Педагогические технологии и методики обучения изобразительному искусству. Соотношение понятий «технология обучения», «методика обучения». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические технологии и методики обучения изобразительному искусству. Соотношение понятий «технология обучения», «методика обучения».



Педагогические технологии и методики обучения изобразительному искусству. Соотношение понятий «технология обучения», «методика обучения».

ПТ есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний Кэролл, Блум, Брунер Гейс. Бабанский, Беспалько, Гальперина.

Современный этап – сближение двух направлений: информационного и технологического >> новые направлении zr дистанционное обучение

Специфика ПТ конструирование процесса, гарантирующего достижение поставленных целей, точное определение критерия усвоения, приемчики учителя

Предмет ПТ конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся на основе четкого структурирования.

  Методика Технология
Целенаправленность Цели часто размыты и недостаточно определены Четкость формулировки целей, их диагностичность
Концептуальность Теория часто не до конца глубоко разработана Опора на глубоко разработанную теорию
Системность Системность не всегда достаточно высокая Высокий уровень системного проектирования
Диагностичность Средняя, но чаще всего низкая Высокая
Гарант. качества обучения Невысокая Устойчиво высокая
Новизна Не всегда опирается на новейшие достижения педагогики и методики обучения Опора на новейшие технические средства обучения (аудио-видео, комп. средства)

Отношения педагога и учащегося субъект-субъектные

Основная цель обр. Т – личностное развитие, саморазвитие, самореализация, самоопределение учащихся

Информация, методы и формы работы – это средства достижении гуманистических по своей природе целей

Необходимо помнить, что никакая технология не может заменить эмоционального общения и творческого взаимодействия с учащимся, атмосферы увлеченности предметом.

Иетодика — пугь, способ, метод.

Технология — работает у всех, а методика у одного специалиста (зависит от педагога)
Методы:

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный (повтор)

Проблемного изложения (решает учитель)

Частично-поисковый (решает ученик)

Исследовательский

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения и технологии воспитания. Это
методы ч-личность педагога, методика преподавания ч-личность. Технология предполагает разработку содержания
и способов организации деятельности школьников.

 

2. Цели, задачи и содержание образования по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

Цель — единая,является основой каждого урока.

Задача — нечто конкретное, может отличаться для разных уроков.

Для ИЗО:

1.Воспитать у ребенка понимание саиоценности различных жизненных явлений (пюдей, природы, произведений иск-
в, чувство красоты мира) на основе приобщения к искусству.

2.Воспитать духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство,
уважающего традиции и культуру других народов.

З.развивать способности к художественноиу творчеству, созданию на доступном уровне выразительного
художественного образа (графика, живопись, дпи, скульптура)

4.Формировать у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства, помочь
овладеть спецификой языка различных искусств (терминология, система, все новые понятия пишутся на доске)
З.Воспитывать учащихся как зрителей, слушателей, читателей художественных произведений, развивать
способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности разных стилей и направлений.
б.Развивать воображение,образное мышление, пространственное представление,сенсорные способности.

7.Снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительные эмоции, энергетический тонус (арт-
терапия)

Главная цель — формирование духовной культуры личности, приобщение общечеловеческим ценностям, овладение
национальным культурным наследием.

теграция теоретических знаний, практических умений

Возрастные и психологические особенности изобразительной деятельности и восприятия искусства детьми.

Младший школьный возраст 7-10 лет Подростковый возраст 10-13 лет Старший возраст от 13 лет
Мышление
1.Конкретно – образное мышление. Учащиеся создают образ предмета по памяти. 1.Аналитическое мышление. Изображаемые предметы сравнивают с объектом. 1.Абстрактно – логическое мышление. Создание образа в более ярком виде.
Эмоции
2. Эмоциональный пик 2.Логическое начало к эмоциональной глухоте 2.Очень обоснованные эмоции.
Интерес к предмету
3.Все художники (интересен сам процесс). 3.Интерес к предмету очень низок, познавательный интерес очень высок. 3.Возникает профессиональный интерес.

