Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 3. История становления, технологические особенности изготовления дымковских игрушек и методика ознакомления с ними детей раннего и дошкольного возраста

Поиск

История возникновения и развития дымковской игрушки. Подходы историков и искусствоведов к определению даты зарождения дымковского промысла:

- дымковский промысел имеет древние дохристианские корни;

- дымковский промысел относительно молодой, зародившийся в XVI веке.

Технология лепки дымковских игрушек. Особенности глины, из которой лепят дымковские игрушки, ее заготовка. Конструктивный способ лепки дымковской игрушки. Отличительные особенности пластической формы дымковских игрушек. Сушка вылепленных изделий и их обжиг.

Особенности росписи дымковских игрушек. Материалы и оборудование для росписи дымковских игрушек. Заготовка кистей и палочек – «пятнушек» для росписи игрушек. Основные элементы росписи дымковских игрушек: прямые и волнистые линии длинные и короткие, горизонтальные, вертикальные, наклонные, круги, кольца, точки. Сочетания кругов, колец, точек, мазков, прямых и волнистых линий в узоре дымковских игрушек. Виды узоров на полосе и круге. Композиционные особенности росписи дымковских игрушек: кофт и юбок барынь, телогрейки и брюк мужиков, грудок, хвостов, спинок и лап животных.

Условность и символика орнамента дымковских игрушек. Геометрический узор дымковской игрушки как вид древней дохристианской росписи на Руси. Прямые линии – дорога. Волнистые линии – вода. Круги и кольца – солярные знаки, обозначение языческого бога солнца Ярилы. Точки – зерна, брошенные в землю.

Программные требования и методика ознакомления детей с дымковской игрушкой в ДОУ. Связь требований программ обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с особенностями росписи дымковских игрушек. Возможности использования дымковских игрушек в художественно-эстетическом воспитании детей. Включение дымковских игрушек в план работы по обучению детей лепке, аппликации, рисованию в дошкольном образовательном учреждении. Использование силуэтов, лекал, игр-вкладышей, тематических альбомов в работе по ознакомлению детей с дымковским промыслом.

Подготовка педагогов дошкольных образовательных учреждений к организации работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Формирование у педагогов дошкольного образования представлений об истории становления и развития дымковского промысла, технологических особенностях изготовления дымковских игрушек и их росписи. Выработка умений составлять узоры по мотивам дымковской игрушки, расписывать силуэты. Обучение студентов изготовлению пособий для организации работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой в ДОУ: силуэтов, лекал, игр-вкладышей, тематических альбомов и пр.

ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ № 3. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЫМКОВСКИХ ИГРУШЕК И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ

С НИМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Задачи

Группа учебных задач: формировать представления студентов о дымковской игрушке, истории ее становления, технике выполнения и росписи. Вырабатывать умение составлять узоры по мотивам дымковской игрушки, расписывать силуэты. Учить изготавливать пособия для организации работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой в ДОУ.

Группа развивающих задач: развивать у студентов чувство ритма и цвета, художественное восприятие дымковской игрушки как вида декоративно-прикладного искусства.

Группа воспитательных задач: воспитывать у студентов нравственные качества: настойчивость в достижении поставленной цели, сознательность и активность, аккуратность при выполнении заданий.

 

 

Материалы и оборудование для занятий:

- клеёонка,

- бумага для рисования (26 листов),

- ватные палочки,

- картон белый (10 листов),

- картон цветной (10 листов),

- копировальная бумага,

- простой карандаш (В),

- ластик,

- маркер черного цвета,

- гуашь в наборе из двенадцати цветов,

- кисти беличьи № 1, 3, 6,

- линейка длиной 30 см,

- тканевая салфетка,

- две банки с водой объемом 0,5 л,

- подставка под три кисти,

- ножницы,

- бритва или канцелярский нож,

- книги, наглядные пособия и альбомы, посвященные дымковской игрушке,

- набор образцов вкладышей, силуэтов и лекал дымковских игрушек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть занятия

Проведение тестирования с целью мотивации студентов на усвоение учебного материала занятия, а также для выявления начального уровня сформированности у них представлений об истории, технологии изготовления дымковской игрушки и методике ознакомления детей с данным видом декоративно-прикладного искусства в ДОУ.

Обоснование актуальности ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с дымковской игрушкой. Освещение проблем организации подготовки воспитателя к этому виду работы.

 

II. Основная часть занятия

Лекционный материал

Обзор исторической ретроспективы развития дымковского художественного промысла, особенностей техники изготовления и росписи дымковской игрушки, ее условности и символизма. Обсуждение со студентами содержания и методики ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с данным видом декоративно-прикладного искусства.

 

Содержание семинара-практикума

В ходе практической части занятия студенты готовят основу для работы, осваивают основные элементы росписи дымковских игрушек, изготавливают силуэты, лекала, основы для вкладышей, альбом для рассматривания с образцами росписи дымковских игрушек, делают подборку литературы, посвященной данному художественному промыслу. В силу ограниченности времени, выделенного на проведение аудиторных занятий со студентами-заочниками, на семинаре-практикуме под руководством преподавателя изготавливаются образцы карт с техническими приемами росписи дымковской игрушки и подборка силуэтов, все остальные задания выполняются студентами самостоятельно.

 

Подготовка основы для образцов с техническими приемами росписи дымковской игрушки

Для подготовки основы при выполнении карт с образцами элементов росписи дымковских игрушек студентам понадобятся 7 листов альбомной или чертежной бумаги формата А4. На каждом из листов необходимо начертить рамку с заданными полями: верхнее и нижнее поля – 2 см, левое поле – 3 см, правое поле – 1,5 см.

На всех листах делается отступ для заглавия карт. Свободное пространство первых трех листов расчерчивается на пять полос произвольного размера. Расстояние между полосами должно быть не менее 1 – 1,5 см.

Четвертый лист расчерчивается на четыре полосы. На пятом листе рисуются три силуэта хвостов дымковских индюков. На шестом листе – три крыла дымковских птиц. На седьмом – три юбки дымковских барынь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.36 (0.008 с.)