Методика обучения и воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения и воспитания



МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

 

 

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

 

Профиль подготовки

Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

Составители:

доктор педагогических наук, профессор Л.В.Ершова,

преподаватель Т.Н.Курашова

Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры НДПИ и МП

А.Н. Щирова

 

 

Шуя 2011


1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Цель: теоретическая и практическая профессиональная подготовка студентов к преподавательской деятельности в области изобразительного искусства в образовательных учреждениях.

Задачи:

- дать представление о становлении, формировании и развитии различных теорий художественного образования средствами изобразительного искусства;

- познакомить с нормативными правовыми документами в области художественного образования;

- дать психолого-педагогические и специальные знания в области методики ведения занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе и вне ее;

- познакомить с дидактическими принципами обучения изобразительному искусству и методами и приемами приобщения детей к изобразительному творчеству, передовыми педагогическими технологиями в области основного и дополнительного художественного образования;

- формировать и развивать умения и навыки педагогической деятельности, направленной на организацию и ведение уроков изобразительного и декоративно-прикладного искусства и внеурочных занятий по всем видам пластического искусства;

- развивать умение разрабатывать дидактические пособия для занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством, создать авторский методический фонд кабинета изобразительное искусство;

- познакомить с основными направлениями инновационной работы учителя в области художественного образования детей средствами пластических искусств и национально-региональной художественной культуры;

- сформировать готовность реализовывать на практике требования государственных правовых документов в области художественного образования и технологии обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Дисциплина группы «а».

Для освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству» студенты используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «История изобразительного и декоративно-прикладного искусства», дисциплин по выбору.

Освоение дисциплины «Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

(ОК-13) готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

(ОПК-1) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

(ОПК-4) способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

(ПК-1) способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

(ПК-2) готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

(ПК-3) способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

(ПК-4) способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

(ПК- 6) способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

(ПК-8) способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

(ПК-9) способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;

(ПК-10) способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;

(ПК-11) способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

(ПК-12) решение задач воспитания средствами учебного предмета;

(СК - 6) готов к осуществлению художественного образования обучающихся, развитию их изобразительного творчества.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные этапы становления художественной профессиональной школы и структуру современной системы непрерывного художественного образования;

- содержание нормативных правовых документов в области художественного образования;

- основные методы обучения рисованию в академической школе и преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе и их развитие в контексте истории изобразительного искусства;

- отечественный опыт эстетического воспитания и художественного образования средствами изобразительного искусства, современные методы обучения изобразительному искусству и развития художественно-творческих способностей учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- содержание преподаваемого предмета;

- новейшие технологии обучения художественной педагогики и уметь анализировать, критически оценивать и использовать передовой педагогический опыт;

уметь:

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

- проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

- разрабатывать дидактические пособия для занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством, создать авторский методический фонд кабинета изобразительное искусство;

- организовывать дополнительное образование для обучающихся;

- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

- реализовывать на практике требования государственных правовых документов в области художественного образования и технологии обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству;

владеть:

- методикой преподавания изобразительного искусства в школе и в условиях дополнительного художественного образования;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- способами проектной, исследовательской и инновационной деятельности в образовании;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

Наименование дисциплины (модуля) или ее раздела, указывается курс, на котором она изучается Проверяемые компетенции Способствует (вместе с другими дисциплинами) формированию и развитию компетенции
Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству 4,5,6,7 семестры ОК -13, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПК-10, ПК-11, СК - 6 ОПК-1, ОПК-4, ПК- 6, ПК-9, ПК-12

4. Структура и содержание дисциплины «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц, 396 часов.

