Изобразительный, музыкальный, литературный ряд на уроках изобразительного искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительный, музыкальный, литературный ряд на уроках изобразительного искусства.



 

По Пьянковой

В задачи образовательной области «Искусство» входит воспитание учащихся как зрителей,
слушателей, читателей художественных произведений (+ развитие способности самостоятельно
постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений).
Можно говорить о разных типах взаимодействия искусств в образовательном пространстве. В
основном используются либо внешние межпредметные связи, когда уроки и программы строятся на
нахождении общего в произведениях разных искусств, в способах их создания, в характере
взаимодействия (интерпретации, переклички и взаимные «рефлексы» разных искусств, напр.
Народное искусство или Романтизм), либо внутренние межпредметные связи, когда уроки и
программы строятся на общности эстетических категорий (ритм, контраст, гармония и т д).
Одна из форм выражения — преподавание отдельных видов искусства на полихудожественной
основе (с привлечением аналогов из других видов искусства). Т.о. целесообразно использовать
изобразительный, музыкальный и литературный ряд на уроках ИЗО. Особенно это важно в средней
школе (5-9 классы), когда происходит формирование целостного представления о видах и жанрах
изобразительного искусства, их связях с жизнью, о соц. роли ИЗО, о его связи с другими видами
искусства. В программе Неменского есть рекомендации к отдельным урокам.
Визуальный ряд включает в себя всё, что может увидеть ребенок — от одежды учителя до
интерьера.

Наглядные пособия (позтапное изображение)


11. Художественные материалы и техники в практике обучения изобразительному искусству.

Нужно разобраться, какие искусства являются ИЗО, а какие нет. По морфологии
(разделению) искусств к ИЗО искусствам относятживопись, рисунок и скульптуру.
Они не функциональны, тогда как архитектура, дизайн, ДПИ имеют
функциональный характер. В практике же обучения идет смешение ИЗО и не ИЗО
искусств. Это привело к многообразию используемых материалов и техник.
Большое значение в этом вопросе играет учебное заведение. В школе будут
использованы одни материалы. Например, разнообразие материалов
представлены в программе Неменского: акварель, сангина, фломастер, тушь.
Здесь больший уклон делается на разностороннем развитии детей. Для
маленьких детей материалы простые, доступные, безопасные. В училище с более
профессиональным обучением используются соответствующие материалы: ко
многим другим материалам, используемым для обучения в более раннем
возрасте, добавляются масляные краски. В ВУЗе же происходит более глубокое
обучение, направленное на применение умений и навыков в жизни.
Значение имеет также и возраст детей. В 6-10 лет развивают мелкую моторику
пальцев„используя глину, пластилин, керамопласт, тесто. Занимаются
аппликацией, цветоведением, цветосмешением, много рисуют по памяти.
Рисование гуашью яркое, эмоциональное. Используется словесное рисование для
обрисовывания каких-либо ситуаций, плоскостное рисование при изучении ДПИ и
графики. Мышление у детей в этом возрасте образное.
В 10-15 лет детям характерно абстрактное мышление. Хороши новые техники,
коллективные работы (роспись стен, декорации в театре). Здесь важен результат,
поэтому нужно устраивать выставки после выполнения задания. Дети в этом
возрасте очень критично относятся к своему творчеству. Можно использовать
такие техники как соединения граттажа, живописи и линии. Нетрадиционные
техники с использованием не ИЗО материалов: из бутылок.
В 15-17 лет художественное творчество становится индивидуальным. Хорошо
использовать гелиевые ручки, создавать коллажи, заниматься дизайном.
Нужно обязательно сказать о культуре и эстетике материала и аккуратности при
его использовании


12. Урок изобразительного искусства, его виды.

Характерные признаки современного урока изобразительного искусства:

— художественность (целостность, образность, ассоциативность, эмоциональность)

— активное расширение опыта эмоционально-целостных отнашений

— развитие форм художественного вооб ражения

— акцент на развитие эмоциональной отзывчиво и учащихся

--- развитие худ-тврч способностей

— сотворчество ученика и учителя в процессе создания
— функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во

время свободного, заинтересованного диалога,
— свободная интеграция с другими видами художествен-но-эстетическои деятельности,

— диалог ученика и учителя, основанныи на едином об-разном языке искусства;

изобразительного искусства ткабицет), современные средства и оборудавание.

