ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ УРОКА



В подготовительной части урока решаются многочисленные задачи. Их можно объединить в две группы: 1. Физиологические, куда относятся:

а) Подготовка Ц. Н. С. и вегетативных функций учеников к предстоящей работе.

б) Восстановление возможной подвижности в суставах.

в) Подготовка двигательного аппарата к действиям, требую­щим значительных мышечных напряжений в основной части уро­ка.

Решив эту группу задач, мы повышаем работоспособность учеников, подготавливаем их к выполнению основной учебной ра­боты, обеспечиваем предупреждение травматизма.

Вторую группу задач подготовительной части урока состав­ляют образовательные задачи. Сюда относятся: а) Формирова­ние у занимающихся умений выполнять двигательные действия с различными заданными параметрами, б) Овладевание школой движений, гимнастическим стилем выполнения упражнения.

Физиологические задачи в каждом уроке гимнастики нужно решать в полной мере, т. к. состояние готовности к выполнению упражнений основной части урока, не может сохраниться про­должительное время. Иначе дело обстоит с образовательными задачами. В зависимости от местa урока в учебном плане, состава занимающихся и других условий проведения занятий, обра­зовательные задачи можно решать на одних уроках в большей, на других в меньшей мере. Так на занятиях гимнастикой в предзачетных уроках или, если в зале недостаточно тепло (ниже 17°С) подготовительную часть урока целесообразно подчинить задачам разминки — решениюфизиологических задач. Во всех других случаях на занятиях гимнастикой образовательным за­дачам надо уделять не меньше времени, чем собственно — раз­минке. Но даже в тех случаях, когда подготовительная часть в общем посвящена разминке, в ней решаются и o6разовательные задачи. Требуя от учеников выполнения упражнений с оттяну­тыми носками, прямыми ногами, с красивой осанкой, учитель тем самым формирует гимнастический стиль выполнения упраж­нений. Задачи подготовительной части урока решаются разно­образными средствами: строевыми упражнениями, общеразвивающими упражнениями без предметов, с предметами, отягощени­ями; упражнения в сопротивлении, на гимнастической стенке, скамейке. При подборе упражнений, важно чтобы они оказыва­ли разностороннее влияние на организм занимающихся. Здесь целесообразно давать упражнение умеренной интенсивности, т. к. слишком интенсивное выполнение упражнения в подготовительной части урока может снизить работоспосоность учеников в основной части. В связи с этим в подготовительной части не следует обращать серьезное внимание на развитие таких качеств, как сила, выносливость. Выбор упражнений для подготовитель­ной части урока зависит от условий проведения, от задач урока и от состава занимающихся. Если основное назначе­ние подготовительной части сводится к разминке, то количество упражнений будет меньше, а форма их проще. Времени на их выполнение будет отводиться меньше. 5-7 мин, средний возраст и 10-12 мин. старший возраст. Если необходимо в подготовительной части решать и образовательные задачи, то количество упражнений увеличивается и время на их выполнение отводится больше. Между задачами которые решаются в подготовительной части урока, должна быть предусмотрена определенная логи­ческая взаимосвязь, обусловленная как физиологическими фак­торами, так и смысловой последовательностью упражнений. При составлении комплексов О. Р. У., руководствуясь принципом постепенности, придерживаются следующего порядка: сначала упражнения типа подтягивания, упражнения для рук, плечевого пояса, упражнения для туловища, ног, смешанного характера, сочетающие одновременные движения ногами, туловищем, ру­ками, прыжки, бег, ходьба, упражнения на расслабление. По ха­рактеру физических нагрузок и по координационным механиз­мам, упражнения подготовительной части должны соответствова­ть предстоящей деятельности в основной части урока. Для этого в состав упражнений включаются специальные имитационные и подводящие упражнения.

В зависимости от задач урока, подготовительности занима­ющихся и условий его проведения комплекс упражнений подго­товительной части урока можно провести раздельным, поточным или проходным способом.

Раздельный способ характеризуется наличием пауз между упражнениями комплекса, а также относительным постоянством места действия занимающихся. Этот наиболее доступный способ проведения упражнений широко применяется в практике школы. Для создания представления об упражнении применяется: «по­каз», «рассказ» или одновременный «показ и объяснение». Ко­манды подаются следующие: «исходное положение принять», «упражнение начинай!», «Стой!». Этим способом хорошо прово­дить подготовительную часть урока с учениками младших и средних классов, а также когда подготовительная часть посвяще­на в большей своей части решению образовательных задач. При проведении упражнений этим способом создаются благоприят­ные условия для исправления ошибок. Недостаток этого спосо­ба в том, что на создание представления об упражнении тратит­ся много времени и как следствие не высокая моторная плот­ность подготовительной части урока.