Как изображают дети

4.По представлению, по памяти. 4.Рисуют с натуры, правдиво и сухо, внимание к натуре приводит к дробности. 4.Реалистично проявляется собственное мнение.
Самостоятельность
5.Наблюдается бесконтрольное самовыражение. 5.Боязнь выглядеть хуже других, приводит к копированию (плагиат) 5.Высокое творческое выражение, самостоятельность.
Общение
6. Учащиеся не склонны к общению в изобразительной деятельности. 6.Учащиеся склонны к сотрудничеству 6. Учащиеся склонны к индивидуальной деятельности.

Выводы

Важен процесс Важен результат. Деятельность должна быть общественно – значима. (разнообразить материал) Процесс с выходом на профессиональную ориентацию.

Идеальная форма, по Л.С. Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств.
Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие и т.п. - становятся новыми образованиями в детской психике в процессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных обр Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым.


5. Особенности и выразительные средства детского рисунка на различных этапах развития.

 

Рисовать можно чем угодно на чем угодно.

Рисование — спонтанное,

Ребенок хочет оставить свой след в этом мире

Исследование возможносгей материала

» Поиск способа выражения своего настроения в рисунке

Поиск способа изображения трехмерного мира на плоскости

Через рисовальное творчество идет преодоление внугренних проблем и реализация опыта.

Этапы рисовальной деятельности ребенка:

0-3 — двигательно-контактное освоение действительности, эмоционально-речевое общение
1-1,5 — манипуляция различными предметами, каракули, доизобразительный период
3-4 — от объектного рисования к предметному (головоноги), зрительный контроль за изображением, номинативное
рисование, изображается самое главное в предиете

3-5 — отработка фориы, цветовая характеристика, освоение «графической речи»
5-8 — рисование — главный способ реализации себя, «золотой век» детского рисования, передача сюжета и
причинно-следственных связей, композиционная выразительность, взаимоотношение частей и пропорции,
происходит творческая попытка воплотить в рисунке свои представления о движении, пространстве, времени.

10-11 — изодеятельность уходит на П план, словесное саиовыражение, критичное оценивание своих рисунков,
активная социализация.

9-12 — художественное творчество в различных материалах, прикладной характер рисования, изучение технологий,
изображение объекта (комиксы, орнаменты)

13-14 — рисование обслуживает потаенные области психической жизни подростка(связано с периодом созревания)
14-15 — наибольшая самоидентификация, формирование личностного «Я»,становпение философского сознания;
рисование автопортретов,литературных героев, киногероев.

1б-17 — привлекает дизай, коипьютерная графика.

Знание периодов изобразительной деятельности необходимо для адекватного педагогического и психологического
взаимодействия с ребенком.

 

Типы уроков

- урок постижения новых знаний

- урок формирования и закрепления

- урок контроля и коррекции

- урок обобщения и систематизации

- комбинированный (смешанный)

Урок — основная структурная единица учебного процесса в школе. Она характеризуется постоянным составом обучаемых групп, относительно стабильным составом педагогов, предметной системой обучения и относительной структурной законченностью определенного цикла обучения (проверка пройденного, изучение нового, упражнения, контроль усвоения).

Традиционно типология уроков чаще всего строилась на основе полноты представленности (состава) его структурных элементов. При таком подходе выделяют следующие типы уроков: вводный, изучения нового материала, закрепления знаний и упражнений (выработки и совершенствования умений и навыков), повторительно-обобщающий, контрольно-проверочный. И конечно, наиболее распространенный — комбинированный урок, содержащий все или несколько структурных элементов.

По ведущему методу выделяют урок-лекцию, урок-диспут, киноурок (или видео-), игровой урок, урок-путешествие и др.

Урок – лекция – форма, которая предполагает погружение обучающихся в предлагаемую тему; уроки, рассказывающие всё крупными блоками и дающие экономию времени для творческой работы.