Дополнительные формы учебной работы:

— пленэр, когда учебные задачи требуют практического

освоения особенностей языка живописи в условиях ес-тественной среды,

— экскурсия, сопряженная с выходом за пределы школы

для изучения предметов и явлений в их естественном

виде тмузей, выставочныи зал, парк и т.п.);

— консультация, смыслом которой является проработка

неясных, трудных вопросов;

— дополнитепьные занятия, на которых группои или ин-дивидуально учащиеся могут восполнить пробелы па

тои или инаи теме

Общая функция современного урока — целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения

Триединая цель урока – основа целесообразной деятельности на уроке, оно определяет характер взаимодействия учител и учеников на уроке, реализуется в деятельности учителя и учеников, достигается при обоюдном стремлении к ней обеих сторон.

Познавательный аспект склад. из следующих требований:

- учить и научить самостоятельно добывать знания

- добиться того, что бы знания учащихся были глубокими, осознанными, системными

- формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма

- формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности

- формировать то, что учащийчя должен познать, уметь в результате работы на уроке

Типы уроков

- урок постижения новых знаний

- урок формирования и закрепления

- урок контроля и коррекции

- урок обобщения и систематизации

- комбинированный (смешанный)

Урок — основная структурная единица учебного процесса в школе. Она характеризуется постоянным составом обучаемых групп, относительно стабильным составом педагогов, предметной системой обучения и относительной структурной законченностью определенного цикла обучения (проверка пройденного, изучение нового, упражнения, контроль усвоения).

Традиционно типология уроков чаще всего строилась на основе полноты представленности (состава) его структурных элементов. При таком подходе выделяют следующие типы уроков: вводный, изучения нового материала, закрепления знаний и упражнений (выработки и совершенствования умений и навыков), повторительно-обобщающий, контрольно-проверочный. И конечно, наиболее распространенный — комбинированный урок, содержащий все или несколько структурных элементов.

По ведущему методу выделяют урок-лекцию, урок-диспут, киноурок (или видео-), игровой урок, урок-путешествие и др.

Урок – лекция – форма, которая предполагает погружение обучающихся в предлагаемую тему; уроки, рассказывающие всё крупными блоками и дающие экономию времени для творческой работы.

Наконец, по дидактическому замыслу (подходу) наряду с традиционными видами урока (комбинированным, информационным, проблемным) выделяют урок объединенного типа («липецкий»), интегрированный (межпредметный) урок, проблемный урок и ряд других.

Урок — учебный час, посвященный отдельному предмету.

С. И. Ожегов. Урок существует столетия, отвечая требованиям современной культуры, изменяя принципы и
методы организации. Урок не самоцель, а инструмент воспитания и развития личности.

Целеполагание — важный момент организации учебного процесса, когда формируются цели.

Цель — заранее заданный результат, который надо получить после выполненных задач. Цель урока
формируется из общих задач воспитания личности в обществе. Ясное понимание задач помогает
составить четкую структуру урока

Структура урока — зто взаимосвязанные составные части: организационная, дидактическая,
методическая, психологическая. Современный урок имеет подвижную структуру.


13. Подготовка учителя к уроку изобразительного искусства. Конспект урока.

Подготовка учителя связана с общей культурой и его педмастерством.

Конспект урока — это краткое содержание основных этапов (взаимосвязанных частей), выполнение
которых есть достижение цели урока.

Виды конспекта: - план, - план-конспект, - сценарий, - проект, - программа.

Виды конспекта отличаются структурой содержания. В «плане» указывается: класс, дата, тема,
цель, ход урока, время для с1р. «План-конспект» фиксирует основные моменты управления
познавательной деятельности учащегося:

- кого и когда спросить,"

- где вводить проблему;

- переход к следующему этапу.

«Сценарий» урока содержит введение, основную часть и заключение. «Проект» составляется на
основе главной цели урока. «Программа» содержит в себе подробное описание отдельных
элементов урока.

Конспект удобно составлять, синтезируя виды, что обогащает урок


14. Дидактические проблемы урока изобразительного искусства в школе.

 

В современных образовательных учреждениях существует проблема в построении урока. Многое зависит от учителя, от его постановки основных задач, требований в усвоении материала, умения использовать наглядных пособий на уроке. Также от его умения владеть методиками и методами обучения.

Дидактика призвана помочь педагогу найти ответы на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить, как учить? Вопросы, несомненно, сложные, на которые нельзя дать однозначных ответов. Особенно труден вопрос: «Как учить?» ибо нельзя дать готового рецепта, найти обобщенного алгоритма в виду гибкости и подвижности и индивидуальности двух важнейших составляющих обучения – педагога и обучаемого.

