Развития детского изобразительного творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития детского изобразительного творчества



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Владимирский государственный гуманитарный университет»

 

С.Б. Калинковская

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКОЙ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЧАСТЬ I

 

 

Владимир 2009

 


УДК 372

ББК 74.100

К 17

 

 

Калинковская С.Б. Актуальные проблемы развития детского изобразительного творчества. Подготовка педагогов дошкольного образования к организации ознакомления детей с дымковской игрушкой: методические рекомендации. Часть I / С.Б. Калинковская. – Владимир: ВГГУ, 2009. – 44 с.

 

Методическая разработка предназначена для студентов пятого курса дошкольного отделения заочной формы обучения факультета педагогики и методики начального образования. В разработке представлена пояснительная записка, выписка из программы курса, методические рекомендации и материалы для организации аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов по теме № 3 «История становления, технологические особенности изготовления дымковских игрушек и методика ознакомления с ними детей раннего и дошкольного возраста» дисциплины «Актуальные проблемы развития детского изобразительного творчества».

 

 

Рецензенты: Т.В. Озерова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования факультета ПиМНО ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет»;

Г.В. Корнеева, педагог высшей квалификационной категории, преподаватель курса «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» ОГОУ «Владимирский педагогический колледж».

 

Ответственный за выпуск: Г.Ю. Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования факультета педагогики и методики начального образования ВГГУ.

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «ВГГУ»

 

 

© ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет», 2009

 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Разрабатывая содержание курса «Актуальные проблемы развития детского изобразительного творчества», в рамках которого проводится подготовка педагогов дошкольного образования к организации ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством, после филимоновского промысла мы ввели дымковскую игрушку. Это связано с тем, что роспись дымковской игрушки, во многом повторяя элементы филимоновской, содержит новые более сложные элементы, что позволяет совершенствовать технические навыки студентов в рисовании и подготовить их руку к последующему усложнению росписи городецких и хохломских деревянных изделий, гжельского фарфора.

Методические рекомендации к курсу состоят из двух частей. В первой части приводится выписка из программы курса, методические рекомендации по организации аудиторной и самостоятельной работы студентов. Во второй части даются рекомендации по работе с литературными источниками, приводятся хрестоматийные материалы по теме, перечень заданий для текущего контроля, список рекомендуемой литературы. Данное пособие призвано способствовать организации дистанционного обучения студентов-заочников отделения дошкольного образования факультета педагогики и методики начального образования Владимирского государственного гуманитарного университета, а также индивидуализировать и дифференцировать педагогическое воздействие на обучающихся в ходе аудиторных занятий и при организации самостоятельной работы. Приведенные в методических рекомендациях материалы могут быть легко адаптированы к условиям дошкольных образовательных учреждений, педагогических колледжей, институтов повышения квалификации работников образования, методических центров и др. образовательных учреждений при организации подготовки и переподготовки педагогических работников.

Данные методические рекомендации в значительной мере облегчат аудиторную и самостоятельную работу студентов, но сформировать целостное представление о данном промысле студенты смогут, лишь прослушав полный курс лекций преподавателя.

 


ВЫПИСКА ИЗ ПРОГРАММЫ КУРСА

Задачи

Группа учебных задач: формировать представления студентов о дымковской игрушке, истории ее становления, технике выполнения и росписи. Вырабатывать умение составлять узоры по мотивам дымковской игрушки, расписывать силуэты. Учить изготавливать пособия для организации работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой в ДОУ.

Группа развивающих задач: развивать у студентов чувство ритма и цвета, художественное восприятие дымковской игрушки как вида декоративно-прикладного искусства.

Группа воспитательных задач: воспитывать у студентов нравственные качества: настойчивость в достижении поставленной цели, сознательность и активность, аккуратность при выполнении заданий.

 

 

Материалы и оборудование для занятий:

- клеёонка,

- бумага для рисования (26 листов),

- ватные палочки,

- картон белый (10 листов),

- картон цветной (10 листов),

- копировальная бумага,

- простой карандаш (В),

- ластик,

- маркер черного цвета,

- гуашь в наборе из двенадцати цветов,

- кисти беличьи № 1, 3, 6,

- линейка длиной 30 см,

- тканевая салфетка,

- две банки с водой объемом 0,5 л,

- подставка под три кисти,

- ножницы,

- бритва или канцелярский нож,

- книги, наглядные пособия и альбомы, посвященные дымковской игрушке,

- набор образцов вкладышей, силуэтов и лекал дымковских игрушек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть занятия

Проведение тестирования с целью мотивации студентов на усвоение учебного материала занятия, а также для выявления начального уровня сформированности у них представлений об истории, технологии изготовления дымковской игрушки и методике ознакомления детей с данным видом декоративно-прикладного искусства в ДОУ.

Обоснование актуальности ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с дымковской игрушкой. Освещение проблем организации подготовки воспитателя к этому виду работы.

 

II. Основная часть занятия

Лекционный материал

Обзор исторической ретроспективы развития дымковского художественного промысла, особенностей техники изготовления и росписи дымковской игрушки, ее условности и символизма. Обсуждение со студентами содержания и методики ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с данным видом декоративно-прикладного искусства.

