и навыки прикладного и профессионально-прикладного характера. Сюда же относятся женская и атлетическая гимнастика. II. Оздоровительные виды гимнастики— гигиеническая и ее разновидности (бытовые и производственные формы) сопутствуют занимающимся в течение, всей жизни, являются формами III. Спортивные виды гимнастики культивируются как самостоятельные виды спорта. Выделение двух подгрупп — массовых спортивных видов и спортивных видов — объясняется следующим. Возрастание трудности программ, нацеленных на достижение высокого спортивного мастерства и участие в ответственных соревнованиях требует круглосуточной специализированной интенсивной подготовки, проявления индивидуальных способностей к данному виду спорта, что связано с направленным отбором занимающихся. С целью подъема массовости, привлечения к спортивным видам гимнастики буквально всех желающих разработаны упрощенные классификационные программы категории «Б» доступные и детям и взрослым.
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Гимнастика как научная дисциплина представляет собой часть науки о физическом воспитании, изучающей закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. В научном исследовании применяются преимущественно педагогические, физиологические, биомеханические и математические методы исследования. Гимнастика — научно-практическая дисциплина. Она имеет теорию, историю, методику преподавания, типичные средства и формы организации занятий. Теория гимнастики разрабатывает вопросы, связанные с сущностью и содержанием предмета гимнастики, се целями и задачами, местом и значением гимнастики в системе физического воспитания и др. История гимнастики раскрывает процесс се развития и становления как одного из средств и методов физического воспитания, освещает вопросы, связанные с совершенствованием средств и методов гимнастики. В разделе методики преподавания гимнастики рассматриваются общие основы обучения и воспитания (применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений), методы и приемы организации занятий с различными контингентами и др. Практические занятия направлены на решение задач всестороннего физического развития и совершенствования специальных физических качеств, овладение техникой гимнастических упражнений, а также приобретение профессионально-педагогических навыков и умений. Система физического воспитания служит благородным целям гармонического развития физических и духовых способностей людей. По мере сокращения времени на материальное производство, досуг людей будет все больше посвящаться общественной деятельности, культурному общению умственному и физическому развитию, научно-техническому и художественному творчеству. Физкультура и спорт прочно войдут в повседневный быт людей. Таким образом, физическая культура и спорт будут еще шире развиваться и станут неотъемлемой частью в жизни общества. В этом процессе физического обновления человека, физического совершенствования, гимнастике и впредь будет принадлежать одно из основных мест. Вопросы для самоподготовки
3.Охарактеризуйте образовательные задачи гимнастики. 4.Охарактеризуйте воспитательные задачи гимнастики.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Гимнастика /Под. ред. М. Л. Украна и А. М. Шлемина. —-М., ФиС, 1969. 2. Теория и методика гимнастики /Под ред. В. И. Филипповича. —М.,«Просвещение»: 1971. 3. Спортивная гимнастика /Под ред. М. Л. Украна. 4. Юный гимнаст /Под ред. А. М. Шлемнна. —М., ФиС, 1973. 5. Гимнастика /Под ред. А. М. Шлемина и А. Т. Брыкина, —М., ФиС, 1979. 6. Спортивная гимнастика /Под ред. 10. К. Гавердовского и В. М. Смолевского —М., ФиС, 1979. 7. Гимнастика /Под ред. В. Д. Палыги. —М.; «Просвещение», 1982. 8. Гимнастика /Под ред. А. Т. Брыкина и В. М. Смолевского. —М. ФиС, 1985. 9.Гимнастика с методикой преподавания /Поц ред. В М. Смолевского—М., ФиС, 1987. 10.Гимнастика с методикой преподавания /Под ред. Н. К- Меньшикова<—М.,Просвещение, 1990.
