ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ



ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

План:

1. Гимнастика как исторически сложившаяся со­вокупность специфических средств и методов физи­ческого воспитания и ее основные задачи.

2. Характеристика групп гимнастических упраж­нений. Методические особенности гимнастики.

3. Виды гимнастики и характеристика их как спе­цифических средств разностороннего педагогическо­го воздействия на занимающихся.

4. Значение и место гимнастики в системе физи­ческого воспитания.

5. Контрольные вопросы для самоподготовки.

6. Рекомендуемая литература.

 

ГИМНАСТИКА

Гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными уп­ражнениями, которые есть в современной спортивной гимнасти­ке, в ней имеется множество самых разнообразных простых уп­ражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола.

Гимнастика стала сегодня подлинно народным средством фи­зического воспитания. В нашей стране ежедневно занимаются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное мес­то в программах физического воспитания высших и средних учеб­ных заведений. В ДЮСШ, ШВСМ, коллективах физической куль­туры и добровольных спортивных обществах спортивной акроба­тикой, спортивной и художественной гимнастикой регулярно за­нимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.

Гимнастика используется как средство оздоровления в лаге­рях, домах отдыха, санаториях. В нашей стране широко пропа­гандируется гигиеническая гимнастика, особенно по радио и те­левидению.

В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее рас­пространение профессионально-прикладная гимнастика.

Задачи гимнастики. Задачи гимнастики определяются общей целью физического воспитания, которая заключается в формиро­вании нового человека, гармонически сочетающего в себе духов­ное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие от­дельных мышечных групп и всей мышечной системы; устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных ор­ганах и системах организма; выработка правильной осанки, по­ходки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и по­вышение жизнедеятельности организма.

2. Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому развитию, воспитанию силы, гибкости, выносли­вости, скорости, ловкости, координации и выразительности дви­жений; вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками необходимыми в быту, трудовой и оборонной деятельности.

3. Воспитательные задачи: формирование добросовестного от­ношения к труду и к общественной собственности, воспитание патриотизма, коллективизма, дисциплинированности, воспита­ние моральных качеств: смелости, решительности, целеустрем­ленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности.

В арсенал средств гимнастики входят все анатомически воз­можные движения от элементарных односуставных сгибаний и разгибаний до сложнейших по координации двигательных дейст­вий, выполнение которых требует высокого уровня развития ос­новных двигательных качеств.

 

 

ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

I. Образовательно-развивающие виды — основная гимнасти­ка и прикладная гимнастика — с их разновидностями связаны с долгосрочным применением большинства средств с целью пла­номерного физического воспитания, обеспечиваемого государст­венными программами. С помощью этих базовых видов гимнас­тики дети, подростки, юниоры, молодежь достигают нового, бо­лее высокого уровня общефизической подготовленности, приоб­ретают важные двигательные умения и навыки прикладного и профессионально-прикладного характера. Сюда же относятся женская и атлетическая гимнастика.

II. Оздоровительные виды гимнастики— гигиеническая и ее разновидности (бытовые и производственные формы) сопутст­вуют занимающимся в течение, всей жизни, являются формами
физической культуры широких слоев населения, обеспечивают оптимальное текущее функциональное состояние организма, вос­станавливают работоспособность и повышают эмоциональный тонус, оказывают профилактическое воздействие в условиях про­фессиональной деятельности. Лечебная гимнастика и ее разно­видности также относятся к данной группе видов гимнастики оз­доровительной направленности.

III. Спортивные виды гимнастики культивируются как самос­тоятельные виды спорта. Выделение двух подгрупп — массовых спортивных видов и спортивных видов — объясняется следующим. Возрастание трудности программ, нацеленных на достиже­ние высокого спортивного мастерства и участие в ответственных соревнованиях требует круглосуточной специализированной ин­тенсивной подготовки, проявления индивидуальных способнос­тей к данному виду спорта, что связано с направленным отбором занимающихся. С целью подъема массовости, привлечения к спортивным видам гимнастики буквально всех желающих раз­работаны упрощенные классификационные программы катего­рии «Б» доступные и детям и взрослым.