Примерный тематический план

№ п/п Раздел дисциплины, тема Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекционные занятия Семинарские, практические занятия Самостоятельная работа
I. Введение в курс «Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству»           12 неделя – коллоквиум № 1 17 неделя – контрольная работа № 1 4 семестр: зачет
1.1. Роль и место изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников.          
1.2. Развитие методики обучения изобразительному искусству в зарубежных странах.          
1.3. Развитие методики обучения изобразительному искусству в России.          
1.4. Нормативные правовые документы в области художественного образования.   4 -7      
II. Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству          
2.1. Структура и содержание типовых программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.   8 – 12      
2.2. Виды учебных занятий и разнообразие художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.   13 14      
2.3. Психологические основы организации занятий изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью со школьниками.   15 - 18      
2.4. Учитель как организатор и руководитель учебно-воспитательного процесса по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.             11 неделя – коллоквиум № 2   18 неделя – просмотр   5 семестр - экзамен
2.5. Система дидактических принципов и методов обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе.   2,3      
2.6. Игровые приемы на уроках по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.   4,5      
2.7. Интеграция искусств на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.   6,7      
2.8. Формы организации занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством.          
2.9. Планирование занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.   9, 11      
2.10. Кабинет изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе. Методический фонд кабинета.   12-13      
2.11. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьни­ков.   14-16      
2.12 Технические и визуальные системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству   17,18      
2.13 Методика организации и проведения уроков рисования с натуры и по памяти.   1 -3       8 неделя – контрольная работа № 2   13 неделя – коллоквиум № 3 6 семестр: курсовая работа, зачет
2.14 Методика организации и проведения уроков тематического рисования.   4 -6      
2.15 Методика организации и проведения уроков декоративно-прикладной деятельности.   7,8      
2.16 Методика организации и проведения уроков конструирования.          
2.17 Методика организации и проведения уроков эстетического восприятия действительности и искусства. Уроки-беседы по искусству.   10, 11      
2.18 Инновационная работа учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства в области художественного образования. Национально-региональный компонент программ по изобразительному искусству.          
2.19 Система эстетического воспитания в образовательном пространстве города, района, региона.          
2.20 Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности детей.          
III. История развития художественного образования             7 неделя – коллоквиум № 4   14 неделя – контрольная работа № 3 7 семестр: экзамен
3.1. Методы обучения рисованию в древних рабовладельческих государствах. Художественное образование в средневековой Европе.          
3.2. Вклад художников эпохи Возрождения в теорию художественного образования.          
3.3. Развитие художественного образования в Европе ХVII – первой половины XIX веках.   3,4      
3.4. Реформаторская художественная педагогика рубежа XIX - XX вв.   5,6      
3.5. Основные направления в художественном воспитании детей средствами изобразительного искусства в школах Европы ХХ в.          
3.6. Развитие художественного образования в России до середины ХIХ века.          
3.7. Развитие системы художественного образования в России во второй половине ХIХ - начале ХХ века.          
3.8. Становление системы художественного образования в Советской России в 20-30 годы.          
3.9. Развитие системы художественного образования в России 40-70 гг.          
3.10 Альтернативное обучение изобразительному искусству и система художественного образования в конце ХХ в.          
3.11 Российская школа и художествен­ная педагогика в новой социально- экономической ситуации.          
3.12 Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.          
Итого:        

Содержание программы

Образовательные технологии

Лекционные занятия проводятся в следующих формах: лекция – визуализация (презентация), лекция проблемного характера, лекция – дискуссия.

В ходе практических занятий организуются: деловые и ролевые игры (в том числе на применение ИКТ в учебном процессе), выполнение практических заданий по созданию авторских наглядных пособий, по разработке авторских конспектов, по решению педагогических задач и т.д. В рамках изучения учебной дисциплины предусмотрено посещение выставочного зала этнохудожественного центра «Истоки», музеев г.Шуи и Ивановской области.

Удельный вес занятий проводимых в интерактивной форме не менее 50% аудиторных занятий.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Организация самостоятельной работы студента предполагает анализ литературы по дисциплине, художественно-практическую деятельность и методическую работу студентов, подготовку и оформление рефератов, докладов и презентаций к ним. Оценивается самостоятельная работа согласно правилам рейтинговой системы[*].

В течение семестра студенты дважды проходят точки текущего контроля: первую - после изучения 50%, вторую - после 100% учебного материала дисциплины, запланированного на семестр. В ходе текущей аттестации оцениваются промежуточные результаты освоения студентами курса «Методика обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству». Текущий контроль успеваемости студентов проходит в форме контрольных работ, коллоквиумов, просмотра художественно-практических работ студентов. Мониторинг образовательной деятельности обучающихся осуществляется через учет качества выполнения художественно-практических, методических работ. Текущая аттестация осуществляется с использованием накопительного рейтингового оценивания. Критерии оценки деятельности обучающихся разрабатываются преподавателем согласно правилам рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета (4, 6 семестры), курсовой работы (6 семестр) и экзамена (5, 7 семестры).

Зачет выставляется студентам по результатам текущей успеваемости, для получения зачета по дисциплине сумма баллов студента по дисциплине за весь семестр, включая результаты текущего контроля, должна быть не менее 51 балла. В случае если студент не набирает 51 балл, то сдает зачет по вопросам и заданиям, на которых может набрать до 30 баллов.