Лекция 2
РАЗВИТИЕ ГИМНАСТИКИ В СССР После свершения Великой Октябрьской социалистической революции по инициативе В. И. Ленина 22 апреля 1918 г. декретом ВЦИК в стране было введено всеобщее обязательное военное обучение (Всевобуч). Перед Всевобучем стояла задача — используя старых специалистов по гимнастике и спорту, подготовить кадры советских учителей, инструкторов. С этой целью по всей стране организовывается сеть краткосрочных курсов, школ, в программе которых главное место отводится гимнастике, в том числе спортивной и полевой. В то же время наряду с военно-спортивным Всевобучем гимнастика широко культивировалась и в старых буржуазных обществах «Сокол», «Шевердени» (горный орел) в грузни и др. Эти клубы своей деятельностью продолжали поддерживать контрреволюционное настроение и подрывали мероприятия, проводимые Всевобучем и Советским правительством. Огромную роль в развитии советской физической культуры сыграл комсомол, который реализует решения Коммунистической партии и Советского правительства, направлял физическую культуру на путь подготовки народа к производственному труду и вооруженной защите Отечества. Одновременно комсомол вел активную борьбу против буржуазных спортивных обществ, которые вскоре были ликвидированы. В 1920 г. в Москве открывается Центральный институт физической культуры. Наряду с подготовкой специалистов высшей квалификации ученые, преподаватели института успешно вели научно-исследовательскую работу, которая со временем завершалась созданием советской системы физического воспитания, основанной на материалистическом учении классиков марксизма-ленинизма. Историческое значение в развитии физической культуры, и в частности гимнастики, имело постановление Центрального Комитета (РКП (б) «О задачах партии в области физической культуры» 1925 г. В ней были определены идейно-методологическая сущность и общественно-политическое значение советской физической культуры и указаны пути ее развития. В постановлении, в частности, говорится: «Физическая культура должна составлять неотъемлемую часть общеполитического культурного воспитания и образования, оздоровления масс и должна быть включена в общий план деятельности соответствующих общественных и государственных организаций и учреждений (профсоюзов РЛКСМ, Красной Армии, школы и т. д.)». После этого постановления наступает переломный момент в развитии гимнастики в СССР. Возродились секции гимнастики, начался критический пересмотр существовавших гимнастических систем и методов, изменилось содержание работы по гимнастики. Были созданы новые программы по физическому воспитанию школьников, в которых гимнастике отводилось основное место. В 1928 г. проводятся первые соревнования по спортивной гимнастике. В 1929 г. в Москве состоялась III научно-методическая конференция, где гимнастике было уделено большое внимание. Были определены основные разновидности, внесены коррективы в методику преподавания спортивной гимнастики. Большое значение и влияние на развитие гимнастики оказало введение комплекса ГТО I ступени (1931), комплекса ГТО II ступени (1932), и БГТО (1934). На основе комплекса ГТО происходит перестройка работы секций по гимнастике на более высокий спортивный уровень и значительный охват масс. Значительным событием в истории движения гимнастики является I Международная конференция, посвященная проблемам гимнастики. Она состоялась в Москве в 1933 г. В работе конференции приняли участие представители рабочих спортивных организаций Скандинавии, Швейцарии, Австрии. В своих решениях конференция определила место гимнастики в советской системе физического воспитания, содержание и задачи гимнастики в СССР, дала научное обоснование основ методики гимнастики, наметила пути дальнейшего ее развития, укрепления организационной работы по гимнастике, определила характер подготовки специалистов и решила ряд других вопросов. Эта конференция не могла решить всех проблем, стоящих перед гимнастикой, но она имела большое значение для дальнейшего развития гимнастики в СССР. В 1934 г. в Москве проходит Первая Всесоюзная конференция по судейству гимнастики, разрабатываются правила соревнований, уточняются методика и организация проведения соревнований по гимнастике и т.