 

Направлен­ность Группа Разновидность Основные средства
Образова­тельно-раз­вивающая Базовая Основная гимнастика в дошкольных учреждени­ях, в школе, в средних и высших учебных заведе­ниях. Атлетическая гимнастика Женская гимнастика (в учебных заведениях, по месту работы и прожи­вания). ОРУ, упражнения с отя­гощениями, тренажера­ми и па снарядах, прик­ладные упр. хореогра­фические, акробатичес­кие и вольные
Прикладная Профессионально - прик­ладная. Военно-прикладная Спортивно-прикладная  
Оздорови­тельная Гигиеническая Утренняя (зарядка) Производственная Ритмическая ОРУ То же То же хореог.
Лечебная Корригирующая Реабилитационно – вос­становительная Функциональная ОРУ То же упр. с тренаж, и установка То же
Спортивная Массовая Спортивная гимнастика Художеств. гимнастика Спортивная акробатика Упр. в видах много­борья по облегчен, клас­сификационной програм­ме «Б» и групповые упр.
Специализи­рованная   Спортивная гимнастика Художествен. гимнастика Спортивная акробатика Упр. в видах многоборья по классификационной программе «А», програм­ме ФИШ и МФСА

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Гимнастика как научная дисциплина представляет собой часть науки о физическом воспитании, изучающей закономернос­ти физического развития и совершенствования человека с по­мощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. В научном исследовании применяются пре­имущественно педагогические, физиологические, биомеханичес­кие и математические методы исследования.

Гимнастика — научно-практическая дисциплина. Она имеет теорию, историю, методику преподавания, типичные средства и формы организации занятий.

Теория гимнастики разрабатывает вопросы, связанные с сущ­ностью и содержанием предмета гимнастики, се целями и зада­чами, местом и значением гимнастики в системе физического вос­питания и др. История гимнастики раскрывает процесс се разви­тия и становления как одного из средств и методов физического воспитания, освещает вопросы, связанные с совершенствованием средств и методов гимнастики. В разделе методики преподава­ния гимнастики рассматриваются общие основы обучения и вос­питания (применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений), методы и приемы организации занятий с различными контингентами и др. Практические занятия направ­лены на решение задач всестороннего физического развития и совершенствования специальных физических качеств, овладение техникой гимнастических упражнений, а также приобретение профессионально-педагогических навыков и умений. Система фи­зического воспитания служит благородным целям гармоническо­го развития физических и духовых способностей людей. По мере сокращения времени на материальное производство, досуг лю­дей будет все больше посвящаться общественной деятельности, культурному общению умственному и физическому развитию, научно-техническому и художественному творчеству. Физкуль­тура и спорт прочно войдут в повседневный быт людей.

Таким образом, физическая культура и спорт будут еще ши­ре развиваться и станут неотъемлемой частью в жизни общества. В этом процессе физического обновления человека, физического совершенствования, гимнастике и впредь будет принадлежать одно из основных мест.

Вопросы для самоподготовки

  1. Гимнастика как дисциплина в системе физического воспитания.
  2. Охарактеризуйте оздоровительные задачи гимнастики.

3.Охарактеризуйте образовательные задачи гимнастики.

4.Охарактеризуйте воспитательные задачи гимнастики.

  1. Дайте характеристику: строевым, вольным, прикладным, акробатичес­ким упражнениям, прыжкам, упражнениям па снарядах и художественной гимнастике.
  2. Методические особенности: разностороннее воздействие на организм человека; применение самых разнообразных физических упражнений; изби­рательное воздействие на организм; строгая регламентация учебного процес­са и точное регулирование физической нагрузки; возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений и применение одних и тех же упражнений в различных целях.
  3. Виды гимнастики: образовательно-развивающие виды гимнастики; оз­доровительные виды гимнастики; спортивные виды гимнастики.
  4. Значение и место гимнастики: в дошкольных учреждениях, школах, лагерях отдыха, училищах, техникумах, в высших учебных заведениях, в ар­мии, в самодеятельном физкультурном движении.
  5. Гимнастика как учебная и научная дисциплина.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гимнастика /Под. ред. М. Л. Украна и А. М. Шлемина. —-М., ФиС, 1969.