Для получения экзаменационной оценки сумма баллов, набранных за текущую работу, включая результаты текущего контроля, суммируется с суммой баллов, полученных на экзамене. Курсовая работа студентов оценивается также согласно правилам рейтинговой системы. Для получения оценки «удовлетворительно» рейтинговая оценка должна составлять 51-70 баллов, для оценки «хорошо» - 71-84 баллов, для оценки «отлично» - 85-100 баллов.

Использование бально-рейтинговой системы оценивания достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования компетенций бакалавра.

Примерные вопросы и задания к самостоятельной работе студентов

Семестр

Тема 1.4.

Задание № 1. Проанализировать нормативные документы в области художественного образования. Результаты анализа оформить письменно.

Тема 2.1.

Задание № 1. Сделать выписку тематического плана на год из программы под редакцией В.С.Кузина по одному из классов.

Задание № 2. Сравнить тематику поурочных заданий с тематическими планами в других программах для этого же класса, результаты сравнения оформить письменно.

Тема 2.2.

Задание № 1. По выпискам, подготовленным к теме 2.1., определить соотношение различных видов учебных занятий в типовых программах

Тема 2.3.

Задание № 1. Составить конспекты двух статей, связанных с развитием творческих способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задание № 2. Составить конспект двух статей по арт-терапии.

Семестр

Тема 2.5.

Задание № 1. Выбрать предмет для обследования, провести обследование предмета (возраст учащихся – по выбору студентов).

Задание № 2. Выбрать тему занятия из любой из трех типовых программ. Подготовить художественный рассказ по теме занятия.

Задание № 3. Выбрать тему занятия из любой из трех типовых программ. Продумать использование музыки и литературы в ходе занятия, подготовить музыкальный и зрительный ряд.

Тема 2.6.

Задание № 1. Придумать дидактическую игру к занятию по изобразительному или декоративно-прикладному искусству. Задачи игры, тему занятия и возраст учащихся определить самостоятельно.

Задание № 2. Придумать ролевую игру к занятию по изобразительному или декоративно-прикладному искусству. Задачи игры, тему занятия и возраст учащихся определить самостоятельно.

Тема 2.8.

Задание № 1. Выбрать тему школьного праздника и возраст учащихся, участников мероприятия. Разработать и выполнить сценарий школьного праздника искусства.

Задание № 2. Выполнить эскизы оформления праздника (формат А3).

Задание № 3. Выбрать изобразительный материал и технологию его использования в изобразительном или декоративно-прикладном искусстве.

Задание № 4. Разработать и выполнить 2 технологические карты (формат А3), раскрывающие возможности изобразительного материала и этапы выполнения изображения в выбранной технике.

Тема 2.9.

Задание № 1. Разработать тематический план по изобразительному искусству на учебный год (класс – по выбору).

Задание № 2. На листе формата А3 выполнить иллюстративный календарно-тематический план на учебный год, в изобразительных материалах и техниках, соответствующих поурочным учебным заданиям плана.

Тема 2.11.

Задание № 1. Разработать альбом педагогических рисунков (формат А3), отражающий владение студентом особенностями педагогического рисования и методами демонстрации отдельных этапов построения изображения различными художественными материалами по следующим категориям:

флора – различные растения, деревья;

фауна (анималистический жанр) – наброски животных и птиц;

рисунки фигуры и головы человека;

пейзаж городской и сельский (зарисовки);

рисунки бытовых предметов, инструментов, зарисовки интерьера мебели.

Задание № 2. Выполнить динамическое пособие (формат А 3), продумав форму его хранения. Составить беседу и продумать демонстрацию пособия в контексте урока изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

Задание № 3. Разработать дидактическую таблицу по одной из традиционных художественных росписей.

Тема 2.12.

Задание № 1. Из любой из трех типовых программ выбрать тему занятия по тематическому рисованию. Подготовить презентацию по данной теме.

Задание № 2. Из любой из трех типовых программ выбрать тему занятия по декоративно-прикладной деятельности. Подготовить презентацию по данной теме.

Семестр

Тема 2.13.

Задание № 1. Поставить натюрморт, самостоятельно определив возраст учеников и тему урока.

Задание № 2. Составить план-конспект урока рисования с натуры (по поставленному натюрморту), продумав и четко сформулировав цель, задачи, основные этапы урока и педагогического рисунка (формат А 3).

Задание № 3. Выбрать тему для рисования по памяти из любой из трех типовых программ. Составить план-конспект урока рисования по памяти по выбранной теме.

Тема 2.14.