Наконец, по дидактическому замыслу (подходу) наряду с традиционными видами урока (комбинированным, информационным, проблемным) выделяют урок объединенного типа («липецкий»), интегрированный (межпредметный) урок, проблемный урок и ряд других.

Урок — учебный час, посвященный отдельному предмету.

С. И. Ожегов. Урок существует столетия, отвечая требованиям современной культуры, изменяя принципы и
методы организации. Урок не самоцель, а инструмент воспитания и развития личности.

Целеполагание — важный момент организации учебного процесса, когда формируются цели.

Цель — заранее заданный результат, который надо получить после выполненных задач. Цель урока
формируется из общих задач воспитания личности в обществе. Ясное понимание задач помогает
составить четкую структуру урока

Структура урока — зто взаимосвязанные составные части: организационная, дидактическая,
методическая, психологическая. Современный урок имеет подвижную структуру.


13. Подготовка учителя к уроку изобразительного искусства. Конспект урока.

Подготовка учителя связана с общей культурой и его педмастерством.

Конспект урока — это краткое содержание основных этапов (взаимосвязанных частей), выполнение
которых есть достижение цели урока.

Виды конспекта: - план, - план-конспект, - сценарий, - проект, - программа.

Виды конспекта отличаются структурой содержания. В «плане» указывается: класс, дата, тема,
цель, ход урока, время для с1р. «План-конспект» фиксирует основные моменты управления
познавательной деятельности учащегося:

- кого и когда спросить,"

- где вводить проблему;

- переход к следующему этапу.

«Сценарий» урока содержит введение, основную часть и заключение. «Проект» составляется на
основе главной цели урока. «Программа» содержит в себе подробное описание отдельных
элементов урока.

Конспект удобно составлять, синтезируя виды, что обогащает урок


14. Дидактические проблемы урока изобразительного искусства в школе.

 

В современных образовательных учреждениях существует проблема в построении урока. Многое зависит от учителя, от его постановки основных задач, требований в усвоении материала, умения использовать наглядных пособий на уроке. Также от его умения владеть методиками и методами обучения.

Дидактика призвана помочь педагогу найти ответы на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить, как учить? Вопросы, несомненно, сложные, на которые нельзя дать однозначных ответов. Особенно труден вопрос: «Как учить?» ибо нельзя дать готового рецепта, найти обобщенного алгоритма в виду гибкости и подвижности и индивидуальности двух важнейших составляющих обучения – педагога и обучаемого.

Но вместе с тем, дидактика предполагает понимание сути и закономерности обучения, принципы и подходы, систему методов и средств, реализации поставленной задачи.

Первое противоречие — между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, интеллектуальной деятельности, эмоционального реагирования, развития каждого учащегося. Это противоречие чаще всего выливается в поиски усредненных вариантов обучения и использование определенных компенсирующих способов работы (консультаций, дифференцированных заданий) для наиболее слабых и наиболее сильных учащихся.

Второе противоречие — между регулярностью прямой (от учителя к ученику) и нерегулярностью, эпизодичностью обратной (от ученика к учителю) связи: ученики все время получают от учителя информацию, задания, указания, инструкции, учитель воздействует на них самим стилем поведения, авторитетом, подходом; сам же учитель только выборочно, во время беседы, выслушивания ответов, наблюдения или эпизодически (самостоятельная работа, зачет, экзамен) получает информацию о работе, затруднениях и успехах своих учеников. В силу этого значительно снижается управляемость учебным процессом, увеличивается число педагогических просчетов и ошибок, и прежде всего непопаданий «в зону ближайшего развития» ученика.

Третье противоречие — между задачами развития разносторонней активности, в том числе практически преобразующей, задачами включения школьников в реальную жизнь и подготовки их к завтрашней жизни, творческому труду и преимущественно вербальным характером обучения. Учащиеся слушают, читают, смотрят, решают задачи, в лучшем случае мыслят и чувствуют, сидя за партой, воспринимая и выражая все через слово. Формированию практической преобразующей деятельности коллективное обучение на уроке способствует мало.