2. Теория и методика гимнастики /Под ред. В. И. Филипповича. —М.,«Просвещение»: 1971.

3. Спортивная гимнастика /Под ред. М. Л. Украна.

4. Юный гимнаст /Под ред. А. М. Шлемнна. —М., ФиС, 1973.

5. Гимнастика /Под ред. А. М. Шлемина и А. Т. Брыкина, —М., ФиС, 1979.

6. Спортивная гимнастика /Под ред. 10. К. Гавердовского и В. М. Смо­левского —М., ФиС, 1979.

7. Гимнастика /Под ред. В. Д. Палыги. —М.; «Просвещение», 1982.

8. Гимнастика /Под ред. А. Т. Брыкина и В. М. Смолевского. —М. ФиС, 1985.

9.Гимнастика с методикой преподавания /Поц ред. В М. Смолевского—М., ФиС, 1987.

10.Гимнастика с методикой преподавания /Под ред. Н. К- Меньшикова<—М.,Просвещение, 1990.

 

Лекция 2

 

РАЗВИТИЕ ГИМНАСТИКИ В СССР

После свершения Великой Октябрьской социалистической ре­волюции по инициативе В. И. Ленина 22 апреля 1918 г. декретом

ВЦИК в стране было введено всеобщее обязательное военное обучение (Всевобуч). Перед Всевобучем стояла задача — исполь­зуя старых специалистов по гимнастике и спорту, подготовить кадры советских учителей, инструкторов. С этой целью по всей стране организовывается сеть краткосрочных курсов, школ, в программе которых главное место отводится гимнастике, в том числе спортивной и полевой. В то же время наряду с военно-спор­тивным Всевобучем гимнастика широко культивировалась и в старых буржуазных обществах «Сокол», «Шевердени» (горный орел) в грузни и др. Эти клубы своей деятельностью продолжа­ли поддерживать контрреволюционное настроение и подрывали мероприятия, проводимые Всевобучем и Советским правительст­вом.

Огромную роль в развитии советской физической культуры сыграл комсомол, который реализует решения Коммунистичес­кой партии и Советского правительства, направлял физическую культуру на путь подготовки народа к производственному труду и вооруженной защите Отечества. Одновременно комсомол вел активную борьбу против буржуазных спортивных обществ, ко­торые вскоре были ликвидированы.

В 1920 г. в Москве открывается Центральный институт физи­ческой культуры. Наряду с подготовкой специалистов высшей квалификации ученые, преподаватели института успешно вели научно-исследовательскую работу, которая со временем завер­шалась созданием советской системы физического воспитания, основанной на материалистическом учении классиков марксиз­ма-ленинизма. Историческое значение в развитии физической культуры, и в частности гимнастики, имело постановление Цен­трального Комитета (РКП (б) «О задачах партии в области фи­зической культуры» 1925 г. В ней были определены идейно-мето­дологическая сущность и общественно-политическое значение со­ветской физической культуры и указаны пути ее развития. В пос­тановлении, в частности, говорится: «Физическая культура долж­на составлять неотъемлемую часть общеполитического культур­ного воспитания и образования, оздоровления масс и должна быть включена в общий план деятельности соответствующих об­щественных и государственных организаций и учреждений (профсоюзов РЛКСМ, Красной Армии, школы и т. д.)». После этого постановления наступает переломный момент в развитии гимнастики в СССР. Возродились секции гимнастики, начался критический пересмотр существовавших гимнастических систем и методов, изменилось содержание работы по гимнастики. Были созданы новые программы по физическому воспитанию школь­ников, в которых гимнастике отводилось основное место.