Задание № 1. Выбрать тему для тематического рисования из любой из трех типовых программ. Составить план-конспект урока тематического рисования по выбранной теме, продумав вводную беседу со зрительным, музыкальным и литературным рядом и этапы педагогического композиционного рисунка (формат А 3).

Тема 2.15.

Задание № 1. Выбрать тему урока по декоративно-прикладному искусству из одной из трех типовых программ. Составить план-конспект урока декоративно-прикладной деятельности, продумав вводную беседу со зрительным, литературным и музыкальным рядом, этапы и приемы педагогического рисунка или показа у доски.

Задание № 2. Разработать презентацию – наглядное пособие к разработанному уроку.

Тема 2.16.

Задание № 1. Разработать дидактическую таблицу к занятию конструированием. Тему урока выбрать из одной из типовых программ.

Тема 2.17.

Задание № 1. Выбрать тему урока-беседы из любой из трех типовых программ. Составить план-конспект урока-беседы по выбранной теме, продумав план беседы, зрительный, музыкальный и литературный ряд, сопровождающий беседу, сформулировать вопросы, активизирующие восприятие учащихся.

Задание № 2. Дать эстетический анализ одного художественного произведения, репродукция которого рассматривается в ходе беседы.

Тема 2.18.

Задание № 1. Определить место и тему блока урока региональной тематики в контексте выбранной типовой программы. Разработать тематический план блока уроков региональной тематики.

Задание № 2. К одному из уроков, разработанного тематического плана разработать конспект урока с сопровождающими его наглядными материалами.

Задание № 3. Разработать задание к данному уроку в виде макета страниц творческой тетради.

Тема 2.19.

Задание № 1. Подготовить рассказ об учреждении художественного образования своего населенного пункта.

Тема 2.20.

Задание № 1. Подготовить словарь научных терминов в области эстетического воспитания и художественного образования.

Семестр

Задание № 1. По каждой теме, запланированной в 7 семестре, студенты в рамках самостоятельной работы должны заполнить таблицу, отражающую историю возникновения и развития зарубежного и российского художественного образования.

 

Исторический период Функции изобразительного и декоративно-прикладного искусства Знаменитые учебные заведения, (художники-педагоги и их труды) Основные дидактические принципы
         

Задание № 2. Подготовить реферат по одной из нижеперечисленных тем:

1. Вопросы обучения и воспитания детей средствами изобразительного искусства в трудах А.Дюрера.

2. Академическая система художественного образования, разработанная Луи Давидом.

3. Влияние педагогических взглядов Я.А.Коменского и Ж.Ж.Руссо на развитие художественного образование детей.

4. Вклад И.В.Гете в теории изобразительного искусства и в методику его преподавания.

5. Методика обучения рисованию братьев Дюпюи.

6. «Новые пути к художественному воспитанию» детей в трудах художников и педагогов на рубеже ХIХ и ХХ века.

7. Основные методические положения в обучении рисунку в школе-студии Ашбе.

8. Методика обучения в русских школах иконописи в XIV - XVI веках.

9. Пособие И.Д. Прейслера «Основательные правила, или крадкое руководство к рисовальному художеству» как первое серьезное методическое пособие по рисунку в России.

10. Пособие А.П.Сапожникова «Курс рисования» как воплощение передовых взглядов в области графического образования.

11. Чернышевский об эстетическом воспитании и художественном образовании.

12. А.П. Лосенко - художник-педагог.

13. К.П. Брюлов - художник-педагог.

14. И.Е.Репин – художник-педагог.

15. Влияние И.Н.Крамского на развитие русской реалистической школы живописи.

16. Педагогическая система П.П.Чистякова.

17. Педагогическая система Д.Н.Кардовского.

18. А.В. Бакушинский о проблемах художественного образования детей средствами изобразительного искусства.

19. Альтернативные программы обучения изобразительному искусству конца ХХ века.

20. Современные методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Задание № 3. Подготовить презентацию, отражающую содержание реферата.

Задание № 4. Составить конспекты двух статей, связанных с развитием методики обучению изобразительному искусству в зарубежных странах.

Задание № 5. Составить конспекты двух статей, связанных с развитием методики обучению изобразительному искусству в России.

Примерные вопросы и задания к контрольным работам

ывы

Контрольная работа № 2. Контрольная работа проводится в форме теста по темам 2.13, 2.14, 2.15.

Контрольная работа № 3. Контрольная работа проводится в форме теста по истории художественного образования в России.

Примерные вопросы и задания к коллоквиумам

Вопросы к коллоквиуму № 1.