Но вместе с тем, дидактика предполагает понимание сути и закономерности обучения, принципы и подходы, систему методов и средств, реализации поставленной задачи.

Первое противоречие — между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, интеллектуальной деятельности, эмоционального реагирования, развития каждого учащегося. Это противоречие чаще всего выливается в поиски усредненных вариантов обучения и использование определенных компенсирующих способов работы (консультаций, дифференцированных заданий) для наиболее слабых и наиболее сильных учащихся.

Второе противоречие — между регулярностью прямой (от учителя к ученику) и нерегулярностью, эпизодичностью обратной (от ученика к учителю) связи: ученики все время получают от учителя информацию, задания, указания, инструкции, учитель воздействует на них самим стилем поведения, авторитетом, подходом; сам же учитель только выборочно, во время беседы, выслушивания ответов, наблюдения или эпизодически (самостоятельная работа, зачет, экзамен) получает информацию о работе, затруднениях и успехах своих учеников. В силу этого значительно снижается управляемость учебным процессом, увеличивается число педагогических просчетов и ошибок, и прежде всего непопаданий «в зону ближайшего развития» ученика.

Третье противоречие — между задачами развития разносторонней активности, в том числе практически преобразующей, задачами включения школьников в реальную жизнь и подготовки их к завтрашней жизни, творческому труду и преимущественно вербальным характером обучения. Учащиеся слушают, читают, смотрят, решают задачи, в лучшем случае мыслят и чувствуют, сидя за партой, воспринимая и выражая все через слово. Формированию практической преобразующей деятельности коллективное обучение на уроке способствует мало.

Четвертое противоречие — между реальным объемом конкретного учебного материала, времени, необходимым для его изучения, и стандартным «размером», временными рамками урока. Отсюда и так называемые сдвоенные уроки, и неоднозначно оцениваемые «погружения» в учебный предмет, когда в какой-то период учебного года определенному предмету отдается большее количество времени.

Чтобы урок был эффективным, педагог должен находить способы постоянного разрешения его ведущих противоречий. От степени полноты, исчерпанности разрешения противоречий зависят гармоничность урока, всей системы уроков, а в конечном счете эффективность обучения.

Наконец, следует указать еще на некоторую искусственность урочной формы обучения. В реальной жизни ребенок общается не только со сверстниками, но и со старшими и младшими детьми, радуется, огорчается, переживает разнообразные жизненные ситуации. На уроке он должен «отключиться» от реального мира, уйти в иной, в чем-то искусственный мир, что не всегда получается, особенно у младшего школьника. А быть может, это вообще далеко не всегда продуктивно. Не случайно в гуманистической педагогике принцип связи обучения с жизнью трактуется не в узкоприкладном ключе (опереться на жизненный опыт и научить применять знания), а в нравственно-созидающем, воспитательном плане: урок как кусок жизни, который ребенок должен прожить полноценно со всеми своими заботами и радостями (Ш.А. Амонашвили).

Дидактика-часть педагогики,разрабатывающая проблемы обуч-я и образов-я.Основн.задачидидактики-разработка проблемы:чему учить и как учить, когда,кем,кого и зачем учить. Основоположник Я.А.Каменский. Системы принципов обучения включ.в себя след.проблемы:10 НАГЛЯДНОСТЬ это один из древнейших принципов.Благодаря зрению мы получаем в 5 раз больше инф.,чем органы слуха и в 13 раз больше,чем с помощью тактильных ощущений. К правилам этого принципа относ:-запоминаие по картинкам происходит легче и быстрее,чем на словах.-золотое правило дидактики Каменского"Все,что только можно,необходимо представлять для воспитания чувствами,а именно:видимое,слышамое и т.д..-понятие абстракции доходят легче,когда подчеркиваются наглядностью. 2)СОЗДАНИЕ И АКТИВНОСТЬ в его основе лежит закономерность стимулирования обучения-продуктивность обучения зависит от внутр.стимулов-мотивов.3)ДОСТУПНОСТЬДоступным для чела явлю лишь то,что соотв.его сокровищу,т.е.объему накопленных ЗУН,способов мышления(1-ое правило-необходимо исходить из уровня подготовки и развития учащ.,опираясь на их возможности2-е-для доступности широко используйте аналогию,сравнение,сопост..3-е-четко формируйте понятия,обучайте образно,избегая монотонности.4)НАУЧНОСТЬЭтот принцип требует,чтобы ученикам давали именно научные знания(реализ-ть этот принцип необходимо опираясь на новешие достижения педагогики,методики и т.д.;разумно использовать логику,смелее вводить абстракцию)5)СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЧелов только тогда обладает действ. знанием,когда у него в мозгу отражается четкая картина действительности внешного во всей системевзаимосвязи понятий,когда знания последовательны и систематичны.