В 1928 г. проводятся первые соревнования по спортивной гим­настике. В 1929 г. в Москве состоялась III научно-методическая конференция, где гимнастике было уделено большое внимание. Были определены основные разновидности, внесены коррективы в методику преподавания спортивной гимнастики. Большое зна­чение и влияние на развитие гимнастики оказало введение ком­плекса ГТО I ступени (1931), комплекса ГТО II ступени (1932), и БГТО (1934). На основе комплекса ГТО происходит перестрой­ка работы секций по гимнастике на более высокий спортивный уровень и значительный охват масс. Значительным событием в истории движения гимнастики является I Международная кон­ференция, посвященная проблемам гимнастики. Она состоялась в Москве в 1933 г. В работе конференции приняли участие пред­ставители рабочих спортивных организаций Скандинавии, Швей­царии, Австрии. В своих решениях конференция определила мес­то гимнастики в советской системе физического воспитания, со­держание и задачи гимнастики в СССР, дала научное обосно­вание основ методики гимнастики, наметила пути дальнейшего ее развития, укрепления организационной работы по гимнасти­ке, определила характер подготовки специалистов и решила ряд других вопросов. Эта конференция не могла решить всех проб­лем, стоящих перед гимнастикой, но она имела большое значение для дальнейшего развития гимнастики в СССР.

В 1934 г. в Москве проходит Первая Всесоюзная конференция по судейству гимнастики, разрабатываются правила соревнова­ний, уточняются методика и организация проведения соревнова­ний по гимнастике и т.д.

Огромное значение для упорядочения подготовки гимнастов к участию в соревнованиях имела Единая всесоюзная спортивная классификация по гимнастике, которая вышла в свет в 1935 г.

С 1934 г. регулярно издаются учебники по гимнастике.

С 1937 г. начал издаваться журнал «Гимнастика», сыгравший значительную роль в составлении научных основ и практики гим­настики в СССР.

С 1934 г. систематически проводятся соревнования по гимнас­тике в национальных республиках которые способствовали внед­рению гимнастики среди населения страны.

В 1936 г. в Москве состоялись первые всесоюзные соревнова­ния по гимнастике среди школьников. Эти соревнования были смотром достижения юных гимнастов. В этом же году были про­ведены впервые всесоюзные соревнования по гимнастике среди высших и средних учебных заведений, которые с этого времени стали традиционными.

1936 г. ознаменовался и тем, что Всесоюзный комитет по де­лам физической культуры присвоил звания мастеров спорта СССР первым 15 гимнастам: Г. Бабилодзе, М. Дмитриеву, М. Касьяни-ку, А. Джорджадзе, А. Ибадулаеву, Л. Ярызе, В. Голубевой, Н. Кублицкой, Н. Ламакиной, М. Тышко, А. Шефер и др.

В 1937 г. советские гимнасты впервые принимали участие в международных соревнованиях в Антверпене, на которых они блестяще выступили, заняв командное I место и обыграв силь­ные команды Чехословакии, Швеции, Финляндии. Знание чем­пионов в личном первенстве завоевали Мария Тышко и Николай Серый.

В 1939 г. кроме знания абсолютного чемпиона СССР по мно­гоборью, разыгрывается еще и звание чемпиона СССР в отдель­ных видах. Первые такие соревнования состоялись в Киеве в том же году.

Период с 1932 по 1941 гг. характеризуется бурным ростом технического мастерства советских гимнастов и уже в 1940 г. программа соревнований разряда мастеров по своей сложности была на уровне международной программы.

В массовом вовлечении молодежи в занятия гимнастикой большую роль сыграли комсомольские соревнования по гимнас­тике, организованные по решению ЦК ВЛКСМ по всей стране с 6 по 20 апреля 1941 г. В этом крупнейшем мероприятии долж­ны были принять участие миллионы юношей и девушек. В прог­рамму данных соревнований входили следующие нормативы:

1. Восемь упражнений типа зарядки комплекса ГТО и БГТО (обязательно для всех участников соревнований).

2. По выбору: а) упражнения на перекладине, брусьях, опор­ный прыжок (по II группе комплекса ГТО и. I ступени); б) рав­новесие (ходьба по гимнастическому бревну — V группа); в) ла­зание по отвесному шесту или канату (IV группа); г) прыжки в высоту с разбега (II группа). В этих соревнованиях участвова­ло около 7,5 миллионов юношей и девушек.