д. Огромное значение для упорядочения подготовки гимнастов к участию в соревнованиях имела Единая всесоюзная спортивная классификация по гимнастике, которая вышла в свет в 1935 г. С 1934 г. регулярно издаются учебники по гимнастике. С 1937 г. начал издаваться журнал «Гимнастика», сыгравший значительную роль в составлении научных основ и практики гимнастики в СССР. С 1934 г. систематически проводятся соревнования по гимнастике в национальных республиках которые способствовали внедрению гимнастики среди населения страны. В 1936 г. в Москве состоялись первые всесоюзные соревнования по гимнастике среди школьников. Эти соревнования были смотром достижения юных гимнастов. В этом же году были проведены впервые всесоюзные соревнования по гимнастике среди высших и средних учебных заведений, которые с этого времени стали традиционными. 1936 г. ознаменовался и тем, что Всесоюзный комитет по делам физической культуры присвоил звания мастеров спорта СССР первым 15 гимнастам: Г. Бабилодзе, М. Дмитриеву, М. Касьяни-ку, А. Джорджадзе, А. Ибадулаеву, Л. Ярызе, В. Голубевой, Н. Кублицкой, Н. Ламакиной, М. Тышко, А. Шефер и др. В 1937 г. советские гимнасты впервые принимали участие в международных соревнованиях в Антверпене, на которых они блестяще выступили, заняв командное I место и обыграв сильные команды Чехословакии, Швеции, Финляндии. Знание чемпионов в личном первенстве завоевали Мария Тышко и Николай Серый. В 1939 г. кроме знания абсолютного чемпиона СССР по многоборью, разыгрывается еще и звание чемпиона СССР в отдельных видах. Первые такие соревнования состоялись в Киеве в том же году. Период с 1932 по 1941 гг. характеризуется бурным ростом технического мастерства советских гимнастов и уже в 1940 г. программа соревнований разряда мастеров по своей сложности была на уровне международной программы. В массовом вовлечении молодежи в занятия гимнастикой большую роль сыграли комсомольские соревнования по гимнастике, организованные по решению ЦК ВЛКСМ по всей стране с 6 по 20 апреля 1941 г. В этом крупнейшем мероприятии должны были принять участие миллионы юношей и девушек. В программу данных соревнований входили следующие нормативы: 1. Восемь упражнений типа зарядки комплекса ГТО и БГТО (обязательно для всех участников соревнований). 2. По выбору: а) упражнения на перекладине, брусьях, опорный прыжок (по II группе комплекса ГТО и. I ступени); б) равновесие (ходьба по гимнастическому бревну — V группа); в) лазание по отвесному шесту или канату (IV группа); г) прыжки в высоту с разбега (II группа). В этих соревнованиях участвовало около 7,5 миллионов юношей и девушек. Очередное первенство СССР по спортивной гимнастике, которое должно было проводиться в августе 1941 г. не состоялось; началась Великая Отечественная война. Еще до начала войны гимнастика в СССР сложилась как научная и педагогическая дисциплина. Были определены ее содержание, задачи и место в советской системе физического воспитания. Определились виды гимнастики: основная, гигиеническая, спортивная, акробатическая, художественная, спортивно-вспомогательная, лечебная, гимнастика на производстве: Особое распространение получили гигиеническая и спортивная гимнастика. В трудные годы войны, навязанной советскому народу фашистской Германией, пришлось перестроить экономику страны, направив ее на укрепление военной мощи Красной Армии с целью защиты Родины и разгрома фашизма. В это время физическая культура в свою очередь была направлена на подготовку воинов и допризывников. Особое место в восстановлении боеспособности воинов и работоспособности тружеников производства занимает лечебная гимнастика. Практическое значение ее очень велико. Благодаря лечебной гимнастике сотни тысяч раненых получили возможность вернуться в ряды Красной Армии, Первые годы войны в известной мере сказывались на развитии некоторых видов гимнастики, но уже в 1943 г. проводятся всесоюзные личные соревнования по спортивной гимнастике, в этом же году возобнавляются соревнования школьников и др. Соревнования показали, что мастерство и сложность упражнений сильнейших гимнастов страны превзошли довоенный уровень. Выступления Н. Серого, В. Белякова и других убедительно доказали это.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Под ред. М. Л. Украна и А. М. Шлемипа. Гимнастика. М., ФИС, 1969 2. Под ред. В. И. Филипповича. Теория и методика гимнастики. М., Просвещение, 1971. 