Четвертое противоречие — между реальным объемом конкретного учебного материала, времени, необходимым для его изучения, и стандартным «размером», временными рамками урока. Отсюда и так называемые сдвоенные уроки, и неоднозначно оцениваемые «погружения» в учебный предмет, когда в какой-то период учебного года определенному предмету отдается большее количество времени.

Чтобы урок был эффективным, педагог должен находить способы постоянного разрешения его ведущих противоречий. От степени полноты, исчерпанности разрешения противоречий зависят гармоничность урока, всей системы уроков, а в конечном счете эффективность обучения.

Наконец, следует указать еще на некоторую искусственность урочной формы обучения. В реальной жизни ребенок общается не только со сверстниками, но и со старшими и младшими детьми, радуется, огорчается, переживает разнообразные жизненные ситуации. На уроке он должен «отключиться» от реального мира, уйти в иной, в чем-то искусственный мир, что не всегда получается, особенно у младшего школьника. А быть может, это вообще далеко не всегда продуктивно. Не случайно в гуманистической педагогике принцип связи обучения с жизнью трактуется не в узкоприкладном ключе (опереться на жизненный опыт и научить применять знания), а в нравственно-созидающем, воспитательном плане: урок как кусок жизни, который ребенок должен прожить полноценно со всеми своими заботами и радостями (Ш.А. Амонашвили).

Дидактика-часть педагогики,разрабатывающая проблемы обуч-я и образов-я.Основн.задачидидактики-разработка проблемы:чему учить и как учить, когда,кем,кого и зачем учить. Основоположник Я.А.Каменский. Системы принципов обучения включ.в себя след.проблемы:10 НАГЛЯДНОСТЬ это один из древнейших принципов.Благодаря зрению мы получаем в 5 раз больше инф.,чем органы слуха и в 13 раз больше,чем с помощью тактильных ощущений. К правилам этого принципа относ:-запоминаие по картинкам происходит легче и быстрее,чем на словах.-золотое правило дидактики Каменского"Все,что только можно,необходимо представлять для воспитания чувствами,а именно:видимое,слышамое и т.д..-понятие абстракции доходят легче,когда подчеркиваются наглядностью. 2)СОЗДАНИЕ И АКТИВНОСТЬ в его основе лежит закономерность стимулирования обучения-продуктивность обучения зависит от внутр.стимулов-мотивов.3)ДОСТУПНОСТЬДоступным для чела явлю лишь то,что соотв.его сокровищу,т.е.объему накопленных ЗУН,способов мышления(1-ое правило-необходимо исходить из уровня подготовки и развития учащ.,опираясь на их возможности2-е-для доступности широко используйте аналогию,сравнение,сопост..3-е-четко формируйте понятия,обучайте образно,избегая монотонности.4)НАУЧНОСТЬЭтот принцип требует,чтобы ученикам давали именно научные знания(реализ-ть этот принцип необходимо опираясь на новешие достижения педагогики,методики и т.д.;разумно использовать логику,смелее вводить абстракцию)5)СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЧелов только тогда обладает действ. знанием,когда у него в мозгу отражается четкая картина действительности внешного во всей системевзаимосвязи понятий,когда знания последовательны и систематичны.

6)СВЯЗЬ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ.Эффективность и кач-во обучения проверяются,подтверждаются и направляются практикой.7)ПРИНЦИП ПРОЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЙ ЗНАНИЙПрочность зависит от формы изложения учебного материала,методов обучения,времени,памяти,мотивац.-ых и других фактов (правила-не заучивать материал,имеющий вспомогательный хар-р,а пользоваться словарями,справочниками-не приступать к изучению нового,не создав интереса и положит.отношения к нему-в состоянии успеха запоминается лучше материал.-важная форма упрочнения знаний-их самост.повторение.8)ПРИНЦИП УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙнаходить подод к каждому.
Не знаю, то ли, но другой информации нет.Если у кого есть, сообщите на стене о дополнении ответа


15. Критерии оценки учебных и творческих работ обучающихся.