Очередное первенство СССР по спортивной гимнастике, ко­торое должно было проводиться в августе 1941 г. не состоялось; началась Великая Отечественная война.

Еще до начала войны гимнастика в СССР сложилась как на­учная и педагогическая дисциплина. Были определены ее содер­жание, задачи и место в советской системе физического воспита­ния. Определились виды гимнастики: основная, гигиеническая, спортивная, акробатическая, художественная, спортивно-вспомогательная, лечебная, гимнастика на производстве: Особое рас­пространение получили гигиеническая и спортивная гимнастика.

В трудные годы войны, навязанной советскому народу фа­шистской Германией, пришлось перестроить экономику страны, направив ее на укрепление военной мощи Красной Армии с целью защиты Родины и разгрома фашизма. В это время физическая культура в свою очередь была направлена на подготовку воинов и допризывников. Особое место в восстановлении боеспособнос­ти воинов и работоспособности тружеников производства зани­мает лечебная гимнастика. Практическое значение ее очень ве­лико. Благодаря лечебной гимнастике сотни тысяч раненых по­лучили возможность вернуться в ряды Красной Армии,

Первые годы войны в известной мере сказывались на разви­тии некоторых видов гимнастики, но уже в 1943 г. проводятся всесоюзные личные соревнования по спортивной гимнастике, в этом же году возобнавляются соревнования школьников и др.

Соревнования показали, что мастерство и сложность упраж­нений сильнейших гимнастов страны превзошли довоенный уро­вень. Выступления Н. Серого, В. Белякова и других убедитель­но доказали это.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Под ред. М. Л. Украна и А. М. Шлемипа. Гимнастика. М., ФИС, 1969

2. Под ред. В. И. Филипповича. Теория и методика гимнастики. М., Прос­вещение, 1971.

3. Под ред. М. Л. Украна. Спортивная гимнастика. М., ФИС, 1971.

4. Под ред. А. М. Шлемина и А. Т. Брыкина. Гимнастика. М.', ФйС, 1979

5. Под ред. Ю. К. Гавердовского и В. М. Смолевского. Спортивная гим­настика. М., ФИС, 1979.

6. Под ред. В. Д. Палыги. Гимнастика. М., Просвещение, 1982.

7. Под ред. А. Т. Брыкина и В. М. Смолевского. Гимнастика. М , ФИС 1985.

8. Под ред. В. М. Смолевското, Гимнастика с методикой преподавания М., ФИС, 1987.

9. Под ред. И. К. Меньшикова. Гимнастика с методикой преподавания. М, Просвещение, 1990.

10.Под ред. Б. А. Кузнецова. Спортивная гимнастика в СССР М ФИС 1982.

11.Под ред. С. Павлова. Олимпийский год. М., ФИС, 1973.

12.Под ред. Б. Шахлина. Моя гимнастика. М..' ФИС, 1973.

13.Под ред. Н. Е. Андрианова. Ищи спою тропу. М., Советская Россия 1988.

14.Под ред. А. О. Романова. Международное спортивное движение М ФИС. 1973.

15.Под ред. В. Смолевского, Ю.Мепхина, В. Силина. Гимнастика в трех измерениях. М.,ФИС, 1973.

16.Под ред. В. Смолевского. Мастерство гимнастов. М., ФИС, Г969,

 

Л е к ц и я 3

ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

План:

1. Гимнастическая терминология как компонент спортивной терминологии, ее значение и краткая ис­тория развития.

2. Требования предъявляемые к терминологии. Способы образования терминов и правила их при­менения.

3. Правила сокращения описания упражнений. Формы записи.

4. Терминология и правила записи ОРУ, В/у на гимнастических снарядах.

5. Словарь основных гимнастических терминов.

6. Вопросы для самоподготовки.