3. Под ред. М. Л. Украна. Спортивная гимнастика. М., ФИС, 1971. 4. Под ред. А. М. Шлемина и А. Т. Брыкина. Гимнастика. М.', ФйС, 1979 5. Под ред. Ю. К. Гавердовского и В. М. Смолевского. Спортивная гимнастика. М., ФИС, 1979. 6. Под ред. В. Д. Палыги. Гимнастика. М., Просвещение, 1982. 7. Под ред. А. Т. Брыкина и В. М. Смолевского. Гимнастика. М, ФИС 1985. 8. Под ред. В. М. Смолевското, Гимнастика с методикой преподавания М., ФИС, 1987. 9. Под ред. И. К. Меньшикова. Гимнастика с методикой преподавания. М, Просвещение, 1990. 10.Под ред. Б. А. Кузнецова. Спортивная гимнастика в СССР М ФИС 1982. 11.Под ред. С. Павлова. Олимпийский год. М., ФИС, 1973. 12.Под ред. Б. Шахлина. Моя гимнастика. М..' ФИС, 1973. 13.Под ред. Н. Е. Андрианова. Ищи спою тропу. М., Советская Россия 1988. 14.Под ред. А. О. Романова. Международное спортивное движение М ФИС. 1973. 15.Под ред. В. Смолевского, Ю.Мепхина, В. Силина. Гимнастика в трех измерениях. М.,ФИС, 1973. 16.Под ред. В. Смолевского. Мастерство гимнастов. М., ФИС, Г969,
Л е к ц и я 3 ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ План: 1. Гимнастическая терминология как компонент спортивной терминологии, ее значение и краткая история развития. 2. Требования предъявляемые к терминологии. Способы образования терминов и правила их применения. 3. Правила сокращения описания упражнений. Формы записи. 4. Терминология и правила записи ОРУ, В/у на гимнастических снарядах. 5. Словарь основных гимнастических терминов. 6. Вопросы для самоподготовки. 7. Рекомендуемая литература.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕРМИНОЛОГИИ 1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступной, а следовательно, жизненной и устойчивой. Нарушение норм языка приводит к тому, что терминология становится непонятной. 2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, это способствует более быстрому овладению им. 3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения. Этому же служат и правила сокращений, облегчающие наименование и запись упражнений.
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ И ПРАВИЛА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Наиболее распространенный способ образования терминов придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход и др. Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки). В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед и др. Термины обозначающие статистические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор, упор на предплечьях, упор на руках, стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках и положение тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись. Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике опреностей того или иного двигательного действия, например: подъем махом вперед из упора на предплечьях, подъем разгибом, подъем двумя или одной. Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике определяются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь, переворот, в художественной гимнастике от положения тела и ноги: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др. Гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Так при проведении производственной гимнастики утренней гигиенической гимнастики используют лишь основные термины общеразвивающих упражнений, дополняя их словами разговорного литературного языка. Начинающим заниматься спортивными видами гимнастики необходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упражнений. Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специализированным языком. Все термины целесообразно разделить на следующие группы: 1. Общие термины — для определения отдельных групп упражнений, общих понятий и т. п. Например, строевые упражнения, вольные и др. 2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно определить смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др. 3. Дополнительные термины, уточняющие основные и указывающие направление движения, способ выполнения, условия опоры и т. п. Например, разгибом, дутой, переворотом и др. Название упражнения состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движение, его последовательность. В случае необходимости применяются поясняющие слова, подчеркивающие характер выполнения (например: движение рукой делать резко, расслабленно, мягко и т. д..).