6)СВЯЗЬ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ.Эффективность и кач-во обучения проверяются,подтверждаются и направляются практикой.7)ПРИНЦИП ПРОЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЙ ЗНАНИЙПрочность зависит от формы изложения учебного материала,методов обучения,времени,памяти,мотивац.-ых и других фактов (правила-не заучивать материал,имеющий вспомогательный хар-р,а пользоваться словарями,справочниками-не приступать к изучению нового,не создав интереса и положит.отношения к нему-в состоянии успеха запоминается лучше материал.-важная форма упрочнения знаний-их самост.повторение.8)ПРИНЦИП УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙнаходить подод к каждому.
Не знаю, то ли, но другой информации нет.Если у кого есть, сообщите на стене о дополнении ответа


15. Критерии оценки учебных и творческих работ обучающихся.

1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:

Уровень художественной выразительности тип Критерии оценки
Замысел Рисунок
  Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень
  Показатели для 1 типа, но менее яркие Показатели для 1 типа, но менее выражены
Уровень фрагментарной выразительности   Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений
  Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень
Дохудожественный уровень   Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции
  Стереотипный Репродуктивный

5. Графичность осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами

Анализ урока учителем - критический анализ собственного урока, показывающий способность и умение вынести точную оценку самому себе и учить этому школьников. Критическое отношение к своей работе - это умение не только выделять недостатки и исправлять их, но и видеть положительное и закреплять его. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать свою педагогическую деятельность.
Как правило, самоанализ осуществляется уже в ходе подготовки урока, в его предвидении, затем в ходе самого урока, когда учитель осуществляет самонаблюдение, самообобщение и самоконтроль. После урока самоанализ осуществляется ретроспективно, когда урок уже дал результаты. В теории и практике используется много самых различных видов анализа урока.
Наиболее часто употребляющиеся:
1.Дать характеристику класса, в котором будет или уже проведен урок.
Необходимо проанализировать количество и возраст детей, их психолого-физиологические особенности, уровень их подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотношения детей между собой, интерес к предмету и др.
2. Охарактеризовать тему урока, ее место в системе учебных занятий (характер связи урока с предыдущими и последующими уроками) по данной теме, степень ее сложности.

3. Обосновать формулировку темы урока, триединой цели и задач урока, способа доведения их до учащихся.Опираясь на характеристику класса, определить, чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, какое вспитательное воздействие оказать на учащихся, какие качества начать, продолжить или закончить развивать.
4. Охарактеризовать замысел урока (план).Что собой представляет содержание учебного материала, как будут усваивать его ученики.
5. Выделить главный этап урока, показать, как другие этапы работают на главный этап.
6. Выделить наиболее успешный этап (или фрагмент) урока.Определить почему он оказался наиболее успешным.
7. Дать оценку успешности достижения цели урока. Какие условия определили успешность занятия.
8. Проанализировать результат урока во взаимосвязи с поставленными дидактическими задачами. Особое место в этом занимает анализ детских работ, который может выявить трудности учащихся в освоении тех или иных художественных знаний, умений и навыков, показать возможные медотические ошибки учителя в преподавании учебного материала, открыть новые возможности реализации учебного материала в практических работах детей.
9. Оценить атмосферу урока: взаимоотношения в звеньях "учитель - класс", "учитель - микрогруппы", "ученик - учитель", "ученик - ученик".

Оценка выставляется За самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельности ребенка на уроке, за выполнение разного рода промежуточных работ, за активную работу на уроке, за теоретические знания по предмету и т.д., т.е. следует определить триединые задачи оцениваемой работы.
Оценка предусматривает постепенное системное овладение содержанием предмета. Планируя педагогический процесс, учитель знает, на каком уроке он может требовать овладения определенными знаниями, умениями и навыками, а на каком такие требования будут преждевременны. Выставляя оценку, учитель должен помнить, что он оценивает не столько работу ребенка, сколько результат собственной педагогической деятельности.
Как выставляется оценка?
Оценка изобразительной деятельности ребенка, так же как и оценка любого произведения изо, носит в достаточной степени субъективный характер, потому что в нее входит понимание уровня художественности. Критерии, которыми руководствуется учитель при оценивании детских работ, должны быть понятны учащемуся и приняты им. Такое понимание художественно- эстетической ценности своей работы возможно у ребенка при систематической организации учителем открытых индивидуальных и коллективных оценок работ, когда они качественно оцениваются в отношении композиционных особенностей, колористического решения, средств создания художественного образа и т.д. В этом случае дети достаточно быстро овладевают техникой оценочного анализа учебной работы, что становится активизирующим фактором их художественного развития.
Конечный результат урока складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока.