7. Рекомендуемая литература.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕРМИНОЛОГИИ

1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и

полностью соответствовать законам словообразования и грам­матике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступной, а следовательно, жизненной и устойчивой. Наруше­ние норм языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.

2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точность термина имеет большое значение для создания пра­вильного представления об упражнении, это способствует более быстрому овладению им.

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удоб­ные для произношения. Этому же служат и правила сокращений, облегчающие наименование и запись упражнений.

 

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ

И ПРАВИЛА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Наиболее распространенный способ образования терминов придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике от­носятся, например, мост, вход, переход, выход и др.

Нередко термины образуются путем словосложения, напри­мер: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).

В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед и др.

Термины обозначающие статистические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор, упор на пред­плечьях, упор на руках, стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках и положение тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом, вис согнувшись, вис прог­нувшись.

Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике опреностей того или иного двигательного действия, например: подъ­ем махом вперед из упора на предплечьях, подъем разгибом, подъем двумя или одной.

Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике опре­деляются в зависимости от положения тела в фазе полета, нап­ример: прыжок согнув ноги, ноги врозь, переворот, в художест­венной гимнастике от положения тела и ноги: закрытый, откры­тый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.

Гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Так при проведении производственной гимнастики утренней гигиенической гимнастики исполь­зуют лишь основные термины общеразвивающих упражнений, дополняя их словами разговорного литературного языка.

Начинающим заниматься спортивными видами гимнастики необходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упражнений.

Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специализиро­ванным языком.

Все термины целесообразно разделить на следующие группы:

1. Общие термины — для определения отдельных групп уп­ражнений, общих понятий и т. п. Например, строевые упражне­ния, вольные и др.

2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно оп­ределить смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др.

3. Дополнительные термины, уточняющие основные и указы­вающие направление движения, способ выполнения, условия опо­ры и т. п. Например, разгибом, дутой, переворотом и др. Назва­ние упражнения состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движение, его последовательность. В случае необходимости применяются по­ясняющие слова, подчеркивающие характер выполнения (нап­ример: движение рукой делать резко, расслабленно, мягко и т. д..).

 

ФОРМЫ ЗАПИСИ УПРАЖНЕНИЙ

1. Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гим­настических упражнений в учебных и других программах, когда
не требуется точности каждого движения. Например, одноимен­ные и разноименные перемахи из упора сзади на коне.

2. Конкретная терминологическая запись предусматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответс­твии с правилами терминологии.

3. Сокращенная запись применяется при составлении конс­пектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом слу­чае термины записываются сокращенно (применяются условные
сокращения). Например, дв. — движение, эл. — элемент, соед.— соединение, об. — обозначить, д. — держать, в/ж — верхняя жердь, упр. — упражнение, и. п. — исходное положение, а так
же гимн. — гимнастика, акроб. — акробатика и др.

4. Графическая запись (изображение) может иметь самосто­ятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками», полуконтурная и контурная. Первая наиболее доступная. Она наглядна и экономна. Быстрота такой запи­си делает ее неизменной и повседневной в практической работе по гимнастике.

5. Сочетание текстовой и графической записи — это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике.

Помимо указанных форм в настоящее время все шире приме­няются киносъемки упражнений (из классификационных прог­рамм, контрольные съемки и др.). С ее помощью удобнее пере­давать все оттенки движений, применяемых в современной гим­настике.

Действующая гимнастическая терминология все время обо­гащается словами-терминами, ярко отображающими специфику тех или иных упражнений. Однако никогда не следует отходить от установленных правил образования терминов, что может при­вести к засорению терминологии, к жаргону.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Под ред.. М. П. Украина и А: М. .Шлемина. Гимнастика. М., ФИС, 1969.

2. Под ред. В. И. Филипповича. Теория и методика гимнастики. М., «Прос­вещение», 197).

3. Под ред. М. Л. Украна. Спортивная гимнастика. М., ФИС, 1971.

4. Под ред. А. М. Шлемина. Юный гимнаст. М., ФИС, 1973.