1. Нормативные документы Российской Федерации, регламентирующие работу педагогов всех звеньев системы художественного образования.

2. Современные программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Вопросы к коллоквиуму № 2.

1. Учитель как организатор и руководитель учебно-воспитательного процесса по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

2. Дидактические принципы и методы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

3. Интеграция искусств на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

4. Урок изобразительного и декоративно-прикладного искусства – основная форма приобщения детей к изобразительному искусству.

5. Внеклассная и внешкольная формы работы по изобразительному искусству.

6. Факультативные занятия по изобразительному искусству.

7. Художественное образование детей в учреждениях дополнительного образования.

8. Тематическое планирование.

9. Поурочное планирование.

Вопросы к коллоквиуму № 3.

1. Методика обучения учащихся конструированию.

2. Организация и проведение уроков-бесед по искусству.

3. Основные направления инновационной работы учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

4. Система эстетического воспитания в образовательном пространстве города, района, региона.

5. Основные этапы научно-исследовательской работы в области изобразительной и декоративно-прикладной деятельности детей.

Вопросы к коллоквиуму № 4.

1. Методика обучения изобразительному искусству в странах Древнего Мира.

2. Методика обучения изобразительному искусству в период Средневековья.

3. Вклад художников эпохи Возрождения в теорию художественного образования.

4. Развитие академической системы художественного образования в Европе XVII- XVIII вв.

5. Определение места изобразительной деятельности в системе общего образования и художественного воспитания детей (XVII- XVIII вв.).

6. Развитие методов преподавания рисования в профессиональных и общеобразовательных зарубежных школах в ХIХ веке и первой половине ХХ века.

7. Основные направления в художественном образовании средствами изобразительного искусства в зарубежных школах второй половины ХХ века – начала ХIХ века.

Примерный перечень художественно-практических работ к просмотру

1) Таблица, иллюстрирующая поэтапное изображение предмета.

2) Альбом педагогических рисунков, содержащий не менее 10 рисунков по заданным темам (формат А 3).

3) Динамическое пособие (формат А 3).

4) Дидактическая таблица по одной из традиционных художественных росписей.

5) Дидактическая таблица по художественному конструированию.

 

Примерные вопросы к зачету (4 семестр)

1. Роль и место изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе общего развития и художественного воспитания школьников.

2. Цели, задачи и содержание занятий по изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе.

3. Сравнительный анализ типовых программ по изобразительному искусству.

4. Цели, задачи, структура и принципы планирования учебного материала в программе по изобразительному искусству «Изобразительное искусство» под редакцией В. С. Кузина

5. Цели, задачи, структура и принципы планирования учебного материала в программе по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского.

6. Цели, задачи, структура и принципы планирования учебного материала в программе по изобразительному искусству «Изобразительное искусство» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.

7. Рисование с натуры как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

8. Рисование и лепка по памяти как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

9. Композиционное рисование по представлению и воображению (тематическое рисование) как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

10. Декоративное рисование на плоскости на основе стилизации реальных форм и законов декоративной композиции как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

11. Декоративно-прикладная деятельность в объеме и пространстве как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

12. Художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

13. Эстетическое восприятие действительности как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

14. Художественное восприятие искусства (беседы об искусстве) как вид учебных занятий на уроках изобразительного искусства.

15. Основные этапы развития детского рисунка.

16. Учет возрастных особенностей в процессе преподавания изобразительного искусства.

17. Особенности методики обучения изобразительному искусству в дошкольном учреждении.

18. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе.

19. Особенности методики обучения изобразительному искусству в подростковых классах.

20. Занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству как арт-терапия.

Примерные вопросы к зачету (6 семестр)

Зачет состоит из теоретического (ответа на вопрос билета) и практического заданий.

Вопросы к зачету:

1. Уроки рисования с натуры (живопись, графика).

2. Организация и методика ведения уроков рисования с натуры.

3. Уроки тематического рисования.

4. Организация и методика ведения уроков тематического рисования.

5. Источники тем замыслов для тематического рисования.

6. Уроки декоративно-прикладной деятельности.

7. Организация и методика ведения уроков по декоративно-прикладной деятельности.

8. Уроки художественного конструирования.

9. Организация и методика ведения занятий по художественному конструированию.

10. Основные критерии оценки детских работ.

11. Беседы об искусстве и красоте окружающей действительности.

12. Организация и методика ведения уроков-бесед по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

13. Организация эстетического восприятия действительности.

14. Методика организации и ведения экскурсии.

15. Музыка и литература на уроках изобразительного искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.177.91 (0.171 с.)