Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гимнастика в новое и новейшее времяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первые попытки гуманистов (Виторио да Фельтре и др.) возродить значение гимнастики как средства всестороннего развития человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. Однако в XV столетии, благодаря изучению античной культуры, снова стали возникать идеи, утверждавшие физическое воспитание наряду с умственным. Представители позднего гуманизма (Филельфо, Миркуриалис), отбрасывая принцип религиозно-схоластического воспитания и образования, указывали, что гимнастика должна содействовать всестороннему воспитанию человека. Иероним Меркуриалис в своем труде «Об искусстве гимнастики» подробно описал все виды упражнений того времени, систематизировал их и разделил гимнастику на три вида: военную, лечебную и атлетическую. Как врач по специальности, Меркуриалис особое значение придавал лечебной гимнастике, так как она укрепляет здоровье человека. Военную гимнастику он ставил на второе место по ценности, а третий вид, атлетическую, называл порочной, подвергал критике. Миркуриалис считался одним из первых теоретиков оздоровительно-гигиенического направления в гимнастике. В те же времена развивалось и другое— атлетическое направление, целью которого было развитие силы и ловкости с помощью овладения сложной техникой движений на коне, а также акробатических упражнений. В 1599 году известный французский акробат А. Туккаро опубликовал первое руководство по акробатике под названием «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Акробатика пользовалась большой популярностью. На городских и деревенских праздниках часто выступали акробаты, канатоходцы, прыгуны. Иногда эти выступления носили соревновательный характер. На одной из гравюр того времени изображена пирамида в шесть этажей, построенная из 18 человек. Профессиональная акробатика, широко распространенная в то время, оказала большое влияние на развитие гимнастики. В период перехода от феодализма к капитализму многие прогрессивные философы и педагоги предлагали ввести новую систему всестороннего воспитания молодежи с тем, чтобы новое поколение окончательно освободилось от влияния старых феодальных традиций и догм. В то время значительное влияние на развитие гимнастики оказали идеи передовых представителей буржуазии. Педагог, философ Ян Амос Каменский (1592-1670) в своем труде «Великая дидактика» изложил систему обучения, которая также касалась закономерностей связи умственного воспитания с физическим. Созданные им дидактические принципы до сих пор не утратили своего значения и лежат в основе этапов усвоения гимнастических упражнений, которыми пользуются в современной школе. Жан-Жак Руссо (1712-1778) свои педагогические воззрения изложил в труде «Эмиль, или О воспитании». Руссо рекомендовал пользоваться гимнастическими упражнениями в широком диапазоне: для развития органов чувств, управления движениями, соизмерения своих сил, умения бегать, прыгать, метать, плавать, выполнять упражнения и преодолевать препятствия в естественных условиях природы. Он призывал использовать силы природы для закаливания, всестороннего физического развития и совершенствования всего организма. Известное значение для развития гимнастики имели взгляды Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Он считал, что физическое воспитание должно начинаться в семье с самого раннего детства, где родители, помогая младенцу сначала стоять, а затем делать первые шаги, осуществляют тем самым «естественную домашнюю гимнастику». Он говорит, что очень важно развивать силы и способности, заложенные в ребенке от природы. На этой основе Песталоцци предлагал ввести в школе «Элементарную гимнастику», выполняемую ребенком в бытовой обстановке и в процессе его трудовой деятельности. Особая роль Песталоцци в развитии гимнастики состоит в том, что он разработал метод расчленения сложных движений на составные элементы и их различные сочетания. Взгляды Руссо, Песталоцци и других прогрессивных мыслителей того времени были подхвачены в ряды западных стран буржуазной интеллигенцией, которая начала создавать свои системы физического воспитания человека. Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что обусловлено было общественными запросами. Способы, ведения борьбы требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи. В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики: гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека); Атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе на гимнастических снарядах); прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне). Конец XVIII — начало XIX века характеризуется увеличением системотворчеством во всех отраслях знаний — природоведении, философии, правоведении, политике. Поэтому нет ничего странного в том, что филонтрописты Фит (1763-1836) и Гуте Мутс (1759-1839) стремились к созданию, стройной законченной системы гимнастики. В-общем эта попытка им удалась, если учитывать условия той эпохи. Никто еще до них не собирал такого большого и разнообразного материала по физическому воспитанию, никто не смог так тщательно его систематизировать. Из двух названных филонтропистов наибольший успех выпал на долю. Гутс-Мутса. Это в значительной степени объясняется его некоторыми субъективными качествами — практицизмом, близостью к реальной жизни, способностью легко ориентироваться в окружающей общественной среде и быстро откликаться на ее запросы. Книга Гуте Мутса «Гимнастика для юношества» (Шпепфенталь, 