5.Под ред., А. М. Шлемина и А. Т. Брыкина. Гимнастика. №, ФИС, 1979.
6. Под ред. Ю. К. Гавердовского и В. И. Смоленского. Спортивная гим­настика. М., ФИС, 1979.

7. Под ред. В. Д. Полыги Гимнастика. М., Просвещение, 1982.

8. Под ред. А\ Т. Брыкина и В. М. Смолевского. Гимнастика. М., ФИС,1985.

9.Под ред. В. М. Смоленского. Гимнастика с методикой преподавания. М.„ ФИС, 1985:

10.Под ред. Н. К. Меньшикова. Гимнастика с методикой преподавания. М.,- Просвещение, 1990.

 

 

Лекция 4

 

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАВМ

Специфика гимнастических упражнений, особенно в спортив­ных видах гимнастики, требует строгого соблюдения соответству­ющих организационных и методических требований. Выполнение координационных сложных упражнений на гимнастических сна­рядах, упражнений по акробатике и др. при нарушении этих тре­бований всегда создаст реальную угрозу срыва, падения, неудач­ного приземления, что может привести к несчастному случаю.

Борьба со спортивным травматизмом — это борьба за созда­ние надлежащих условий для укрепления здоровья, за всесто­роннее физическое развитие учеников и обеспечение высокого уровня спортивного мастерства. Любые повреждения во время занятий травмируют гимнаста не только физически, но и психи­чески. Получив травму, гимнаст на некоторое время выбывает из строя, вследствие чего нарушается основной дидактический принцип — систематичность, понижается физическая и техни­ческая подготовленность, спортсмен теряет спортивную форму и трудоспособность. Но это только одна из отрицательных сто­рон травматизма. Препятствием для роста спортивного мастерст­ва гимнаста является психическая травма — гимнаст теряет уве­ренность, у него появляется боязнь самого снаряда, выполнение упражнения в полную силу, что сдерживает его спортивный рост. После повреждения он длительное время будет бояться выпол­нять не только то упражнение, при котором получил травму, но к другие рискованные упражнения. Во время их выполнения у спортсмена, помимо воли, возникают защитные реакции, преодолеть которые очень трудно. Иногда педагогу-тренеру прихо­дится тратить много времени и усилий на преодоление этого пси­хологического барьера, применяя разнообразные методы и прие­мы. Бывает и так, что педагогу так и не удается преодолеть бо­язнь спортсмена перед тем или иным элементом. Меры предуп­реждения травматизма являются не только важным условием укрепления здоровья, но и обеспечивает последовательный рост физической подготовленности и спортивно-технического мастер­ства гимнастов.

Анализ травм, встречающихся на занятиях и соревнованиях по гимнастике, свидетельствует, что основными причинами трав­матизма являются:

1. Несоблюдение правил организации занятий и соревнова­ний по гимнастике.

2. Нарушение методики и принципов обучения и тренировки.

3. Недостаточный уровень воспитательной работы среди гим­настов.

4. Недооценка или неправильное применение приемов стра­ховки и помощи во время выполнения упражнений.

5. Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля за состоянием здоровья спортсменов.

6. Нарушение соответствующих требований к подготовке мес­та занятий или соревнований и отсутствие регулярной проверки состояния спортивного инвентаря и оборудования.

7. Несоответствие одежды и обуви.

Чаще всего травматические повреждения происходят вслед­ствие нарушения правил организации и методики проведения за­нятий. Неправильная организация учебно-тренировочного про­цесса, несвоевременное начало и конец занятий, неправильное их построение, низкий уровень дисциплины учеников (опоздание на занятия, невнимательность и несерьезность, невыполнение требований преподавателя и нарушение правил техники безо­пасности), а также нарушение методики обучения и тренировки создают условия для травматизма и несчастных случаев.

Несвоевременное и неорганизованное начало занятий не да­ет возможности как следует проводить подготовительную часть, всесторонне подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению сложных упражнений. Вслед­ствие этого могут быть растяжения и разрывы мышц, сухожи­лий и т. д.