Поточный способпроведения подготовительной части заклю­чается в том, что все упражнения комплекса или отдельные его части выполняются непрерывно без остановки. Этот способ по­вышает плотность занятий, активизирует деятельность Ц. Н. С. Поточным способом обычно проводят упражнения с подготов­ленными учениками и когда основное направление подготови­тетельной части — разминка. При составлении комплекса упраж­нений, проводимых поточным способом следует использовать знакомые занимающимся упражнения и удобные переходы от одних упражнений к другим. Преподаватель, предельно кратко называет очередное упражнение в момент выполнения учениками предыдущего в том же темпе и ритме. Чтобы учащие­ся не сбивались во время объяснения, нужно, называя очередное упражнение, выполнять то, которое делают ученики. Показы­вать новое упражнение нужно тогда, когда класс начнет его вы­полнять. Для перехода к следующему упражнению подается ко­манда: предварительная (на счет 1,2) «последний раз!» и ис­полнительная (на счет 3,4), «Наклоны можно!», «с правой мож­но», «приседы можно» и т. д. Недостаток — трудности в исправ­лении ошибок.

Проходной способ проведения упражнений заключается в том, что упражнения выполняются на ходу или со значительным пе­ремещением занимающихся. В связи с этим увеличивается крут упражнений и возможность варьирования в комплексе прыжков, танцевальных и акробатических упражнений. Объяснение, показ, команды для начала и окончания выполнения упражнения те же, что и в обычном способе.

1) 1-4 — три шага вперед и приставить ногу.

5-8 — поочередные взмахи ног в сторону.

2) На четыре счета два шага вперед, темповый подскок и пере­ворот в сторону.

 

Основная часть урока

В основной части урока решаются главные его задачи:

1) Воспитание физических и морально-волевых качеств учащих­ся.

2) Формирование жизненно необходимых и специальных двига­тельных навыков.

В этой части урока учащиеся выполняют упражнения, требу­ющие от них значительных мышечных и волевых напряжений, а также овладевают упражнениями сложными по координации. Для решения этих задач в основной части урока применяются, в зависимости от состава занимающихся, следующие виды гим­настических упражнений:

1. Упражнения на гимнастических снарядах, прыжки, лаза­ния, перелазания, равновесии, акробатические упражнения и уп­ражнения повышенной интенсивности. При проведении упражнений основной части урока учитель должен владеть разнообраз­ными методами и методическими приемами обучения.

1. Для создания предварительного представления об упраж­нении от преподавателя требуется умение сочетать показ, рас­сказ, применение наглядных пособий и первых пробных попыток
(опробывание). Предварительное ознакомление с новым упраж­нением осуществляется путем показа и краткого образного объ­яснения основ техники, которое целесообразно дополнять демон­страцией наглядных пособий. После этого ученику обычно пред­лагают выполнить упражнение. На уроках разучиваемое упраж­нение показывает учитель, но иногда прибегает к помощи специ­ально подготовленных учеников. Показ упражнения дает пред­ставление о пространственно-временных параметрах движения. На занятиях с начинающими показ должен соответствовать воз­можностям занимающихся, чтобы ученики не сосредотачивали внимание на недоступных деталях техники. Например: вначале обучения прыжку ноги врозь через козла не следует показывать прыжок с полным разгибанием, так же как и в обучении кувыр­ку прыжком в акробатике, полет следует показывать вначале без прогибания.

Объяснение основ техники упражнения должно быть направ­лено на раскрытие внутренней структуры упражнения, на харак­теристику динамики мышечных усилий в процессе его выполне­ния. Рассказывать нужно не о том, что делать, а о том, как и по­чему именно так надо делать. Рассказывая о технике двигатель­ного действия учитель должен учитывать знания и опыт своих учеников. В объяснениях надо избегать многословия. Сопровож­дая показ демонстрацией наглядных пособий, нужно акцентиро­вать внимание учеников на главных компонентах техники. Пер­вые пробные попытки выполнить упражнение позволяют судить о том, как ученик понял двигательную задачу. В зависимости от этого учитель намечает дальнейший путь, обучения упражнению. В практике применяются два метода обучения — целостный и расчлененный. Целостный метод применяется, когда упражнения простые, нетрудные для усвоения; расчлененный — применяется при разучивании сложных упражнений.

2. Чтобы упражнение было доступным каждому занимающе­муся, преподаватель для облегчения двигательной задачи под­бирает подводящие упражнения и оказывает помощь «проводкой».

3. Преподаватель должен уметь оценивать качество выпол­нения упражнения. Каждую очередную попытку нужно сравнить с предыдущей.

4. Преподаватель должен уметь устранять ошибку. Важно увидеть не саму ошибку, а причину ее возникновения.

5. Преподаватель должен обезопасить выполнение упражне­ния (подготовка мест занятий, страховка).