1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:

Уровень художественной выразительности тип Критерии оценки
Замысел Рисунок
  Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень
  Показатели для 1 типа, но менее яркие Показатели для 1 типа, но менее выражены
Уровень фрагментарной выразительности   Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений
  Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень
Дохудожественный уровень   Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции
  Стереотипный Репродуктивный

5. Графичность осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами

Анализ урока учителем - критический анализ собственного урока, показывающий способность и умение вынести точную оценку самому себе и учить этому школьников. Критическое отношение к своей работе - это умение не только выделять недостатки и исправлять их, но и видеть положительное и закреплять его. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать свою педагогическую деятельность.
Как правило, самоанализ осуществляется уже в ходе подготовки урока, в его предвидении, затем в ходе самого урока, когда учитель осуществляет самонаблюдение, самообобщение и самоконтроль. После урока самоанализ осуществляется ретроспективно, когда урок уже дал результаты. В теории и практике используется много самых различных видов анализа урока.
Наиболее часто употребляющиеся:
1.Дать характеристику класса, в котором будет или уже проведен урок.
Необходимо проанализировать количество и возраст детей, их психолого-физиологические особенности, уровень их подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотношения детей между собой, интерес к предмету и др.
2. Охарактеризовать тему урока, ее место в системе учебных занятий (характер связи урока с предыдущими и последующими уроками) по данной теме, степень ее сложности.

3. Обосновать формулировку темы урока, триединой цели и задач урока, способа доведения их до учащихся.Опираясь на характеристику класса, определить, чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, какое вспитательное воздействие оказать на учащихся, какие качества начать, продолжить или закончить развивать.
4. Охарактеризовать замысел урока (план).Что собой представляет содержание учебного материала, как будут усваивать его ученики.
5. Выделить главный этап урока, показать, как другие этапы работают на главный этап.
6. Выделить наиболее успешный этап (или фрагмент) урока.Определить почему он оказался наиболее успешным.
7. Дать оценку успешности достижения цели урока. Какие условия определили успешность занятия.
8. Проанализировать результат урока во взаимосвязи с поставленными дидактическими задачами. Особое место в этом занимает анализ детских работ, который может выявить трудности учащихся в освоении тех или иных художественных знаний, умений и навыков, показать возможные медотические ошибки учителя в преподавании учебного материала, открыть новые возможности реализации учебного материала в практических работах детей.
9. Оценить атмосферу урока: взаимоотношения в звеньях "учитель - класс", "учитель - микрогруппы", "ученик - учитель", "ученик - ученик".

Оценка выставляется За самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельности ребенка на уроке, за выполнение разного рода промежуточных работ, за активную работу на уроке, за теоретические знания по предмету и т.д., т.е. следует определить триединые задачи оцениваемой работы.
Оценка предусматривает постепенное системное овладение содержанием предмета. Планируя педагогический процесс, учитель знает, на каком уроке он может требовать овладения определенными знаниями, умениями и навыками, а на каком такие требования будут преждевременны. Выставляя оценку, учитель должен помнить, что он оценивает не столько работу ребенка, сколько результат собственной педагогической деятельности.
Как выставляется оценка?
Оценка изобразительной деятельности ребенка, так же как и оценка любого произведения изо, носит в достаточной степени субъективный характер, потому что в нее входит понимание уровня художественности. Критерии, которыми руководствуется учитель при оценивании детских работ, должны быть понятны учащемуся и приняты им. Такое понимание художественно- эстетической ценности своей работы возможно у ребенка при систематической организации учителем открытых индивидуальных и коллективных оценок работ, когда они качественно оцениваются в отношении композиционных особенностей, колористического решения, средств создания художественного образа и т.д. В этом случае дети достаточно быстро овладевают техникой оценочного анализа учебной работы, что становится активизирующим фактором их художественного развития.
Конечный результат урока складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока.


16. Самооценка деятельности учителя изобразительного искусства.