 

Содержание семинара-практикума

В ходе практической части занятия студенты готовят основу для работы, осваивают основные элементы росписи дымковских игрушек, изготавливают силуэты, лекала, основы для вкладышей, альбом для рассматривания с образцами росписи дымковских игрушек, делают подборку литературы, посвященной данному художественному промыслу. В силу ограниченности времени, выделенного на проведение аудиторных занятий со студентами-заочниками, на семинаре-практикуме под руководством преподавателя изготавливаются образцы карт с техническими приемами росписи дымковской игрушки и подборка силуэтов, все остальные задания выполняются студентами самостоятельно.

 

Подготовка основы для образцов с техническими приемами росписи дымковской игрушки

Для подготовки основы при выполнении карт с образцами элементов росписи дымковских игрушек студентам понадобятся 7 листов альбомной или чертежной бумаги формата А4. На каждом из листов необходимо начертить рамку с заданными полями: верхнее и нижнее поля – 2 см, левое поле – 3 см, правое поле – 1,5 см.

На всех листах делается отступ для заглавия карт. Свободное пространство первых трех листов расчерчивается на пять полос произвольного размера. Расстояние между полосами должно быть не менее 1 – 1,5 см.

Четвертый лист расчерчивается на четыре полосы. На пятом листе рисуются три силуэта хвостов дымковских индюков. На шестом листе – три крыла дымковских птиц. На седьмом – три юбки дымковских барынь.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНЫХ ЛИСТОВ ПОСОБИЙ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Владимирский государственный гуманитарный университет»

 

 

Кафедра дошкольного образования

 

 

АЛЬБОМ

ДЛЯ РАССМАТРИВАНИЯ

«ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»

 

Выполнен: студенткой группы – ДО-51 заочной формы обучения

факультета педагогики и методики начального образования

Ивановой Анной Ивановной

Преподаватель: Калинковская С.Б.

 

Владимир 2009

 


ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ ДЫМКОВСКИХ ИГРУШЕК

СОЧЕТАНИЯ ПРЯМЫХ ЛИНИЙ В УЗОРЕ ДЫМКОВСКИХ ИГРУШЕК

ВИДЫ ПРОСТЫХ УЗОРОВ НА ПОЛОСЕ

ВИДЫ СЛОЖНЫХ УЗОРОВ НА ПОЛОСЕ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Владимирский государственный гуманитарный университет»

 

С.Б. Калинковская

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКОЙ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЧАСТЬ I

 

 

Владимир 2009

 


УДК 372

ББК 74.100

К 17

 

 

Калинковская С.Б. Актуальные проблемы развития детского изобразительного творчества. Подготовка педагогов дошкольного образования к организации ознакомления детей с дымковской игрушкой: методические рекомендации. Часть I / С.Б. Калинковская. – Владимир: ВГГУ, 2009. – 44 с.

 

Методическая разработка предназначена для студентов пятого курса дошкольного отделения заочной формы обучения факультета педагогики и методики начального образования. В разработке представлена пояснительная записка, выписка из программы курса, методические рекомендации и материалы для организации аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов по теме № 3 «История становления, технологические особенности изготовления дымковских игрушек и методика ознакомления с ними детей раннего и дошкольного возраста» дисциплины «Актуальные проблемы развития детского изобразительного творчества».

 

 

Рецензенты: Т.В. Озерова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования факультета ПиМНО ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет»;

Г.В. Корнеева, педагог высшей квалификационной категории, преподаватель курса «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» ОГОУ «Владимирский педагогический колледж».

 

Ответственный за выпуск: Г.Ю. Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования факультета педагогики и методики начального образования ВГГУ.

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «ВГГУ»

 

 

© ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет», 2009

 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Разрабатывая содержание курса «Актуальные проблемы развития детского изобразительного творчества», в рамках которого проводится подготовка педагогов дошкольного образования к организации ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством, после филимоновского промысла мы ввели дымковскую игрушку. Это связано с тем, что роспись дымковской игрушки, во многом повторяя элементы филимоновской, содержит новые более сложные элементы, что позволяет совершенствовать технические навыки студентов в рисовании и подготовить их руку к последующему усложнению росписи городецких и хохломских деревянных изделий, гжельского фарфора.

Методические рекомендации к курсу состоят из двух частей. В первой части приводится выписка из программы курса, методические рекомендации по организации аудиторной и самостоятельной работы студентов. Во второй части даются рекомендации по работе с литературными источниками, приводятся хрестоматийные материалы по теме, перечень заданий для текущего контроля, список рекомендуемой литературы. Данное пособие призвано способствовать организации дистанционного обучения студентов-заочников отделения дошкольного образования факультета педагогики и методики начального образования Владимирского государственного гуманитарного университета, а также индивидуализировать и дифференцировать педагогическое воздействие на обучающихся в ходе аудиторных занятий и при организации самостоятельной работы. Приведенные в методических рекомендациях материалы могут быть легко адаптированы к условиям дошкольных образовательных учреждений, педагогических колледжей, институтов повышения квалификации работников образования, методических центров и др. образовательных учреждений при организации подготовки и переподготовки педагогических работников.

Данные методические рекомендации в значительной мере облегчат аудиторную и самостоятельную работу студентов, но сформировать целостное представление о данном промысле студенты смогут, лишь прослушав полный курс лекций преподавателя.

 


ВЫПИСКА ИЗ ПРОГРАММЫ КУРСА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.95 (0.055 с.)