6. Учитель должен уметь правильно строить порядок решения двигательных задач с учетом динамики работоспособности уче­ников. Начинать основную часть урока следует с упражнений,
требующих тонкой координации движений, затем больших уси­лий, и наконец выносливости.

7. Продуктивность занятий на гимнастических снарядах зави­сит от правильного чередования видов многоборья. Следует плани­ровать работу учеников так, чтобы после выполнения упражне­ний в упоре ученики переходили к выполнению упражнений в висах и наоборот.

8. Не следует планировать на одном занятии разучивания но­вого материала в каждом виде многоборья. Обычно рекоменду­ют делать так: на одном снаряде идет процесс разучивания; на
другом снаряде идет процесс совершенствования и выполнения упражнения повышенной интенсивности.

При проведении многих видов упражнений основной части урока, на объяснение, показ, исправление ошибок, поочередное выполнение упражнений затрачивается много времени, что ве­дет к уменьшению плотности урока. В результате занимающие­ся хотя и овладевают двигательными навыками и умениями, фи­зические качества развиваются у них очень медленно. Для по­вышения результативности занятий, для развития силы, быстро­ты выносливости, гибкости в основную часть урока необходимо включать упражнения повышенной интенсивности (подтягива­ния, отжимания, упражнения с сопротивлением). На эти упраж­нения требуется относительно немного времени, они могут быть проведены с очень высокой плотностью и эффективностью, если конечно будут выполняться в полную силу. Для этого учеников следует убедить в пользе таких упражнений и требовать точного их выполнения.

Для повышения продуктивности занятий на гимнастических снарядах учеников следует размещать так, чтобы: 1) Им было удобно наблюдать за выполнением упражнений своими товари­щами. Наиболее удобно такое место, откуда ученики видят вы­полнение упражнения в профиль. 2) Чтобы посторонние раздра­жители не отвлекали внимание занимающихся от основного уро­ка. Каждый занимающийся должен повторить заданное упраж­нение оптимальное число раз. Чем больше ученик повторяет уп­ражнение, тем результаты будут лучше, В. одном подходе целесообразно сделать 2-3 попытки подряд. Интервал отдыха между упражнениями должен быть достаточный для того, чтобы восста­новить силы, обдумать выполнение своих действий, но не боль­ше, т. к. продолжительный отдых делает урок скучным.

В зависимости от задач урока, состава и подготовленности занимающихся, наличия инвентаря и оборудования обучения в основной части урока организуют следующими способами: фронтальным — когда ученики одновременно выполняют одно и то же задание под руководством учителя. Обычно при таком спосо­бе проведения основной части занятия в качестве средств используются сравнительно простые знакомые упражнения, не связанные с опасностью их выполнения упражнениями. Это могут быть простейшие акробатические упражнения, танцевальные элемен­ты, упражнения повышенной интенсивности.

При групповом методе класс делится на отделения, которые могут выполнять упражнения на разных снарядах, или разные двигательные задания с последующей сменой мест занятий. Ко­личество отделений определяется по числу снарядов, включен­ных в план урока. Для обеспечения большей плотности урока класс делят на отделения по 8-10 человек. С учетом подготовленности учеников. Сильных объединяют с сильными и наоборот. Это позволяет более конкретно планировать работу.

При индивидуальном методе учитель дает задание каждому ученику для самостоятельного выполнения. (Применяется в ос­новном в секционных уроках).

При поточном методе комплексы двигательных действий вы­полняются непрерывно или с незначительным интервалом.

В настоящее время в школьной практике с детьми младших классов применяют чаще фронтальный метод проведения уроков гимнастики. В среднем и старшем школьном возрасте заня­тия проводятся преимущественно групповым методом. Для уроч­ных форм организации занятии гимнастикой, типично комплекс­ное использование перечисленных методов. Подготовительная и заключительные части урока проводятся фронтальным методом, основная часть — групповым, поточным или индивидуальным способом.

Заключительная часть урока служит для- приведения орга­низма в относительно спокойное состояние, для подведения итогов. Содержание заключительной части должно способство­вать постепенному снижению нагрузки. При этом нет необходи­мости добиваться приведения функций организма учеников, к уровню имевшему место до урока, да это и не всегда представля­ется возможным. Подбор упражнений для заключительной части урока во многом зависит от общей нагрузки и содержания ос­новной части урока. С учетом физиологических основ активного отдыха можно использовать легкие и средние по интенсивности упражнения. При подборе упражнений для заключительной час­ти урока надо отдавать предпочтение тем, которые противопо­ложны по своему воздействию, упражнениям применяющимся в основной части урока. Хороший эффект дают: ходьба, упраж­нения в расследовании, упражнения на осанку, отвлекающие уп­ражнения (на внимание, спокойные игры). Продолжительность заключительной части 3-5 минут.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.192.104 (0.01 с.)