 

В А Сухомлинский считал, что, если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнут~ интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно следственные связи

между знаниями учеников и своеи педагогическои культурой Логиче-ское следствие анализа учителем своеи собственной работы Сухо млинский видел в том, что учитель

сосредоточивает внимание на какой-то, по его мнению, играющеи в данном случае наиболее важную роль сто роне педагогического процесса, исследует, изучает фак

г ты, читает педагогическую и методическую литературу

Это становится началом высшего этапа педагогического творчества — сочетания практики с элемеитвяги науч= ного исследования В самой своей основе педагогичес кии труд, требующий анализа фактов и умения предви деть, имеет родство с научным исследованием

В основе творческого труда учителя — прежде всего уме ние анализировать свою педагогическую деятельность на уроке

Анализ урока учителем — критический анализ сооственно го урока, показывающии способнось и умение вынести точ ную оценку самому себе и учить этому школьников Критич-ное отнбшение к своеи работе — это умение не только выде-лятз недостатки и юсправлять их но и видеть положительное и звкреа~ять его От умения анализировать свои собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, ре зультаты своего труда во многом зависит умение учителя сдланировать свою педагогическую деятелънось

Как правило, самоанализ осуществляется уже в ходе подго товки урока, в его предвидении, затем в ходе самого уро ка, когда учител~ осуществляет Самонаблюдение,самообоб-щение и самоконтроль После урока самоанализ осуществ-ляется ретроспективно, когда урок уже дал результаты.

1. Дать характермстику класса, в котором будет или уже проведен урок

Необходимо проанализировать количество и возраст ре теи, их психолёго физиологические особенности, уро-вень их подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотйошения детеи меж ду собои, инздрес к предмету и др

Такая обобщенная характеристика должна быть при каж дом анализе урока, но люБой учитель знает, что ее со ставляющие много сложнее и шире Остановимся на них подробнее Урок сориентирован не только на конкретныи класс, но и на конкретного ученика, поэтому при его ор-ганизации учитель в тои или инои степени учитывает сле-дующие аспекты структуру межличностных отношений (лидеры — предпочитаемые, аутсайдеры — непредпочитае мыеу круг желаемого общения каждого ученика, нали чие группировок, их состав и т д, недостатки биологи ческого развития учащихся (дефекты зрения, слуха, чрез мерная заторможенность или повышенная возбудимость, патологические отклонения и т д К недостатки психиче ского развития, слабое развитие интеллектуальной сфе ры тех или иных учащихся, слабое развитие волевой сферы, слабое развитие эмоциональной сферы личности, развитие психических своиств (отсутствие познавательно го интереса, потребности в знаниях, установки на учение, недостатки в отношении личности к самому себе, учите проблемы в навыках учебного труда, дефекты в привыч-ках и культуре поведения).

2. Охарактеризовать тему урока, ее место в системе учебных занятий (характер связи урока с предыдущими и последующими уроками) по данной теме, степень ее сложности

З. Обосновать формулировку темы урока, триединой цели и задач урока, способа доведения их до уча-щихся. Опираясь на характеристику класса, опйеВВВЗЗТЬ, чега наэ)о(зобиться в знаниях, умениях и навыках, какое воспитательное воздействйе оказать йа учащихся, какие качества начать, продолжить или закончить развиват(4. Охарактеризовать замькел урока Еплвн). Что сабой представляет соде)эжание учебного материала, как ббудут усваивазь всо ученики ~мцщдььобучения и формы орга-низации познавательнои деятельности учащихся, какая часть материала требует помощи учителя при его усвое • ии, что необходимо прочно запомнить, а что использо вать тол~ко для иллюстрации, что из ранее изу~енного необходимо повторить и на что опереться при достиже-нии нового, как закрепить вновь изученное, что будет интересным и легким, а что трудным, каким образом бу дут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты триединои цели урока) Определить тип и струк т ВУ,УРока

Выделить главный этап урока, показать, как другие этапы работают на главный этап

б. Выделить наиболее успешныи этап Еили фрвг-мент) урока. Определить, почему он оказался наиболее успешным

Последовательность работы

а) выполнение эскизов;

б) выполнение рисунка;

в) выполнение работы;

г) одновременное выполнение всех стадий

4. Вопросы, упражнения и творческие задания


21. Учебные и творческие проблемы в обучении школьников декоративно-прикладному искусству.