Нарушение принципов последовательности и доступности час­то приводит к тому, что перед учениками ставят слишком слож­ные и непосильные задачи. Но, боясь показаться несостоятельным,гимнаст не отказывается от выполнения сложного упраж­нения, что часто приводит к срыву со снаряда с серьезным пов­реждением.

Гимнасты не всегда способны контролировать свои действия и возможности. Бывает и так, что под воздействием повышенно­го настроения, которое появляется после овладения каким-либо сложным элементом, гимнаст не чувствует утомления и готов повторять упражнение несколько раз: как следствие — срывы со снаряда и травмы.

Преподаватель должен предостеречь учеников от таких дей­ствий. Иногда гимнаст хочет танком от преподавателя продемон­стрировать перед своими товарищами какое-то сложное упраж­нение. Как правило, он это делает до занятий или после занятий, когда преподавателя нет. Действенным способом предотвраще­ния этих нарушений является систематическая работа среди уче­ников, воспитание у них сознательной дисциплины и ответствен­ного отношения к занятиям.

Одной из серьезных причин травматизма на занятиях по гим­настике является неправильное отношение к подготовке места занятий, к проверке состояния оборудования и инвентаря, к одеж­де и обуви спортсменов. Неправильное пользование гимнасти­ческими матами, небрежное отношение к установке перекладины, брусьев, колец, бревна и других снарядов может быть причиной серьезных травм. Поэтому преподаватель должен лично прове­рять состояние и подготовку того или иного снаряда к занятиям. Неплотно уложенные маты могут быть причиной повреждения голеностопных суставов. Ненадежно закрепленные винтами жер­ди брусьев или бревно могут во время выполнения упражнения внезапно опуститься и привести к падению гимнаста со снаряда. Неправильность подготовки подвесных систем (колец, поясов для страховки и пр.) также часто является причиной серьезных травм. Поэтому надо систематически проверять состояние гим­настических снарядов и срочно устранять неисправности.

Важной причиной травматизма является и отсутствие лечеб­ного контроля и самоконтроля. Иногда гимнаст приходит на за­нятия с плохим самочувствием из-за болезни или других откло­нений в состоянии здоровья. Не смотря на это, он старается вы­полнять все упражнения, что приводит к чрезмерному утомлению и очень часто заканчивается нежелательными последствиями. Чтобы предупредить такие явления, надо своевременно обра­щаться к врачу и советоваться с ним, а также сообщать препо­давателю о плохом самочувствии.

Самой распространенной причиной травматизма на занятиях по гимнастике является пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упраж­нений. Статистика свидетельствует, что случаев травматизма в работе молодых преподавателей и тренеров, которые не имеют необходимого опыта и не владеют в достаточной мере навыка­ми страховки, значительно больше, чем у опытных. Вот почему специалисты по гимнастике должны систематически и настойчи­во овладевать широким арсеналом приемов страховки, поддерж­ки и помощи во время выполнения сложных гимнастических уп­ражнений. Это важный фактор предотвращения травматизма и повышения спортивного мастерства гимнастов.

Устранить спортивный травматизм можно целым комплек­сом разнообразных мер предосторожности, которые составляют содержание техники безопасности во время организации и про­ведения занятий.

Организация и методика проведения занятий. Строгое соблю­дение основных дидактических принципов педагогики (сознательность, систематичность, наглядность, доступность и др.) создает благоприятие условия для всестороннего развития занимающихся и достижения высокого уровня спортивного мас­терства. Соблюдение педагогического правила — от простого к сложному — обеспечивает создание надлежащего двигательного фундамента, на базе которого успешно формируются новые слож­ные двигательные навыки, обеспечивается двигательный опыт, развивается координация, повышается способность управлять параметрами и ориентироваться во времени и пространстве.

Специфика спортивной гимнастики заключается в том, что в ее содержание входит очень большое количество самых разно­образных упражнений, которые требуют соответствующего уров­ня мышечной силы, ловкости, гибкости, решительности и многих других двигательных и морально-волевых качеств. Невозможно, например, выполнить упор руки в стор





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.32 (0.042 с.)