ФОРМЫ ЗАПИСИ УПРАЖНЕНИЙ 1. Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда 2. Конкретная терминологическая запись предусматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии. 3. Сокращенная запись применяется при составлении конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом случае термины записываются сокращенно (применяются условные 4. Графическая запись (изображение) может иметь самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками», полуконтурная и контурная. Первая наиболее доступная. Она наглядна и экономна. Быстрота такой записи делает ее неизменной и повседневной в практической работе по гимнастике. 5. Сочетание текстовой и графической записи — это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике. Помимо указанных форм в настоящее время все шире применяются киносъемки упражнений (из классификационных программ, контрольные съемки и др.). С ее помощью удобнее передавать все оттенки движений, применяемых в современной гимнастике. Действующая гимнастическая терминология все время обогащается словами-терминами, ярко отображающими специфику тех или иных упражнений. Однако никогда не следует отходить от установленных правил образования терминов, что может привести к засорению терминологии, к жаргону.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Под ред.. М. П. Украина и А: М..Шлемина. Гимнастика. М., ФИС, 1969. 2. Под ред. В. И. Филипповича. Теория и методика гимнастики. М., «Просвещение», 197). 3. Под ред. М. Л. Украна. Спортивная гимнастика. М., ФИС, 1971. 4. Под ред. А. М. Шлемина. Юный гимнаст. М., ФИС, 1973. 5.Под ред., А. М. Шлемина и А. Т. Брыкина. Гимнастика. №, ФИС, 1979. 7. Под ред. В. Д. Полыги Гимнастика. М., Просвещение, 1982. 8. Под ред. А\ Т. Брыкина и В. М. Смолевского. Гимнастика. М., ФИС,1985. 9.Под ред. В. М. Смоленского. Гимнастика с методикой преподавания. М.„ ФИС, 1985: 10.Под ред. Н. К. Меньшикова. Гимнастика с методикой преподавания. М.,- Просвещение, 1990.
Лекция 4
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАВМ Специфика гимнастических упражнений, особенно в спортивных видах гимнастики, требует строгого соблюдения соответствующих организационных и методических требований. Выполнение координационных сложных упражнений на гимнастических снарядах, упражнений по акробатике и др. при нарушении этих требований всегда создаст реальную угрозу срыва, падения, неудачного приземления, что может привести к несчастному случаю. Борьба со спортивным травматизмом — это борьба за создание надлежащих условий для укрепления здоровья, за всестороннее физическое развитие учеников и обеспечение высокого уровня спортивного мастерства. Любые повреждения во время занятий травмируют гимнаста не только физически, но и психически. Получив травму, гимнаст на некоторое время выбывает из строя, вследствие чего нарушается основной дидактический принцип — систематичность, понижается физическая и техническая подготовленность, спортсмен теряет спортивную форму и трудоспособность. Но это только одна из отрицательных сторон травматизма. Препятствием для роста спортивного мастерства гимнаста является психическая травма — гимнаст теряет уверенность, у него появляется боязнь самого снаряда, выполнение упражнения в полную силу, что сдерживает его спортивный рост. После повреждения он длительное время будет бояться выполнять не только то упражнение, при котором получил травму, но к другие рискованные упражнения. Во время их выполнения у спортсмена, помимо воли, возникают защитные реакции, преодолеть которые очень трудно. Иногда педагогу-тренеру приходится тратить много времени и усилий на преодоление этого психологического барьера, применяя разнообразные методы и приемы. Бывает и так, что педагогу так и не удается преодолеть боязнь спортсмена перед тем или иным элементом. Меры предупреждения травматизма являются не только важным условием укрепления здоровья, но и обеспечивает последовательный рост физической подготовленности и спортивно-технического мастерства гимнастов. Анализ травм, встречающихся на занятиях и соревнованиях по гимнастике, свидетельствует, что основными причинами травматизма являются: 1. Несоблюдение правил организации занятий и соревнований по гимнастике. 2. Нарушение методики и принципов обучения и тренировки. 3. Недостаточный уровень воспитательной работы среди гимнастов. 4. Недооценка или неправильное применение приемов страховки и помощи во время выполнения упражнений. 5. Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля за состоянием здоровья спортсменов. 6. Нарушение соответствующих требований к подготовке места занятий или соревнований и отсутствие регулярной проверки состояния спортивного инвентаря и оборудования. 