 

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.

Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета (локальности, плоскостности цветового пятна) легче перейти к его живописности (игре тонов и оттенков; живому, свободному мазку как цветосмешению), от условного обобщенного изображения-обозначения — к живописному изображению с присущей ему светотеневой моделировкой формы в пространстве.

В процессе освоения декоративно-прикладного искусства должны быть поставлены и разрешены следующие главные вопросы: что?, как? и зачем?.

Восприятие произведения декоративно-прикладного искусства начинается с вопроса что? Он связан с наиболее сильными зрительными впечатлениями (внешний облик предмета, материал, цвет, фактура, функция), первыми эстетическими переживаниями.

Вопрос как? предполагает более пристальное всматривание в образный строй вещи, внимание к технике, в которой она выполнена (роспись, резьба по дереву, вышивка, ткачество, ковка и т. д.), к средствам данного искусства. Восприятие вещи (имеется в виду вопрос как?) помогает полнее осознать особенности образного языка декоративно-прикладного искусства. Чтобы учащиеся могли увидеть, почувствовать разницу между языком декоративно-прикладного искусства и живописи, можно сопоставить, например, образец трехчастной композиции в народной вышивке (изображение женской фигуры с предстоящими всадниками, с подчеркнуто геометрическим решением образов) и картину А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», похожую по сюжету; знак солнца на резной прялке в виде круглой розетки и образ солнца в картине-пейзаже.

Вопрос зачем? и ответ на него помогают установить незримую смысловую связь образного строя вещи — с ее с о ц и а л ь н о й функцией с мировосприятием человека; предполагают раскрыгие некоей тайны, проливающей свет на смысловое значение образов. Вопрос зачем?, включающий в себя вопросы что? и как?, как бы раздвигает содержательно-смысловые границы воспринимаемого предмета-образа, делая его ценностно-значимым для ученика. Невозможно сформировать художественное мышление ученика без ответа на этот вопрос, без осознания продукта творческого труда в системе связи человека с миром на разных ступенях исторического развития.

Следующий шаг после изучения русского народного искусства — знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран, времен. Приобщение младших подростков к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нем черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе. В разные времена, у разных народов суть декора одна и та же — выявлять, подчеркивать социальное положение человека, его роль в оби~естве.

Эта линия лучше всего просматривается на примере платья, имеющего, с одной стороны, практическую функцию (здесь больше всего подходит термин «одежда»), а с другой — обладающего образно-смысловым содержанием (в этом случае лучше употребить термин «костюм»).


22. Обучение школьников основам композиции в изобразительном искусстве.

 

Композиция (от лат. сошроз16о) означает составление, соединение сочетание различных
частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения,
обусловленное его содержанием, характером и назначением

В композиции существует три основных закона:

1) Закон цельности и неделимости

2) Закон контраста
3) Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу

Пространство

Открытость, замкнутость

Движение (динамика), Покой (статика) В композиции может быть движение, а может его и не быть. Это зависит опять-таки от замысла художника. Статичные объекты создают состояние покоя, или мертвой тишины. Кому что нужно. Тут проще. К статичным объектам хорошо применяется правило вертикаль/горизонталь, но о нем чуть позже.
Если в рисунке присутствует ярко выраженная динамика, то тут нужно запомнить одно — всякому движению необходимо противодвижение. Это уравновесит рисунок, чтобы не было впечатления того, что предмет «падает» или. «вылетает» за пределы рисунка.

Золотое сечение гармоническое деление, деление в крайнем и среднем отношении, деление отрезка AB на две части т. о., что большая его часть AC является средней пропорциональной между всем отрезком AB и меньшей его частью CB (см. рис.). Алгебраическое нахождение З. с. о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.081 с.)