1793) выдержала несколько изданий и нашла распространение не только в Германии, но и за ее рубежом. Фит был склонен к отвлеченному мышлению, к философским обобщениям. Его «Опыт энциклопедии физических упражнений» (Берлин, 1795) стал достижением лишь небольшого круга читателей-интеллигентов, Гутс-Мутс и Фит были бы забыты даже современниками, если бы первые годы XIX века не всколыхнула буря наполеоновских войн. Для борьбы с Наполеоном, провозгласившим себя императором Франций, нужна была здоровая, сильная и крепкая молодежь. Возникла потребность в гимнастике. Почву для нового расцвета гимнастики к этому времени успели подготовить фи-лантрописты. Система Гутс-Мутса дала две ветви. Одна из них укрепилась на немецкой земле и развивалась здесь в так называемый турнен, создателем которого считают Фридриха Людвига Яна (1778-1852). Система Яна была расчитана преимущественно на немецкую университетскую молодежь. Другая ветвь системы Гутс-Мутса пересекла границы Германии, проникла в Данию и оттуда попала в Швецию, где Пер Генрих Динг (1776-1839) трансформировал ее в своеобразную по форме и содержанию гимнастическую систему. Она и поныне известна во всем мире под названием «шведская гимнастика». Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778-1852). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Основу системы составляли упражнения на ска-рядах и военные игры, так как они, по мнению.Яна, лучше развивали физические силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников — турнерами. Позднее немецкую гимнастику стали называть «турнен». Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. П. Линг (1776-1839) начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. Дания была тогда одной из первых стран Западной Европы по распространению гимнастики. В 1813 году по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал. Его сын Р. Линг (1820-1886) продолжал дело начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение. Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. Она связывала инициативу преподавателя, хотя многим казалось научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности шведской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе в России. Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Аморос (1770-1848). Он был знаком с системой военно-физической подготовки А. В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях — ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метание, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестница, канаты, шесты, заборы). Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схемы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным; на занятиях учитывались индивидуальные особенности учеников. Были указания на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, изменяя скорость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики использовались в русской армии. Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. в связи национально-освободительной борьбой славянских народов находящихся в составе Австро-Венгрии.В Чехии возникло «сокольское движение» и стала создаваться сокольская система гимнастики. Ее основателем был профессор эстетики и Истории искусств Пражского университета М. Тырш (1832-1884) — представитель патриотически настроенной либеральной буржуазии,, стремившейся к освобождению своей родины из под австрийского гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в., но ни одну из них не считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки парода страны к национально-освободительной. борьбе. Сокольская гимнастика по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами и без них, пирамиды, упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы. Урок Сокольской гимнастики состоял из трех частей: В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (палкой, гантелями и др.). Во второй (основной) части выполнялись упражнения на снарядах, прыжки, боевые упражнения и др. В третьей (заключительной) части обычно применялись ходьба, умеренный бег, игры. Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечила успех сокольской гимнастики во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики. Указанные системы имели классовый характер и национальные традиции. Отрицательным было то, что они односторонни, их авторы не понимали педагогического значения гимнастики, им характерен империзм. Элементы гимнастики в быту народов России, как и других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Праздничные развлечения включали выступления скоморохов, акробатов. В Средней Азии большой популярностью пользовались канатоходцы. У некоторых народов Кавказа использовались упражнения с большими тяжестями, служившими средствами разминки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете верховая езда и вольтижировка. Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В гвардейских полках созданных Петром I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным навыкам и умениям. По указу Петра 1 гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершенствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адмирал Ф. Ушаков и др. А. В. Суворов (1730-1800) создал свою систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. Применялись с этой целью бег, преодоление препятствий, переноска предметов, штыковой бой. Традиции А. В. Суворова продолжил М. И. Кутузов. Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830-1915). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.242 (0.009 с.) |