16. Самооценка деятельности учителя изобразительного искусства.

 

В А Сухомлинский считал, что, если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнут~ интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно следственные связи

между знаниями учеников и своеи педагогическои культурой Логиче-ское следствие анализа учителем своеи собственной работы Сухо млинский видел в том, что учитель

сосредоточивает внимание на какой-то, по его мнению, играющеи в данном случае наиболее важную роль сто роне педагогического процесса, исследует, изучает фак

г ты, читает педагогическую и методическую литературу

Это становится началом высшего этапа педагогического творчества — сочетания практики с элемеитвяги науч= ного исследования В самой своей основе педагогичес кии труд, требующий анализа фактов и умения предви деть, имеет родство с научным исследованием

В основе творческого труда учителя — прежде всего уме ние анализировать свою педагогическую деятельность на уроке

Анализ урока учителем — критический анализ сооственно го урока, показывающии способнось и умение вынести точ ную оценку самому себе и учить этому школьников Критич-ное отнбшение к своеи работе — это умение не только выде-лятз недостатки и юсправлять их но и видеть положительное и звкреа~ять его От умения анализировать свои собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, ре зультаты своего труда во многом зависит умение учителя сдланировать свою педагогическую деятелънось

Как правило, самоанализ осуществляется уже в ходе подго товки урока, в его предвидении, затем в ходе самого уро ка, когда учител~ осуществляет Самонаблюдение,самообоб-щение и самоконтроль После урока самоанализ осуществ-ляется ретроспективно, когда урок уже дал результаты.

1. Дать характермстику класса, в котором будет или уже проведен урок

Необходимо проанализировать количество и возраст ре теи, их психолёго физиологические особенности, уро-вень их подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотйошения детеи меж ду собои, инздрес к предмету и др

Такая обобщенная характеристика должна быть при каж дом анализе урока, но люБой учитель знает, что ее со ставляющие много сложнее и шире Остановимся на них подробнее Урок сориентирован не только на конкретныи класс, но и на конкретного ученика, поэтому при его ор-ганизации учитель в тои или инои степени учитывает сле-дующие аспекты структуру межличностных отношений (лидеры — предпочитаемые, аутсайдеры — непредпочитае мыеу круг желаемого общения каждого ученика, нали чие группировок, их состав и т д, недостатки биологи ческого развития учащихся (дефекты зрения, слуха, чрез мерная заторможенность или повышенная возбудимость, патологические отклонения и т д К недостатки психиче ского развития, слабое развитие интеллектуальной сфе ры тех или иных учащихся, слабое развитие волевой сферы, слабое развитие эмоциональной сферы личности, развитие психических своиств (отсутствие познавательно го интереса, потребности в знаниях, установки на учение, недостатки в отношении личности к самому себе, учите проблемы в навыках учебного труда, дефекты в привыч-ках и культуре поведения).

2. Охарактеризовать тему урока, ее место в системе учебных занятий (характер связи урока с предыдущими и последующими уроками) по данной теме, степень ее сложности

З. Обосновать формулировку темы урока, триединой цели и задач урока, способа доведения их до уча-щихся. Опираясь на характеристику класса, опйеВВВЗЗТЬ, чега наэ)о(зобиться в знаниях, умениях и навыках, какое воспитательное воздействйе оказать йа учащихся, какие качества начать, продолжить или закончить развиват(4. Охарактеризовать замькел урока Еплвн). Что сабой представляет соде)эжание учебного материала, как ббудут усваивазь всо ученики ~мцщдььобучения и формы орга-низации познавательнои деятельности учащихся, какая часть материала требует помощи учителя при его усвое • ии, что необходимо прочно запомнить, а что использо вать тол~ко для иллюстрации, что из ранее изу~енного необходимо повторить и на что опереться при достиже-нии нового, как закрепить вновь изученное, что будет интересным и легким, а что трудным, каким образом бу дут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты триединои цели урока) Определить тип и струк т ВУ,УРока

Выделить главный этап урока, показать, как другие этапы работают на главный этап

б. Выделить наиболее успешныи этап Еили фрвг-мент) урока. Определить, почему он оказался наиболее успешным



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.046 с.)