7. Несоответствие одежды и обуви. Чаще всего травматические повреждения происходят вследствие нарушения правил организации и методики проведения занятий. Неправильная организация учебно-тренировочного процесса, несвоевременное начало и конец занятий, неправильное их построение, низкий уровень дисциплины учеников (опоздание на занятия, невнимательность и несерьезность, невыполнение требований преподавателя и нарушение правил техники безопасности), а также нарушение методики обучения и тренировки создают условия для травматизма и несчастных случаев. Несвоевременное и неорганизованное начало занятий не дает возможности как следует проводить подготовительную часть, всесторонне подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению сложных упражнений. Вследствие этого могут быть растяжения и разрывы мышц, сухожилий и т. д. Нарушение принципов последовательности и доступности часто приводит к тому, что перед учениками ставят слишком сложные и непосильные задачи. Но, боясь показаться несостоятельным,гимнаст не отказывается от выполнения сложного упражнения, что часто приводит к срыву со снаряда с серьезным повреждением. Гимнасты не всегда способны контролировать свои действия и возможности. Бывает и так, что под воздействием повышенного настроения, которое появляется после овладения каким-либо сложным элементом, гимнаст не чувствует утомления и готов повторять упражнение несколько раз: как следствие — срывы со снаряда и травмы. Преподаватель должен предостеречь учеников от таких действий. Иногда гимнаст хочет танком от преподавателя продемонстрировать перед своими товарищами какое-то сложное упражнение. Как правило, он это делает до занятий или после занятий, когда преподавателя нет. Действенным способом предотвращения этих нарушений является систематическая работа среди учеников, воспитание у них сознательной дисциплины и ответственного отношения к занятиям. Одной из серьезных причин травматизма на занятиях по гимнастике является неправильное отношение к подготовке места занятий, к проверке состояния оборудования и инвентаря, к одежде и обуви спортсменов. Неправильное пользование гимнастическими матами, небрежное отношение к установке перекладины, брусьев, колец, бревна и других снарядов может быть причиной серьезных травм. Поэтому преподаватель должен лично проверять состояние и подготовку того или иного снаряда к занятиям. Неплотно уложенные маты могут быть причиной повреждения голеностопных суставов. Ненадежно закрепленные винтами жерди брусьев или бревно могут во время выполнения упражнения внезапно опуститься и привести к падению гимнаста со снаряда. Неправильность подготовки подвесных систем (колец, поясов для страховки и пр.) также часто является причиной серьезных травм. Поэтому надо систематически проверять состояние гимнастических снарядов и срочно устранять неисправности. Важной причиной травматизма является и отсутствие лечебного контроля и самоконтроля. Иногда гимнаст приходит на занятия с плохим самочувствием из-за болезни или других отклонений в состоянии здоровья. Не смотря на это, он старается выполнять все упражнения, что приводит к чрезмерному утомлению и очень часто заканчивается нежелательными последствиями. Чтобы предупредить такие явления, надо своевременно обращаться к врачу и советоваться с ним, а также сообщать преподавателю о плохом самочувствии. Самой распространенной причиной травматизма на занятиях по гимнастике является пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упражнений. Статистика свидетельствует, что случаев травматизма в работе молодых преподавателей и тренеров, которые не имеют необходимого опыта и не владеют в достаточной мере навыками страховки, значительно больше, чем у опытных. Вот почему специалисты по гимнастике должны систематически и настойчиво овладевать широким арсеналом приемов страховки, поддержки и помощи во время выполнения сложных гимнастических упражнений. Это важный фактор предотвращения травматизма и повышения спортивного мастерства гимнастов. Устранить спортивный травматизм можно целым комплексом разнообразных мер предосторожности, которые составляют содержание техники безопасности во время организации и проведения занятий. Организация и методика проведения занятий. Строгое соблюдение основных дидактических принципов педагогики (сознательность, систематичность, наглядность, доступность и др.) создает благоприятие условия для всестороннего развития занимающихся и достижения высокого уровня спортивного мастерства. Соблюдение педагогического правила — от простого к сложному — обеспечивает создание надлежащего двигательного фундамента, на базе которого успешно формируются новые сложные двигательные навыки, обеспечивается двигательный опыт, развивается координация, повышается способность управлять параметрами и ориентироваться во времени и пространстве. Специфика спортивной гимнастики заключается в том, что в ее содержание входит очень большое количество самых разнообразных упражнений, которые требуют соответствующего уровня мышечной силы, ловкости, гибкости, решительности и многих других двигательных и морально-волевых качеств. Невозможно, например, выполнить упор руки в стор
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 5670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.233 (0.015 с.) |